Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Характеристика речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 6
1.2. Содержание логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 26
2.1. Выявление уровня развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 26
2.2. Программа формирующего эксперимента 35
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Введение:
Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным образовательным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) дети старшего дошкольного возраста должны хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах. Однако в настоящее время растет количество детей, у которых встречаются речевые расстройства, в особенности, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. Незначительно выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стертой формы дизартрии. Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством артикуляции, но и нарушением речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания является важным направлением в логопедической работе при стертой дизартрии. Нормальное звукообразование обеспечивается правильным дыханием, от которого зависит громкость, четкое соблюдение пауз, сохранение выразительности и плавности. Дыхание у детей с нарушениями развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания и дополнительные вдохи. Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией важно уделить особое внимание данному процессу.
Проблемами стертой дизартрии и развития речевого дыхания занимались такие исследователи как Е.Ф. Архипова, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичева и т.д.
Несовершенства речевого дыхания отрицательно влияют на развитие детей, а также могут сказываться на будущем школьном обучении. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, говорят тихо и не могут произнести длинную фразу. При невозможности рационально использовать выдох, ребёнок может недоговаривать слова в предложении или договаривать их шёпотом. Для того, чтобы закончить длинную фразу, ребёнок вынужден добирать воздух и говорить на вдохе. В таком случае речь становится нечёткой и неплавной. Укороченный выдох вынуждает ребенка говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз, при этом страдает развитие грамматического строя речи, появляется нечёткое произнесение окончаний, что будет препятствовать правильному согласованию слов в предложении. Впоследствии данные факторы могут мешать детям учиться, а также развивать свои коммуникативные навыки.
Однако, несмотря на уже существующие исследования, проблема развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией является актуальной и в настоящее время.
Цель исследования: теоретическое изучение и экспериментальное исследование развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования: характеристика речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Гипотеза исследования: предполагаем, что логопедическая работа по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией будет результативной, при следующих условиях:
направленности на развитие объема, длительности и силы речевого дыхания;
соблюдении этапности в работе;
включения игр, дыхательной гимнастики и голосовых упражнений в ход образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
2. Рассмотреть содержание логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3. Выявить уровень развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
4. Представить и апробировать программу формирующего эксперимента.
5. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования;
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 260», г. Новокузнецк.
Заключение:
В результате выполнения работы были получены следующие результаты и выводы.
Под речевым дыханием в данной работе понимаем способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. В речевом дыхании различают объем, длительность и силу. У детей со стертой дизартрией объем легких ниже нормы, объем речевого дыхания также ниже. Такие дети перед началом речи вдыхают недостаточный объем воздуха. Длительность речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями сокращена, дети часто делают дополнительные вдохи для произнесения фразы. При этом сила речевого дыхания у детей будет снижена, а речевой выдох при этом укорочен. При стертой дизартрии ритм дыхания не регулируется, в момент речи оно учащенное, после произнесения отдельных слогов и слов ребенок делает судорожные поверхностные вдохи, сила выдоха укорочена, дыхание обладает небольшой длительностью, отличается недостаточно большой силой, малым объемом.
Изучением особенностей речевого дыхания у детей дошкольного возраста занимались такие авторы и исследователи как Л.И. Белякова, О.О. Бережных, Я.А. Буровцева, Ю.С. Журавлева и т.д.
На основе анализа специальной, психолого-педагогической и научно-методической литературы было выявлено, что содержание логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией должно соответствовать конкретным условиям: должно быть направлено на развитие объема, длительности и силы речевого дыхания, следовать конкретным этапам, включать игры, дыхательную гимнастику и голосовые упражнения. При этом этапы развития речевого дыхания должны включать: выработку его объема, необходимого для правильного произношения; этап по увеличению длительности дыхания; этап тренировки силы речевого дыхания и умения на одном выдохе произнести фразу, состоящую из трех – шести слов.
Для доказательства гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение «Детский сад № 260» г. Новокузнецк, в период с 23.01.2023 по 14.02.2023 в котором приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. В ходе проведения серии заданий диагностической методики Е.Ф. Архиповой было проанализировано состояние объема, длительности и силы речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
На констатирующем этапе исследования детей с высоким уровнем речевого дыхания по всем трем показателям: объем, длительность и сила не выявлено, при этом определено 40% детей со средним уровнем объема речевого дыхания, 30% детей со средним уровнем длительности речевого дыхания, 20% детей со средним уровнем силы речевого дыхания. Также по результатам обнаружено 60% детей с низким уровнем объема речевого дыхания, 70% детей с низким уровнем длительности речевого дыхания, 80% детей с низким уровнем силы речевого дыхания.
Основу для разработки программы формирующего эксперимента составили результаты констатирующего эксперимента и положения гипотезы исследования. Формирующий эксперимент проводился с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в экспериментальной группе. Был составлено тематическое планирование логопедической работы по развитию речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и представлено содержание занятий.
В рамках формирующего этапа работы было разработано и проведено 12 занятий по развитию речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Данный этап включал три основных этапа: выработку объема речевого дыхания, работу по увеличению длительности речевого дыхания, тренировку силы речевого дыхания. В ходе данной деятельности применялись игры, дыхательная гимнастика и голосовые упражнения. Для проверки эффективности представленной формирующей
Заключительным этапом исследования стал контрольный эксперимент. По результатам детей с высоким уровнем речевого дыхания по всем трем показателям: объем, длительность и сила не выявлено. Было обнаружено 70% детей со средним уровнем объема речевого дыхания, 60% детей со средним уровнем длительности речевого дыхания, 60% детей со средним уровнем силы речевого дыхания. Было выявлено 30% детей с низким уровнем объема речевого дыхания, 40% детей с низким уровнем длительности речевого дыхания, 40% детей с низким уровнем силы речевого дыхания.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов показали, что:
по первой серии заданий на 30% повысилось число детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией со средним уровнем сформированности объема речевого дыхания;
по второй серии заданий на 30% повысилось число детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией со средним уровнем сформированности длительности речевого дыхания;
по третьей серии заданий на 40% повысилось число детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией со средним уровнем сформированности силы речевого дыхания.
В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод, что в экспериментальной группе после формирующего эксперимента улучшилось речевое дыхание у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Соответственно, представленная работа является эффективной и позволяет успешно развивать речевое дыхание детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования, поставленная во введении, полностью доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Характеристика речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Дыхание, помимо своей основной физиологической функции – осуществления газообмена, обеспечивает ещё и такую функцию, как речь, то есть является одним из компонентов речевой деятельности человека.
Л.И. Белякова определяет речевое дыхание как систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания [5].
По мнению О.О. Бережных, под речевым дыханием понимают способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе [7].
Я.А. Буровцева отмечает, что речевое дыхание – управляемый процесс, источник образования звуков и голоса, с помощью которых формируется речь [9].
Речевое дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию [4].
С точки зрения Ю.С. Журавлевой, речевое дыхание – это высококоординированный акт, при котором дыхание и артикуляция строго соотносятся в речевом высказывании. Так, речевое дыхание является базой для всей звучащей речи, которая служит источником звукообразования и голосообразования [15].
С точки зрения К.Ю. Левчук, речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. При правильном речевом дыхании возможно добиться максимальной звучности и научиться более экономно тратить воздух при наименьшей затрате мышечной энергии речевого аппарата. Развитие речевого дыхания у детей начинается параллельно с появлением речи [22].
Е.Р. Султангараева отмечает, что речевое дыхание – это процесс дыхания во время речи. А именно умение в процессе высказывания осуществлять короткий глубокий вдох и постепенно использовать воздух для логичного завершения предложения или фразы [39]. Правильно организованное речевое дыхание позволяет голосовому аппарату работать без излишнего напряжения, используя логические остановки для расслабления связок, сохраняет плавность речи, позволяет использовать всё многообразие интонационных средств выразительности, соблюдать паузы и т. д.
Речевое дыхание можно определить «…как дыхательную механику, используемую для вдоха перед речью и для создания и поддержания субглоточного давления воздуха при производстве речи», утверждает Ю.О. Филатова [43].
Проанализировав разные точки зрения на понятие речевого дыхания, было определено, что это способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.
В речевом дыхании различают объем, длительность и силу.
По мнению Ю.О. Филатовой, объем речевого дыхания – это объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого при спокойном дыхании. В свою очередь его длительность – это период времени выдоха, который в норме длится в 2-3 раза дольше, чем вдох. Сила речевого дыхания – это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит речь [45].
В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий вдох, чем в покое. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (речевой выдох). Поэтому развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста позволяет в дальнейшем успешно развивать устную речь и связные высказывания [45].
При нормальном развитии речевого дыхания вдох производится только через нос. У детей в речевом развитии объем легких и объем речевого дыхания является достаточным, то есть объем вдыхаемого воздуха перед началом речи является достаточным для произнесения фразы. Длительность речевого дыхания у детей соответствует тому, что в речи дети не делают дополнительных вдохов и могут произнести предложения различной длины на одном дыхании. Сила речевого дыхания является достаточной для совершения речевого вдоха и выдоха.
Процесс развития речевого дыхания у ребенка происходит одновременно со становлением речи. В возрасте 0-6 месяцев развитие дыхательной системы, помимо удовлетворения нужд организма в кислороде, идет и применительно к обеспечению голосовых реакций, таких как крик, гуление и лепет. Дыхание в этот период обеспечивает реализацию голосового ответа новорождённого на внутренние и внешние раздражители [2].
В процессе развития гуления и лепета происходит уточнение центральных механизмов координации артикуляции и дыхания, лежащих в основе процесса порождения звучной речи. На этом этапе происходит развитие фонационного дыхания, которое обеспечивает звучание голоса и служит его энергетической базой [15].
Исследования показывают, что к третьему году жизни у детей в процессе выдоха наблюдается произнесение лишь отдельных одно-двуслоговых слов. Фразовая речь детей этого возраста характеризуется неплавностью, связанной с задержками дыхания, как в фазе вдоха, так и выдоха, дополнительными доборами воздуха в процессе произнесения короткого высказывания. Данные явления свидетельствуют о незрелости координационных взаимоотношений между артикуляцией и дыханием в процессе устной речи, отсутствии хорошо развитого речевого дыхания [7].
К 6-ти годам дети произносят на одном речевом выдохе простые фразы, состоящие из 3-4 коротких и знакомых по значению слов. При этом усложнение содержания высказывания в семантическом, лексическом или грамматическом плане нарушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, страдает интонационная завершённость высказывания [31].
Перечисленные закономерности развития дыхательной функции свидетельствуют о поэтапном формировании функциональной системы дыхания у человека. Если в норме в онтогенезе речевое дыхание развивается спонтанно, в процессе постепенного становления фразовой речи, то при речевой патологии процесс его развития имеет свои особенности. Помимо существенного отставания его развития по времени, некоторые авторы выделяют специфические особенности дыхания, соотносимые с видом речевых расстройств.
По статистике, наиболее распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста является дизартрия. Она выражается в нарушениях фонематических компонентов речевой функциональной системы родного языка и возникает вследствие микроорганического поражения головного мозга, которое ведет за собой нарушение чувствительности артикуляционного аппарата к звукам речи. В результате этого нарушается функция артикуляции, а также мышечный тонус речевой и мимикрической мускулатуры человека [3].