Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению задач младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования 6
1.1 Познавательные универсальные учебные действия 6
1.2 Понятие «текстовой задачи» 12
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников 21
ГЛАВА 2. Организация работы по развитию познавательных универсальных учебных действий 31
2.1 Организация и описание условий эксперимента 31
2.2 Практические материалы экспериментальной работы 38
2.3 Рекомендации по развитию познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению задач у учащихся третьего класса 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..58
Введение:
Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. ФГОС начального общего образования ориентирует на развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Познавательные универсальные учебные действия для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. Особая роль отводится уроку математики.
Среди познавательных универсальных учебных действий можно назвать самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов, синтез как составление целого из частей и пр.
Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках математики необходимо по ряду причин, основными из которых являются следующие:
— фундамент учебного предмета «математика» составляет методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности в процессе освоения математического содержания;
— направленность курса математики на формирование приемов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями;
— учебный предмет «математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Решение текстовых задач, являясь одним из сложных разделов математики в начальной школе, обладает огромным потенциалом для развития познавательных универсальных учебных действий потому, что анализ текстов задач, структурирование информации, поиск способов решения, перевод из одной знаковой системы в другую – все это необходимые действия при решении текстовой задачи, стимулирующие познавательные действия ученика.
Таким образом, мы считаем, что обучение решению текстовых задач третьеклассников будет способствовать развитию их познавательных универсальных учебных действий.
Цель исследования: подобрать задания, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий при решении задач на уроках математики в начальной школе.
Область исследования: методика обучения математике.
Объект исследования: процесс обучения математике на уровне начального общего образования.
Предмет исследования: процесс обучения третьеклассников решению задач.
Задачи исследования:
— рассмотреть универсальные учебные действия, их виды и место в образовательном процессе;
— рассмотреть теорию решения задач;
— проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
— описать организацию эксперимента;
— определить возможности использования подобранных задач на уроках математики;
— описать рекомендации по развитию познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению задач.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение; педагогический эксперимент, тестирование; качественный и количественный анализ эмпирических данных; математико-статистическая обработка эмпирических данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило подобрать задания, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий при решении задач на уроках математики в начальной школе.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены универсальные учебные действия, их виды и место в образовательном процессе;
— была рассмотрена теория решения задач;
— были проанализированы психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
— была описана организация эксперимента;
— были определены возможности использования подобранных задач на уроках математики;
— были описаны рекомендации по развитию познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению задач.
Диагностика уровня развития познавательных универсальных учебных действий у третьеклассников позволила получить следующие выводы:
— под воздействием решения подобранных текстовых задач у младших школьников возросли объемы как непосредственного, так и отсроченного воспроизведения;
— под воздействием решения подобранных текстовых задач у младших школьников возросли эффективность работы, степень врабатываемости и психическая устойчивость;
— под воздействием решения подобранных текстовых задач у младших школьников возросли точность, продуктивность и скорость переработки информации;
— под воздействием решения подобранных текстовых задач у младших школьников возрос уровень развития мышления.
Итак, в результате проведенного опытно-экспериментального исследования мы видим положительную динамику по всем изученным у младших школьников параметрам.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных позиций в отношении определения познавательных универсальных учебных действий; в выявлении понятия «текстовая задача»; в уточнении психолого-педагогических особенностей младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы следующими категориями лиц:
— педагогами начального звена с целью оптимизации своей профессиональной деятельности по развитию познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению задач младших школьников;
— студентами, обучающимися по направлению «Педагог начальной школы», с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения методических сведений и экспериментальных данных.
Также в учебный процесс начального звена возможно внедрить разработанные рекомендации по развитию познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению задач у учащихся третьего класса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования
1.1 Познавательные универсальные учебные действия
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [54] второго поколения с позиции методологического подхода базируется на определенном ряде положений, которые регламентируют развитие подрастающего поколения российского общества [43].
Рассмотрим ряд требований, которые предъявляются к ступени начального общего образования:
— структурообразующие требования:
— результативные требования;
— требования к реализации [43].
При этом необходимо иметь в виду то, что ключевой целевой установкой с точки зрения начального образования является непосредственно овладение базовой частью учебной деятельности, а именно, ее коммуникативной, интеллектуальной, социальной составляющей.
Существующие в современном мире новые социальные запросы общества регламентируют своим образованием целевую форму развития с позиции общекультурного, личностного и познавательного аспектов развития, что, в свою очередь, обеспечивает основополагающую компетенцию образования с позиции «научить учиться». Исходя из этого, следует, что основополагающей задачей современной системы образования представляется именно формирование комплекса «универсальных учебных действий», которые совершенствуют личность посредством приобщения к социальному опыту.
Обратим внимание на тот факт, что само по себе определение УУД подразумевает под собой определенную способность к самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта. С