Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие представлений об окружающем мире у слабовидящих дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 2
Глава
1. Теоретические основы исследования развития представлений
об окружающем мире у слабовидящих дошкольников. 6
1.1.Особенности
развития представлений об окружающем мире у слабовидящих дошкольников. 6
1.2.Методы и приемы
психолог-педагогической работы по развитию представлений об окружающем мире у
слабовидящих дошкольников старшего возраста через экспериментальную
деятельность. 12
1.3.Анализ программ
по развитию представлений об окружающем мире у слабовидящих дошкольников. 26
Вывод к I главе. 30
Глава
2. Эмпирические исследования направленные на развития представлений у слабовидящих детей об окружающем
мире. 31
2.1.Характеристика
диагностических методик для исследования представлений об окружающем мире у
слабовидящих дошкольников старшего возраста. 31
2.3.Содержание
психолого-педагогической программы по развитию представлений об объектах природы
у слабовидящих дошкольников старшего возраста». 40
2.4.Выявление эффективности
программы по определению уровня сформированности представлений об окружающем
мире природы у слабовидящих детей старшего возраста. 44
Вывод по II главе. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48
Библиографический
список. 51
Приложения. 54
Введение:
Актуальность
выбранной темы обосновывается тем, что дошкольный возраст является оптимальным
этапом в развитии познавательной активности. В дошкольном возрасте ребенок
начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы
нравственно-природоведческих позиций личности, которые проявляются во
взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно
благодаря этому появляется возможность развития представлений у слабовидящих
детей, норм и правил взаимодействия с окружающим миром, воспитания
сопереживания к ней.
Различные нарушения зрения накладывают
свой специфический отпечаток на развитие детей, так как они осложняют
формирование реальных представлений об окружающем мире и овладение детьми
предметно-практической деятельностью.
У слабовидящих детей отмечается низкий
уровень развития осязательной чувствительности, плохо развита моторика пальцев
и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения не
осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной
информации и полностью полагаются на визуальную ориентировку.
Осязание играет ведущую роль в познании
окружающего мира слабовидящего ребенка, ведь именно оно дает ребенку
возможность получить конкретные, реальные представления об окружающем
пространстве и находящихся в нем предметах.
Многочисленные исследования показывают,
что у слабовидящих детей сензитивная чувствительность к познанию окружающего
мира снижена. Снижение остроты зрения, осложняет процесс познания окружающей
действительности, что приводит к обеднению зрительных впечатлений, к их
фрагментарности и неустойчивости образов.
Решение данной проблемы возможно при
условии целенаправленной коррекционной работы, в которой важное место занимает
решение задач развития компенсаторных процессов.
У дошкольника должна быть возможность
самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы. Эта работа начинается в
дошкольном возрасте, когда в детях закладываются основы познавательной
активности и пробуждается интерес к окружающему миру.
Проблемы экспериментальной деятельности
исследовались в работах Р.Г Жуковской, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева,
И.Т. Суравегиной, Г.А. Ягодина и др.
О необходимости и возможности
формирования представлений об объектах природы у старших дошкольников в своих
работах говорили такие исследователи, как И.Р. Колтунова, Н.Н.
Кондратьева, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова
и др.
Проблема
компенсации зрительной недостаточности принадлежит к числу наиболее важных в
тифлопедагогике. Роль осязания в усилении компенсаторных процессов при
слабовидении теоретически обоснована в трудах М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина,
А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупоногова.
В последнее время появились исследования
по вопросам развития осязательного восприятия как средства компенсации
зрительной недостаточности слабовидящих дошкольников. Однако нельзя считать
исчерпанными проблемы развития осязательного восприятия у данной категории
детей. Остаются вопросы в подборе эффективных средств развития восприятия, в
том числе осязательного.
Дошкольное образование
призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать
развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков,
А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств
развития исследовательской активности дошкольников — представляет актуальную
проблему, требующую теоретического и практического решения.
Экспериментальная работа
и опыты наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных
проявлений детской любознательности. Детская экспериментальная работа
рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период
старшего дошкольного детства.
Поисковая активность,
выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.
Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой
активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий,
экспериментальная работа и опыты рассматриваются как методы, близкие к
идеальным. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются
более прочными.
Современные дети живут и
развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от
человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение
добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все
вышесказанное и определяет тему нашей работы «Развитие представлений об
окружающем мире у слабовидящих дошкольников старшего возраста через
экспериментальную деятельность».
Объект
исследования: процесс развития представлений об
окружающем мире у слабовидящих дошкольников старшего возраста через
экспериментальную деятельность.
Предмет
исследования: психолого-педагогические условия
развития представлений об окружающем мире у слабовидящих дошкольников старшего
возраста через экспериментальную деятельность.
Цель
исследования: выявить разработать и методически обосновать психолого-педагогическую программу
по развитию представлений об окружающем мире у слабовидящих детей старшего
дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что
процесс развития представлений об окружающем мире будет эффективным при
следующих психолого-педагогических условий, если:
—
использовать наблюдения и экскурсии в процессе работы со слабовидящими детьми
старшего дошкольного возраста.
—
использоваться эксперименты, как средство развития представлений об окружающем
мире.
—
использовать занятия на моторную координацию.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме знакомства с
окружающим миром.
2.Выделить педагогические условия организации экспериментальной
деятельности.
3.Проанализировать опыт работы по изучаемой проблеме.
4.Провести исследование знаний слабовидящих детей об окружающем мире.
5.Проанализировать результаты экспериментальной деятельности слабовидящих
детей об окружающем мире.
Определение цели, задач, формулирование
гипотезы обусловило следующий выбор теоретических и эмпирических методов
исследования: анализ литературы; педагогический эксперимент, качественный и
количественный анализ.
Заключение:
Процесс развития
представлений об окружающей природы, это то на что должен быть направлен работа
на формирование у ребенка дошкольного возраста целостного восприятия окружающей
действительности, а также на развитие понимания взаимосвязи между частями этого
целого. Важным моментом здесь является то, что ребенок в таком случае должен
считать себя частью природы, а экологические представления оказывать влияние на
формирование у него не только определенного положительного отношения к природе,
но и развивать навыки рационального природопользования.
При ознакомлении дошкольников с окружающим
миром, педагог должен давать правильные понятия о разных объектах и явлениях,
их признаках, свойствах, раскрывая причинно-следственные связи. Главное
достоинство метода экспериментальной деятельности заключается в том, что он
дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о
его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Вне
сомнения, положительный эффект сказывается, когда дети проявляют
самостоятельность, активно стремятся к получению новых впечатлений, наблюдают
за окружающим, с искренним интересом включаются в игры с разными веществами,
изобретают новые действия и стремятся поделиться ими со сверстниками и
педагогами.
На основании рекомендаций Б.К. Тупоногова, Л.И. Плаксной, В.З.
Денискиной можно объединить разделы по ознакомлению с окружающим миром и
развитию осязания в одну общую программу, определить конкретные задачи по годам
обучения и предложить свои игры, упражнения, виды
практической деятельности к ним.
Мы делаем выводы, что исходя из полученных
данных теоретического исследования, нам необходимо разработать свою программу Целью исследования было выявить уровень сформированности у слабовидящих
детей 5-6 лет представлений об окружающем мире.
В эксперименте принимало
участие 16 слабовидящих детей. Работа проводилась с двумя группами слабовидящих
детей старшего дошкольного возраста — экспериментальной и сравнительной. В
экспериментальную и контрольную группу вошли 8 слабовидящих детей старшей
группы, и в контрольную группу примерно равными зрительными нарушениямию.
Были проведены исследования
по выявлению уровня сформированности представлений об объектах живой и природы
у слабовидящих дошкольников старшего возраста, который разработан на основе
рекомендаций С. Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой.
Анализируя результаты
проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная нами работа помогла
детям повысить уровень развития представлений об окружающем мире.
Проведя исследование по определению уровня
сформированности представлений об окружающем мире природы (почве, камнях,
песке, ракушках) у слабовидящих дошкольников старшего возраста, мы получили
следующие результаты:
— низкий уровень имеют
дети ЭГ — 60%, дети СГ — 50%.
— средний уровень у слабовидящих
детей ЭГ — 40%, а у детей СГ — 40%.
— высокий уровень у
слабовидящих детей ЭГ — 0%, а у детей СГ — 10%.
Из расчетов критерия
Мана-Уитни (U) видно, что разница между экспериментальной группой и сравнительной группой значима и у детей ЭГ наблюдается более низкий уровень, чем у
детей СГ.
Далее, в результате
определения эффективности программы и выявления уровня сформированности
представлений об окружающем мире природы у слабовидящих дошкольников старшего
возраста контрольного этапа эксперимента у ЭГ и КГ, мы получили следующие
результаты:
— низкий уровень у слабовидящих
детей ЭГ — 60%, а дети КГ — 0%;
— средний уровень имеют
дети ЭГ – 40%, дети КГ – 50%;
— высокий уровень у слабовидящих
детей ЭГ — 0% и у детей КГ — 50%.
Из расчетов критерия Вилкоксона (Т=2) видно, что разница
между экспериментальной группой и контрольной группой значима.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
проведенная программа по развитию представлений об окружающем мире природы у
слабовидящих дошкольников старшего возраста через экспериментальную
деятельность прошла эффективно.
Следовательно, выдвинутая
нами задача была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы исследования
развития представлений об окружающем мире у слабовидящих дошкольников 1.1. Особенности
развития представлений об окружающем мире у слабовидящих дошкольников
Дошкольный возраст – это
важный этап развития представлений о природе, являющихся основой экологических
знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Разнообразие объектов
природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность
слабовидящих детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети
знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся
замечать их изменение и развитие. Знания о природе – это сведения взаимосвязи
растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке
как части природы; об использовании природных богатств [Дерябо С.Д., с.54].
Представление – это образы,
запечатлевшиеся в памяти и в воображении в результате предшествовавшего
восприятия совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств (анализаторы) [Литвак А.Г., с.242]. В представлении
отражаются предметность, структурность, осмысленность предмета, целостность и
др. Это сложный процесс усвоения, действующего на ребенка окружающего мира [Данюкова
В.Н.].
Представление отражает не
только совокупность существенных свойств и признаков предмета, но и имеет
смысловое значение – название предмета и явления. Чувственный опыт ребенка,
который зависит от его потребностей, мотивов, интересов, целей и задач
деятельности, принимает участие в формировании образа предметов. Образы и
восприятие ребенка тем богаче, чем ярче и богаче был прошлый опыт ребенка.