Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Окружающий мир

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие познавательного интереса при изучении комнатных растений первоклассниками во внеклассной работе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ. 6

1.1 Познавательный интерес, его определение, особенности
развития и значение для младших школьников. 6

1.2 Внеклассная работа, ее определение и значение. 13

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМИ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ВО ВНЕКЛАССНОЙ
РАБОТЕ. 20

2.1 Анализ УМК «Школа России». 20

2.2 Экспериментальная работа по развитию познавательного
интереса первоклассниками при изучении комнатных растений во внеклассной работе  30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 53

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. На сегодняшний день начальная школа
претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный
подход обучения младших школьников заключается в формировании субъективной
учебной деятельности. При этом для формирования такой деятельности важно
побуждать и развивать познавательный интерес каждого ребенка в ходе учебной
деятельности. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует системного
похода для его осуществления.

Федеральный
образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет
важность социальной значимости процесса формирования у обучающихся
познавательного интереса, направленного на разработку моделей обучения, которые
будут гарантировать их достижение в будущем, основные цели, среди которых
выделяется развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса
к процессу обучения и развитие умений учиться [1].

На актуальность
исследования указывает тот факт, что использование формирования познавательного
интереса при изучении комнатных растений первоклассниками во внеклассной работе
и недостаточное использование в учебном процессе целенаправленных действий по
его развитию, не могут полностью и эффективно обеспечивать у обучающихся такое
личностное интегральное образование. Помимо того, в учебном-методическом
комплексе (далее УМК) «Школа России» дается только один урок на формирование у
младших школьников интереса к познанию комнатных растений.

Тем самым развитие
познавательного интереса представляется сложной задачей, решение которой
способствует эффективности учебной деятельности детей младшего школьного
возраста. Педагогика и психология разрабатывает различные подходы к развитию
познавательных интересов школьников. Предполагается, что познавательный интерес
может формироваться при изучении комнатных растений первоклассниками во
внеклассной работе.

Изучением
интереса с психологической точки зрения занимались такие ученые как К.В.
Бардин, Н.Г. Морозова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, В.И.
Загвязинский и др. Проблемой формирования познавательного интереса занимаются
ведущие педагоги и методисты, среди которых Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Г.И.
Щукина, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Н.Г. Морозова, И.И. Аргинская, Ф.К.
Савина, М.А. Щевцова, Л.В. Степанова, М.С. Якимова и др.

Среди
исследователей, раскрывающих суть и особенности использования внеклассных
занятий в начальной школе, можно назвать И.В. Крылову, Г.И. Щукину, Л.И.
Ягодко, В.А. Сластенин, Г.М. Коджаспирова, Дж. Дьюи и др.

Анализ научно-педагогической литературы, отечественной и
зарубежной практики исследований в области развития познавательного интереса
младших школьников позволил выявить противоречие – с одной стороны признание
необходимости развития познавательного интереса младших школьников в учебной
деятельности, с другой – недостаточное использование в
урочной деятельности занятий для формирования познавательного интереса при
изучении комнатных растений первоклассниками на уроках окружающего мира.

Преодоление данного противоречия возможно в организации
деятельности младших школьников по изучению комнатных растений во внеклассной
деятельности, направленных на развитие познавательного интереса детей.

Данная тема была нами взята в связи с тем, что
существует недостаточный уровень развития познавательного интереса при изучении
комнатных растений обучающимися в начальных классах.

Объект
исследования – процесс развития познавательного
интереса у первоклассников во внеклассной работе при изучении комнатных
растений.

Предмет
исследования – познавательный интерес младших
школьников.

Цель
исследования – развить познавательный интерес у младших
школьников при изучении комнатных растений во внеклассной работе.

Поставленная цель
предполагает необходимость решения следующих задач исследования:

1. Изучить понятие, значение
и особенности развития познавательного интереса у младших школьников.

2. Охарактеризовать внеклассную
работу как форму обучения естествознанию.

3. Проанализировать учебно-методический
комплекс «Школа России» по разделу «Окружающий мир».

4. Провести экспериментальную
работу по развитию познавательного интереса первоклассников при изучении
комнатных растений во внеклассной работе.

Гипотеза
исследования: если развивать познавательный интерес у младших
школьников во внеклассной работе по изучению комнатных растений то, предметные
знания будут выше при условии:

— организации занятий в
процессе внеклассной деятельности в интересной для младших школьников форме,

— использования
современных методов обучения (метод проектов, игровые технологии и др.).

Методы
исследования, используемые в работе:

— теоретический анализ и
обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,

— эмпирические
(анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент),

— количественный и
качественный анализ полученных данных.

Теоретическая
значимость исследования заключается: в определении основных форм,
используемых в процессе внеклассной работы, их положительного влияния на
процесс развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

Практическая
значимость исследования состоит в том, что разработанные
занятия во внеклассной работе по изучению комнатных растений могут быть
использованы в современных образовательных организациях при развитии у детей
младшего школьного возраста познавательного интереса.

Структура
работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников
и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, познавательный интерес представляет собой
избирательную направленность индивида на определенные предметы или явления из
окружающей действительности, характеризующаяся наличием постоянного стремления
к получению новых знаний.

Познавательный интерес способствует систематическому
укреплению, развитию детей младшего школьного возраста, выступая, как основа
формирования положительного отношения к процессу обучения. Познавательный
интерес имеет поисковый характер. Под его влиянием, у обучающихся появляться
вопросы, ответы на которые он старается получать самостоятельно, проявляя тем
самым познавательную активность.

Такая поисковая деятельность обучающегося протекает с
увлечением и характеризуется эмоциональной насыщенностью, а также радостью от
достижения цели. Тем самым появляется возможность оказывать влияние на процесс
формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с
целью развития у них необходимых учебных умений и навыков, которые выдвигаются
государственными образовательными стандартами перед начальным образованием.

Помимо этого, познавательный интерес оказывает положительное
влияние не только на процесс и результат деятельности, но также способствует
эффективному усвоению таких важных психических процессов младших школьников, как
мышление, воображение, память и внимание, которые получают особую активность и
направленность под его воздействием.

Раннее общение детей с
природой помогает выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на
нее, оценивать ее современное экологическое состояние и взаимоотношения
человека с окружающей средой. Но обязательным требованием достижения данной
цели является – исследование взрослыми сущности экологического воспитания,
использование всех аспектов его содержания, следование принципам и правилам.

При
ознакомлении ребенка с комнатными растениями необходимо учитывать психолого-педагогические
основы экологического воспитания. Единичные, наиболее простые, зримые связи
доступны пониманию детей данного возраста. Младшие школьники уже способны
устанавливать более сложные связи, цепочки связей, чем дети дошкольного
возраста. А понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную
сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.

Формы
работы по формированию познавательного интереса к изучению комнатных растений
должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей младших
школьников. В процессе формирования представлений детей об окружающем мире,
используется широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на
детскую личность — это наглядные методы (экскурсии и наблюдение) и практические
(трудовая деятельность в природе, эксперимент и не сложные опыты с объектами
природы), игры с природным материалом, словесные методы и приемы, к которым
относятся беседы, рассказы педагога о природе в процессе занятий по окружающему
миру и во время внеурочной деятельности.

На основе
полученных результатов проведенного констатирующего эксперимента были определены
основные задачи системы работы, направленной на компенсацию имеющихся
недостатков в плане уровня сформированности познавательного интереса к изучению
комнатных растений у младших школьников. В целях реализации поставленных
задач была спроектирована система работы, направленная на развитие у младших
школьников интереса к комнатным растениям в специально организованной
деятельности во время внеурочных занятий.

В заключение, можно
сделать вывод об эффективности разработанной системы педагогических
мероприятий, ориентированных на повышение уровня сформированности
познавательного интереса к изучению комнатных растений у детей младшего школьного
возраста посредством формирования у них представлений об окружающей среде.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

1.1 Познавательный интерес, его определение, особенности
развития и значение для младших школьников

В младшем школьном возрасте, который выступает как время для
накопления и развития знаний об окружающей действительности, познавательный интерес
выступает на первый план. Тем самым формирование интересов происходит в младшем
школьном возрасте на основе проявлений любознательности детей, позволяя при
этом оказывать влияние на развитие познавательного интереса в процессе
обучения.

Психологи отмечают, что познавательный интерес появляется у
ребенка еще в раннем возрасте, а к моменту поступления в школу современный
ребенок уже имеет широкий кругозор и владеет информацией, которая может
несколько превышать сведения, которые имеются в учебных пособиях. Однако
знания, полученные детьми до обучения в школе, в основном характеризуются
обрывочностью и отсутствием систематизации, что ставит перед педагогом задачу
по их преобразованию в логичную и полную картину мира.

Необходимо отметить, что понятие познавательного интереса
имеет множество разных трактовок в трудах отечественных и зарубежных
исследователей. Так, С.Л. Рубинштейн указывал, что интерес является
избирательной направленностью человека, определяет его внимание, мысли и
предпочтения [2].

Н.Г. Морозова в своих исследованиях указывает, что интерес
выступает активно-познавательным и эмоционально-познавательным отношением
индивида к окружающей действительности. Что же касается познавательного
интереса, то он является важной личностной характеристикой обучающегося, наряду
с тем, что выступает как интегральная познавательно-эмоциональная позиция
школьника к процессу обучения [3].

А.Н. Леонтьев, анализируя познавательный интерес в младшем
школьном возрасте, указывает на то, что формирование познавательного интереса
является сложным процессом, который включается в общую линию развития детей [4].

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес выступает
естественным двигательным поведением ребенка, который проявляется в виде
выраженного инстинктивного стремления к получению новых знаний об окружающей
действительности [5].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что
познавательный интерес является психическим процессом, который характеризуется
проявлением интереса к объекту, который важно развивать в процессе обучения.
При этом познавательный интерес является потребностью детей в получении знаний,
которая ориентирует их жизнь, а также мотивом, который лежит в основе учебной
деятельности.

Познавательный интерес проявляется как различные состояния,
а именно, любознательность, познавательная активность, познавательная
деятельность. Рассмотрим данные составляющие подробнее [6].

Любознательность является ценным состоянием личности,
которая показывает наличие у индивида стремления проникнуть за пределы
увиденного. Любознательность – любовь, тяга к знанию, проявление
познавательного интереса. Любознательность свойственна детям как
интенциональный способ познания окружающего мира, его спонтанное исследование.
Новизна объектов, к которым стремится ребенок, новые способы действий, которые
он реализует, новое пространство, в которое он желает попасть, – часто опасны,
непредсказуемы, приводят к проблемам и сложностям. Это зачастую порождает
доминирование ограничений, запретов со стороны взрослых на проявление
собственной любознательности, познавательной активности, исследовательского
поведения детей [7].

Любознательность превращается в любопытство – познавательный
интерес к запретному, проявление пытливости в познании. Становление любопытства
как личностного свойства, с одной стороны, выступает предпосылкой формирования
интеллектуальной деятельности [8]. С другой стороны, постепенное осознание ограничений и
запретов в отношении проявлений своей любознательности во многом связано со
становлением морального сознания (выраженного в обретении способности осознанно
соблюдать или нарушать социальные запреты и ограничения).

Ряд ученых рассматривают познавательную активность в тесной
связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью
они понимают:

— самостоятельную, инициативную деятельность ребенка,
направленную на познание окружающей действительности;

— самостоятельную деятельность по добыванию нужной
информации, вычленению проблем и поиску пути их решения [9].

Интересной является точка зрения Х. Ахриевой, использующей
термин «интеллектуальная активность», вместо «познавательной активности». Под
«интеллектуальной активностью» ученый понимает личностное свойство, меру
интеллектуальной инициативы [10].

Такие исследователи как Донченко О.П. и Щербакова И.В. предлагает обобщать понятия познавательной активности и
познавательной деятельности, указывая на то, что активность проявляется
посредством деятельности, а сама деятельность всегда обуславливает определенную
степень активности. Тем самым исследователь говорит о том, что познавательная
активность представляет собой цель деятельности, выступает вместе с тем
средством ее достижения и ее результатом [11].

Определяя сущностные характеристики познавательной
активности, многие ученые называют ее таким личностным образованием, которое
имеет следующее:

— выражает интеллектуальный отклик на процесс познания;

— определяет качественные составляющие познавательной
деятельности;

— образуется посредством формирования в процессе
деятельности личностных образований, который выражаются в стремлении индивида к
самопознанию и саморазвитию, определяя притом качественную характеристику
деятельности [12].

Такой исследователь как О.Я
Савченко при изучении особенностей познавательной активности как
свойства личности обучающегося, предлагает понимать ее содержание в процессе
учебной деятельности через отношение обучающегося к учению, наличие у него
стремления овладевать новыми способами познания и мобилизации волевых усилий
для достижения поставленных целей обучения [13].

Подобное видение познавательной активности как личностного
качества встречается у таких исследователей как Н.В. Дерябина, В.В. Щетинина и
Г.И. Щукина, определяющие познавательную активность интегративным качеством
личности, которое направлено на:

1. Обеспечение готовности обучающегося совершать
самостоятельную деятельность по получению новой информации, выделению научных
проблем и в процессе поиска путей решения поставленных задач.

2. Наличии умения использовать полученные знания при решении
новых проблем и выполнение познавательных действий, которые направляются на
достижение проектных результатов.

3. Выражение в степени ее субъективности при управлении
своим процессом познания, который притом направляется на самореализацию.

По мнению Г.И. Щукиной, качеством личности «познавательная
активность» становится при устойчивом проявлении стремления к познанию [14].

Э.В. Маклаева познавательную активность связывает
с творческой деятельностью. По мнению ученого, познавательная активность
выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой
реализации приобретенных знаний, умений [15].

Таким образом, анализ научных источников позволил выявить в
понимании сущности познавательной активности: интегративное качество личности
выражающее стремление к познанию и как деятельность.

Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы
позволил выявить признаки познавательной активности:

— отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной
деятельности;

— стремление к самопознанию, саморазвитию, саморегуляции, самоорганизации,
самоконтролю, самооценке;

— стремление к учению, умственное напряжение и проявление
волевых усилий;

— устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к
поисковой деятельности;

— творческая реализация приобретенных знаний и умений [16].

Опираясь на представленные выше определения, признаки
познавательной активности под данным феноменом мы будем понимать интегративное
качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее
устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности,
инициативность и самостоятельность в ней, выражающееся в положительных эмоциях
и рефлексивном самоуправлении.

В психолого-педагогических исследованиях в структуре
познавательной активности учеными выделяется разное количество компонентов.

В частности, в структуре рассматриваемого феномена А.М.
Матюшкин выделяет три следующих компонента:

— мотивационный (реализующийся через познавательную
потребность, инициативу, самоактуализацию и самореализацию);

— эмоционально-волевой (предполагающий нравственно-волевую
мобилизованность, стремление реализовать познавательные возможности);

— поведенческий (наличие интенсивной целенаправленной
познавательной деятельности, ставшей привычной формой поведения) [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы