Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………4
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………8
1.1 Понятие
«мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе…………8
1.2 Особенности мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с
с нарушениями
опорно-двигательного аппарата……………………………………11
1.3
Коррекция нарушений мелкой моторики у дошкольников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата посредством пластилинографии………………..14
Глава 2 Исследование
мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями опорно-двигательного аппарата………….18
2.1 Организация
экспериментального исследования мелкой моторики у дошкольников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата …………18
2.2 Методики изучения
моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(констатирующий эксперимент)20
2.3 Анализ
результатов изучения особенностей мелкой моторики у дошкольников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата …………25
Глава 3
Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений мелкой моторики у
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………………….36
3.1 Содержание
коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений мелкой моторики у с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (формирующий эксперимент)………………………………………………………………………….
3.2
Результаты контрольного эксперимента……………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
58
Список источников
информации…………………………………………………..62
Приложения……………………………………………………………………………69
Введение:
Одним из «важных этапов подготовки дошкольника к школе является развитие
мелкой моторики (совершенствование движений кисти рук, пальцев рук)»[1]. В настоящее время педагоги отмечают, что у первоклассников
имеются значительные трудности в формировании графо-моторных навыков,
результатом чего является слабая моторика. Уровень развития мелкой моторики
руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка,
обладающего высоким уровнем развития мелкой моторики, достаточно развиты
внимание, память и речь.
Недостаточное развитие мелкой моторики оказывает отрицальное влияние на
овладение навыком письма, что впоследствии может привести к снижению мотивации
к обучению.
В последние десятилетия специалисты отмечают
увеличение количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата, а именно детским церебральным параличом (ДЦП). Дети нуждаются в
оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной
помощи с самых первых дней жизни. Детям с ДЦП не только трудно осуществлять
движения общей и мелкой моторику, они имеют трудности в формировании и
представлений о движении (его силе, объёме, траектории). Изучением развития мелкой
моторики рук занимались Л.В. Антакова-Фомина[2], М.М.Кольцова[3],
Н.И.Озерецкий. Такие специалисты как Е.Ф.Архипова[4],
Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова, И.А.Смирнова, О.Г.Приходькоуказывали на необходимость
успешной социальной интеграции детей с
ДЦП и важную роль в этом отводили своевременной и качественной диагностике,
профилактике и коррекции поведенческих, нервно-психических и двигательных
расстройств.
Актуальность выбранной темы заключается в том,
что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у
детей дошкольного возраста с ДЦП позволяет сформировать координацию движений
пальцев рук, развить речевую деятельность, что положительно влияет на состояние
двигательных умений и навыков и успешной интеграции детей в обществе.
Объект исследования: мелкая моторика рук у детей старшего дошкольного
возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: процесс развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования: изучить особенности мелкой моторики и
проверить влияние коррекционных занятий по
пластилинографии на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: предполагаем, что работа по развитию мелкой
моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
опорно-двигательного аппарата будет более эффективной при включении в
коррекционную программу занятий, включающую элементы пластилинографии.
В соответствии с поставленной целью, объектом,
предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1.
Рассмотреть теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Провести исследования
мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
3. Составить
программу коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями опорно-двигательного аппарата и реализовать её рамках подготовки
дошкольников к школьному обучению.
4. Проверить
эффективность проведённой коррекционно-развивающей работы с дошкольниками,
имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Для выявления особенностей развития мелкой
моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата использовались
следующие методы исследования: теоретические
методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
эмпирические методы (эксперимент, тестирование, наблюдение); методы обработки
данных (количественный и качественный анализ полученных результатов).
Психодиагностический инструментарий:
1.
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию
рук. 2.
Оптико-кинестетическая организация движения Е.Ф.Архиповой – пробы на праксис
позы.
3.
Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении данных об особенностях
представлений о движении у дошкольников с нарушениями опрно-двигательного
аппарата, о их возможностях выполнять движения пальцами рук.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования
полученного материала в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими
нарушения опрно-двигательного аппарата. Полученные материалы могут быть
полезны педагогам инклюзивного
образования.
Экспериментальной базой
исследования является Государственное бюджетное учреждение "Центр
социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов "Дом детей"
Департамента труда и социальной защиты города Москвы (ГБУ ЦСПР "Дом детей"). В исследовании приняло участие 12 детей в
возрасте 6 ЛЕТ, из них 7 девочек и 5 мальчиков.
Структура выпускной квалификационной (бакалаврской) работы: состоит из введения, трёх глав,
заключения, списка источников информации, приложений.
Общий объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы — 73
страницы. Основная часть – 60 страниц, включая 19 таблиц, 12 рисунков.
Приложения занимают 4 страницы. [1] Наумова Г. В. Влияние развития мелкой моторики на
развитие речи детей [Электронный ресурс] /Г.В. Наумова // Социальная сеть
работников образования «Наша сеть» — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiisad/razvitie-rechi/vliyanie-razvitiya-melkoi-motoriki-na-razvitie-rechi-detei [2] Федеральный
образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – режим
доступа http://www.rg.ru/2013/11/doshkstandart-dok.html, 25 Nov.2022 14:30:21 [3] Никитина,
Я. Ю. Особенности развития моторики ребенка в различные периоды онтогенеза
[Электронный ресурс] / Я. Ю. Никитин URL:
http://nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2012/08/30/osobennostirazvitiya-motoriki-rebenka-v-razlichnye-periody [4] Антакова-Фомина,
Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки пальцев
рук/Л.В.Антакова-Фомина//педагогика.- 2016.- № 2.- с.63-66
Заключение:
В представленной работе было проведено
диагностическое исследование по теме «Развитие мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Целью
исследования было изучить особенности мелкой моторики
и проверить влияние коррекционных
занятий по пластилинографии на развитие мелкой моторики у детей дошкольного
возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В гипотезе
исследования мы предположили, что работа по развитию мелкой моторики у детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет
более эффективной при включении в коррекционную программу занятий по пластилинографии.
Базой экспериментального исследования
является ГБУ ЦСПР «Дом детей» города Москвы.
Выборка
состоит из воспитанников подготовительной группы в возрасте шести лет.
Количество детей составляет двенадцать человек. В исследовании приняло участие
семь девочек и пять мальчиков. Дети были распределены на экспериментальную и
контрольную группы. В экспериментальную группу вошло шесть детей с
диагнозом по МКБ-10 «Детский
церебральный паралич. Спастический тетрапарез».
В контрольную группу вошло шесть детей, которые имеют заключение «Детский
церебральный паралич. Спастическая диплегия средней тяжести», а также «Детский
церебральный паралич. Гемипарез левосторонний». Все дети находятся на
круглосуточном пребывании в реабилитационном центре.
Дети
старшего дошкольного возраста с ДЦП воспитываются и обучаются вне семьи, в специальном
реабилитационном центре. В общение со взрослыми и сверстниками вступают тяжело.
У детей с ДЦП наблюдается отставание в формировании представлений о себе и
ближайшем окружении.
Цель констатирующего
этапа – исследовать уровень развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с ДЦП.
На
этапе констатирующего исследования использовались следующие диагностические
задания:
Диагностическое
задание 1. Реципрокная координация движений (пробы Н.И. Озерецкого). Проба
направлена на оценку сформированности механизмов серийной организации движений
и межполушарного взаимодействия.
Диагностическое
задание 2. Оптико-кинестетическая
организация движения Е.Ф. Архиповой – пробы «на праксис позы».
Диагностическое
задание 3. Методика «Дорожки» (по Л. А.
Венгеру). Методика позволяет определить уровень развития точности движений,
степень подготовленности руки к овладению письмом, готовность внимания в школе
и контроля за собственными действиями.
Анализ
результатов диагностики пробы Н.И. Озерецкогона констатирующем этапе
эксперимента показал, что у большинства детей обнаружен, в основном, низкий и
средний уровень сформированности координации движений: низкий уровень составил
17%, средний уровень — 58%, высокий уровень – 17%.
Рассмотрение
результатов оптико-кинестетической организации движения Е.Ф. Архиповой – пробы
«на праксис позы» показывает, что у 58 % дошкольников выявлен низкий уровень
формирования умений оптико-кинестетической организации движения, а у 25%
зафиксирован средний уровень оптико-кинестетической организации движения, всего
17 % составил высокий уровень.
Анализируя
результаты, полученные при выполнении методики «Дорожки», можно сделать вывод,
что у 42% дошкольников отмечается и низкий средний уровень подготовки руки к
овладению письмом, а также трудность концентрации внимания при выполнении
задания. Лишь у 16% детей наблюдается высокий уровень графо-моторных навыков
при выполнении задания.
После
того, как дошкольниками были выполнены все
задания, было подсчитано общее
количество баллов по трем методикам:
низкий
уровень показателей сформированности мелкой моторики составил 50 % и был
зафиксирован у шести человек – это Дима
М., Настя Г., Антон С., Люда В., Мирон К., Саша В.
средний
уровень показателей мелкой моторики составил 25% и был зафиксирован у трех
человек – это Нина Л., Денис Р., Даша М.;
высокий
уровень показателей мелкой моторики составил 25 % и был зафиксирован у трех
человек –Таня Р., Анна Т., Катя Н.
По
рузультатам констатирующего эксперимента было рекомендовано проведение
формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент был проведен на
базе ГБУ ЦСПР «Дом детей» и длился с ноября 2021 года по март 2022 года. Формирующий эксперимент
был организован в соответствии с задачами Комплексной программы
психолого-педагогического сопровождения и социализации детей и подростков с ОВЗ
в условиях ГБУ ЦСПР «Дом детей» и направлен на организацию занятий при помощи
пластилинографии.
Занятиями
по пластилинографии непосредственно занимались два воспитателя и один тьютор.
Работу координировали учитель-дефектолог и педагог-психолог.
После
проведения формирующего эксперимента был организован контрольный эксперимент, в
ходе которого выполнялись те же задания, что
и на констатирующем этапе.
Анализ
результатов пробы Озерецкого показывает, что на этапе контрольного эксперимента
у дошкольников наступили значительные улучшения. Высокий уровень поднялся с 17
до 33 % по сравнению с констатирующим этапом.Средний уровень вырос с 53 до 67
%. Низкий уровень не зафиксирован ни у кого из испытуемых.
Анализ
результатов, полученный после диагностики по пальцевой пробе Е.Ф.Архиповой,
показывает, что по сравнению с
констатирующим этапом исследования средний уровень поднялся с 25 до 83 %. Высокий уровень поднялся с 17 до 33 %. Низкий
уровень на контрольном этапе не
зафиксирован ни у кого из участников исследования.
Анализ
результатов, полученный после диагностики «Дорожки» , показывает, что
уровень
графо-моторных навыков улучшился:
высокий уровень
поднялся на 34% и составил 50% по сравнению с констатирующим этапом;
средний уровень поднялся с 42% на 8% и составил 50% по
сравнению с констатирующим этапом;
низкий
уровень показателей мелкой моторики не зафиксирован ни у кого из участников.
После
того, как дошкольниками были выполнены все
задания, было подсчитано общее
количество баллов по трем методикам.
По сравнению
с констатирующим этапом исследования, на контрольном этапе заметна динамика
уровней развития мелкой моторики:
высокий
уровень развития мелкой моторики поднялся на 8% и составил 33 % по сравнению с
констатирующим этапом;
средний
уровень развития мелкой моторики поднялся на 25% и составил 50 % по сравнению с
констатирующим этапом;
низкий уровень развития мелкой моторики
опустился на 33% и составил 17 % по
сравнению с констатирующим этапом.
Исходя из положительной динамики развития
мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, можно считать гипотезу подтвержденной, а
поставленную в нашем исследовании цель достигнутой, а задачи – решенными.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты изучения
особенностей мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 1.1 Понятие «мелкая моторика» в
психолого-педагогической литературе Развитие мелкой моторики связано с
формированием интеллекта и воли. У
старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата степень
развития мелкой моторики "определяет возможность познавательной
деятельности и существенно влияет на эффективность обучения"[1]. Развитие
мелкой моторики создает возможности для успешного обучения. В связи с этим развитие мелкой моторики очень
важно для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Психолог А. Г. Маклаков объясняет двигательные
навыки как "уникальный набор двигательных реакций, сложных двигательных
движений человека". Автор указал, что в коррекционной педагогике моторика
делится на общую, мелкую и
артикуляционную[2]. Общая (крупная) моторика — это двигательная деятельность,
выполняеая за счет работы крупных мышц тела.
У детей формирование крупномасштабных двигательных навыков происходит с
помощью любых подвижных игр, игр с мячами, скакалками, обручами, гимнастики,
танцев, бега, езды на велосипеде и т.д.
Навыки произношения — это "комплекс двигательных возможностей речевого
аппарата "[3].
"Чтобы укрепить артикуляцию, выполняют с ребенком гимнастику, развивая
язык, губы, щеки и мягкое небо. Именно мелкую моторику мы будем
использовать в качестве основы для исследования в этой работе и рассмотрим ее у
старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Приложение 1). Е.
П. Ильин считает, что "мелкая моторика, как совокупность скоординированных
действий нервной, мышечной и скелетной систем, обычно сочетается со зрительной
системой для выполнения мелких и точных движений руками, пальцами рук и
ног"[4].
И. П. Ильин подчеркивал, что применительно к моторике руки и пальцы, используют
термин "ловкость". [1] ДЦП – что это? [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.tiensmed.ru/news/cerebralpalsy-u7s.html [2] Маклаков А.Г. Общая
психология. Санкт-Петербург: Питер, 2012.- 593 с. [3] Чуприкова
Н.И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии.- Языки
славянской культуры, оригинал-макет, 2015.- 51 с. [4] Ильин
Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2013. — 326 с.