Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Развитие логического мышления младших школьников при помощи информационно-коммуникационных технологий на уроке математики»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Теоретические основы развития
логического мышления младших школьников при помощи
информационно-коммуникационных технологий на уроке математики 8
1.1. Понятие и виды информационно-коммуникационных
технологий. 8
1.2. Особенности логического мышления
младших школьников. 18
1.3. Использование
информационно-коммуникационных технологий на уроке математики для развития
логического мышления младших школьников. 23
Выводы по первой главе. 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по
развитию логического мышления младших школьников при помощи
информационно-коммуникационных технологий на уроке математики. 32
2.1. Диагностика уровня логического мышления
младших школьников. 32
2.2. Содержание работы по развитию
логического мышления младших школьников при помощи
информационно-коммуникационных технологий на уроке математики 46
2.3. Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы. 61
Выводы по второй главе. 71
Заключение. 74
Список литературы. 78
Приложение. 84
Приложение 1. 84
Приложение 2. 86
Приложение 3. 87
Приложение 4. 88
Приложение 5. 89
Приложение 6. 91
Приложение 7. 92
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена нуждаемостью общества в
социально активной творческой личности, которая формируется в процессе обучения
в школе; необходимостью решения проблемы развития умственных способностей
обучающихся в процессе обучения. Также, значимостью педагогического
истолкования результатов деятельности психологии для целей обучения и развития
обучающихся как единого процесса обучения математики; поиска дидактических
возможностей и методических средств формирования операций мышления как
значимого пункта овладения системой понятий математики и формирования навыков и
умений логического мышления как базы развития математических знаний, умений и
навыков.
Актуальность данного
исследования также обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте учащиеся
располагают существенными резервами развития. В данном возрасте у детей
начинается перестройка всех их познавательных процессов. Поэтому именно младший
школьный возраст является самым продуктивным для развития логического мышления.
Основная задача обучения
младших школьников – помочь в полной мере развить уже приобретённые
способности, открыть творческие потенциалы, развивать самостоятельность и
реализовать инициативное мышление; развивая логические приемы мышления,
содействовать формированию увлекательных и познавательных процессов и
эффективной мыслительной деятельности обучающихся.
Можно сказать, что в этот
период жизни у ребенка закладывается фундамент его мыслительных процессов.
Таким образом, в младшем школьном возрасте следует проводить комплексную и
целенаправленную работу по формированию и развитию у детей основ логического мышления
и обучению их приемам мыслительных операций.
Изучением формирования
логического мышления посредством вспомогательных средств ИКТ и программных
продуктов занимались такие ученые как: Максимова Н.А., Дресвина П. А., Кухтина
Е.С., Сорокин А.В., Бархатова Д.А., Белонович Е.И., Климина И.Д., Каган Э.М, Нажимова
Ю.В. и др. В постоянно развивающемся обществе каждое
новое поколение учится по непрерывно-прогрессирующим информационным
технологиям, где ключевыми звеньями являются логическое и продуктивное
мышление. Изначально на этапе общеобразовательных процессов у учащихся
формируются умения задействовать логические операции, такие как сравнение,
анализ и синтез. Развитие логического мышления напрямую зависит от возрастных
особенностей мышления. Младший период характеризуется наглядно-действенным
мышлением, то есть посредством тактильной связи с предметом.
Ряд зарубежных (Ж. Пиаже,
Б. Инельдер и др.) и отечественных (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, З.М. Истомина, и др.)
исследователей занимались проблемами мышления детей среднего и младшего школьного
возраста.
Существует множество
педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и
др.), свидетельствующих, что при систематическом педагогическом воздействии на
развитие логического мышления, интеллектуальные операции могут быть сформированы
у ребенка в младшем школьном возрасте.
В образовательной
деятельности от школьника требуется не только обдумать и усвоить отдельные
научные термины, но и восполнить весь объем научных знаний и достижений в
совокупности. Понимание – довольно непростой интеллектуальный процесс, который
тесно связан с речевыми навыками развития обучающегося.
Для
того чтобы развить способность к мышлению, детскому мозгу нужно постоянно
указывать на новые оригинальные проблемы
и задания. Решение логических задач на уроках математики в школе представляют
собой один из приемов развития мышления, дает возможность привить внимание,
развить память и навыки правильного логического мышления.
Использование компьютеров значительно меняет образ мышления
школьника, а внедрение информационно-коммуникационных средств в учебном
процессе способствует развитию как логического, так и творческого мышления
обучающихся и их интеллектуального потенциала. Хорошо развитое логическое
мышление в будущем поможет достичь успеха в профессиональной деятельности. Проблема исследования состоит в противоречии между имеющимся потенциалом информационно-коммуникационных средств и
недостаточной разработанности путей развития логического мышления школьников на
уроках математики с использованием соответствующих информационно-коммуникационных
средств.
Объектом исследования является процесс обучения математике в начальной школе.
Предметом исследования является развитие логического мышления младших школьников
при помощи информационно-коммуникационных технологий на уроке математики.
Гипотеза исследования: если использовать специальные задания с использованием информационно-коммуникационных
технологий на уроке математики», то это поможет развить логическое мышление
обучающихся младшего школьного возраста.
Целью исследования – теоретически обосновать использование
информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной
школе и опытным путем выявить эффективность работы по развитию логического
мышления младших школьников при помощи информационно-коммуникационных
технологий на уроке математики.
Для
выполнения цели исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие и виды
информационно-коммуникационных технологий.
2. Рассмотреть особенности логического
мышления младших школьников.
3. Рассмотреть использование
информационно-коммуникационных технологий на уроке математики для развития
логического мышления младших школьников.
4. Выявить уровень логического
мышления младших школьников.
5. Представить содержание работы по
развитию логического мышления младших школьников при помощи
информационно-коммуникационных технологий на уроке математики.
6. Проанализировать результаты
опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической и
психолого-педагогической литературы, анализ, синтез, обобщение, классификация,
обобщение, качественная и количественная обработка данных, педагогический
эксперимент.
Методологические и
теоретические предпосылки исследования: Вопросом развития логического
мышления занимаются такие авторы как Л.Р.Болотина, А.Е. Вохмянина, А.З. Зак, Е.С. Кухтина,
психологические теории детского развития (Д.Дьюи, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, и др.); психологические теории,
раскрывающие особенности детей младшего школьного возраста (Мухина В.С., Эльконин Д.Б.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.
Заключение:
В ходе выполнения работы
было выявлено, что:
1.
Под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) понимаются технологии,
использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска,
передачи и представления данных, текстов, образов и звука. Это представление
информации в электронном виде, ее обработка и хранение, использование самого
компьютера, самых разных программ. Существующие информационно-коммуникационных
технологий могут значительно отличаться между собой. На сегодняшний день
существует неопределенность и отсутствие единой позиции относительно видов ИКТ и
в том числе в обучении. Принятие классификации за основу напрямую зависит от
целей и задач их использования. Стоит заметить, что эффективность образовательного
процесса, проводимого при помощи средств ИКТ, в значительной степени зависит от
верного выбора приёмов их применения.
2.
Теоретический анализ литературных источников дает возможность утверждать, что
для развития логического мышления у обучающихся необходимо: включение детей в
деятельность, в ходе которой дети проявляют активность в условиях
непредвиденных ситуаций. Развитие логического мышления обучающихся младшего
школьного возраста должно осуществляться учитывая все знания комплекса приёмов,
вместе с их содержанием и последовательностью.
3. На уроках математики
использование ИКТ технологий повышает мотивацию и активизирует познавательную
активность учащихся. Организация такой работы в процессе обучения математике
позволит формировать и развивать знания учащихся, вовлекать в деятельность всех
учащихся, осваивать реальное применение математики. Одной из современных форм
обучения на основе ИКТ-технологий является веб-квест. Под образовательным
веб-квестом понимается учебно-поисковая задача в игровой форме, представленная
сайтом в Интернете, с которым работают учащиеся.
4. Цель
опытно-экспериментальной работы – проверить эффективность работы по развитию
логического мышления младших школьников при помощи
информационно-коммуникационных технологий на уроке математики.
В соответствии с задачами
опытно-экспериментальной работы она проводилась в течение 3 этапов:
1) Констатирующий этап –
определение начального уровня развития логического мышления младших школьников.
2) Формирующий этап –
представление и апробация работы по развитию логического мышления младших
школьников при помощи информационно-коммуникационных технологий на уроке
математики.
3) Контрольный этап –
выявление повторного уровня развития логического мышления младших школьников и
анализ результатов исследования.
В
опытно-экспериментальной работе приняли участие учащиеся 3-ых классов: 27
младших школьников. Методики исследования:
1) «Комбинированные
способности».
2) «Обобщения».
3) «Исключение понятий».
4) «Аналогия».
5) «Количественные
отношения».
6) «Логические ряды».
7) «Понимание пословиц».
Анализ выполненных
заданий на констатирующем этапе показал:
1) В выполненных работах
присутствовали ошибки, связанные с анализом и выделением существенных
признаков. Это связано с тем, что учащиеся не имеют четкого представления о
существенных признаках, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его
сущность, с их помощью можно отличить предмет от всех остальных.
2) Выяснилось, что
учащиеся не умеют выполнять операции анализа и синтеза по причине неопытности.
3) Учащимися не усвоены
правила и алгоритмы проведения операции сравнения, а значит, не выделяются
существенные признаки предмета, проводится неправильный выбор основания для
сравнения, не формулируются выводы, даже если изначально ученик начал
действовать верно, не соблюдается последовательность в работе.
4) Учащиеся не знакомы с
основными правилами классификации, следовательно, не умеют работать с
логической структурой данной мыслительной операции.
5) Испытуемые не владеют
операцией обобщения, это связано как раз с предыдущими пунктами, а именно,
неумением выделять главное, сравнивать, классифицировать.
6) Также выявлена
трудность в заданиях на определение правильности суждений и умозаключений.
Из результатов
констатирующего этапа эксперимента следовала необходимость проведения
формирующего этапа исследования по развитию логического мышления младших
школьников при помощи информационно-коммуникационных технологий на уроке
математики.
5. Цель формирующего
этапа: обучение младших школьников математике с применением информационно-коммуникационных технологий. Для
проверки эффективности разработанных заданий с использованием
информационно-коммуникационных технологий на уроках математики был проведен
контрольный этап опытно-экспериментальной работы.
6. Исходя из
сравнительных результатов опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что
количество учащихся с высоким уровнем развития логического мышления повысилось
с 3 учащихся до 6 учащихся. Количество учащихся со средним уровнем развития
логического мышления повысилось с 15 учащихся до 16 учащихся. Количество
учащихся с низким уровнем развития логического мышления уменьшилось с 9
учащихся до 5 учащихся.
Полученные результаты
свидетельствуют о положительных изменениях в уровне развития логического
мышления учащихся начальной школы. Следовательно, можно говорить об эффективности проведенной работы по развитию логического
мышления младших школьников при помощи информационно-коммуникационных
технологий на уроке математики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития логического
мышления младших школьников при помощи информационно-коммуникационных
технологий на уроке математики
1.1. Понятие и виды информационно-коммуникационных
технологий
Общество
на современном этапе своего развития принято считать информационным.
Информатизация общества является глобальным социальным процессом. Особенности
данного явления заключаются в связанных с информацией процессах, которые могут
осуществляться на основе различных компьютерных средств.
Проанализировав
различные литературные источники по теме можно отметить, что встречаются
различные взгляды авторов на понятия «информационная технология» и
«информационно-коммуникационная технология».
Стоить
отметить, что определение «информационная технология» было принято ЮНЕСКО. В
соответствии с этим данное определение включает комплекс различных технических
дисциплин, которые изучают рациональное использование человеческих ресурсов, в
том числе по процессам, связанным с информацией. Другая часть определения
включает технологии компьютерного пространства, а также способ организационной
деятельности по работе с людьми и машинами, практическое использование
технического оборудования и основанные на нем экономико-социальную и
общекультурную составляющие [16].
В
законе № 149-ФЗ дано определение информационной технологии. Согласно указанному
определению – это процессы, связанные с информацией, а также методология
организации данных процессов.
В
ГОСТ Р дано определение ИКТ, при этом данное понятие обобщено. Согласно данному
источнику ИК технология является информационным процессом, а также
информационным способом работы, который реализуется за счет применения
инструментов компьютерного оборудования и иных телекоммуникационных средств.