Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика обучения русскому языку в начальных классах

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие культуры речи у младших школьников в урочной и неурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы развития культуры речи в начальной школе 7

1.1 Понятие «культура речи» в начальной школе 7

1.2 Развитие культуры речи в начальной школе: методические аспекты 27

1.3 Анализ современных УМК по русскому языку и литературному чтению с точки зрения развития культуры речи 38

Выводы по 1 главе 44

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры речи у первоклассников 46

2.1 Определение исходного уровня владения культурой речи младшими школьниками 46

2.2 Развитие культуры речи первоклассников на уроках русского языка 52

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 61

Выводы по 2 главе 65

Заключение 68

Список литературы 71

Приложения 75


  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одним из показателей общей культуры человека, его нравственности, внутренней и внешней красоты является речевая культура. В речевой культуре проявляется интеллект и уровень мышления индивида, его образованность и воспитанность, культурность и ценностные ориентации, красота слова и духа как признаки духовного богатства и неповторимой человеческой сущности.

Степень развития этой сферы психики определяет уровень сформированности социальных и познавательных достижений человека -потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств, составляющих основу личностной культуры.

Особую значимость сегодня приобретает необходимость воспитания речевой культуры у детей 7 лет, которая связана с интенсификацией информационных коммуникаций, с широким внедрением сети Интернета, современными технологиями издательского дела, которые в определенной степени негативно влияют на создание культуры личностного речевого пространства, овладение эстетикой слова, морально-эстетическим самовыражением в общении.

Младшие школьники более, чем взрослые подлежат влиянию субкультуры, моды на упрощение стиля общения, пренебрежительного отношения к красоте обычного вещания, что приводит к значительной засоренности их языка, нарочитой грубости. И именно учебно-воспитательный процесс в начальной школе призван сформировать у детей интерес к красоте и мудрости живого слова, его значимости в жизни человека.

Отметим, что задача по воспитанию речевой культуры у младших школьников определены в Государственном стандарте среднего образования в нескольких образовательных линиях. Да в образовательной линии «Речь ребенка» предусмотрено усвоение ребенком культуры речи и общения, элементарных правил пользования языком в разных жизненных ситуациях. Содержание образовательной линии «Ребенок в социуме» предусматривает формирование у детей навыков социально признанного поведения, умение ориентироваться в мире человеческих отношений, готовности сопереживать и сочувствовать другим. В образовательной линии «Ребенок в мире культуры» указано, что ребенок должен овладеть коммуникативными навыками общения по поводу содержания и красоты произведения, его средств [6]. Поэтому в начальной школе ребенок должен овладеть умением комплексно применять речевые и неречевые средства с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, ориентироваться в ситуации общения, проявлять инициативность общения, сдержанность в общении; овладеть культурой речевой коммуникации.

Различные аспекты воспитания речевой культуры нашли свое отражение в трудах современных исследователей, а именно: вопросы речевой личности (М. Вашуленко, С. Ермоленко, Л. Мацко, О. Смолинский) взаимодействие языка и мира человека, языковой гармонизации сознания, языка как полифункционального духовного явления (К. Арутюнов, Ю. Жадько, В. Жадько, О. Федик и др.), духовно-эстетическая сущность слова (В. Костомарова, В. Николаева, В. Троицкий) речевая культура в системе культуры личности (А. Анищук, Р. Гладина, Львова, Т. Ладыженская, Л. Мацко, в Соколова, В.Семина, Н. Политова) речевой этикет, национальные аспекты речевого этикета (Н. Формановская, с.Богдан, Я. Радевич-Винницкий, Е. Чак, М. Стельмахович и др.).

Психологические аспекты указанной проблемы представлены в работах М. Жинкина, Л. Леонтьева, С. Карповой и других; лингводидактические и методические аспекты отражены в исследованиях А. Богуш, М. Вашуленко, Л. Варзацкой, М. Пентилюк, А. Савченко. Формированию речевой культуры детей и взрослых посвящены труды А. Богуш, А. Гончаренко, Т. Пироженко.

Одним из эффективных средств воспитания речевой культуры младших школьников является художественная литература, которая целостно влияет на личность, активизирует ее эмоционально-чувственную сферу, познавательные интересы, духовно-творческий потенциал. В художественной литературе аккумулированный социокультурный, духовный опыт человечества, его мировосприятие и мироотношение, специфика культурно-исторических традиций, представлены образцы художественной речи, красноречия, перехода слова в образ.

Искусство слова является образцом культуры речи. Средства эстетической выразительности языка являются основой для формирования у младших школьников восприятия и понимания различных видов искусства. Красота искусства, которая непосредственно переживается личностью, находит свое выражение в изощренности речи, изысканности и выразительности образной мысли. Эти проблемы исследовались Л. Артемовой, А. Богуш, Н. Волошиной, С. Мельничук, Т. Суховой, Е. Шаповаловой, А. Щербой, Л. Яковенко и др.

Взрослые создают благоприятные условия для дальнейшего совершенствования речи ребенка: обогащения словарного запаса, формирования предпосылок грамотности, знакомства с буквами русского алфавита, обучают звуковому анализу слов, совершенствуют умение высказываться грамотно, привлекают к участию в диалогах со взрослыми и сверстниками. Именно поэтому следует как можно активнее внедрять в педагогическую деятельность новые перспективные методы и приемы, разрабатывать новые системы вопросов, которые будут способствовать развитию речи младших школьников и повышению их речевой культуры. На данный момент — сложность развития культуры речи у младших школьников недостаточно проработаны в теоретических и практических исследованиях для начального образования. Отсутствуют методические рекомендации по организации работы с детьми в начальной школе в данном направлении; планирование и построение занятий, методика их проведения, мониторинг уровня развития языковой культуры младших школьников, разработка учебно-методического комплекса.

Поскольку данная проблема является весьма актуальной, но недостаточно раскрытой в научных трудах, это и обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие культуры речи у младших школьников в урочной и неурочной деятельности».

Объект исследования – теоретические аспекты развития культуры речи в начальной школе.

Предмет исследования — педагогические условия развития культуры речи у первоклассников.

Гипотеза исследования: воспитание речевой культуры детей 7 лет будет эффективным, если реализовать такие педагогические условия: использование русской народной сказки как условия развития культуры речи у младших школьников; чтение и обсуждение рассказов в образовательном процессе и организация театрализованной деятельности в условиях начальной школы.

Цель исследования — заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий воспитания речевой культуры детей и разработке системы работы по педагогическому воздействию в условиях начальной школы.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание и структуру понятия «культура речи» в начальной школе.

2. Определить процесс развития культуры речи в начальной школе: методические аспекты.

3. Провести анализ современных УМК по русскому языку и литературному чтению с точки зрения развития культуры речи.

4. Определить исходный уровень владения культурой речи младшими школьниками.

5. Разработать и апробировать систему работы по воспитанию речевой культуры у первоклассников на уроках русского языка.

6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования: теоретические методы исследования: анализ, сравнение, систематизация и обобщение данных на основе изучения психолого-педагогической теории и лингводидактики сделали аргументированное обоснование содержания и структуры ведущих категорий исследования, определение критериев и показателей, комплекса педагогических условий воспитания речевой культуры детей 7 лет на уроках русского языка.

Эмпирические методы исследования: беседа с детьми, методики на изучения состояния сформированности речевой культуры у детей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), статистические методы (количественный и качественный анализ экспериментальных данных).

Опытно-экспериментальная база. Исследование осуществлялось в течение 2020-2021 гг. на базе МБОУ СОШ №112 г. Нижний Новгород. Исследованием было охвачено 6 учеников 1-А класса 7 лет.

Научная новизна и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что уточнено содержание понятия «речевая культура младших школьников», расширено и дополнено содержание понятий «культура общения», «культура поведения», «речевой этикет».

Разработаны критерии, показатели и уровни сформированности у детей 7 лет речевой культуры; разработана и апробирована система работы по воспитанию речевой культуры у младших школьников 7 лет.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы — 78 ст., основной текст — 73 ст.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование речевой культуры — проблема междисциплинарная, которая является предметом внимания не только лингвистики, но и педагогики, психологии, всего комплекса наук, занимающихся исследованием феномена человека. Язык и речь являются продуктами культуры, своеобразной памятью мира, концентрирует все, что узнало человечество. Человек всегда чувствовал огромную потребность в языке как упорядоченной коммуникативной системе, что крайне необходима для общения индивида с другими. Речевое общение играет определяющую роль в жизни каждого человека.

Общение — понятие, обозначающее социальный феномен, который раскрывает механизмы структурирования, организации и функционирования человеческого общества, способы и формы включения индивида в социально-исторический контекст.

Культура общения является одним из решающих факторов в налаживании социальных контактов, сочетанием внутреннего и внешнего опыта человека, воспроизводимого в определенных способах поведения, обеспечивающих процесс общения.

Культуру общения младших школьников понимаем, как вид культуры, основанной на соответствующих знаниях, умениях, навыках, системе моральных ценностей, которые позволяют реализовать коммуникативное взаимодействие, с учетом этико-психологических принципов и норм в конкретном обществе и конкретных ситуациях.

Речевой этикет — это система устойчивых формул общения, которая определяется обществом для установления речевого контакта собеседников. Под речевым этикетом детей младшего школьного возраста мы понимаем не только совокупность общеупотребительных вербальных и невербальных средств вежливости, которыми они естественно пользуются в межличностном взаимодействии, но и уровень сформированности их внутренних моральных побуждений к етикетности речевого поведения, понимание значимости этикетных норм и правил общения и желание и умение пользоваться ими в тех или иных коммуникативных ситуациях.

Речевая культура младших школьников определяется как интегральное духовное свойство личности, что отражает способность человека к культурно-речевой деятельности, направленной на общекультурную коммуникацию, основанную на принципах эстетизации и гуманистической направленности поведения.

Индивидуальные средства речевой культуры опираются на индивидуальный культурно-речевой тезаурус человека, придают своеобразие речевому статусу личности, личностному культурно-речевому пространству каждого человека. Важным признаком речевой культуры личности является языковой (речевой этикет), основные требования которого основываются на этнокультурных традициях.

Комплексная методика констатирующего этапа исследования обеспечила обоснованное диагностирования состояния сформированности культуры речи младших школьников и факторов, влияющих на реализацию данного процесса.

Выполненное нами выделение уровней сформированности культуры речи младших школьников и дало основания для характеристики речи младших школьников каждого уровня.

На основе обобщения научных источников критериям и показателям культуры речи младших школьников определены: нормативность речи (наличие нормативных речевых умений и навыков, освоение норм произношения, орфоэпии, чистота и точность речи, владение речевыми жанрами); владение речевым этикетом (знание формул речевого этикета; владение навыками ролевого речевого поведения, контекстуальных особенностей общения); эмоциональность и эстетическая выразительность речи (способность использовать логико-эмоциональные средства выразительности для выражения эмоционального состояния).

На основе разработанных критериев и их показателей, нами были определены уровни сформированности культуры речи младших школьников в речевой деятельности: достаточный, средний, низкий.

Установлено, что младших школьников, имеющих достаточный уровень — 17%; средний — 50% и низкий — 33%. Наличие младших школьников с низким уровнем сформированности культуры речи актуализирует необходимость усиления внимания педагогов и родителей к формированию у них данного качества.

Установлено, что на развитие речевой культуры младших школьников имеют значительное влияние педагоги и родители. Педагоги и родители выступают основным источником обогащения эмоционально-окрашенной лексики, вежливых слов, формул речевого этикета. Создание развивающей речевой среды, которая бы обеспечивала возможность ребенка усвоить положительные речевые образцы, использование русских народных сказок, чтение и обсуждение рассказов; привлечение детей к театрализованной деятельности способствуют развитию речевой культуры растущей личности.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность и производительность комплексной системы педагогических условий по воспитанию речевой культуры младших школьников средствами художественной литературы.

Достаточного уровня сформированности речевой культуры достигли 50% детей, (на констатирующем этапе их было 17%). На среднем уровне стало 33% детей (до начала обучения было 50%). Количество детей с низким уровнем сформированности речевой культуры уменьшилась с 33% до 17%.

Система воспитательной работы, направленной на педагогическое просвещение родителей, позволила расширить представления родителей о значении художественной литературы в воспитании речевой культуры их детей, способствовала повышению речевой культуры самих родителей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы развития культуры речи в начальной школе

1.1 Понятие «культура речи» в начальной школе

Формирование речевой культуры — проблема междисциплинарная, которая является предметом внимания не только лингвистики, но и педагогики, психологии, всего комплекса наук, которые занимаются исследованием феномена человека.

Язык и речь являются продуктами культуры, своеобразной памятью мира, которая концентрирует все, что узнало человечество. Человек всегда чувствовал огромную потребность в языке как упорядоченной коммуникативной системе, что крайне необходима для общения индивида с другими.

Одним из первых, кто разграничивал понятия «язык» и «речь» и одновременно считал их составляющими единой речевой деятельности, был Фердинанд де Соссюр. Так, ученый под языком понимал систему вербализованной информации и представлял его использование в процессе коммуникации, а под речью — общение с использованием языка. По словам Ф. де Соссюра, язык и речь соотносятся как средство коммуникации и сама коммуникация [26, с.32]. Ф. де Соссюр не сомневался в том, что, «только слушая других, мы учимся своему родному языку; речь откладывается в нашем мозгу только в результате многочисленных актов опыта. Наконец, именно благодаря речи язык подвергается развитию: наши языковые навыки меняются от впечатлений, полученных во время слушания других [26, с.32]. Итак, существует взаимозависимость между языком и речью: язык – это одновременно и орудие, и продукт речи.

По словам М. Вашуленко, язык и речь является, с одной стороны, историческим продуктом нации, а с другой — неотъемлемой составляющей воспитания и развития каждой личности, гражданина государства, поскольку язык является инструментом и основным средством познания, формой порождения, существования и выражения мысли, общения, а, следовательно,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы