Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Теория и методика музыкального образования детей

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие музыкального восприятия у подростков средствами мультимидийных технологий на уроках музыки в школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 6

1 Теоретическое особенности развития музыкального восприятия у подростков средствами мультимедийных технологий на уроках музыки в школе 9

1.1 Проблема развития музыкального восприятия у подростков в психолого-педагогической литературе 9

1.2 Методика развития восприятия у подростков с помощью мультимедийных технологий на уроках музыки в школе 17

2 Исследование развития музыкального восприятия у подростков средствами мультимедийных технологий на уроках музыки в школе 24

2.1 Педагогический эксперимент по развитию восприятия подростков средствами мультимедийных технологий 24

2.2 Методические рекомендации по развитию восприятия у подростков средствами мультимедийных технологий 55

Заключение 60

Список использованных источников 63

Приложение 68


  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В подростковом возрасте для личности свойственны различные кризисы и депривации, которые обусловлены психофизиологическими особенностями данного возрастного периода. Это трудный возраст, и поведение детей, безусловно, кажется проблемным. Родители оказываются недовольными тем, что подростки не имеют каких-то стремлений, у них нет мотивации к саморазвитию. Однако, в силу возраста, запрос на творческое, на личностное развитие у них есть. Все это создает диссонанс, который, в конечном счете, также приводит к проблемам взросления.

Поскольку проявления подросткового возраста позволяют говорить о том, что ребенок готов развиваться, эстетически и культурно совершенствоваться, однако, попросту не знает, как это правильно делать, ему необходимо педагогическое сопровождение. Развитие восприятия подростков через определенные эстетические образы – это возможность воспитать культурную, чуткую личность, которая будет успешно взаимодействовать в социуме.

Современная система общего образования не позволяет развивать музыкальное восприятие подростков, поскольку программа подразумевает преимущественное усвоение теоретического материала с практическим его заучиванием. При этом ценность урока музыки в школе очень низкая, что усиливает недоверие со стороны подростков и отсутствие у них мотивации к обучению.

Кроме того, педагоги не всегда ориентируются на психофизиологические особенности и личностные потребности подросткового возраста, но это является важнейшим средством, позволяющим перейти от механического типа обучения к творческому. Музыкальное восприятие – это важнейшее средство музыкально-эстетического воспитания подростков, подразумевающее творческий подход.

Новые возможности для музыкального восприятия представляют мультимедийные технологии. Они обогащают образовательный процесс, позволяют более вариативно подходить к подбору репертуара и формам образования.

Сегодня проблема включения мультимедийного подхода в образовательный процесс на уроках музыки является пока не исследованной. Какого-то определенного подхода еще в научной и методической практике не существует, поэтому данная проблема в современной педагогике является актуальной.

Объект исследования: музыкальное восприятие подростков.

Предмет исследования: мультимедийные технологии на уроках музыки в школе.

Цель исследования: особенности развития музыкального восприятия подростков средствами мультимедийных технологий в школе.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

— изучить проблему развития музыкального восприятия у подростков в психолого-педагогической литературе;

— рассмотреть методику развития восприятия у подростков с помощью мультимедийных технологий на уроках музыки в школе;

— провести педагогический эксперимент по развитию восприятия подростков средствами мультимедийных технологий;

— разработать методические рекомендации по развитию восприятия у подростков средствами мультимедийных технологий.

Методы исследования:

— теоретические (анализ, синтез научной литературы по теме исследования);

— практические (педагогический эксперимент, мультимедийная методическая разработка).

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании эффективности использования мультимедиа технологий в развитии музыкального восприятия подростков на уроках музыки в школе (на примере 6 класса).

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики мультимедийного комплекса по развитию музыкального восприятия подростков на уроках музыки (для 6 класса).

База исследования: МОУ Средняя общеобразовательная школа № 11, г. Саранск.

Структура исследования: введение, основная часть, представленная двумя главами, заключение, список использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе проведенного теоретического исследования нами были сделаны следующие выводы: музыкальное восприятие подростков – это уязвимая система мировоззрений, основанная, как правило, на отсутствии мотивации к учению. При этом необходимо учитывать, что в процессе восприятия музыкального произведения подросток адекватно воспринимает художественные эмоции и ситуации, вызывающие определенные ассоциации, которые он может сопоставить с собственными жизненными эмоциями и ситуациями.

Использование мультимедийных технологий на уроках музыки значительно повышает качество подачи материала урока. За счет этого повышается эффективность образовательного процесса, учебный материал усваивается гораздо лучше. Так происходит из-за особенностей восприятия подростков как такового: для них более интересным является активное восприятие информации, обогащенное технологическими средствами и возможностями интерактивного взаимодействия. Традиционный урок, в свою очередь, оказывается для них слишком обыденным, не мотивирует на познания и развитие музыкального восприятия.

В процессе использования мультимедийных технологий происходит непосредственно интерактивное взаимодействие между субъектами, что, несомненно, приводит к обогащению музыкального восприятия, приобщению к музыкальной культуре как таковой.

Методические особенности преподавания разных учителей музыки, подходы которых были нами проанализированы, сводятся к применению различных мультимедийных средств с учетом их адаптации под потребности музыкального образования.

В процессе практической части работы нами была выстроена работа по выявлению уровня музыкального восприятия подростков и мультимедийный комплекс по его повышению на уроках музыки в 6 классе.

Зафиксировав преимущественно низкий уровень развития музыкального восприятия подростков, мы также сделали вывод о том, что стандартные уроки не увлекают подростков, не дают им импульса для творческого развития. Поэтому необходимость перестроить образовательный процесс, сделать его более современным и востребованным, более интересным обусловлена повышением уровня музыкального восприятия у обучающихся 6 класса.

Для этого нами был предложен специальный музыкальный комплекс, который, несмотря на новаторство и вариативность, соответствует требованиям ФГОС. Предложенный мультимедийный комплекс уроков музыки для 6 класса включает в себя большое количество цифрового материала, который в полной мере позволяет погрузиться в тему, работать с музыкальными образами, развивая тем самым, музыкальное восприятие.

После внедрения данного мультимедийного комплекса в систему обучения подростков нами была повторно проведена диагностика на определение уровня развития музыкального восприятия. Было зафиксировано, что подростки стали инициативнее, смогли реализовать свой творческий потенциал, музыка, развитие музыкальных образов их заинтересовало. Так, было выявлено, что результаты уровня музыкального восприятия подростков на контрольном этапе исследования существенно выше, чем результаты констатирующего этапа.

В этой связи нами были предложены методические рекомендации по развитию музыкального восприятия подростков на уроках музыки. Основными педагогическими идеями обозначены следующие:

— трансформация роли ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности;

— несоответствие интенсивности учебного плана с интенсивностью мультимедийного комплекса решается увеличением интенсивности урока, его насыщенности;

— условием развития музыкального восприятия является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов.

Эффективность внедрения мультимедийных технологий в общеобразовательную практику обусловлена, соответственно, их положительным влиянием на развитие музыкального восприятия подростков на уроках музыки в школе.

Таким образом, задачи исследования решены. Цель достигнута.


 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретическое особенности развития музыкального восприятия у подростков средствами мультимедийных технологий на уроках музыки в школе

1.1 Проблема развития музыкального восприятия у подростков в психолого-педагогической литературе

Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знаний и умения, приобретенные при ее изучении, станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки в жизни.

В условиях ФГОС сохраняется целевая установка музыкального образования сделана на развитие музыкального восприятия подростков как неотъемлемой части их духовной культуры. Этим непосредственно предусмотрена ориентация уроков музыки на приобщение школьников посредством музыкального материала к общекультурным интересам [40].

Концепция преподавания предметной области «Искусство» подразумевает, что уроки из данной области будут ориентированы на ценностное восприятие искусства, тогда как компьютерные технологии на уроках музыки позволят развивать музыкальное мышление подростков на сложном нелинейном восприятии [18]. Для их возраста особенно актуально заниматься развитием музыкального восприятия, поскольку это дисциплинирует личность, делает ее более гармоничной и взвешенной. Прохождение этого пути через современные образовательные электронные технологии – это инновационный способ организации учебного процесса для школьников, которые растут в информационном мире и не могут представить свою жизнь без информационных технологий [4, с. 53].

Технологии в искусстве – это тоже современная характеристика образовательного пространства, в которое музыкальное восприятие подростков прочно встроено.

Музыкальное восприятие – это, по мнению В.П. Ревы, начальный этап ненавязчивого вхождения школьника в мир искусства, формирования у него эстетического отношения к музыке, потребности в музыкальном восприятии [33, с. 64].

С точки зрения Л.Г. Лобовой, музыкальное восприятие характеризуется ассоциативностью, эмоциональной напряженностью, чувственным характером, образностью, осмысленностью, слуховой модальностью [22, с. 133].

Е.Д. Колорёва предположила, что музыкальное восприятие – это сложный чувственный процесс, в котором находят взаимосвязи сенсорные ощущения музыкальных звуков и созвучность музыкального материала, предыдущий опыт и живые ассоциации с прослушиваемым, следование за развитием музыкальных образов и ответные реакции на них [17]. Этого понятия мы придерживаемся в контексте данного исследования.

К основным компонентам музыкального восприятия относятся: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, музыкальное мышление, музыкальная память, целостность восприятия, осознание и осмысленность, опыт прослушивания музыкальных произведений.

В музыкальном восприятии подростков выделяются два типа:

— слушание (процесс музыкального восприятия осмыслен, музыка вызывает интерес);

— слушатели (внимание не сосредоточено на восприятие музыки) [39].

По сути, при выделении этих типов речь идет об активном и пассивном слушании музыки, и эти типы говорят об уровне развития музыкального восприятие подростка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы