Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие самооценки у старших дошкольников в совместной продуктивной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самооценки
у старших дошкольников в совместной продуктивной деятельности. 7

1.1 Основные
подходы к изучению самооценки у дошкольников в педагогических и психологических
исследованиях. 7

1.2 Психологические особенности развития самооценки у
детей старшего дошкольного возраста. 13

1.3 Возможности совместной продуктивной деятельности в
развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 19

Выводы по главе 1. 24

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
самооценки у старших дошкольников в совместной продуктивной деятельности. 27

2.1 Исследование уровня самооценки у старших дошкольников
(констатирующий этап) 27

2.2 Разработка и апробация психолого-педагогической
программы развития самооценки у старших дошкольников посредством совместной
продуктивной деятельности (формирующий этап) 33

2.3 Оценка эффективности внедрения
психолого-педагогической программы развития самооценки у старших дошкольников в
совместной продуктивной деятельности (контрольный этап) 38

Выводы по главе 2. 42

Заключение. 44

Список литературы.. 47

Приложения. 53

  

Введение:

 

Актуальность проблемы
исследования. Для современной системы образования центральной
проблемой является формирование личности. На это указывает и Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО) [45]. Так, целевым ориентиром этапа завершения периода дошкольного
детства, в соответствии с ФГОС ДО, является
сформированность определенных личностных качеств у дошкольников. Для этого ему необходимо
уметь анализировать свои действия, оценивать их с позиции «хорошо» и «плохо», адекватно понимать реакцию на его
действия по отношению к взрослым и сверстникам, действовать в соответствии с этим пониманием. Отношение к себе, своим
действиям и поступкам, отношение к людям
определяется самооценкой как центральным звеном саморегуляции, так значимого
для всех видов деятельности и общения. Именно поэтому, формированию самооценки как феномена
личности необходимо уделять
внимание уже в дошкольном возрасте. Актуальность формирования адекватной самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития общества
возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении
к другим людям,
так и к самому себе.

Вопросу изучения
самооценки у детей дошкольного возраста
уделено большое внимание в
психологической литературе. Так, вопросы ее развития, структуры, функций рассматриваются в исследованиях Э.К. Бадалян,
Л.И.Божович, В.С. Мухиной
и других ученых и практикующих психологов; психологические особенности, проблемы развития самооценки у старших дошкольников нашли отражение в трудах О.В.
Бакаевой, С.М. Валявко, Ю.В. Варданян,
Е.В. Гончаровой, А.М. Гусейновой, А.Ю. Ибраевой, Е.Г. Лихачевой, И.Р. Папиной, А.О. Филипповой и др. Развитие самооценки дошкольников в деятельности, в том числе, продуктивной исследовали Е.В. Водяных, И.О. Гарипова, И.А. Дубова, отметим недостаточную разработанность темы исследования.

Анализ
научной литературы позволил выявить наличие противоречия между высокими
требованиями программно-методических материалов к развитию самооценки у старших дошкольников и недостатком арсенала
методических средств для решения этой задачи. Данное противоречие порождает
проблему, заключающуюся в недостатке теоретических и практических
материалов, обеспечивающих успешность работы по развитию самооценки у детей
старшего дошкольного возраста
в совместной продуктивной деятельности.

Проблема исследования состоит в теоретическом и
экспериментальном обосновании психолого-педагогических условий развития самооценки у старших дошкольников в совместной продуктивной деятельности.

Объект
исследования – процесс развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия
развития самооценки у старших дошкольников в совместной продуктивной деятельности.

Гипотеза исследования

Предполагается, что процесс развития
самооценки у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее
эффективным в совместной продуктивной деятельности,
если

– развивающая
работа по данному направлению работы будет иметь системный, комплексный характер,

– педагог
будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста,

– будет реализован
личностно-ориентированный подход, обеспечивающий создание положительной мотивации
у детей, поддержку и помощь им в совместной продуктивной
деятельности,

– будет
проведен рефлексивный анализ созданного продукта.

Цель исследования – изучение психолого-педагогических
условий развития самооценки у старших дошкольников в совместной продуктивной деятельности.

В соответствии с гипотезой, целью исследования определены задачи

исследования:

1) рассмотреть основные подходы
к изучению самооценки у дошкольников в педагогических и психологических исследованиях;

2) выявить психологические особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста;

3) определить возможности совместной продуктивной деятельности
в развитии самооценки у детей старшего
дошкольного возраста;

4) организовать и провести исследование уровня самооценки у старших дошкольников;

5) разработать и апробировать психолого-педагогическую
программу развития самооценки у старших дошкольников в совместной продуктивной деятельности;

6) оценить эффективность внедрения
психолого-педагогической программы развития
самооценки у старших
дошкольников в совместной продуктивной деятельности.

Методами исследования определены: анализ научно-методической литературы; обобщение педагогического опыта; моделирование; педагогические наблюдение, педагогический эксперимент; диагностические исследования; методы математической статистики.

Практическая значимость исследования:
определены психолого- педагогические условия развития самооценки
у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности; результаты проведенного исследования можно будет использовать при организации образовательного процесса в условиях
дошкольного образовательной организации.

Базой исследования определено муниципальное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59», город Ярославль.

Структура работы: структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам
исследования и представлена введением, основной частью,
состоящей из двух глав, заключением, списком используемой литературы и приложениями, содержащими пояснительный материал.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ теоретических положений о развитии самооценки
дошкольников старшего возраста посредством совместной продуктивной деятельности
позволил сформулировать следующие выводы.

С точки зрения педагогов и психологов самооценку предлагается
понимать как оценку личностью себя, собственных качеств и своего места в рамках
социума.

Выделена взаимосвязь периодов становления самой личности и
место самооценки в этом процессе, в частности это отражено: в понимании своих
эмоций; в понимании уникальности своего «Я»; в восприятии себя в активной
деятельности; в оценке нравственных качеств именно социальной средой.

Старший дошкольный образ представляет собой период, который
характеризует значительные изменения в психическом развитии ребенка
способствующие становлению самооценки. На ее формирование влияет развитие
мотивационной сферы, произвольности, мышления, общения, самосознания.

Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте: возрастает
число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок; самооценка
от общей переходит к дифференцированной; возникает оценка себя во времени,
проявляющаяся в способности ставить перед собой цели на будущее.

В
большей степени самооценка у дошкольников старшего возраста связана с оценками
родителей и педагогов, данное является результатом растущей к окончанию
дошкольного возраста склонностью ребенка к согласию, коммуникации и к единству
своего отношения и оценки с внешним миром с оценкой и отношением взрослого.

Между характерными чертами выражения самооценки у детей
старшего дошкольного возраста и уровнем ее развития существует определенная
обусловленность.

Совместная продуктивная
деятельность дошкольников старшего возраста способствует формированию
адекватной самооценки. В совместной продуктивной деятельности ребенок получает
возможность увидеть и соотнести свой результат с результатами других детей.

Опытно
экспериментальная работа по проверке гипотезы, выдвинутой в начале исследования,
проводилась в три этапа:

1. Первичная
диагностика уровней самооценки у старших дошкольников (констатирующий
эксперимент).

2. Второй этап –
формирующий эксперимент включает в себя разработку и реализацию программы по
развитию самооценки у старших дошкольников в совместной продуктивной
деятельности.

3. На третьем этапе
организована контрольная диагностика (повторная) – по окончании формирующего
эксперимента, направленная на определение эффективности программы, направленной на
развитие самооценки у старших
дошкольников в совместной продуктивной деятельности.

По итогам
проведенного констатирующего исследования установлено высокое количество
дошкольников с завышенной самооценкой.

В ходе формирующего эксперимента реализована программа,
направленная на развитие самооценки у старших дошкольников в совместной
продуктивной деятельности.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной
работы доказана эффективность программы по развитию самооценки у старших
дошкольников в совместной продуктивной деятельности.

В ходе формирующего эксперимента созданы
психолого-педагогические условия для успешного развития самооценки
у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности:

– системный, комплексный характер развивающей работы по данному направлению;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

– реализация
личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего создание положительной
мотивации у детей, поддержку и помощь им в совместной продуктивной
деятельности;

– организация
и проведение рефлексивного анализа созданного продукта.

Таким
образом, совместная продуктивная деятельность – эффективное средство развития
самооценки у старших дошкольников. Она вызывает яркие эмоции, переживания,
занятия организованы в доступной и интересной форме, занятия совместной продуктивной
деятельностью позволяют учитывать возможности каждого ребенка, учат
преодолевать трудности в общении, учат свободно вступать в обсуждение продуктов
деятельности. В совместной продуктивной
деятельности старший дошкольник получает возможность увидеть и соотнести свой
результат с результатами других детей.

Рефлексивный анализ играет важную роль в
формировании адекватной самооценки дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы
развития самооценки у старших дошкольников в совместной продуктивной
деятельности 1.1 Основные подходы к
изучению самооценки у дошкольников в педагогических и психологических
исследованиях Одной из актуальных тем в психологии и педагогике является
формирование самооценки личности. Самооценка
интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное
участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика
личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой
личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира [20, с. 59].

Самооценка
является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его
отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во
множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает
в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения [34, с. 15].

В общем понимании самооценка – это система
представлений о себе, своих возможностях; оценка своих достоинств и
недостатков, способностей, качеств, чувств,
эмоций. Самооценка выполняет различные функции, наиболее важные из которых – регуляторная, защитная,
адаптационная. Посредством данных функций обеспечивается принятие личностью задач и выбора решений; поддерживается относительная стабильность личности
и ее независимость; осуществляется
приспособление к социуму и окружающему миру. Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на дальнейшее
развитие его личности. В современной психологии выделяют следующие
уровни самооценки: заниженную, адекватную и завышенную. При адекватной самооценке субъект реалистично оценивает
себя, свои поступки,
качества, недостатки. Завышенная самооценка характеризуется завышением в оценке собственных возможностей, собственной значимости. При заниженной самооценке, напротив, происходит чрезмерное принижение себя субъектом
[46, с. 83].

Исследователи отмечают,
что в дошкольном возрасте создаются
возможности для воспитания элементов самосознания, одним из которых
является самооценка [29, с.
159].

Дошкольный
период детства – это тот возрастной этап, когда ребенок
начинает осознавать самого себя, свои потребности
и мотивы в мире человеческих отношений; необходимо создавать благоприятные условия для воспитания
элементов самосознания, в частности самооценки.
B.C. Мухина считает, что самосознание является пониманием со стороны ребенка себя, своих качеств,
отношения окружающих к нему, причины этого отношения [31].

Наиболее явным представлением самосознания выступает именно самооценка: оценивание ребенком своих достижений и неудач, качеств
и возможностей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности
ребенка. В ее основе лежит самосознание, так как на определенной ступени
развития самосознание становится самооценкой. Самооценка аккумулирует в себе весь жизненный опыт личности [26, с.
229].

Самооценка как центральное личностное образование, имеет большую
ценность в целом т.к. определяет как поведение человека, так и его
успешную социальную адаптацию [20, с. 61].

Отечественный психолог
А.В. Петровский отмечает,
что самооценка тесно
связана с уровнем требований человека,
то есть степенью трудности целей, которые
он ставит перед собой. Расхождение между требованиями и настоящими возможностями человека ведет к тому, что он начинает
неверно себя расценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты
деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке) [цит. по:
35, с. 186].

Так, Л.С. Выготский рассматривает самооценку как обобщенное т.е. стабильное,
внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Он считает, что самооценка
помогает в общении с другими людьми,
определяет отношение ребенка к самому себе. Б.Г. Ананьев считает самооценку важной составляющей
самосознания, которая проявляется в оценке
личности самого человека,
его физических и психических возможностей, качеств, своего положения
в социуме. Самооценка является важным фундаментом в формировании личности
человека. Это во многом определяет межличностные отношения и отношение к себе [цит. по: 33,
с. 650].

Л.И. Божович
рассматривают самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важное звено мотивационно- потребностной сферы личности
ребенка [7, с. 47].

Л.И.
Божович, рассматривая самооценку личности, выделяя ее уровни, обращает внимание на составляющие уровня самооценки.
Взрослый человек, а ребенок и тем более, не устанавливает связи между своими поступками и качествами личности.
Свое «Я» человек
оценивает лишь по определенным непосредственным внешним результатам
деятельности. Эти результаты могут быть всецело
обусловлены стечением внешних
обстоятельств, самооценка имеет
тенденцию к необъективности, что по определению Л.И. Божович, является первым уровнем –
процессуально-ситуативным. Второй уровень –качественно-ситуативный, когда человек не абстрагирует качество
от поступка и не осознает, что качество личности
выражается намного богаче и сложнее,
нежели отдельный акт
поведения. Третий уровень качественно-консервативный – в самооценке принимает
констатация уже достигнутого ранее уровня развития
свойств личности. В результате самооценка имеет тенденцию к консервативности и недостаточной
объективности. Четвертый уровень качественно-динамический для него характерно то, что самооценка
личности дается с учетом ее отношения к самовоспитанию. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и активным процессом [6].

Существует несколько составляющих компонентов
самооценки, первый компонент – когнитивный, а второй взаимодополняющий компонент – эмоциональный. Рассмотрим более подробно данные
компоненты. Когнитивный компонент, прежде всего, представляет
собой некую базу знаний о том, каким может
быть сам человек, а также какими качествами может он обладать. В данную характеристику входит, то как
человек проявляет себя в общении, какие могут быть у него достижения в той или иной деятельности, а также нравственные характеристики. Здесь большую
роль играет развитие
познавательных процессов и расширение круга общения (общение
со взрослыми и сверстниками), которые
послужат в накоплении знаний о личности.
Рассмотрим второй эмоциональный компонент (аффективный – отношение к себе). Аффективная часть образа,
абстрагированная от знания, выступает как самооценка ребенка,
а когнитивная – как представления ребенка о себе, в содержание которых входит отражение своих свойств, качеств,
возможностей. В образе
себя есть центр, или ядро и периферия. В центре в наиболее переработанной форме содержится знание ребенка о себе как о субъекте,
личности, в нем берет начало общая самооценка, а также представлены личностно значимые отношения к окружающим людям и миру
предметов. Ядро образа «Я»
обеспечивает такую характеристику внутреннего мира как чувство идентичности – переживание постоянства,
преемственности и тождественности с самим
собой. Благодаря этому
чувству ребенок

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы