Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие личности детей младшего школьного возраста с ранним детским аутизмом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению
развития личности младших школьников с ранним детским аутизмом. 8
1.1. Причины, клиническая картина и
классификация раннего детского аутизма 8
1.2. Особенности онтогенеза детей с РДА.. 12
1.3. Специфика личностной сфры детей
младшего школьного возарста с РДА 16
Выводы по 1 главе. 24
Глава 2. Исследование личностной сферы
детей младшего школьного возраста с РДА.. 27
2.1. Организация и методы исследования. 27
2.2. Результаты исследования развития
личностной сфры детей младшего школьного возарста с РДА.. 29
2.3. Практические рекомендации по
коррекции нарушений в личностном развитии младших школьников с РДА.. 38
Выводы по 2 главе. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ. 70
Введение:
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что
проблема развития личности детей с
ранним детским аутизмом (далее РДА) становится все более актуальной для
современной системы образования и воспитания, для
интеграции таких детей в современное общетсво.
Следует
отметить, что РДА не так давно в клинической психологии выделился как
самостоятельный синдром. Комплекс клинических симптомов аномального развития
нервной системы у ребенка первых пяти лет, проявляющихся в ряде
нейрокогнитивных и аффективных расстройств, определяется в психиатрии и
неврологии как синдром раннего детского аутизма (синдром Каннера) и охватывает
широкий спектр патологических процессов в центральной нервной системе.
Как
правило, у детей с расстройствами аутистического спектра (РДА или РАС)
некоторые признаки задержки развития отмечаются уже на первом году жизни, и в
большинстве случаев этот синдром встречается у мальчиков.
история
изучения данного синдрома началась вестить еще с конца XIX — начала XX
в. Именно в этот период начинают появляться первые упоминания о детях, которые
стремятся к отстранению, одиночеству.
В первые годы ХХ века Г.Е.
Сухарева начинает причислять таких детей к шизофреникам. А уже в середине
прошлого века начинают появляться научные труды об аутизме. Л. Каннер стал
первым психиатором, который назвал данный синдром как особое состояние в
развитии рекбенка, с нарушениями речи, моторики, общения и так же причилил его
к шизофреническому спектру.И только к концуХХ века аутизм стал рассматриваться
как отдельный синдром.
Особые усилия, начиная с
90-х г. г.. ХХ в., были направлены на изучения специфики дизонтогенеза личности
аутичных детей, поиска первопричин аутичного развития, что позволило выявить
сквозной или спектральный характер этого нарушения. Все больше исследователей
склоняются к мнению, что аутизм сказывается на всех уровнях психической организации
(H. Asperger, L. Bender, M. Bristol, S. Harris, B. Hermelin, L. Kanner etc.).
Такого же мнения придерживаются
и отечественные исследователи, которые изучали и сейчас изучают причины
аутизма, его клиническую картину и специфику развития личности с аутизмом (Е.Р.
Баенская, К.С. Лебединская, В.В. лебединский, О.С. Никольская, Е.М. Мицнева, Н. В. Симашкова, Л. П.
Якупова).
Стоит отметить, что и до
сих пор нет единой концепции по факторам возникновения аутизма. Известно, что в
этиологии и патогенезе этого расстройства важную роль играют генетические и
биологические факторы (в частности органическое поражение головного мозга).
Актуальность и социальная
значимость рассмотрения и освещения проблемы раннего детского аутизма,
специфика развития личности при данном отклонении, а так же поиска путей
коррекции личностных нарушений, до сих пор очень значима, т.к. наблюдается
увеличение детей с РДА. Согласно
различным данным, на 10000 рожденных детей, диагноз ставится от 10 до 12 детей.
РДА из всех психических
аномалий харакеризуется большей дисгармоничностью развития ребенка:
— отстраненность в
межличностных контактах;
— внешняя отгороженность от
мира;
— низкий уровень
эмоционального реагирования на близких людей;
— скрытость (феномен тождественности);
— неофобии (боязнь всего
нового);
— гиперактивность и
необоснованная агрессия;
— узкий круг интересов [1,
2; 3, 4, 5].
Все
вышеперечисленные личностные особенности, развиваясь с рождением, только
детерминируются в младшем школьном возрасте, все более усиливаясь возрастным
кризисом. Именно поэтому существует необходимость исследования развития
личностной сферы детей младшего школьного возарста с РДА.
Так же следует указать и на тот факт, что в научной
литературе, нам не встретилось ни одного исследования, которое бы было
направлено на исследование и системное изучение
личности младших школьников с РДА.
На основании вышесказанного можно обозначить проблему
исследования: каковы особенности развития личности детей
младшего школьного возраста с РДА?
Гипотеза исследования: мы
предположили, что личностная сфере младших школьников с РДА имеет свои
специфические особенности, которая харакеризуется повышенной агрессивностью,
негативизмом и неадекватными формами поведения, по сравнению с нормально
развивающимися младшими школьниками.
Цель исследования – проанализировать особенности развития личности детей младшего школьного возраста с РДА, и на этой основе
разработать рекомендации по коррекции нарушений в личностном развитии младших
школьников с РДА.
Задачи исследования:
1. изучить особенности и проблемы развития личности у детей младшего школьного возраста с РДА,
2. провести исследование развития
личностной сфры детей младшего школьного возарста с РДА,
3. разработать рекомендации по коррекции
нарушений в личностном развитии младших школьников с РДА.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с РДА
Предмет исследования – особенности развития личности детей младшего школьного возраста с РДА.
В качестве
методов исследования выступили психологический анализ предметного содержания
психолого-педагогической литературы, экспериментальные и эмпирические методы:
комплекс психодиагностических методик, количественный и качественный анализ
полученных фактических данных, математико-статистические методы обработки
данных исследования.
Практическая значимость
исследования. Основные выводы, полученые по результатам данной работы могут
послужить для разработки коррекционных программ по оптимизации личного развития
детей с РДА.
Структура работы. Исследование
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В целом,
теоретический анализ особенностей развития детей младшего школьного возраста с
аутизмом позволил сделать следующие выводы: Итак, аутизм –
это:
— целый комплекс
расстройств в нервной системе,
— нарушение развития, которое может
вызвать значительные социальные, коммуникативные и поведенческие проблемы,
— тяжелое расстройство
нервно-психического развития, характеризующееся триадой нарушений во взаимном
социальном взаимодействии, в вербальном и невербальном общении; он имеет паттерн
повторяющихся стереотипных действий, поведения и интересов.
Сегодня
аутизм, синдром Аспергера и другие заболевания, подобные аутизма, признаны
расстройствами, которые требуют длительного комплексного вмешательства и
помощи. Необходимо привлечение детей с подобными расстройствами в систему
образования, при условии профессионального сопровождения педагогами — как
специалистами в области специального образования, так и социальными педагогами
и школьными учителями.
Хотя синдром
раннего детского аутизма трудно диагностировать на первом году жизни детей, так
как они проявляются в 12-18 месяцев, родители могут заметить первые признаки
патологии у 6-месячного ребенка. Таким образом, можно говорить о нарушении
коммуникативного и социального развития ребенка с РДА уже на самых ранних этапах
развития. Происходит искажение всех составляющих взаимодействия: общение не
становится источником для ребенка.
Самые тяжелые проблемы
поведения таких детей обычно отчасти сглаживаются в младшем школьном возрасте,
когда ребенок с РДА стоновится субъектом учебной деятельности.
Особенностями
развития личностной сферы во внутреннем плане детей с аутизмом, является:
сенсорная гиперактивность, невозможность долго концентрировать внимание или
слушать, чрезвычайная утомляемость; затрудненность, а иногда и невозможность
формирования у детей с аутизмом общепризнанных и соответствующих возрасту
социальных ценностей; неспособность или неумение выражать свои эмоции и
понимать эмоции других, снижение порога эмпатийности, эмоциональная глухота,
проблемы поведенческого контроля (спонтанность действий, одержимость,
чрезмерная увлеченность чем-то, неожиданные действия под влиянием чувства
сильного беспокойства, тревоги, страха, вспышек агрессии).
Особенностями
развития личности детей с аутизмом во внешней
ситуации являются: социальная депривация, которая характеризуется
нежеланием и/или невозможностью ребенка привлекаться к социальному
взаимодействию, нежелание контактов с людьми – контакт лишен полноценного
взаимодействия, одностороннее действие, ритуальность социального взаимодействия
– формальный и жесткий характер взаимодействия; задержка или остановка речевого
развития без какой-либо компенсации с помощью использования жестов, отсутствие
реакции на речь других людей, повышенная тревожность, агрессия, негативизм к
окружающим, неспособность адаптироваться в соответствующих возрасту изменениям
в жизни без помощи специалистов и родителей, почти полное отсутствие
способности усваивать гибкие социальные навыки; неразвитая возможность
социальной репрезентации внутренних представлений, неспособность к подражанию поведения
другого человека, проблемы с индукцией социального опыта.
Несмотря на то,
что аутизм — это, прежде всего, нарушение, которое ограничивает возможности
социального взаимодействия ребенка, очевидным является факт, что развитие личности ребенка с аутизмом во
внутренней и внешней ситуации развития имеет выраженные особенности,
обусловленные характером и степенью объективно имеющихся у него органических нарушений и
ограничений психосоциального развития (гиперчувствительность, уязвимость,
специфичность умственной деятельности, сенсорными и поведнческие нарушения и т.д.).
Изучая анализ литературы, было выявлено, что авторы целом не пришли к общему суждению об
особенноятях личности младших школьников с РДА, иенно поэтому существует
необходимость исследования личностных черт, харакерных для детей этой
категории, а так же в оболсновании практических рекомендаций по коррекции
личностной сферы младших школьников с РДА.
Для проведения исследования ьыли выбраны две группы детей
младшего школьного возраста. Дети ЭГ — имели диагноз РДА. Исследование было
проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На
констатирующем этапе была проведена первичная диагностика, на формирующем этапе
проводилась коррекционная работа, а на контрольном этапе проводилась повторная
диагностика.
Исследование
было проведено на базе Центра развиия «Дом речи» г. Коломна.
Констатирующий этап
эксперимента показал наличие тревожности, импульсивности, агрессивности,
склонности к нечестному поведению, ассоциальности, замкнутости, неуверенности,
экстернальности, эстетической нечувствительности.
С целью коррекции
личностного развитяи младших школьников с РДА на базе центра выстроилась
коррекционная работа с
использованием метода рисуночной терапии.
Представленная нами система психокоррекционной работы
состояла из диагностического, консультативного, корректирующего и
профилактического блоков (программа представлена в
приложении).
Блок консультирования включала в себя
консультационную работу с родителями и учителями, работающими с детьми. Он
состоял из трех этапов: ознакомительного, обучающего и промежуточного.
Коррекционное направление включало в себя реализацию психокоррекционной
программы, которая представляла собой комплекс мероприятий и состояла из
последовательности взаимозависимых этапов. После проведения коррекционных
занятий мы разработали рекомендации для родителей и учителей о том, как вести
себя с детьми. Для закрепления и передачи навыков и умений, приобретенных в
процессе изучения коррекционной программы, использовалось специальное
моделирование ситуаций, в которых могло проявляться агрессивное поведение.
После
проведения формирующего этапа эксперимента было осуществлено повторное исследование, которое показало, внедрение психокоррекционной
программы позволило существенно снизить показатели физической, косвенной и
вербальной форм агрессии у детей младшего школьного возраста. Анализ полученных
результатов контрольного эксперимента дает основания констатировать
эффективность психокоррекционной влияния методом рисуночной терапии и
положительную динамику по оптимизации развития личности у младших школьников с РДА.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические подходы к
изучению развития личности младших школьников с ранним детским аутизмом 1.1. Причины, клиническая картина и
классификация раннего детского аутизма Термин «аутизм» (от
греч. — сам) принадлежит швейцарскому психиатру Э. Блейлер, который первым
применил его в 1911 году для определения категории эгоцентрического мышления
при шизофрении. Аутичные нарушения эмоционального контакта маленьких детей
описал в 1943 году американский психиатр Л. Каннер, которому принадлежит термин
«ранний детский аутизм», который обозначает проявления раннего (от рождения) течения этого
заболевания [61].
В.В.
Лебединский рассматривает аутизм как искаженное развитие [19].
Наукой создано несколько
теорий относительно факторов возникновения подобных расстройств: генетические
нарушения в процессе эволюции (когда в качестве единицы анализа рассматривается
определенный ген и исследуется влияние на организм естественного отбора), или
индивидуальное развитие индивида (когда учитываются биологические,
поведенческие или когнитивные механизмы отдельного человека).
На индивидуальном
уровне факторы характеризуются ключевыми признаками, такими как наличие
критических периодов в развитии некоторых систем человека при заболеваниях
нервной системы или организма в целом, в частности при органической патологии
мозга (врожденных токсоплазмозе, сифилисе, интоксикации свинцом и др.) при
различных врожденных дефектах обмена веществ (гистединемии, церебральном
менидози, нарушениях пуринового обмена и т.д.), при прогрессирующих
дегенеративных заболеваниях (синдром Ретта), заболеваниях генетического
происхождения и т.д.
Л. Каннер связал
синдром аутизма детей с холодной эмоциональностью, чрезмерно
интеллектуальностью их родителей. Родители не вызывают у детей чувство
безопасности, и не
подкрепляют у детей активность к взаимодействию с окружающим миром. На фоне
деривации ребенка происходит остановка развития на начальных этапах развития и
ребенок начинает отгораживаться от внешнего мира. Автор отмечает, что ребенок
становится настолько дезориентирован и испуган, что пытается компенсировать эти
чувства ауто стимуляцией [66].
По мнению В. Тарасун основными причинами расстройств
аутического спектра являются [49]:
а) биологическая недостаточность всех регуляторных систем
(активирующей и инстинктивноаффективной), а также дефицитарность анализаторных
систем (гностических, речевых, двигательных);
б) социальные (вторичные) факторы.
Причина может заключаться в хромосомной мутации, связанной
с эпигенетическим процессом инактивации (разрыва) отцовской Х-хромосомы у
мальчиков. Патология также может быть ответственна за наследственную или
спонтанную мутацию гена SHANK3, который кодирует специальные белки
постсинаптической плотности (PSDs), которые соединяют рецепторы-медиаторы,
ионные каналы, возбуждающие синапсы G-белка, а также обеспечивают созревание
дендритов нейронов позвоночника плода в перинатальный период беременности.
В целом ученые склонны думать, что аутизм, как сложное
расстройство ЦНС, возникает по ряду причин, но генетические факторы составляют
более 90%.
В течение последних полувека исследователи пытались