Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах (на примере изучения лексики и фразеологии)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса учащихся 7
1.1. Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Психологические и возрастные особенности младших подростков 19
Глава 2. Методические условия развития познавательного интереса учащихся 26
2.1. Анализ программы и учебников по русскому языку в аспекте исследования 26
2.2. Методы и приемы, направленные на развитие познавательного интереса учащихся на уроке русского языка 31
2.3. Экспериментальное исследование (констатирующий эксперимент) 45
2.4. Методические рекомендации 57
Заключение 69
Библиографический список 72
Приложение 78
Приложение 1 78
Введение:
Введение
Актуальность темы исследования. Современное общество требует воспитание интеллектуальных смелых людей, самостоятельных, оригинально мыслящих, творческих людей, умеющих принимать эффективные решения в нестандартных ситуациях. Очевидно, что эти способности личности формируются в школьном возрасте. На уроках русского языка, развиваются коммуникативные навыки, и формируется логическое, критическое мышление. Однако, современная школа столкнулась с проблемой потери познавательного интереса к изучаемому предмету. И данная проблема также актуальна и в средней школе.
Познавательная активность, как и познавательный интерес, являются одними из центральных процессов, которые рассматриваются педагогами и психологами. Особое внимание современные педагоги уделяют процессу развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения. Высокий познавательный интерес позволяет обеспечить высокую активность учащихся, повышает уровень их знаний и способствует дальнейшему успешному обучению.
Повысить и поддержать высокий уровень познавательного интереса педагогу помогают различные средства обучения, образовательные приемы и методы. Благодаря этому можно повысить качество образовательного процесса и повысить уровень знаний учащихся.
Актуальность данной темы можно проследить в нормативно – правовых документах (федеральный закон «Об образовании РФ», ФГОС). В ФГОС перед педагогами ставится задача развития и повышения познавательного интереса учащихся к обучению активными, интерактивными средствами, ИКТ, привлечению к проектной и исследовательской деятельности.
Важность познавательной деятельности и познавательного интереса в частности является достаточной высокой, в том числе и для школьников. Формирование познавательного интереса личности обуславливается как внутренними факторами, так и внешними. По мере того как меняются внешние обстоятельства и по мере взросления школьников все большее значение для познавательного интереса имеют внутренние факторы самой личности. При этом такие внутренние факторы обозначают определенный имеющийся опыт у человека, сложившееся мировоззрение, имеющиеся интересы, уровень знаний в определенной области. От таких факторов зависит развитие психических процессов личности и также те направления, которые в дальнейшем выберет для себя конкретный человек.
Движущая сила современного образования заключается именно в познавательном интересе школьников. Ценностные ориентиры, которые формируют школьники в соответствии со своими интересами, способствуют получению новых знаний. Современное образование ставит в приоритет интерес каждого учащегося, личностно-ориентированный и индивидуальный подход в обучении. Хорошо развитые познавательные способности школьников способствуют успешности учащихся в обучении. Высокий уровень познавательного интереса школьников также оказывает положительное влияние на умственные способности учащихся.
В педагогике и психологии многими авторами рассматривался процесс развития познавательного интереса, его содержание, основные компоненты и этапы становления. Весомый вклад в изучении познавательной деятельности внесла Г.И. Щукина, особенности проявления познавательного интереса изучали Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, психологические особенности личности и их связь с познавательным интересом рассматривали Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов и др.
При этом даже, несмотря на большой объем данных исследований и достаточно подробный психолого-педагогический анализ познавательной деятельности, рассматриваемая проблема исследования остается актуальной и сегодня.
Заключение:
Заключение
В результате теоретического анализа работ различных авторов и педагогов, было определено, что понятие познавательного интереса можно рассматривать в качестве определенной направленности человека, которая характеризуется избирательностью и нацелена на конкретную сферу, предмет и на процесс расширения знаний. Одной из первостепенных точек зрения на данное понятие является связывание его с мотивацией и с чувственно-эмоциональной сферой человека. Познавательный интерес является разносторонним понятием с достаточно объемной структурой. Содержание познавательного интереса запускает в действие все психические процессы человека. В психолого-педагогических исследованиях выделяют несколько этапов развития познавательного интереса: появление любопытства у человека, переход данного качества в любознательность, проявление познавательной активности и формирование определенного теоретического интереса. В психологии познавательный интерес опирается на определенные процессы и способности человека – волевые усилия, эмоциональные реакции, интеллектуальные способности и т.д. На основе особенностей познавательного интереса, можно отметить, что его наличие у каждого учащегося может создать оптимальные условия для эффективного процесса обучения, в ходе которого можно достигнуть всех целей обучения и успешно решить все образовательные задачи.
Выявили, что средний школьный возраст – это самый благоприятный для творческого развития. Развитие подростка – это многогранный, сложный, системный процесс. Творческая идентичность, ощущение себя творческой личностью, как правило, начинается в подростковом возрасте и продолжается на протяжении всей жизни. Эта идентичность служит прямым мотивирующим фактором для приобретения необходимых навыков и продолжения творческих начинаний, а также развития познавательного интереса к учению.
Можно отметить, что в 5 классе на обучение русскому языку отводится 175 учебных часов. На раздел «Лексика. Культура речи» отводится 6 учебных часов и 2 учебных часа дополнительно. В 6 классе на обучение данному предмету отводится 210 учебных часов. На раздел «Лексика. Культура речи» отводится 10 учебных часов и 2 учебных часа дополнительно. В курсе русского языка в 6 классе также изучается раздел «Фразеология. Культура речи». На данный раздел отводится 3 учебных часа и 1 учебный час дополнительно. Проанализировав УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и учебник «Русский родной язык» можно заметить недостаточное количество игровых и занимательных заданий, которые бы способствовали развитию познавательного интереса учащихся.
По итогу анализа современного наполненного педагогического опыта по теме исследования были определены часто используемые современные методы и приемы обучения: технология проектного обучения, игровые методы и игры, интегрированные уроки, технология проблемного обучения, технология на основе информационно-коммуникационных технологий, интерактивные технологии. Все проанализированные современные методы и приемы обучения способствуют повышению уровня познавательного интереса учащихся на уроках русского языка. Такой подход обеспечивает активизацию познавательной активности учащихся и обеспечения метапредметных результатов деятельности на основе интеллектуального, эмоционального и нравственного восприятия окружающего мира. Современные интерактивные технологии могут быть реализованы на основе современных форм обучения и средств обучения. К последним можно отнести интерактивную доску, стол.
Экспериментальное исследование проводилось с целью определения уровня развития познавательного интереса учащихся. В данном исследовании принимали участие 18 школьников (6 и 5 класс). В рамках экспериментального исследования был проведен констатирующий эксперимент. Определены следующие критерии:
содержательно-операциональный критерий развития познавательного интереса школьников;
эмоционально-волевой критерий развития познавательного интереса школьников.
Для эффективного и точного оценивания полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов было выделено три уровня развития познавательного интереса:
высокий уровень;
средний уровень;
низкий уровень.
Анализ результатов диагностики развития познавательного интереса у обучающихся 5 класса показал, что очень немногие подростки имеют высокий уровень развития познавательного интереса, большинство характеризуются наличием среднего и низкого уровня развития познавательного интереса. При этом результаты у учащихся 6 класса по проведенной диагностикой являются более высокими в сравнении с учащимися 5 класса.
Были разработаны и представлены методические рекомендации по развитию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка. Представлен план конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Фразеология», направленный на формирование и развитие познавательных интересов учащихся.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса учащихся
1.1. Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема
Особенности познавательного интереса раскрываются в различных психолого-педагогических исследованиях. Современное образование опирается на познавательную деятельность учащихся.
Интерес является основополагающей характеристикой успешного и эффективного образовательного процесса. Каждый человек обладает некоторым интересом или интересами к определенным видам деятельности, современные ученики также имеют свои интересы. Поэтому современное образование должно строиться в соответствии с желаниями мотивами и интересами современных школьников. Важно развивать познавательный интерес каждого учащегося в течение всего образовательного процесса на каждом учебном предмете.
Ориентиром познавательного интереса каждого человека может выступать определённый объект. При этом стремления к этому объекту могут иметь чувственный и эмоциональный окрас. В настоящее время в психологических и педагогических исследованиях нет единого мнения о понятии познавательного интереса. Выделим определённые характеристики данного понятия в работах некоторых авторов:
М.Ф. Беляев интерпретирует рассматриваемое понятие в качестве мотива для будущей деятельности и определенного стремления [10, стр.26];
Д.А. Новиков интерпретирует представленный термин со стороны педагогики и обобщает понятие в виде желания учащегося получить новые знания по рассматриваемому предмету [29, стр.139];
Т.С. Каменева автор характеризует понятие как стремление повысить уровень своих знаний [18, стр.