Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие педагогической компетентности родителей первоклассников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Педагогическая компетентность родителей как основа адаптированности
первоклассников. 9
1.1. Адаптация и
адаптированность детей к школе ее сущность и содержание 9
1.2. Место и роль семьи в
стимулировании адаптации детей. 17
1.3. Содержание и сущность
понятия "педагогическая компетентность родителей" 23
Глава 2.
Организация экспериментальной работы по формированию педагогической
компетенции родителей первоклассников. 39
2.1.
Диагностика исследования педагогической компетентности родителей. 39
2.2. Пути
развития педагогической компетенции родителей первоклассников 43
2.3. Результаты исследования
родительской компетенции. 52
Заключение. 55
Список
литературы.. 58
Введение:
Актуальность исследования.
Начало начальной школы для любого ребенка, а также для его родителей —
это вызов. Но если к этому добавить закрытие школьных зданий из-за пандемии,
импровизацию цифрового образования, сложности в передаче материала в цифровом
формате способствует осложнению процесса адаптации первоклассников и снижения
компетенции родителей.
Многие родители, которые переводят своего ребенка в первый класс,
переживают, насколько успешно первоклассники адаптируются к школе. Самое
главное для ребенка первые дни, проведенные в школе, но стоит помнить, что
тотальная зависимость продлится весь первый год.
Психологи выделяют три важных периода, по истечении которых будет
поставлен диагноз. Адаптация первоклассников к школе измеряется в конце первой
недели, первой половине года и учебного года. Только суммируя общие показатели,
которые будут получены при этом, и проследив динамику, можно говорить о том,
насколько хорошо адаптировался первоклассник.
Поступление в школу открывает для ребенка новый вид деятельности:
обучение. И если раньше основным занятием ребенка была игра, то теперь к ней
предъявляются новые требования со стороны взрослых. Важно не допустить на
начальном этапе, когда первоклассники приспосабливаются, происходит потеря
интереса и мотивации к учебе, ведь все дополнительное обучение будет
основываться на этом.
Давно замечено, что дети, посещающие детский сад, испытывают меньше
трудностей. У них уже есть опыт работы в команде, они умеют подчиняться
взрослому (в данном случае учителю) и соблюдают определенные правила при общении
со своими сверстниками. К этому необходимо добавить более-менее стабильный
иммунитет к детским инфекциям, что позволяет ему меньше пропускать занятия, а
значит, снижает возможность опоздания со школьной программой.
Если дошкольное детство ребенок провел дома, то возрастает вероятность
того, что период адаптации будет более длительным и с большим количеством
проблем. Объясняется это не только тем, что родители ему что-то не объяснили
или плохо подготовили, но и невозможностью общаться в детском коллективе и под
руководством взрослого. Обычно такие дети часто устают в классе, их внимание
рассеянно, и первоклассникам сложнее приспособиться. Поэтому родители
«домашних» детей, помимо заучивания букв и цифр, должны играть с ребенком в
школе.
Несмотря на то, что оценки в первом классе не ставятся, важно, чтобы
родители должным образом отреагировали на наблюдения педагога, не ругая ребенка
за удовлетворительную работу. Стоит помнить, что со временем он можете
наверстать упущенное, и к концу года первоклассник может догнать своих
одноклассников или даже опередить их в знаниях. Очень важна личность учителя в
процессе адаптации. Если это квалифицированный и грамотный специалист, риск
развития негативного отношения к школе сводится к минимуму.
При диагностике адаптации первоклассников большая роль отводится уровню
тревожности детей. Решить эту проблему можно, просто переведя ребенка в другой
класс или, в крайнем случае, в другую школу. Дело в том, что иногда между
детьми могут возникать конфликты или по какой-то причине, возможно,
субъективной, ребенок не может воспринимать учителя как лидера. Затем
появляются страхи и стойкое нежелание ходить в школу, в результате чего
снижается успеваемость. Эту проблему нужно решать немедленно, не дожидаясь,
пока она перейдет в хроническую форму.
Поэтому адаптация первоклассников зависит от многих факторов. И главная
задача родителей и учителей — создать для этого максимально комфортные условия.
Следует помнить, что на этом этапе формируется мотивация к продолжению учебы, а
это одна из основных составляющих успешного обучения в школе.
Степень разработанности проблемы
исследования.
Отечественные исследователи (Н. Э. Касаткина, Е. А. Климов,
И. С. Кон, Т. В. Кудрявцев, Н. С. Пряжников,
С. Н. Чистякова, Т. И. Шалавина и др.] рассматривают вопрос
адаптации ребенка не как единичный акт выбора, а как длительный процесс,
который возможен только в комплексной работе педагогов и родителей.
В работах Л. А. Амировой, В. М. Архипова,
В. Г. Афанасьева, В. В. Бахарева, Л. П. Буевой,
В. И. Журавлева, С. В. Кушнир, П.Н. Осипова,
В. Н. Шубкина, В. В. Ядова и др. рассматривались социальные
аспекты адаптации первоклассников в школе.
Психолого-педагогические аспекты компетентности родителей в процессе адаптации
первоклассников к школе рассматриваются в работах Н. Ю. Бугаковой,
А. Е. Голомштока, Н. Э. Касаткиной,
Е. А. Климова, Е. В. Лямкиной, Б. П. Невзорова,
С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и др.
Как показывает анализ специальной литературы, вопросы роли родительской
компетенции в процессе адаптации первоклассников в школе раскрыты недостаточно
хорошо. Все вышесказанное позволило выделить противоречие между необходимостью развития родительской компетенции
как средства облечения адаптации детей в школе и низким уровнем родительской
компетенции в настоящее время.
Обнаруженное противоречие определило проблему
исследования, сущность которого заключается в необходимости развития
родительской компетенции как средства стимулирования адаптации детей к школе.
На основании выведенной проблемы сформулирована тема исследования «Развитие
педагогической компетентности родителей первоклассников».
Объект исследования
– родительская компетентность как средство стимулирования адаптации
первоклассников. Предмет исследования – содержание и технология развития
родительской компетенции первоклассников.
Цель исследования: разработать и экспериментально
проверить средства развития родительской компетенции первоклассников.
Гипотеза исследования: менеджмент образования существенно
упрощает развитие родительской компетентности, а, значит, и процесс адаптации
первоклассников, особенно в процессе образовательной и воспитательной
дезадаптации. Связано это с рядом противоречий:
1. Существует
различие между готовностью первоклассников к обучению и требованиями, которые
предъявляются системой образования. В этом случае менеджмент помогает детям
влиться в образовательный процесс
2. Реализуется
различие между наработками образовательного менеджмента и особенностями
реализации современного образования по ФГОС. Как правило, внедрение
инновационных методов в школе несколько отстает, так как педагоги предпочитают
работать по привычному сценарию.
3. Вместе
с тем методики образовательного менеджмента, выстроенные в правильной
последовательности, позволяют максимально доступно и точно создать правильный
образовательный процесс, способствующий переходу первоклассников к обучению и
развитию учебной мотивации.
4. Комплексное взаимодействие школы и семьи существенно облегчит процесс
адаптации детей, что позволяет говорить о том, что родительская компетентность
положительно влияет на формирование мотивов к обучению.
Задачи исследования:
1. Раскрыть
сущность и содержание адаптации детей к школе.
2. Выявить
факторы, влияющие на формирование родительской компетенции.
3. Разработать
пути формирования педагогической компетентности родителей.
4. Экспериментально
проверить качество развития педагогической компетентности родителей.
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют положения
теории онтогенетического развития личности и ее формирования в деятельности (познавательной,
игре, общении] в тесной связи с условиями организации этой деятельности (Л. С. Выготский,
Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец,
С. Л. Рубинштейн]; положения общей и специальной педагогики о природе
и сущности коррекционной работы (Л. С. Выготский,
В. И. Лубовский, Г. Ф. Кумарина, У. В. Ульенкова,
С. Г. Шевченко, Т. Б. Филичева, В. В. Воронкова и
др.]; фундаментальные положения отечественной и зарубежной психологии о роли
ведущей деятельности в обучении (Д. Б. Эльконин,
В. В. Давыдов и др.], значение личности учителя в воспитании и
обучении школьников (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, П. Ф. Каптерев
и др.], положения общей педагогики о проблемах воспитания младших школьников (В. И. Петрова,
Е. В. Бондаревская, Н. Ф. Виноградова и др.].
Поставленные задачи реализуются посредством следующих методов
исследования: теоретических (теоретический анализ психолого-педагогической
литературы, изучение программных, нормативно-правовых документов, сравнение,
классификация, обобщение), эмпирических (наблюдение, беседа, анкетирование,
опрос, анализ педагогического эксперимента].
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем
формировании представления о процессе адаптации первоклассников и выделения значимости
родительской компетенции как психолого-педагогического сопровождения учеников
во время адаптации к обучению в школе как одного из главных условий
благополучного приспособления, в котором представлены структура и этапы работы;
в дополнении теоретических представлений о роли родительской компетенции как
условия адаптации детей к обучению в
школе и включении их в критерии ее оценки.
Практическая значимость исследования заключается в
трансформации и апробации методики педагогической диагностики родительской компетенции;
разработке программы организации развития педагогической компетентности
родителей как основы психолого-педагогического сопровождения учеников на стадии
адаптации к обучению в школе, позволяющей обеспечить беспроблемную адаптацию;
углублении знаний родителей о психологии детей младшего школьного возраста, об адаптации детей на начальной стадии
обучения в школе.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Планирование образования
определяется как рациональный научный метод выбора альтернатив, охватывающих
потребности образования в его социальной подсистеме, культурной подсистеме и
экономической подсистеме и связывающих их с социальной, культурной,
политической и технологической системой общества, чтобы выполнить ответственный
выбор и реализация выбранного варианта.
Необходимость
планирования образования обусловлена следующими факторами:
1. Повышение уровня
участия школьников в жизни школы, включенности в образовательный процесс.
2. Экономические или
финансовые ресурсы должны быть направлены на связь школы с учащимися,
обеспечение школьникам необходимых условий для адаптации
3. Система образования не
приспособлена к требованиям детей, она способствует только получению знаний.
4. Безработица растет, а
стоимость обучения на одного учащегося растет
5. Молодежь недовольна
многими проблемами, которые тесно связаны с обеспечением школой необходимых
запросов детей. в частности, интересного материала и возможностей обеспечения
учебных классов.
Активное
обучение имеет много преимуществ по сравнению с сидячим обучением. Роль
родителей — поощрять их к активному обучению дома, что отражается на их
успеваемости в классе. Вы также можете проявить инициативу, чтобы помочь им
сформировать круг хороших друзей с соседскими детьми и организовать интересные
мероприятия. Это не только оживляет их, но и дает возможность учиться на равных
с увлекательными занятиями.
В
свободное время полезно поделиться с ребенком опытом школьной жизни. Это может
включать положительный и отрицательный опыт, чтобы помочь им понять важность
обучения. Также вдохновите их своими историями успеха, чтобы научить их
важности тяжелого труда и того, как он окупается.
Когда
ребенок оказывается в затруднительном положении в учебе, вокруг него
мобилизуются различные заинтересованные стороны и различные службы, чтобы
поддержать его адаптацию к школе и попытаться устранить препятствия на пути его
обучения. Может быть предложен адаптированный курс, чтобы адаптировать школьный
проект к возможностям ученика и, возможно, облегчить реализацию той заботы, в
которой он проявляет потребность.
Диагностика
дислексии, дизортографии, дискалькулии, синдрома дефицита внимания в настоящее
время является обычным явлением. Ситуация образовательного стресса также может
быть связана с менее конкретными факторами: интеллектуальными ограничениями,
социальными трудностями в семье, образовательным контекстом и т. Д.
Очень
важно возложить на сегодняшнего учащегося больше ответственности в процессе
передачи знаний. Если ученик чувствует, что он эффективно участвует в этом
процессе, или если они чувствуют, что их вклад имеет значение, это приведет к
чувству личной приверженности в них. Это отсутствие приверженности — одно из
бедствий образования. Ученик считает школу своей обязанностью, обязательством,
которое он должен выполнить, тогда как это должно быть право, на которое он
претендует, и возможность, которую он использует.
Наиболее
эффективное обучение — это то, что позволяет решать в одном классе и в течение
определенного программой времени как можно больше различных потребностей,
сохраняя при этом руководящие принципы — с 2005 года общая база знаний и
навыки. Индивидуальная поддержка — это первый шаг к школе, адаптированной для
каждого ученика. Бороться с трудностями в каждом конкретном случае — это
гарантия справедливости и эффективности.
Тем
не менее, эта поддержка увеличивает количество часов уроков для учащихся,
находящихся в трудном положении, что способствует дальнейшему увеличению
графики системы образования.
Однако
необходимо заботиться о различиях в уровнях с раннего возраста, потому что
очень трудно компенсировать разницу в уровнях от начальной к средней.
Национальные исследования показывают, в частности, устойчивость неудач,
сформировавшихся на очень раннем этапе: результаты, показывают, что колледж не
«исправляет» трудности студентов, уже находящихся в ситуации неудачи.
В
обществе, где неравенство увеличивается, где сумма конкретных собственных
навыков становится важным компонентом процесса отбора в сфере труда, школа
должна переориентировать внимание на ребенка, а не на ученика. Внеклассные
мероприятия предлагают ведущую роль: чтобы развить у учеников аппетит к школе,
они должны предложить им занятия, в которых они находятся, особенно если эти
занятия имеют значение в жизни учреждения (соревнования, оценки, выставки).
Эта
«внешняя» мотивация состоит в том, чтобы дать учащемуся осознать, что его учеба
— путь к реализации его профессиональной мечты; это означает создание в нем
личного участия в работе. Школа больше не рассматривается как смирительная
рубашка, а как место личного развития. Более того, хотя учеба должна обеспечивать
доступ к профессии, учебное руководство и его аппарат остаются далекими от
реальностей профессиональной жизни и экономических потребностей нации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Педагогическая компетентность родителей как основа
адаптированности первоклассников 1.1. Адаптация и адаптированность детей к
школе ее сущность и содержание В
возрасте от шести до восьмти лет дети начинают новый этап, полный захватывающих
изменений. Один из них — это поступление в школу, и независимо от того, пошли
ли они в детский сад или детский сад, это всегда означает важный переход в их
жизни; особенно в случае с детьми младшего возраста. Также для родителей,
которые обычно переживают этот момент с некоторой нервозностью и
неуверенностью.
Дети
должны адаптироваться к школе, к своим одноклассникам, к своим учителям, к
новому распорядку дня, к расписанию, и это потребует времени, превышающего
несколько дней; тянется продлить на целый год[1]. По этой причине
специалисты согласны с мнением, что важнейшим условием адаптации является
отождествление человека с социальной ролью[2].
Даже
с учетом начала школьной адаптации в пятилетнем возрасте ребенка (в среднем) –
этот процесс созревания организма, так называемой «кортикализации»
продолжительный и завершается в районе семи-восьми лет. Учитывая этот факт,
оптимальным решением является не резкий переход типов и видов занятий, а
непрерывность характера образования из дошкольного в начальные классы. [1] Александровская, Э. М. и др.
Психологическое сопровождение школьников. учебное пособие — М.: Издательский
центр «Академия», 2012. – с. 47 [2] Леонова, Е.В., Шатова, С.С.,
Щербакова, Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований
новых федеральных образовательных стандартов // Психологическая наука и
образование, – 2014. – №4. – Режим доступа: http://psyedu.ru