Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие понимания художественных текстов детьми с нарушениями речи с использованием цифровой обучающей среды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 4
Глава. I. Теоретические
основы исследования уровня понимания
художественных текстов детьми старшего дошкольного возраста. 6
1.1 Художественный текст:
его структура и особенности. 6
1.2. Особенности
восприятия детьми литературных произведений. 12
1.3 Особенности восприятия
художественных текстов детьми с нарушениями речи. 17
Глава II. Возможности понимания
художественных текстов детьми в разных условиях. 21
2.1. Характеристика
контингента дошкольников экспериментальной группы 21
2.2. Задачи, организация и
методика исследования понимания художественных
текстов дошкольниками в различных условиях. 22
2.3. Особенности понимания художественных текстов детьми старшего
дошкольного возраста очно и в цифровом формате. 25
Глава III. Методические рекомендации по развитию понимания
художественных текстов детьми старшего дошкольного возраста с использованием
цифровых технологий 34
Заключение. 46
Список литературы. 48
Приложение 1 Тексты, используемые в эксперименте. 51
Приложение 2. Иллюстрации к текстам. 60
Введение:
Современные дети испытывают
трудности с социализацией, потому что проводят много времени с машинами,
например, планшетом, телевизором и т. д. Дети меньше общаются между собой. Это
связано и с пандемией 2020 года, и с общей тенденцией к страху родителей
потерять ребенка на улице.
Реалии современного общества
приводят к увеличению числа детей с недоразвитием речи. Вне зависимости от
того, привели ли к проблемам органические причины или недостаток социализации в
распоряжении логопеда оказываются схожие инструменты работы с текстом. Данное
исследование актуально, так как затрагивает актуальную проблему недоразвития
речи, а также вводит новые инструменты работы с основной единицей общения –
текстом.
Текст, будучи основной
системной единицей общения, должен особо изучаться логопедами. Текстология в
исследованиях лингвистов сильно оторвана от тех работы, с которыми знакомы
логопеды, потому данное исследование является инновацилнным. В данной работе применяется
формальный лингвистический анализ текста для формирования логопедических
вопросов, призванных развить речь.
Особую уникальность
исследование приобретает, поскольку всеобъемлюще охватывает три аспекта:
1. Текст.
2. Аудио-визуальную
информацию.
3. Тестологические
и логопедические данные о тексте.
Цель данной работы: охарактеризовать особенности понимания
художественных текстов детьми с нарушениями речи очно и в цифровом формате; создать
методические рекомендации по работе с текстами с применением современных
аудио-визуальных средств и с учетом текстологических характристик текста.
Объект исследования: понимание
художественных текстов детьми с нарушениями речи с использованием цифровой
обучающей среды
Предмет исследования: процесс
формирования понимания художественных текстов детьми с нарушениями речи с
использованием цифровой обучающей среды
Гипотеза исследования: Глухов
В.П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой,
обиходно-бытовой и учебной деятельности,
потому в данном исследовании, предполагается, что экспериментальный подход к
методическим разработкам позволит в группе 20 детей (10 детей с нормальным
развитием, 10 детей с нарушениями речи) достичь улучшения показателей на 10%.
Задачи работы:
1. Проанализировать
литературные источники по проблеме восприятия художественных текстов
дошкольниками с нарушениями речи.
2. Разработать
материалы и схему обследования для развития понимания художественных текстов
детьми с нарушениями речи с использованием цифровой обучающей среды.
3. Проанализировать результаты обследования и
охарактеризовать возможности понимания художественных текстов детьми с
нарушениями речи с использованием цифровой обучающей среды.
4. Предложить
методические рекомендации по развитию понимания художественных текстов детьми с
нарушениями речи с использованием цифровой обучающей среды.
Методы: Проводится комплексное обследование детей по методике Глухов
В.П. задаются вопросы по
отдельным ситуационным картинкам; пересказ текста по вопросам; Комплексное
обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в
разных формах речевых высказываний — от элементарных (составление фразы) до
наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом
учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых
высказываний.
Заключение:
В рамках данного исследования были освещены
работы современных текстологов, лингвистов и логопедов О. С. Горелова, Е. С.
Никитиной, М. В. Осориной, Глуховой В. П., Воробьевой В. К., Ушаковой О. С., Струниной
Е.М. По результатам изучения их работ были сформулированы следующие выводы по
первой и второй задачам:
Современные дошкольники испытывают недостаток
социализации.
Использование ИКТ должно не просто
иллюстрировать элементы урока, занятия с логопедом, но провоцировать ребенка на
общение со специалистом, либо со сверстниками.
Использование ИКТ не должно ограничиваться
длительными отрывками, должны быть использованы короткие аудио или визуальные
демонстрации, чтобы дошкольник не успевал перейти к пассивному восприятию.
В рамках третьей задачи были сформулированы
следующие выводы:
Первые вопросы должны быть закрытыми, чтобы
дошкольник сосредоточился и еще раз прослушал ключевые элементы текста, трудные
слова.
Вопросы к тексту должны содержать повторы
трудных слов, однокоренных слов, слов с одинаковыми словообразовательными
элементами.
Необходимо использовать больше альтернативных
вопросов, чтобы дошкольник мог потренироваться употреблять устойчивые
выражения, чтобы плавно перейти от повторов слов и пересказа текста к
собственной речи.
Открытые вопросы должны использоваться после
альтернативных, они должны быть заданы таким образом, чтобы дошкольнику было
необходимо и достаточно повторить текстовые элементы, изученные ранее в
процессе одного занятия.
Звуки могут использоваться коротко в качестве
триггеров и оживления беседы.
Картинки могут выступать дополнительным
источником для углубления беседы, например, можно дополнить задания по
пересказу текста, по сопоставлению элементов текста и серии текстов с заданиями
по описанию иллюстративного материала.
По результатам исследования была определена
возможность развить тему, если использовать методические материалы при работе в
группе. При этом работа в группе призвана логическим образом продолжать работу индивидуально
со специалистом и может скомпенсировать недостатки социализации.
Данное исследование успешно доказывает
валидность приведенных принципов формирования опросников. Повторно доказана
важность применения иллюстративного материала, не только картинок и не только в
качестве дополнительной иллюстрации.
Фрагмент текста работы:
Глава. I. Теоретические
основы исследования уровня понимания
художественных текстов детьми старшего дошкольного возраста.
1.1 Художественный текст: его структура
и особенности
Художественный
текст необходимо считать вторичной моделирующей системой. Художественное
произведение отражает объективный мир. И замысел автора. Язык художественного текста
является не просто строительным материалом. Он является системой знаков,
понимание которых релевантно только для данного художественного текста. Эта особая знаковая
система, едина для разных языков. Язык художественного текста характеризуется
неоднозначностью семантики, множественностью интерпретаций. В художественном
тексте складываются особые отношения между тремя измерениями – миром
действительности, миром понятий и миром значений.
Текст также
является продуктом речи, именно в художественном тексте в отдельных случаях
достигается максимальное сходство с речью, в том числе и разговорной. Чтобы расшифровать художественный
текст, можно воспользоваться универсальной формулой «действительность – смысл –
текст». Либо можно применить модифицированную схему Г. В. Степанова. Он считает формулу триады: «действительность –
образ – текст» более соотвтетствующей специфике худодественного текста.
В защиту
позиции Г. В. Степанова приведем ряд особенностей
художественного текста, которые приводят к необходимости указанной модификации.
Действительность
в художественных текстах представлена в виде образов, которые автор намеренно
передает читателю. Это доказано многочисленными работами об образах в
художественном тексте на разных его уровнях. Например, в качестве отдельного
образа можно рассматривать не только героев романов, но и самого рассказчика,
так Цветков Ю. Л. Рассматривает эксплицитного и имплицитного нарраторов в
качестве отдельных образов [Цветков, c. 82-89].