Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дефектология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие познавательной активности ребёнка с нарушением интеллектуального развития в ходе продуктивных видов деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательной активности ребенка с нарушением интеллектуального развития в ходе продуктивных видов деятельности 7

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития 7

1.2 Содержание понятия «познавательная активность» в научной литературе 14

1.3 Продуктивные виды деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста 21

Выводы по главе 1 33

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности ребенка с нарушением интеллектуального развития в ходе продуктивных видов деятельности 34

2.1 Результаты диагностики познавательной активности ребенка с нарушением интеллектуального развития 34

2.2 Программа стимулирования познавательной активности ребенка с нарушением интеллектуального развития средствами продуктивных видов деятельности 42

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49

Выводы по главе 2 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………..64

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Нарушения интеллектуального развития являются одним из самых распространенных психиатрических диагнозов среди тех, что ставятся в детской популяции. Кроме того нарушения интеллектуального развития – одна из основных причин получения ребенком статуса инвалида. О распространенности подобных нарушений развития в Российской Федерации судить достаточно сложно, поскольку множественные из проведенных учеными исследований были основаны на различных научных методологиях, что привело к получению отличных друг от друга результатов. Однако можно отметить, что имеет место рост числа детей, имеющих нарушения интеллектуального развития, вызванный рядом причин. Среди которых: усовершенствование процесса выявляемости патологии, улучшение работы службы родовспоможения, рост числа женщин, подвергающихся алкоголизации и наркотизации, неблагоприятная экологическая обстановка, увеличение числа наследственных случаев нарушения развития. Нарушения интеллектуального развития у детей, являясь тяжелым недугом, приводят к снижению качества жизни не только самого ребенка, но и его семьи, поэтому социализация и реабилитация таких детей является направлением работы по обеспечению общественного здоровья и благополучия.

В основе познавательной деятельности лежат когнитивные психические процессы, развитие которых происходит только посредством деятельности. Активная деятельность позволяет усваивать опыт и знания окружающих людей, развивать свои способности. Дошкольники с нарушением интеллектуального развития тоже способны развиваться, характеризоваться возникновением более сложных психических образований. Однако развитие данной категории детей происходит на аномальной основе, отличается замедленностью, своеобразием, обусловленным органическим поражением коры головного мозга.

Познавательная активность ребенка с интеллектуальной недостаточностью снижена, нередко отсутствует полностью. Поиск путей и средств коррекционно-развивающей работы, которые позволили бы оказывать стимулирующее воздействие на познавательную активность детей с нарушением интеллектуального развития – одна из важнейших задач дефектологической науки и практики. Полагаем, что продуктивные виды деятельности в виду своей доступности, наглядности, простоты и увлекательности содержания, наличия зримого результата как итога деятельности могли бы стать подходящим средством развития познавательной активности ребенка с нарушением интеллектуального развития. При этом стихийно продуктивные виды деятельности у дошкольников с нарушением интеллектуального развития возникнуть не могут, поэтому была выбрана следующая тема для выполнения выпускной квалификационной работы: «Развитие познавательной активности ребенка с нарушением интеллектуального развития в ходе продуктивных видов деятельности».

Изучением различных аспектов развития познавательной активности у дошкольников с нарушением интеллектуального развития занимались И.В. Белякова, И.М. Бгажнокова, С.Д. Забрамная, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн и др.

Продуктивную деятельность как средство развития дошкольников с нарушением интеллектуального развития рассматривали такие отечественные ученые и практики как З.А. Апацкая, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Соколова и др.

Учитывая опыт и научно-практическую ценность проведенных исследований, считаем, что продолжение научной разработки тематики позволит уточнить современное состояние проблемы, что определяет актуальность проводимого исследования.

Объект исследования: познавательная активность ребенка с нарушением интеллектуального развития.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Гуманизация современного общества, в целом, и системы образования, в частности, актуализировала обращение к поиску эффективных путей поддержки развития детей с нарушениями развития. В рамках данной выпускной квалификационной работы внимание было сосредоточено на дошкольниках с нарушением интеллектуального развития и стимулировании их познавательной активности. Средством для этого была избрана продуктивная деятельность, в виду своей доступности, привлекательности для детей и наличия реального результата в своем итоге.

Цель исследования по итогам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута. Это позволило теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить программу стимулирования познавательной активности ребенка с нарушением интеллектуального развития средствами продуктивных видов деятельности.

Достижение указанной цели обеспечило решение следующего перечня задач:

— была дана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития;

— было рассмотрено содержание понятия «познавательная активность» в научной литературе;

— были рассмотрены продуктивные виды деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста;

— были проанализированы результаты диагностики познавательной активности ребенка с нарушением интеллектуального развития;

— была составлена и апробирована программа стимулирования познавательной активности ребенка с нарушением интеллектуального развития средствами продуктивных видов деятельности;

— был выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил установить, что развитие познавательной активности дошкольников с нарушением интеллектуального развития в ходе продуктивных видов деятельности проходит результативно при соблюдении следующих условий:

— использование возможностей игровых приемов при организации продуктивных видов деятельности;

— обеспечение предметно-развивающей среды в группе дошкольной образовательной организации, стимулирующей интерес детей к продуктивной деятельности;

— обеспечение взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и родителями воспитанников.

Что доказало гипотезу исследования. Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательной активности ребенка с нарушением интеллектуального развития в ходе продуктивных видов деятельности

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития

В соответствии с международной статистической классификацией болезней действующего пересмотра умственная отсталость трактуется в качестве специфического (задержанного или неполного) развития психики, при котором отмечаются дефекты в созревании тех способностей, что гарантируют интеллектуальные способности в общем виде, включая способности в социальной, моторной, речевой сфере и иные когнитивные характеристики.

Характеристика умственной отсталости в разнообразии возможных расстройств приведена в МКБ-10 [53] в разделе с психическими и иными поведенческими нарушениями (это рубрика F7). В зависимости от тяжести симптоматики умственная отсталость, таким образом, подразделяется на пять основным форм: от легкой до глубокой. Нетипичные случаи поведенческих и интеллектуальных нарушений, при этом, выводятся в отдельную категорию – других.

Отдельно в диагнозе принято обозначать тяжесть выявленных расстройств в поведении. Для этого используется код, в котором 0 означает наличие минимальных дисфункций, 1 предполагает значительную выраженность дисфункций, а для неуточненных и других дисфункций используются такие кодировки как 8 и 9.

Тяжелая степень умственной отсталости выступает наиболее сложным вариантом рассматриваемой патологии. Ее обозначают кодом F72. Как правило, при таком диагнозе имеет место и органическая этиология, и целый перечень сопутствующих расстройств. При умеренной умственной

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы