Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие пространственного мышления младших школьников посредством упражнений на конструирование.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития пространственного
мышления младших школьников посредством упражнений на конструирование. 6
1.1. Сущность понятия пространственного мышления, его
структура и виды 6
1.2. Роль упражнений на конструирование в развитии
пространственного мышления младших школьников. 17
1.3. Анализ УМК по математике с точки зрения формирования
пространственного мышления у младших школьников. 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
пространственного мышления младших школьников посредством упражнений на
конструирование 32
2.1. Диагностика начального уровня пространственного
мышления младших школьников. 32
2.2. Содержание работы по развитию пространственного
мышления младших школьников посредством упражнений на конструирование. 44
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.. 52
Заключение. 62
Список литературы.. 66
Приложение. 71
Приложение 1. 71
Приложение 2. 76
Введение:
Актуальность исследования.
Пространственное мышление – важный компонент психического развития человека,
значимость которого неоднократно подчеркивали педагоги и психологи. В связи с
этим одной из основных задач школы является развитие пространственного мышления
школьников, которое заключается в способности создавать образы в трехмерном
пространстве. Важность научного исследования пространственного мышления
отмечали многие отечественные и зарубежные психологи: Пиаже Ж, Б.Г. Ананьев,
И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович, С.Д. Смирнова, Б.Г. Ананьева, Е.Ф. Рыбалко,
В. М. Гордона, и др.
Отличительной
особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей
измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики
пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение
в пространстве и т.п. Особенно это стало актуальным в период современности,
когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных
обозначений.
Развитие
пространственного мышления имеет важное место во всестороннем развитии
школьников, так и в формировании профессиональных умений. Пространственное
мышление является необходимым навыком, с помощью которого выполняются
большинство видов как умственных, так и бытовых задач, что способствует
адаптации человека в социуме.
Важность
формирования пространственного мышления младших школьников также отражается в
требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, которые предусматривают овладение школьниками основами
алгоритмического, логического мышления, пространственного воображения,
математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, развитие умений
использовать математические знания для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений.
Особое
внимание развитию этого вида мышления необходимо уделять в младшем школьном
возрасте, когда наиболее активно у ребенка развиваются когнитивные процессы:
восприятие, память, мышление, речь, воображение.
Изучая
геометрический материал на начальной ступени школьного образования, учащиеся
знакомятся с различными видами форм геометрических фигур, познают мир разными
способами. Оперирование пространственными образами объединяет разные виды
трудовой и учебной деятельности.
В
настоящее время существует противоречие между наличием разработанных методов и
приемов формирования пространственного мышления в психологии и методике и
отсутствием системы заданий, которая способствовала бы ее формированию у
учащихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого
уровня сформированности у выпускников начальной школы пространственного
мышления, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы
учащихся. Сейчас нужны новые подходы к формированию пространственного мышления
учащихся, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего
лучше всего использовать метод конструирования.
Объект исследования
– процесс развития пространственного мышления младших школьников.
Предмет исследования
– особенности развития пространственного мышления младших школьников
посредством упражнений на конструирование.
В
основу исследования положена следующая гипотеза
исследования: развитие пространственного мышления младших школьников будет
эффективным, если подобрать комплекс упражнений на конструирование.
Цель исследования
– изучить и экспериментально проверить
влияние упражнений
на конструирование на развитие пространственного мышления младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия пространственного
мышления, его структура и виды.
2. Рассмотреть роль упражнений на
конструирование в развитии пространственного мышления младших школьников.
3. Проанализировать УМК по математике с точки
зрения формирования пространственного мышления у младших школьников.
4. Провести диагностику начального уровня
пространственного мышления младших школьников.
5. Представить содержание работы по развитию
пространственного мышления младших школьников посредством упражнений на
конструирование.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной
работы.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы; метод систематизации
теоретического и практического опыта; педагогический эксперимент; тестирование;
количественный и качественный анализ экспериментальной работы.
Структура работы: выпускная
квалификационная
Заключение:
Глава 1. Теоретические основы развития
пространственного мышления младших школьников посредством упражнений на
конструирование
1.1. Сущность понятия пространственного мышления,
его структура и виды
Ребенок
уже в раннем детстве обучается различать форму, размер, положение и перемещение
геометрических фигур в конкретном направлении. Развитие у детей
зрительно-пространственных представлений захватывает достаточно длительный
период. Значимую роль в данном процессе играет не только непосредственное
зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные воздействия детей с
данными предметами, которые позволяют ему приобрести понимание о форме и
величине окружающих его небольших предметов и научиться по разным признакам,
отличать их друг от друга.
Чтобы
всесторонне познавать окружающую действительность, необходимо пользоваться
наивысшим познавательным процессом – мышлением.
Проблематика
развития мышления, включая пространственное изучалась в науке специалистами
разных областей: педагогами, философами, психологами: Л.С. Выготский, П. Я.
Гальперин, А.В. Петровский [8].
Как
отмечал А.В. Петровский, «мышление является необходимым элементом творческой
деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а
также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда
проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [28].
Из
высказывания следует, что автор находит близкую связь между мышлением и
воображением, возникающим в такой ситуации, когда необходимо отыскать новые
решения какой-то определенной проблемы. При этом, опережающее отражение
действительности, которое непосредственно проходит в мышлении, по мнению А.В.
Петровского, происходит в форме образов и красочных представлений, в то же
время, опережающее отображение в протекании процесса мышления совершается путем
оперирования понятиями, дающими возможность лаконично познавать мир.
У
таких психологов, как Р.С. Немов, И.В. Дубровина, С.Л. Рубенштейн, была своя
точка зрения по поводу мышления. Они считали, что мышление – это способность
человека вызывать в памяти определенные представления и, на их основании, создавать
образ, обязательно опираясь на предшествующий опыт [22].
Создатель
науки о высшей нервной деятельности И.П. Павлов также упоминает о неразрывно
связи единства анализа и синтеза: «Мышление непременно начинается с ассоциаций,
с синтеза, затем идет соединение работы синтеза с этим анализом. Анализ имеет
свое основание, с одной стороны, в анализаторной способности наших рецепторов,
периферических окончаний, а с другой стороны, в процессе торможения,
развивающемся в коре больших полушарий головного мозга и отделяющим то, что не
соответствует действительности, от того, что соответствует действительности»
[23].
Таким
образом, мышление – это отражение действительности (опосредованное и обобщенное),
вид умственной деятельности, состоящей в познании сущности явлений и вещей,
логических связей и отношений между ними.
Среди
всех типов мышления (конкретно-действенное, наглядно-образное, эмпирическое,
теоретического и др.), пространственное мышление занимает особое место. Пространственное
мышление является одним из вариантов образного мышления, обладающее всеми
типичными свойствами образного мышления, и имеет свои специфические черты.
Проблемой формирования
пространственного мышления занимались многие ученые психологи: Б.Г. Ананьев,
О.С. Гурова, E.H. Кабанова-Меллер, И.Л. Каплунович, А.Н. Леонтьев, Д.Д.
Мордухай-Болтовской, Ж. Пиаже, C.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, ФЛ. Шемякин, И.С.
Якиманская и др. В
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития
пространственного мышления младших школьников посредством упражнений на
конструирование
1.1. Сущность понятия пространственного мышления,
его структура и виды
Ребенок
уже в раннем детстве обучается различать форму, размер, положение и перемещение
геометрических фигур в конкретном направлении. Развитие у детей
зрительно-пространственных представлений захватывает достаточно длительный
период. Значимую роль в данном процессе играет не только непосредственное
зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные воздействия детей с
данными предметами, которые позволяют ему приобрести понимание о форме и
величине окружающих его небольших предметов и научиться по разным признакам,
отличать их друг от друга.
Чтобы
всесторонне познавать окружающую действительность, необходимо пользоваться
наивысшим познавательным процессом – мышлением.
Проблематика
развития мышления, включая пространственное изучалась в науке специалистами
разных областей: педагогами, философами, психологами: Л.С. Выготский, П. Я.
Гальперин, А.В. Петровский [8].
Как
отмечал А.В. Петровский, «мышление является необходимым элементом творческой
деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а
также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда
проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [28].
Из
высказывания следует, что автор находит близкую связь между мышлением и
воображением, возникающим в такой ситуации, когда необходимо отыскать новые
решения какой-то определенной проблемы. При этом, опережающее отражение
действительности, которое непосредственно проходит в мышлении, по мнению А.В.
Петровского, происходит в форме образов и красочных представлений, в то же
время, опережающее отображение в протекании процесса мышления совершается путем
оперирования понятиями, дающими возможность лаконично познавать мир.
У
таких психологов, как Р.С. Немов, И.В. Дубровина, С.Л. Рубенштейн, была своя
точка зрения по поводу мышления. Они считали, что мышление – это способность
человека вызывать в памяти определенные представления и, на их основании, создавать
образ, обязательно опираясь на предшествующий опыт [22].
Создатель
науки о высшей нервной деятельности И.П. Павлов также упоминает о неразрывно
связи единства анализа и синтеза: «Мышление непременно начинается с ассоциаций,
с синтеза, затем идет соединение работы синтеза с этим анализом. Анализ имеет
свое основание, с одной стороны, в анализаторной способности наших рецепторов,
периферических окончаний, а с другой стороны, в процессе торможения,
развивающемся в коре больших полушарий головного мозга и отделяющим то, что не
соответствует действительности, от того, что соответствует действительности»
[23].
Таким
образом, мышление – это отражение действительности (опосредованное и обобщенное),
вид умственной деятельности, состоящей в познании сущности явлений и вещей,
логических связей и отношений между ними.
Среди
всех типов мышления (конкретно-действенное, наглядно-образное, эмпирическое,
теоретического и др.), пространственное мышление занимает особое место. Пространственное
мышление является одним из вариантов образного мышления, обладающее всеми
типичными свойствами образного мышления, и имеет свои специфические черты.
Проблемой формирования
пространственного мышления занимались многие ученые психологи: Б.Г. Ананьев,
О.С. Гурова, E.H. Кабанова-Меллер, И.Л. Каплунович, А.Н. Леонтьев, Д.Д.
Мордухай-Болтовской, Ж. Пиаже, C.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, ФЛ. Шемякин, И.С.
Якиманская и др. В