Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дошкольная дефектология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………4

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………8

1.1 Понятие
«мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе…………8

1.2 Особенности мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с

 с нарушениями
опорно-двигательного аппарата……………………………………11

1.3
Коррекция нарушений мелкой моторики у дошкольников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата посредством пластилинографии………………..14

Глава 2 Исследование
мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями опорно-двигательного аппарата………….18

2.1 Организация
экспериментального исследования мелкой моторики у дошкольников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата  …………18

2.2 Методики изучения
моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(констатирующий эксперимент)20

2.3 Анализ
результатов изучения особенностей мелкой моторики у дошкольников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата …………25

Глава 3
Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений мелкой моторики у
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………………….36

3.1 Содержание
коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений мелкой моторики у с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (формирующий эксперимент)………………………………………………………………………….

3.2
Результаты контрольного эксперимента……………………………………….

Заключение……………………………………………………………………………
58

Список источников
информации…………………………………………………..62

Приложения……………………………………………………………………………69

  

Введение:

 

Одним из «важных этапов подготовки дошкольника к школе является развитие
мелкой моторики (совершенствование движений кисти рук, пальцев рук)»[1]. В настоящее время  педагоги отмечают, что у первоклассников
имеются значительные трудности в формировании графо-моторных навыков,
результатом чего является слабая моторика. Уровень развития мелкой моторики
руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка,
обладающего высоким уровнем развития мелкой моторики, достаточно развиты
внимание, память и речь.

Недостаточное развитие мелкой моторики оказывает отрицальное влияние на
овладение навыком письма, что впоследствии может привести к снижению мотивации
к обучению.

В последние десятилетия специалисты отмечают
увеличение количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата, а именно детским церебральным параличом (ДЦП). Дети нуждаются в
оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной
помощи с самых первых дней жизни. Детям с ДЦП не только трудно осуществлять
движения общей и мелкой моторику, они имеют трудности в формировании и
представлений о движении (его силе, объёме, траектории). Изучением развития мелкой
моторики рук занимались Л.В. Антакова-Фомина[2], М.М.Кольцова[3],
Н.И.Озерецкий. Такие специалисты как Е.Ф.Архипова[4],
Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова, И.А.Смирнова, О.Г.Приходькоуказывали на необходимость
 успешной социальной интеграции детей с
ДЦП и важную роль в этом отводили своевременной и качественной диагностике,
профилактике и коррекции поведенческих, нервно-психических и двигательных
расстройств.

Актуальность выбранной темы заключается в том,
что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у
детей дошкольного возраста с ДЦП позволяет сформировать координацию движений
пальцев рук, развить речевую деятельность, что положительно влияет на состояние
двигательных умений и навыков и успешной интеграции детей в обществе.

Объект исследования: мелкая моторика рук у детей старшего дошкольного
возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Предмет исследования: процесс развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Цель исследования: изучить особенности мелкой моторики и
 проверить влияние коррекционных занятий по
пластилинографии на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза исследования: предполагаем, что работа по развитию мелкой
моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
опорно-двигательного аппарата будет более эффективной при включении в
коррекционную программу занятий, включающую элементы пластилинографии.

В соответствии с поставленной целью, объектом,
предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1.
Рассмотреть теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. Провести исследования
мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.

3. Составить
программу коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями опорно-двигательного аппарата и реализовать её рамках подготовки
дошкольников к школьному обучению.

4. Проверить
эффективность проведённой коррекционно-развивающей работы с дошкольниками,
имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Для выявления особенностей развития мелкой
моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата использовались
следующие методы исследования: теоретические
методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
эмпирические методы (эксперимент, тестирование, наблюдение); методы обработки
данных (количественный и качественный анализ полученных результатов).

Психодиагностический инструментарий:

1.
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию
рук. 2.
Оптико-кинестетическая организация движения Е.Ф.Архиповой – пробы на праксис
позы.

3.
Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении данных об особенностях
представлений о движении у дошкольников с нарушениями опрно-двигательного
аппарата, о их возможностях выполнять движения пальцами рук.

Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования
полученного материала в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими
нарушения опрно-двигательного аппарата. Полученные материалы могут быть
полезны  педагогам инклюзивного
образования.

Экспериментальной базой
исследования является Государственное бюджетное учреждение "Центр
социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов "Дом детей"
Департамента труда и социальной защиты города Москвы (ГБУ ЦСПР "Дом детей"). В исследовании приняло участие 12 детей в
возрасте 6 ЛЕТ, из них 7 девочек и 5 мальчиков.

Структура выпускной квалификационной (бакалаврской)  работы: состоит из введения, трёх глав,
заключения, списка источников информации, приложений.

Общий объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы — 73
страницы. Основная часть – 60 страниц, включая 19 таблиц, 12 рисунков.
Приложения занимают 4 страницы. [1] Наумова Г. В. Влияние развития мелкой моторики на
развитие речи детей [Электронный ресурс] /Г.В. Наумова // Социальная сеть
работников образования «Наша сеть» — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiisad/razvitie-rechi/vliyanie-razvitiya-melkoi-motoriki-na-razvitie-rechi-detei [2] Федеральный
образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – режим
доступа http://www.rg.ru/2013/11/doshkstandart-dok.html, 25 Nov.2022 14:30:21 [3] Никитина,
Я. Ю. Особенности развития моторики ребенка в различные периоды онтогенеза
[Электронный ресурс] / Я. Ю. Никитин URL:
http://nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2012/08/30/osobennostirazvitiya-motoriki-rebenka-v-razlichnye-periody [4] Антакова-Фомина,
Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки пальцев
рук/Л.В.Антакова-Фомина//педагогика.- 2016.- № 2.-  с.63-66

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В  представленной работе было проведено
диагностическое исследование по  теме  «Развитие мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Целью
исследования было изучить особенности мелкой моторики
и  проверить влияние коррекционных
занятий по пластилинографии на развитие мелкой моторики у детей дошкольного
возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В гипотезе
исследования мы предположили, что работа по развитию мелкой моторики у детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет
более эффективной при включении в коррекционную программу занятий по пластилинографии.

Базой экспериментального исследования
является ГБУ ЦСПР «Дом детей» города Москвы.

Выборка
состоит из воспитанников подготовительной группы в возрасте шести лет.
Количество детей составляет двенадцать человек. В исследовании приняло участие
семь девочек и пять мальчиков. Дети были распределены на экспериментальную и
контрольную группы. В экспериментальную группу вошло шесть детей с
диагнозом  по МКБ-10 «Детский
церебральный паралич. Спастический тетрапарез». 
В контрольную группу вошло шесть  детей, которые имеют заключение «Детский
церебральный паралич. Спастическая диплегия средней тяжести», а также «Детский
церебральный паралич. Гемипарез левосторонний». Все дети находятся на
круглосуточном пребывании в реабилитационном центре.

Дети
старшего дошкольного возраста с ДЦП воспитываются и обучаются вне семьи, в специальном
реабилитационном центре. В общение со взрослыми и сверстниками вступают тяжело.
У детей с ДЦП наблюдается отставание в формировании представлений о себе и
ближайшем окружении.

Цель констатирующего
этапа – исследовать уровень развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с ДЦП.

На
этапе констатирующего исследования использовались следующие диагностические
задания:

Диагностическое
задание 1. Реципрокная координация движений (пробы Н.И. Озерецкого). Проба
направлена на оценку сформированности механизмов серийной организации движений
и межполушарного взаимодействия.

Диагностическое
задание 2.  Оптико-кинестетическая
организация движения Е.Ф. Архиповой – пробы «на праксис позы».

Диагностическое
задание 3.  Методика «Дорожки» (по Л. А.
Венгеру). Методика позволяет определить уровень развития точности движений,
степень подготовленности руки к овладению письмом, готовность внимания в школе
и контроля за собственными действиями.

Анализ
результатов диагностики пробы Н.И. Озерецкогона констатирующем этапе
эксперимента показал, что у большинства детей обнаружен, в основном, низкий и
средний уровень сформированности координации движений: низкий уровень составил
17%, средний уровень — 58%, высокий уровень – 17%.

Рассмотрение
результатов оптико-кинестетической организации движения Е.Ф. Архиповой – пробы
«на праксис позы» показывает, что у 58 % дошкольников выявлен низкий уровень
формирования умений оптико-кинестетической организации движения, а у 25%
зафиксирован средний уровень оптико-кинестетической организации движения, всего
17 % составил высокий уровень.

Анализируя
результаты, полученные при выполнении методики «Дорожки», можно сделать вывод,
что у 42% дошкольников отмечается и низкий средний уровень подготовки руки к
овладению письмом, а также трудность концентрации внимания при выполнении
задания. Лишь у 16% детей наблюдается высокий уровень графо-моторных навыков
при выполнении задания.

После
того, как дошкольниками были выполнены все 
задания, было подсчитано  общее
количество баллов по трем методикам:

низкий
уровень показателей сформированности мелкой моторики составил 50 % и был
зафиксирован у шести человек – это  Дима
М., Настя Г., Антон С., Люда В., Мирон К., Саша В.

средний
уровень показателей мелкой моторики составил 25% и был зафиксирован у трех
человек – это Нина Л., Денис Р., Даша М.;

высокий
уровень показателей мелкой моторики составил 25 % и был зафиксирован у трех
человек –Таня Р., Анна Т., Катя Н.

По
рузультатам констатирующего эксперимента было рекомендовано проведение
формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент был проведен на
базе ГБУ ЦСПР «Дом детей» и длился с ноября 2021 года  по март 2022 года. Формирующий эксперимент
был организован в соответствии с задачами Комплексной программы
психолого-педагогического сопровождения и социализации детей и подростков с ОВЗ
в условиях ГБУ ЦСПР «Дом детей» и направлен на организацию занятий при помощи
пластилинографии.

Занятиями
по пластилинографии непосредственно занимались два воспитателя и один тьютор.
Работу координировали учитель-дефектолог и педагог-психолог.

После
проведения формирующего эксперимента был организован контрольный эксперимент, в
ходе которого выполнялись те же задания, что 
и на констатирующем этапе.

Анализ
результатов пробы Озерецкого показывает, что на этапе контрольного эксперимента
у дошкольников наступили значительные улучшения. Высокий уровень поднялся с 17
до 33 % по сравнению с констатирующим этапом.Средний уровень вырос с 53 до 67
%. Низкий уровень не зафиксирован ни у кого из испытуемых.

Анализ
результатов, полученный после диагностики по пальцевой пробе Е.Ф.Архиповой,
показывает, что  по сравнению с
констатирующим этапом исследования средний уровень поднялся с 25 до 83 %.  Высокий уровень поднялся с 17 до 33 %. Низкий
уровень на  контрольном этапе не
зафиксирован ни у кого из участников исследования.

Анализ
результатов, полученный после диагностики «Дорожки» , показывает, что

уровень
графо-моторных навыков улучшился:

 высокий уровень
поднялся на 34% и составил 50% по сравнению с констатирующим этапом;

средний уровень поднялся с 42% на 8% и составил 50% по
сравнению с констатирующим этапом;

низкий
уровень показателей мелкой моторики не зафиксирован ни у кого из участников.

После
того, как дошкольниками были выполнены все 
задания, было подсчитано  общее
количество баллов по трем методикам.

По сравнению
с констатирующим этапом исследования, на контрольном этапе заметна динамика
уровней развития мелкой моторики:

высокий
уровень развития мелкой моторики поднялся на 8% и составил 33 % по сравнению с
констатирующим этапом;

средний
уровень развития мелкой моторики поднялся на 25% и составил 50 % по сравнению с
констатирующим этапом;

низкий  уровень развития мелкой моторики
опустился  на 33% и составил 17 % по
сравнению с констатирующим этапом.

Исходя из положительной динамики развития
мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, можно считать гипотезу подтвержденной, а
поставленную в нашем исследовании цель достигнутой, а задачи – решенными.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические аспекты изучения
особенностей мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 1.1 Понятие «мелкая моторика» в
психолого-педагогической литературе Развитие мелкой моторики связано с
формированием интеллекта и воли.  У
старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата степень
развития мелкой моторики "определяет возможность познавательной
деятельности и существенно влияет на эффективность обучения"[1]. Развитие
мелкой моторики создает возможности для успешного обучения.  В связи с этим развитие мелкой моторики очень
важно для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Психолог А. Г. Маклаков объясняет двигательные
навыки как "уникальный набор двигательных реакций, сложных двигательных
движений человека". Автор указал, что в коррекционной педагогике моторика
делится на общую, мелкую и
артикуляционную[2]. Общая (крупная) моторика — это двигательная деятельность,
выполняеая за счет работы крупных мышц тела.  
У детей формирование крупномасштабных двигательных навыков происходит с
помощью любых подвижных игр, игр с мячами, скакалками, обручами, гимнастики,
танцев, бега, езды на велосипеде и т.д. 
Навыки произношения — это "комплекс двигательных возможностей речевого
аппарата "[3].
"Чтобы укрепить артикуляцию, выполняют с ребенком гимнастику, развивая
язык, губы, щеки и мягкое небо. Именно мелкую моторику мы будем
использовать в качестве основы для исследования в этой работе и рассмотрим ее у
старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Приложение 1). Е.
П. Ильин считает, что "мелкая моторика, как совокупность скоординированных
действий нервной, мышечной и скелетной систем, обычно сочетается со зрительной
системой для выполнения мелких и точных движений руками, пальцами рук и
ног"[4].
И. П. Ильин подчеркивал, что применительно к моторике руки и пальцы, используют
термин "ловкость". [1] ДЦП – что это? [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.tiensmed.ru/news/cerebralpalsy-u7s.html [2] Маклаков А.Г. Общая
психология. Санкт-Петербург: Питер, 2012.- 593 с. [3] Чуприкова
Н.И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии.- Языки
славянской культуры, оригинал-макет, 2015.- 51 с. [4] Ильин
Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2013. — 326 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы