Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности средствами интерактивных технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития
познавательной активности младших школьников в учебной деятельности средствами интерактивных
технологий. 6
1.1. Сущность и особенности развития познавательной
активности младших школьников в учебной деятельности. 6
1.2. Интерактивные технологии как средство
развития познавательной активности младших школьников в учебной деятельности. 14
1.3. Педагогические условия развития познавательной
активности в учебной деятельности средствами интерактивных технологий. 21
Выводы по первой главе. 23
Глава 2. Практические аспекты развития
познавательной активности младших школьников в учебной деятельности средствами интерактивных
технологий. 24
2.1. Диагностика познавательной активности
младших школьников. 24
2.2. Апробация педагогических условий
развития познавательной активности младших школьников. 31
2.3. Результаты реализации педагогических
условий для развития познавательной активности младших школьников. 36
Выводы по второй главе. 39
Заключение. 40
Список использованной литературы.. 41
Введение:
Проблема познавательной деятельности
существует уже много веков. Она не утратила своей актуальности и в настоящее время.
На современном этапе образования наибольший интерес приобретает развитие познавательной
деятельности в младшем школьном возрасте, потому что этот возраст является наиболее
благоприятным для всестороннего развития. Главная задача, стоящая перед школами
в концепции модернизации российского образования, состоит в том, чтобы воспитать
уметь действовать рационально, принимать соответствующие решения и выбирать наиболее
эффективный способ их достижения. Требования нового образовательного стандарта
нацелены на обеспечение у учащихся такой компетенции, как умение учиться. В свою
очередь «умение учиться» напрямую зависит от «желания учиться». Мотивация процесса обучения поддерживается
интересом. Особый вид интереса – это интерес к знаниям или другими словами познавательная
активность. Его область – познавательная деятельность, в ходе которой происходит
освоение содержания школьных предметов и необходимых умений и навыков, с помощью
которых ученик получает образование. Если ученики не только приобретут знания, но и проявят познавательную
активность, процесс обучения будет более эффективным.
Именно с этим
связаны новые направления, активно осваиваемые сегодня педагогической наукой и практикой:
идеи сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, проникновение интерактивных
технологий в образовательный процесс и т.д. Многие ученые
и исследователи, изучая познавательную активность младших школьников, говорили о
важности ее в образовательном процессе. Поскольку развитие познавательной активности
в данном возрастном периоде определяет эффективность обучения на последующих этапах. Вопросами развития познавательной активности
занимались и продолжают заниматься многие ученые, психологи и педагоги. Сущность понятия «познавательная активность»
была раскрыта в трудах Л. М. Аристовой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, В. С. Ильина,
М. А.Данилова, Т. И. Зубковой.
В современном
мире одним из средств развития познавательной активности выступает интерактивное
обучение, которое по мнению исследователей (Белошистая, А.В,
Блинов А. О, Благирева Е.
Н, Рудакова О. С., Кашлев С.С., Коротаева, Е.В. и др.) оптимизирует учебный
процесс, повышает школьную мотивацию, решает многие образовательные, развивающие
и воспитательные задачи, решение которых в привычной традиционной ситуации затруднено
или невозможно
Заключение:
Активное использование интерактивных технологий в различных
областях применения, включая индустрию развлечений, научное тестирование, а также
практические и теоретические аспекты работы различных учреждений, также чаще всего
происходит в сфере образования. Познавательная активность человека
не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить
о ее формировании и развитии. Можно выделить следующие условия, способствующие развитию
познавательной активности младшего школьника в учебной деятельности средствами
интерактивных технологий:
познавательная активность будет формироваться
эффективнее, если будут использованы интерактивные технологии, включающие игры
и творческие задания, в ходе которых создана эмоционально положительная
атмосфера и организовано обязательное обсуждение результатов.
Результат диагностики показал,
что большинство младших
школьников имеют высокий
уровень познавательной активности.
Ученики проявляют большое рвение к обучению, задают вопросы, их интеллект тревожат нерешённые вопросы,
они не оставляют неоконченным
начатое задание, не закрывают книги и первыми выбегают на перемену. Но есть и учащиеся, у которых активность, у них отрицательный эмоциональный настрой и неустойчивый
познавательный интерес к учебной деятельности.
У многих учеников, наблюдается высокий уровень познавательной активности. Ученикам свойственно проявлять
инициативу, самостоятельность,
интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений школьники
не отвлекаются, проявляя
упорство и настойчивость в достижении результата, который приносит радость,
удовлетворение и гордость за достижения.
Фрагмент текста работы:
Сущность
и особенности развития познавательной активности младших школьников в учебной деятельности
Познавательная активность играет важную роль в
образовательном процессе.
Познавательная
активность – это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в
стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний различные
трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе [9].
Вопрос развития познавательной активности на
личностном уровне часто основывается на мотивации познавательной деятельности и
способах формирования познавательных интересов.
Познавательная активность характеризует всю жизнь
ученика, и от нее зависят его счастье, успех и статус. Это может стать
стабильным личностным образованием, которое является личностным качеством. [9]
Л.Н. Толстой, рассматривая проблему познавательной
активности, считал, что: "Самым важным условием проявления интереса является
создание такой естественной и свободной атмосферы в классе, которая увеличивает
умственные силы ребенка" [12].
И. Щукина объяснила
познавательный интерес следующим образом: "Познавательный интерес
представляется нам личностной избирательной ориентацией, направленной на
познавательную область, ее предмет и приобретение знаний" [19].
Г. И. Щукина,
рассматривая в своих работах понятия «познавательный интерес» и «познавательная
активность», устанавливает между ними тесную взаимосвязь, а также указывает на
обусловленность познавательной активности не чем иным, как познавательным
интересом, характерными чертами которого, по ее мнению, являются стремление к
его удовлетворению и определенный эмоциональный подъем. Исходя из этих
характеристик, Г. И. Щукина выделяет следующие тесно взаимосвязанные компоненты
познавательного интереса [19]:
– интеллектуальный
компонент, выражающийся в интеллектуальной деятельности, проявляющийся в
активном поиске разрешения проблемы, в исследовательском подходе, в готовности
к решению познавательных задач;
– эмоциональный
компонент, проявляющийся в эмоциях удивления, в чувстве ожидания нового, в
чувстве интеллектуальной радости, успеха;
– регулятивный (волевой)
компонент. Познавательный акт представляет собой своеобразное поэтапное движение,
сопровождаемое волевой направленностью, преодолением различных трудностей,
препятствий в процессе разрешения мыслительной, интеллектуальной задачи.
Шамова Т.И., проведя
достаточно глубокое исследование познавательной активности, определила три уровня
данного явления. Уровень зависит от активности учащихся в процессе получения
знаний. воспроизводящая (ученик должен понять, запомнить и воспроизвести
знание, овладеть способами его применения по образцу), интерпретирующая (ученик
выявляет смысл проникновения в сущность явления, стремится познать связи между
явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях), творческая
активность (ученик не просто вникает в сущность явлений, а пытается найти для
этой цели новый способ) [20].
О. В. Масальская в развитии познавательной активности младших школьников находит положительное влияние
применения на уроках мультимедийных презентаций. «Мультимедийные презентации позволяют
представить учебный материал
как систему ярких опорных образов,
наполненных структурированной информацией алгоритмическим образом. В этом случае задействованы различные
каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в
фактическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Благодаря высокой
динамике эффективного усвоения
материала, тренируется память,
развивается познавательная активность, воображение и
творческие способности» [12].
Познавательный
интерес – избирательная направленность
личности на предметы и явления окружающие действительность [9].