Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика и методика начального образования

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие нравственно-этической ориентации у младших школьников при изучении произведений о природе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-этической ориентации
у младших школьников………………………………………….8

1.1. Характеристика нравственно-этической ориентации как универсального
учебного действия…………………………………………………………………8

1.2. Особенности становления нравственно-этической ориентации в младшем
школьном возрасте…………………………………………………………………..13

1.3. Ресурс произведений о природе в развитии нравственно-этической
ориентации у младших школьников……………………………………………15

Выводы по первой главе……………………………………………………….25

Глава 2. Опытное исследование развития нравственно-этической ориентации у младших
школьников…………………………………………

2.1. Диагностика уровня нравственно-этической ориентации у младших
школьников ……………………………………………………………………….

2.2. Эмпирическая работа по развитию нравственно-этической ориентации у
младших школьников при изучении произведений о природе и анализ ее
результатов…………………………………

Выводы по второй главе……………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………

Список
используемых источников…………………………………………..

  

Введение:

 

Актуальность
данного исследования заключается в том, что реализация  Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования требует формирования у
младших школьников универсальных учебных действий (далее УУД). В состав УУД
входит моделирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу,
объектам познания и т.д. С учетом поправок в ФГОС НОО в соответствии с приказом
Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»
нравственно-этическая ориентация квалифицируется в настоящее время как один из основных личностных результатов предметного
обучения в начальной школе.

В сложившейся
образовательной ситуации перед учителем стоит задача помочь ребенку в
формировании устойчивых нравственных качеств личности, научить ориентироваться
в окружающем мире и жить в соответствии с законами морали и нравственности в
процессе обучения предмету, в частности, литературному чтению. Изучение
произведений о природе является одним из ведущих разделов литературы в
начальных классах, и, как показал анализ данного материала, имеет достаточно
много возможностей для формирования нравственно-этической ориентации.

Вопросы, связанные с особенностями развития у младших школьников
нравственно-этической ориентации, исследуются на протяжении длительного
времени. Сущность нравственно-этической ориентации раскрывается в трудах по
этике О.Г. Дробницкого, А.А. Гусейнова и др. Особое значение имеет работа Э.
Туриэля, который описал развернутую характеристику конвенциональных и моральных
норм. Исследованием названной проблемы занимались такие ученые, как М.Н.
Аплетаев, В.П. Бездухов, Г.П. Иванова, А.В. Иващенко, Л.Ю. Сироткин, Н.В. Фролова
и др. Что касается особенностей формирования и развития духовно-нравственных
качеств у младших школьников, то этот вопрос подробно изучался Н.В. Аникеевым,
И.В. Гильгенбергом, М.В. Курановой, Т.Ю. Сычевой, В.Т. Чепиковым и др.
Особенности нравственно-этического воспитания заложены в фундаментальных
работах В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. Проблемам морального сознания
ребенка посвящены исследования Т.П. Авдуловой. Особенности ориентации на
моральные и конвенциональные нормы детей младшего школьного возраста выявлены
Е.А. Кургановой.

Проблема
формирования у младших школьников нравственно-этической ориентации как
универсального учебного действия
исследуется на базе системно-деятельностного подхода к образованию детей (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г.
Асмолов). Концепция развития УУД, в рамках которой рассматриваются общие походы
к становлению нравственно-этической ориентации у учащихся, создана следующей
группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А.
Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Однако
проблема путей, способов, средств формирования и развития нравственно-этической
ориентации как специального умения у младших школьников  в процессе обучения предмету остается
актуальной. В частности, не выявлен комплекс методических средств данной работы
при изучении произведений о природе.

Названная
проблема определила методологический аппарат работы. Объект исследования: развитие нравственно-этической ориентации у младших
школьников.

Предмет
исследования – работа учителя по формированию у младших школьников
нравственно-этической ориентации в процессе изучения произведений о природе.

Цель
исследования – выявить методические средства формирования нравственно-этической
ориентации у младших школьников в ходе изучения художественной литературы
природоведческого цикла.

Гипотеза
исследования: формирование у младших школьников нравственно-этической
ориентации  будет происходить
эффективнее, если:

— на уроках литературного
чтения при изучении произведений о природе использовать вопросы и задания,
направленные на развитие умения выделять моральное содержание ситуации;
ориентироваться на мотивы поступка участников дилеммы и на выделение и идентификацию моральных
чувств, а также их осознание;

— на
уроках литературного чтения при изучении произведений о природе систематически
давать оценку поведения человека в природе с позиции нравственности и этики;
закреплять нравственные нормы и принципы в поведении через организацию изучения
произведения в логике читательской деятельности; на основе выстраивания
отношений сотрудничества, уважения мнений друг друга, соблюдения этики
поведения при анализе нравственных аспектов содержания произведения.

Для достижения
цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Дать характеристику
нравственно-этической ориентации как универсального учебного действия.

2. Выявить особенности
становления нравственно-этической ориентации в младшем школьном возрасте.

3. Определить потенциал
ресурса произведений о природе в развитии нравственно-этической ориентации у
младших школьников.

4. Провести диагностику
уровня нравственно-этической ориентации у младших школьников.

5. Отобрать и предложить собственные средства
развития УУД нравственно-этической ориентации в процессе изучения произведений о природе и проверить их эффективность
опытным путем.

6. Проанализировать
основные результаты эмпирической работы по развитию нравственно-этической
ориентации у младших школьников, сделать вывод о верности гипотезы.

В ходе
исследования использовались методы теоретического анализа научных и
методических источников, педагогическое наблюдение и тестирование,
статистические методы анализа эмпирических данных.

Эмпирической
базой исследования является МБОУ «Трубчевская основная общеобразовательная
школа» д. Новый Синец Орловской области.

Практическая
значимость исследования
состоит в том, что представленные в исследовании
материалы по диагностике нравственно-этической ориентации младших школьников на
материале литературы, описанная работа по формированию данного умения на уроках
литературного чтения могут быть использованы в практике работы учителей
начальных классов.

Структура
работы: ВКР состоит из введения, двух
глав, параграфов, заключения, списка используемых источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-этической ориентации
у младших школьников 1.1. Характеристика нравственно-этической ориентации как универсального
учебного действия Исследование духовно-нравственного воспитания осуществляли философы,
психологи и педагоги, непосредственно или косвенно раскрывая различные аспекты
формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников. Для
проблематики нашего исследования интерес представляют исследования
нравственно-этической ориентации как универсального учебного действия.

Согласно концепции развития УУД  [12]
нравственно-этическая ориентация входит в группу личностных действий.  В рамках темы настоящего исследования нам
целесообразно более подробно остановиться на характеристике такого термина и
его специфики, как «личностные универсальные действия», который во всех
образовательных программах используется вместе с другими видами универсальных
учебных действий (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД).

Необходимо отметить, что согласно ФГОС НОО «личностные
действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях» [32].

Развитие личностных УУД базируется на всех основных этапах учебного
процесса:

1) на уроках;

2) во время внеурочной деятельности [32].

Структура личностных УУД включает в себя самоопределение, смыслообразование
и нравственно-этическую ориентацию [32]. Каждая из выделенных позиций подробно
рассматривает ключевые принципы, в соответствии с которыми необходимо обучать,
развивать и воспитывать младшего школьника.

Необходимо отметить, что личностные УУД способствуют развитию и
формированию у младших школьников многих необходимых качеств личности, среди
которых важное значение отводится способности соотносить личные действия и
поступки с общепринятыми и закрепленными в обществе морально-этическими
нормами, умение оценивать и анализировать личное поведение и действия, а также
понимать основы морально-этических норм.

Если следовать теории морального развития Э. Туриеля (1983), который
выделяет три основных вида норм (моральные, конвенциальные и персональные
нормы), изначально ребенок не может дифференцировать каждый из видов норм.
Однако, уже в младшем школьном возрастном периоде, начиная с 6–7  лет, ребенок может их различать.  Основное их различие в том, что моральные
нормы — вид норм, выполняющих функцию регуляции морально-нравственных отношений
между людьми.

Конвенциальные — это стандартные норм поведения в обществе. Сюда могут
входить правила поведения в школе, требования к внешнему виду, этикет. И
персональные — те норм, которые охватывают индивидуальные предпочтения человека. Они
предполагают семейные правила, режим дня.

Так, понимая и осознавая в той или иной степени необходимость  исполнения младшими школьниками всех норм,
они постепенно начинают выделять приоритеты нормативных основ. По мнению Э.
Туриэля «ориентация ребенка младшего школьного возраста в общественно-нормативной
коммуникации направлена в основном на конвенциональные нормы и моральные нормы,
и только ближе к подростковому возрасту, начиная с 12–13 лет, происходит
осуществление постепенного перехода к равнозначности всех трех видов норм» [31,
с.61].

Исходя из анализа ФГОС НОО, мы выявили, что нравственно-этическая
ориентация выступает одним из звеньев общей цепи личностных УУД и суть ее
заключена в следующем:

1) становление общего и целостного образа окружающего мира относительно
всего многообразия культур, национальностей, народностей и вероисповеданий;
отказ от идеи разделения людей на категории «свои-чужие»; формирование
уважительного отношения к истории и культуре всех народов, а вместе с тем
воспитание толерантности;

2) формирование ориентации на нравственное содержание своих мыслей и
поступков (действий) по отношению к себе и другим людям; формирование таких
этических чувств, как стыд, совестливость, вина, которые выступают своего рода
регуляторами морально-нравственного поведения;

3) формирование, развитие в личности основных морально-этических норм (к
примеру, честность, справедливость, добросовестность, искренность,
ответственность и др.);

4) определение нравственности поступков и действий на базе различия
основных видов норм (конвенциальных, моральных и персональных);

5) развитие и становление морально-нравственной самооценки;

6) формирование у школьника доброжелательности, внимательного и
доверительного отношения к людям, проявление инициативы дружить, оказывать
помощь, сопереживать и др.;

7) формирование эмпатии и отзывчивости;

8) формирование у школьника положительной установки на ЗОЖ, нетерпимость,
развитие навыков противостояния таким действиям, которые представляют прямую
или косвенную угрозу для жизни, здоровья (физического и психологического);

9) развитие у школьника чувства прекрасного; формирование
морально-этических чувств посредством изучения и знакомства с мировой
художественной культурой [32].

Нравственно-этическая ориентация представляет собой
выбор действия в условиях морального конфликта и включает следующие компоненты:
выделение морального содержания ситуации; ориентацию на мотивы поступка
участников дилеммы, которая предполагает возможность ребенка увидеть ситуацию
разрешения нормы с разных сторон; ориентацию на выделение, идентификацию
мотивов, чувств и их осознание [15].

Нравственно-этическая
ориентация понимается как «выбор действия в условиях морального конфликта»

Объединение трёх   фундаментальных   понятий  
способствовало   созданию
нравственно-этической ориентации, как универсального учебного действия.
Определение понятия сформулировано в книге под редакцией Александра
Григорьевича Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия», где
под нравственно-этической ориентацией понимается выбор действия в условиях
морального конфликта[4].

Существует три компонента
нравственно-этической ориентации:

1) выделение морального содержания
ситуации, а именно моральных норм, составляющих основу моральной дилеммы; 2) ориентацию на мотивы поступка
участников дилеммы, которая предполагает возможность ребенка увидеть ситуацию
нарушения нормы с разных позиций;

3) ориентацию на выделение, идентификацию
моральных чувств и их осознание[6].

Чтобы ученик смог
осуществлять действия по этим трём компонентам, учителю необходимо уделить
особое внимание таким характеристикам, как:

ориентация в
нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения;

знание основных
моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость,
честность, ответственность);

выделение
нравственного содержания поступков, основанных на

дифференциации моральных, конвенциональных и персональных норм;

формирование
доброжелательного, доверительного и внимательного отношения к людям,
способности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кому она нужна;

развитие эмпатии и
сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости [14].

Развитие нравственно-этической ориентации
происходит с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Согласно
А.Г. Асмолову в нравственно-этическую ориентацию включаются три компонента:

1)
выделение морального содержания ситуации, то есть моральных норм, составляющих
основу моральной дилеммы;

2)
ориентация на мотивы поступка участников дилеммы, которая предполагает, что у
ребенка есть возможность увидеть ситуацию нарушения нормы с разных позиций;

3) ориентация на
выделение и идентификацию моральных чувств, а также их осознание.

Необходимо выделить и
педагогические условия, способствующие эффективной реализации модели
формирования нравственных и этических ориентаций:

— учет особенностей
формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников;

— наличие определенной
подготовки педагогов ОУ к организации урочной и внеурочной деятельности с
целью формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников;

— комплексный характер
воздействия на все компоненты нравственной сферы ребенка, организация
специальной нравственно-ориентационной деятельности детей;

— опора на психологические
механизмы формирования и функционирования нравственно-этических ориентаций;

— благоприятная
психологическая и нравственная атмосфера;

— использование в
педагогическом процессе специальных игровых форм деятельности с нравственным и
этическим содержанием и естественных ситуаций, предусматривающих нравственный
выбор и решение моральных дилемм [33].

Ж. Пиаже выделял
несколько стадий морального разви­тия,
соответствующих стадиям интеллектуального развития ребенка.

Дооперациональной стадии
развития интеллекта (2 — 7 лет) соответствует стадия морального реализма с некри­тичным
отношением к нормам и требованиям, что проявля­ется в убеждении ребенка в том,
что все требования взрослых неприкосновенны и неизменны. По Ж. Пиаже, это
уровень нравственного эгоцентризма, характеризующийся авторитар­ностью власти,
определяющей, что морально, а что нет, и од­носторонним подчинением ребенка
взрослому. Для детей старшего дошкольного возраста характерно представление о
том, что существует имманентная справедливость, т. е. вера в то, что природа
сама накажет за проступок.

Стадии конкретных
операций (7—12 лет) соответствует признание равенства и взаимного уважения, где
правила рас­сматриваются как моральное
соглашение. На данном уровне морального развития моральные нормы
носят обобщенный характер. Внутренние мотивы и побуждения субъекта мо­рального
поведения учитываются ребенком. Появляется представление о ретрибутивной
справедливости, когда ре­бенок проявляет себя как активный сторонник требований
равноправия, стремления относиться ко всем одинаково без учета обстоятельств
[34].

Большое значение для
морального развития имеет и личностно-эмоциональное развитие ребенка. Роль
моральных эмоций подчеркивалась разными авторами. Выделяются собственно
моральные эмоции — симпатия, эмпатия, гордость, чувство вины, стыд и признается
значение эмоциональной составляющей в ситуации оценки и понимания чувств
участников ситуации и их взаи­моотношений

Личностно-эмоциональное становление
ребёнка происходит за счёт развития моральных эмоций, таких как: симпатия,
эмпатия, гордость, чувство вины, стыд, эмоции в ситуации оценки и понимании
чувств участников ситуации и их взаимоотношений.

К началу обучения в школе у ребёнка уже
сформированы первичное соподчинение мотивов, которые представляют собой умение
подчинять  своё  поведение 
заданному образцу  под  влиянием 
оценки  взрослого.  Также, сформирована  моральная 
инстанция (чувство долга), которая зарождается уже в начале дошкольного
возраста. Посредством ролевых игр ребёнок учится вести себя нравственно, потому
что «…побуждая человека поступать опосредованным образом, мировоззрение,
мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек –привычных
способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся второй
натурой человека» -писал С.Л.  Рубинштейн
[28].

Для формирования устойчивых
нравственно-этических качеств у младшего школьника, необходимо создать
мотивацию, при которой у ребёнка появится внутреннее рвение вести себя согласно
усвоенным образцам.  Также, необходимо
систематически упражнять младшего школьника в соответствующих формах поведения
для формирования навыка.

Также, можно столкнуться с
гетерохронностью (неравномерностью) морального развития, которая заключается в
том, что ребенок в зависимости от ситуации изменяет критерии одной и той же
моральной нормы, соответственно её соблюдение происходит неравномерно.
Например, различие соблюдения норм при взаимодействии со сверстником или
взаимодействия со взрослым человеком [30].

Критерии
сформированности нравственно-этической ориентации:

— структура ценностного
сознания;

— уровень развития
морального сознания;

— присвоение моральных
норм, выступающих регулятора­ми морального поведения;

— полнота ориентации
учащихся на моральное содержа­ние ситуации, действия, моральной дилеммы,
требующей осуществления морального выбора.

На основе исследования работ по нравственному развитию детей (Л.И. Божович
[6], Е.Н. Лагодина [17], Е.А. Руденко []) 
рассмотрим основные педагогические условия, которые направлены на
реализацию модели развития нравственно-этических ориентаций у младших
школьников:

— учет специфики развития морально-нравственных ориентаций у учащихся
начальных классов;

— наличие эффективной подготовки учителей образовательного учреждения к
проведению учебной и развивающей работе с целью развития
нравственно-этических ценностей у учеников начальных классов;

— комплексный и систематический характер воздействия на все аспекты
морально-нравственной стороны младшего школьника, проведение
нравственно-ориентационной работы с учениками;

— опора на психологические инструменты развития и эффективного
функционирования нравственно-этических ориентаций;

— располагающая к себе психологический и нравственный климат;

— применение в педагогической деятельности специфических игровых технологий
и методов работы с нравственно-этическим содержанием и реальных жизненных
ситуаций, которые нацелены на нравственный выбор [32].

Е.А. Курганова в своей работе отмечает, что в процессе активного
взаимодействия с педагогом (другим взрослым) младший школьник способен
усваивать лишь конвенциональные нормы. Что касается непосредственно
взаимодействия ученика со сверстниками, то отношения с равноправными партнерами
(по возрасту и статусу) способствует развитию ориентации на моральные нормы
[15, с.:25].

Основными
условиями становления действия нравственно-этической ориентации являются
целенаправленное формирование ее трех основных компонентов, опора на жизненный
опыт человека, учет возрастных особенностей ориентации учащихся в моральных,
нравственных, этических  нормах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы