Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях развивающего центра

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГО ЦЕНТРА 5

1.1. Онтогенез развития лексической стороны речи 5

1.2. Этиология и патогенез нарушения лексической стороны речи дошкольников с ОНР 13

Выводы по главе 1 21

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 22

2.1. Организация констатирующего этапа исследования 22

2.2. Формирующий эксперимент 42

2.3. Контрольный эксперимент 53

Выводы по главе 2 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65


  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодняшний день особенно значимой является проблема лексического развития детей дошкольного возраста, так как этот период считается наиболее благоприятным временем для становления всех сторон речи.

На актуальность данной работы так же указывает тот факт, что своевременное овладение правильной речью является важным моментом в формировании полноценной личности ребенка. При этом усвоение лексического строя представляет собой одну из важных предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего эффективного обучения в школе. Психическое развитие ребенка с нарушением речи без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. В первую очередь может отмечаться замедленный темп развития, когда все психические процессы формируются в более поздний срок по сравнению с детьми, не имеющих патологии.

Такие исследователи как Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина указывают, что лексическое развитие детей с ОНР значительно отличается от нормально развивающихся детей. Среди основных особенностей лексики дошкольников с ОНР они называют большое расхождение в объеме активного и пассивного словаря, бедность словарного запаса и узость семантических полей. Такое положение говорит о том, что логопедическая работа должна направляться на коррекцию не только лексического компонента, но и всей речевой системы детей.

Ряд специалистов (Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, В.И. Логинова, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева и другие) обозначают, что без коррекционного логопедического вмешательства детям с общим недоразвитием речи невозможно достичь необходимого уровня в лексическом развитии.

Все это говорит об актуальности коррекции лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования – развития лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – работа по развитию лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях развивающего центра.

Цель исследования: организация логопедической работы по развитию лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях развивающего центра.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают необходимость решения следующих задач исследования:

1. Изучить специальную логопедическую литературу, посвященную проблеме развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

2. Проанализировать эмпирические данные о состоянии лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

3. Провести логопедическую работу, направленную на развитие лексической стороны речи у дошкольников в условиях развивающего центра и оценить ее результативность.

Научная гипотеза:

1. Предполагается, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи имеют нарушения в формировании словаря по всем признакам развития лексики по сравнению с детьми с нормой речевого развития.

2. Дидактические игры способствуют эффективному формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:

— теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей;

— эмпирические методы: анализ речевой деятельности детей (тестирование, анкетирование);

— метод количественного и качественного анализа результатов исследования, констатирующего и контрольного экспериментов.

Научно-теоретической базой работы послужили труды таких отечественных и зарубежных исследователей, как А.Г. Арушанова, Е.В. Архипова, Г.О. Винокур, Ф.А. Сохин, Т.В. Туманова, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичева и др.

Методологическую основу исследования составляют следующие положения:

• Учение о зонах актуального и ближайшего развития Л.С. Выгодского.

• Учение Р.Е. Левиной о системном строении речи.

• Современные научные достижения в области психолингвистики (Н.И. Жинкин, Н.А. Гвоздев, Т.В. Ахутина, В.П. Глухов и т.д.).

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, цель исследования заключалась в организации работы по развитию лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях развивающего центра. Достигая поставленную цель, мы пришли к ряду выводов:

1. Изучая специальную логопедическую литературу, посвященную проблеме развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР, было определено, что недоразвитие лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями отражается на усвоении других компонентов речевой системы (грамматического строения, связной речи). Такое состояние речи характеризуется ошибками, свидетельствующими о нарушении предметной направленности слов, диффузном и неустойчивом характере лексических значений, слабой ориентации в содержательной стороне слов, ограниченности объема семантических полей.

2. Для анализа эмпирических данных о состоянии лексической стороны речи у дошкольников с ОНР проводилось исследование с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, которые были разделены на две группы – дети с ОНР и дети с нормой речевого развития. Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы: дети с общим недоразвитием речи характеризовались в основном низким уровнем сформированности словаря, а дети контрольной группы — средним уровнем. В результате исследования было определено, что у детей из экспериментальной группы наблюдается развитие активного словаря ниже возрастной нормы.

3. Решая третью задачу, которая заключалась в проведении логопедической работы, был организован формирующий эксперимент, который основывался на внедрение в учебно-воспитательную работу программу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста комплекса мероприятий, проведенных в условиях развивающего центра и направленных на развитие лексической стороны речи. По истечении работы с детьми было проведено повторное обследование уровня лексического развития. Так, в ходе контрольного этапа была доказана выдвинутая гипотеза о том, что эффективному развитию лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР способствует организация игровой деятельности. Полученные результаты позволяют проследить динамику развития уровня лексической стороны речи и наметить дальнейший план работы с дошкольниками.

Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи решены.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГО ЦЕНТРА

1.1. Онтогенез развития лексической стороны речи

Проблема слова относится к одной из наиболее дискуссионных лингвистических проблем, поскольку именно она является главной единицей языка. Слово выступает основным строительным материалом высказываний, посредством которых реализуется общение между людьми. Слово – слог или совокупность слогов, обозначающих понятие, представление или любой предмет. Объяснение значения слов происходит в семантике, близких по значению слов – в синонимике, происхождение слов – в этимологии.

Виды слов соответствуют действительности, воспринимаемой нашими ощущениями: существительные – предметам, прилагательные – конкретному бытию, качеству предметов; наречия и союзы – связям и отношениям, существующим между предметами; глаголы – процесса, происходящего между предметами

Дошкольный возраст представляет период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи, в частности, фонетической, лексической, грамматической.

Ребенок дошкольного возраста активно усваивает речь, поскольку это обуславливает его потребность узнать, рассказать, повлиять на себя и на других. В дошкольном возрасте процесс овладения основами речи обычно завершается. Вещание сопровождает все виды деятельности дошкольника, способствует установлению и развитию его социальных контактов, становится эффективным инструментом мышления. Содержание и формы детских высказываний зависят от форм общения, коммуникативных задач дошкольника. В процессе общения речь совершенствуется, приобретает новые качества, обуславливает перестройку психических процессов и т.д. Основными направлениями его развития является расширение лексическог

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы