Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие речевой активности у детей раннего возраста через знакомство с русскими народными сказками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретическое изучение развития речевой активности у детей раннего возраста через знакомство с русскими народными сказками 5

1.1. Особенности развития речевой активности у детей раннего возраста 5

1.2. Русские народные сказки как средство развития речевой активности детей раннего возраста 15

Выводы по главе 1 21

Глава 2. Эмпирическое исследование развития речевой активности у детей раннего возраста через знакомство с русскими народными сказками 23

2.1. Проведение исследования уровня развития речевой активности у детей раннего возраста 23

2.2. Организация работы по развитию речевой активности у детей раннего возраста через знакомство с русскими народными сказками 34

Выводы по главе 2 38

Глава 3. Конспекты занятий по работе с русской народной сказкой при развитии речевой активности у детей раннего возраста 40

3.1. Занятия-инсценировки русских народных сказок для развития речевой активности 40

3.2. Анализ проведенной работы 59

Выводы по главе 3 65

Заключение 67

Список литературы 70

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Изменения в обществе вызвали новые социальные процессы, затрагивающие вопросы внимания и отношения государства к семье, к детям, осознание необходимости прогнозирования перспектив развития каждого ребенка с раннего возраста. Личность ребенка – это продукт всего общества, начиная с рождения, прежде всего с отношений в семье, дошкольного учреждения и школы, в которые ребенок последовательно включается. Изучение проблемы развития речевой активности у детей раннего возраста имеет огромную актуальность в настоящее время.

Речь — это один из ключевых навыков, необходимых для успешной социализации и обучения в будущем. Дети, которые имеют проблемы с речью, могут испытывать трудности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, что может повлиять на их психологическое состояние и самооценку. Научные исследования в области активации речи детей раннего возраста позволяют разрабатывать более эффективные методики и инструменты для диагностики и лечения проблем. Это может привести к улучшению качества жизни детей и снижению затрат на здравоохранение.

В целом, изучение проблем речевого развития детей дошкольного возраста является важной задачей, которая может привести к улучшению жизни детей и повышению их шансов на успешное будущее.

Несвоевременное обнаружение и лечение проблем речевого развития может привести к серьезным последствиям для ребенка. Например, дети с задержкой речевого развития могут испытывать трудности с обучением в школе, что может привести к низкой успеваемости и отставанию от сверстников.

Изучение данного вопроса позволяет рано выявлять проблемы и начинать лечение, что повышает шансы на успешное преодоление этих проблем. Ранняя помощь также может уменьшить или предотвратить возможные последствия для детей. Такой технологией может выступать знакомство детей с русскими народными сказками. Сказка дает возможность для познания детьми различных сторон окружающей действительности, тем самым знакомя детей с различными сторонами речи.

Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие.

Среди современных исследователей изучавших влияние устного народного творчества на речевое развитие детей раннего возраста следует отметить С. Алиеву, Л. Березовскую, Н. Гавриш, Н. Карпинскую, Е. Короткова, Н. Насруллаева, Н. Орланова, Ю. Руденко, О. Ушакова, Л. Фесенко и др.

Цель исследования заключается в проведении работы по активации речи детей раннего возраста с помощью использования русских народных сказок на занятиях.

Гипотеза исследования: уровень речевой активности детей раннего возраста будет эффективным если:

1. Жанры устного народного творчества будут использоваться в работе.

2. Соблюдение технологии включения русских народных сказок в образовательный процесс.

Объект исследования: речевая деятельность у детей раннего возраста.

Предмет исследования: влияние русских народных сказок на развитие речи детей раннего возраста.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы развития речевой активности у детей раннего возраста.

2. Изучить русские народные сказки как средство развития речевой активности детей раннего возраста.

3. Провести исследование уровня развития речевой активности у детей раннего возраста.

4. Организовать работу по развитию речевой активности у детей раннего возраста через знакомство с русскими народными сказками.

5. Проанализировать результаты проведенной работы.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:

1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.

Теоретическая основа исследования:

— учение о зонах актуального и ближайшего развития Л.С. Выготского;

— учение Р.Е. Левиной о системном строении речи;

— современные научные достижения в области психолингвистики (Н.И. Жинкин, Н.А. Гвоздев, Т.В. Ахутина, В.П. Глухов и др.);

— идеи использования фольклора в образовательной деятельности детей (Б.Ф. Астафьев, О.В. Лебедева, С.М. Миропольский и др.).

Теоретическая значимость заключается в использовании материала для дальнейшего изучения вопросов речевого развития детей раннего возраста, а также для выявления особенностей влияния русской народной сказки на развитие речи детей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке работы с детьми раннего возраста с использованием русской народной сказки. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, работающих с детьми раннего возраста, студентов педагогических специальностей, логопедов и родителей.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста является одной из ключевых задач в работе детского сада. Этот период в жизни ребенка является наиболее важным для формирования и развития речи, так как именно в этом возрасте у детей формируются основы речевой деятельности, что позволяет им успешно общаться и взаимодействовать со своим окружением.

Важность развития речи у детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что развитие речи является ключевым фактором в развитии мышления и познавательных способностей. Через речь ребенок выражает свои мысли, описывает свои впечатления и переживания, а также участвует в общении со сверстниками и взрослыми. Развитие речи способствует формированию кругозора, развитию интеллектуальных способностей и способности к абстрактному мышлению.

Развитие речи способствует развитию социальных навыков. Общение с другими людьми является неотъемлемой частью нашей жизни, и умение свободно и правильно общаться является ключевым фактором для успешной адаптации в обществе. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста помогает им учиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учиться слушать других и выражать свои мысли.

Воспитатели и педагоги в детских садах должны создавать условия, которые способствуют развитию речи у детей. Это может быть организация специальных занятий, игр и различных активностей, которые направлены на развитие речи. Например, знакомство с русскими народными сказками может стать одним из методов, которые помогут развивать речь у детей.

Ознакомление с народными сказками не только является интересным и увлекательным занятием, но и способствует формированию речи у детей. Сказки помогают развивать словарный запас, учат правильно строить предложения и выражать свои мысли. Кроме того, сказки развивают фантазию и воображение, что также является важным аспектом в развитии речи.

В целом, развитие речи у детей младшего дошкольного возраста является важной задачей для детских садов и педагогов. От правильного подхода к организации обучения речи зависит не только успешность адаптации ребенка в школе, но и его развитие в целом. Поэтому, знакомство с русскими народными сказками является одним из способов, которые могут помочь в развитии речи у детей. Однако, необходимо учитывать, что каждый ребенок уникален, и методы обучения речи должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям каждого ребенка.

В данной работе было рассмотрено влияние знакомства с русскими народными сказками на развитие речевой активности детей раннего возраста. Были проанализированы результаты исследований, которые показали, что работа со сказками может иметь положительный эффект на активизацию речи у детей.

Одним из основных результатов исследований является то, что занятия со сказками способствуют расширению словарного запаса у детей. Сказки помогают детям познакомиться со множеством новых слов и их значениями. Кроме того, занятия со сказками помогают детям учиться грамматическим конструкциям, правильному использованию времен и многим другим аспектам речи.

Еще одним важным результатом исследований является то, что работа со сказками способствует развитию коммуникативных навыков у детей. В процессе занятий дети учатся выражать свои мысли, слушать других и отвечать на их вопросы. Это помогает им улучшить свою способность к общению и снизить уровень коммуникативной тревожности.

Кроме того, занятия со сказками помогли детям улучшить свою память и воображение. Сказки содержат множество ярких образов и событий, которые помогают детям учиться запоминать информацию и визуализировать ее. Это может быть полезно во многих аспектах жизни, не только в развитии речи.

В заключение, можно сделать вывод, что работа со сказками может быть эффективным методом для развития речевой активности у детей раннего возраста. Сказки помогают детям расширить свой словарный запас, улучшить звуковую сторону речи и грамматику и коммуникативные навыки, а также развить свою память и воображение. Родители, педагоги и другие взрослые могут использовать сказки для развития речевой активности у детей, используя различные методы работы со сказками.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение развития речевой активности у детей раннего возраста через знакомство с русскими народными сказками

1.1. Особенности развития речевой активности у детей раннего возраста

Важнейшим достижением раннего детства является овладение речи, предполагающей овладение родным языком, выработка умения пользоваться им как средством познания окружающего мира и себя, усвоения приобретенного человечеством опыта, саморегуляции, общения и взаимодействия людей.

Развитие речи у детей дошкольного возраста проходит через несколько периодов, каждый из которых характеризуется определенными особенностями:

Период младенчества (от рождения до 12 месяцев) — в этот период ребенок начинает издавать звуки, наблюдает за движениями губ и языка родителей, анализирует интонацию и ритм речи. В начале этого периода ребенок произносит глухие и звонкие гласные звуки, затем начинает издавать сочетания согласных и гласных звуков, такие как «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма». В конце этого периода ребенок может произносить отдельные слова, например, «мама» или «папа».

Период раннего детства (от 12 до 24 месяцев) — в этот период ребенок начинает произносить отдельные слова и сочетания слов, понимать простые инструкции и выражать свои желания и потребности. Ребенок может произносить слова, такие как «да», «нет», «молоко», «киса», «игра», «книга». Ребенок также может использовать жесты и мимику для выражения своих мыслей и чувств.

Период среднего детства (от 2 до 3 лет) — в этот период ребенок продолжает развивать свою речь, учиться произносить все больше слов, формулировать простые предложения, понимать более сложные инструкции и задавать вопросы. Ребенок может использовать слова, чтобы описать предметы, действия и эмоции, и может использовать связующие слова, такие как «и», «но», «потому что». Ребенок может задавать простые вопросы, такие как «почему?» и «где?», и может понимать простые ответы.

Период позднего детства (от 3 до 4 лет) — в этот период ребенок продолжает развивать свою речь, учиться произносить сложные слова и предложения, понимать более сложные концепты и заниматься более сложной речевой деятельностью, такой как повествование, объяснение и обсуждение. Ребенок может использовать более сложные связующие слова, такие как «тоже», «пока», «потому что», «если», «когда». Ребенок может говорить о прошлых событиях и будущих планах, и использовать прилагательные и наречия для описания предметов и действий. Ребенок может задавать более сложные вопросы, такие как «как?», «кто?», «что?», «где?», «почему?», и может понимать более сложные ответы.

Кроме того, на протяжении всего дошкольного возраста ребенок учится расширять свой словарный запас и узнавать новые слова, учиться правильно произносить и склонять слова, и учиться использовать социальные навыки, такие как общение с другими людьми и уважение к другим.

Особенности активации речевого развития заключаются в наличии у ребенка раннего возраста экспрессивной и импрессивной речи.

Экспрессивная и импрессивная речь являются двумя важными аспектами развития речи у дошкольников. Экспрессивная речь относится к способности ребенка выражать свои мысли и чувства, а импрессивная речь — к способности понимать и интерпретировать сообщения, полученные от других людей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы