Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие конструктивных способностей детей младшего школьного возраста в процессе художественно-творческой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8
1.1. Понятие
художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста 8
1.2. Особенности
формирования художественно-творческой активности у детей младшего школьного
возраста. 14
1.3. Методы и
приёмы развития конструктивных способностей детей младшего школьного возраста в
процессе художественно-творческой деятельности. 19
Выводы по 1 главе. 34
Глава 2. Проведение эксперимента, характеризующего
особенности развития конструктивных способностей детей младшего школьного
возраста в процессе художественно-творческой деятельности 36
2.1. Методика проведения эксперимента. 36
2.2. Организация эксперимента. 39
2.3. Результаты эксперимента. 42
Глава 3. Разработка
рекомендаций по развитию конструктивных способностей детей младшего школьного
возраста в процессе художественно-творческой деятельности. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 54
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что развитие
способностей, обучающихся является первостепенной задачей всех участников
образовательных отношений, поскольку именно уровень развития способностей
ребенка обеспечивает успешность выполняемой деятельности. Младший школьный
возраст является периодом интенсивного становления и развития как общих, так и
специальных способностей детей. На уровне начального общего образования
различные виды деятельности способствуют формированию всех подструктур
личности, и содержат потенциал для развития способностей школьников.
В рамках реализации Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования от педагогического
сообщества требуется внедрение инновационных форм взаимодействия с детьми
младшего школьного возраста, новых форм организации различных видов
деятельности. Художественно-творческая деятельность младшего школьника,
организованная посредством новых методик и технологий с соблюдением необходимых
условий, способствует развитию способностей обучающихся. В «Концепции художественного
образования РФ» определены задачи и приоритеты в организации художественного
образования на разных его уровнях. В начальной школе приоритетным является
формирование у школьников «… базовых оснований, первичных сведений, на основе
которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и
собственные художественно-практические навыки ребенка». [1, с.4]
Кроме того, важным
содержательным компонентом художественного образования в школе является
духовно-нравственное развитие школьника, т. е. формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной
полноценности в восприятии внешнего мира.
Художественно-творческая
деятельность школьников реализуется в основном в трех формах: на уроках
изобразительного искусства, технологии; кружках, студиях, клубах (во внеурочной
деятельности); в организациях дополнительного образования. При этом различные
формы внеурочного обучения, существующие и в школе, и вне ее стен, вовлекающие
только желающих или мотивированных детей, предполагают наибольшую
продуктивность в художественно-творческом развитии школьников.
Конструктивная
деятельность, как вид художественно-творческой деятельности, посредством
развивающих конструкторов позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и
развитие детей младшего школьного возраста. В наибольшей степени конструктивная
деятельность детей младшего школьного возраста, по сравнению с другими видами
деятельности, подготавливает для развития творческих, познавательных, сенсорных
способностей детей необходимую основу. Конструктивная деятельность относится к
продуктивным видам деятельности, поскольку она направлена на получение
определенного продукта или результата. Конструктивная деятельность является
деятельностью моделирующей. Модель, наиболее отражающая существенные признаки
объекта – это и есть постройка. В связи с этим конструирование даже условного,
элементарного сооружения предполагает необходимость достаточного уровня знаний
об объекте. На эффективность процесса конструирования влияет характер мотива
или цель — это то, для чего нужна постройка. Умение удерживать цель
деятельности и самостоятельно её ставить, способность контролировать ход
выполнения работы, сличать полученный результат с образцом – именно от этих
факторов зависит успешность выполняемой деятельности. Исследования А.Н.
Давидчук, Л.А. Парамоновой доказывают, что при планомерном и целенаправленном
обучении дети могут идти от замысла к воплощению. [26, с.34]
Многие исследователи
(О.Г. Жукова, Ф.В. Изотова, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Шпикалова Т.Я.,
Шаламон О.Е.) изучают различные аспекты формирования конструктивных
способностей у детей младшего школьного возраста. В их работах показано, что
конструирование не только развивает сенсорно-перцептивную деятельность, но и формирует
умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, что
способствует развитию воображения, совершенствованию коммуникативных навыков. [43,
с.103]
Необходимость
применения в образовательной организации различных видов художественно-творческой
деятельности детей младшего школьного возраста продиктована быстро
развивающимся техническим прогрессом, потребностью в соответствующем уровне
обучения и развития конструктивных способностей младших школьников.
Объектом исследования является развитие способностей младшего школьника.
Предмет исследования – методы и приемы развития
конструктивных способностей детей младшего школьного возраста в процессе
художественно-творческой деятельности.
Целью исследования является выявление условий,
необходимых для эффективного развития конструктивных способностей детей
младшего школьного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.
Для достижения
указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— дать характеристику
понятия художественно-творческой деятельности детей младшего школьного
возраста;
— рассмотреть особенности формирования
художественно-творческой активности у детей младшего школьного возраста;
— определить методы и приёмы развития конструктивных
способностей детей младшего школьного возраста в процессе
художественно-творческой деятельности;
— провести эксперимент, характеризующий особенности развития
конструктивных способностей детей младшего школьного возраста в процессе
художественно-творческой деятельности ;
— разработать рекомендации по развитию конструктивных
способностей детей младшего школьного возраста в процессе
художественно-творческой деятельности.
Научной основой
исследования являются научные работы по вопросам развития конструктивных
способностей детей младшего школьного возраста в процессе
художественно-творческой деятельности таких отечественных ученых, как А.Н.
Давидчук, Л.А. Парамонова, О.Г. Жукова, Ф.В. Изотова и других. Методы
педагогического исследования: наблюдение, анализ,
моделирование педагогического процесса, экспертная
оценка, опытное обучение; а также методы лингвистического исследования:
компонентный и контекстуальный анализ.
Структура работы. Работа состоит из
следующих частей: введение, две главы, включающие семь параграфов, заключение,
список литературы. СИНИЙ ПОКА НЕ УБИРАЙТЕ. Если во второй главе
будет «выявление условий», как в цели, то дополнительно нужно будет прописать
условия в 1 главе. Хорошо, что уже исправили ссылки и перенесли их в
квадратные скобки. ОДИН МОМЕНТ – сначала ссылка, потом точка. Например, …….
что-либо новое. [9,
с.28]. НУЖНО ВЕЗДЕ ИСПРАВИТЬ.
Заключение:
Опыт формирования конструктивно-художественных умений младших
школьников в процессе предметно-преобразующей деятельности апробирован Р.
Штайнером в вальдорфской школе, С. Френе и другими выдающимися педагогами.
Архитектурным макетированием, декоративно-прикладным искусством, дизайном,
лепкой и рисованием, художественной обработкой различных пластических
материалов ученики вальдорфской школы занимаются не только на специальных
занятиях. «Эти виды занятий органично вплетаются в ткань любого урока и
способствуют воспитанию и развитию воли, чувств, мышления учащихся».
Доказано, что у первоклассников в процессе решения данного
вида задач отсутствует планомерность и настойчивость в выполнении. В случаях
неудач и ошибок, – отмечает автор, – они оставляют начатую работу, их внимание
легко переключается и имеет преимущественно непроизвольный характер. Дети этого
возраста не способны самостоятельно оценивать и контролировать свою работу, они
не в состоянии еще перейти от чувственного к мыслительному конструированию. Их
конструктивная деятельность полностью зависит от уровня чувственного опыта.
Создание путем конструирования художественного изделия осуществляется путем
практических и умственных действий, которые еще не совершенны. Кроме того, в
своем исследовании Е.А. Шаламон отмечает, что решение конструктивных задач с
возрастом совершенствуется, приобретает новые качества и свойства, достигает
более высокого уровня развития, который проявляется в умении использовать
обобщенный способ решения задач.
Р.А. Пономарева, изучая пути и возможности формирования у
младших школьников специальных умений решать задачи конструктивного характера,
доказывает преимущество метода самостоятельного поиска решения задач над
методом подачи готовой развернутой инструкции, который отличается скованностью
действий, так как ученикам заранее планировались способы соединения элементов
конструкции и выполнения соответствующих практических действий.
В теоретических исследованиях, связанных со стимулированием
конструктивно-художественного творчества учащихся 1–4 классов средствами
изобразительного искусства и художественного труда, важно актуализировать
результаты исследований психолого-педагогической науки и искусствоведения. На
основе взаимодополняемости теоретических исследований по психологии,
педагогике, искусствоведению может быть разработана целостная система иерархизированных
процессов формирования конструктивных умений младших школьников средствами
пластических искусств с ориентацией на содержание общего непрерывного
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие художественно-творческой
деятельности детей младшего школьного возраста Изучению проблемы
развития способностей школьников в современной психолого-педагогической
литературе уделено достаточно много внимания. Многие отечественные психологи,
такие как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.И. Лилов, Е.А.
Дубровская, С.А. Козлова и др., в своих работах указывали на приоритетное
значение творчества в развитии личности человека, подчеркивая, что творчество
как результат деятельности существует везде, где человек посредством
воображения изменяет и создает что-либо новое [9,
с.28].
Учитель-новатор И.П.
Волков пишет, что творчество школьника – это создание им оригинального
продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные
знания, умения, навыки. По мнению И.П. Волкова в мире есть дети, одаренные в
какой–то конкретной области, но это чрезвычайно редкий дар природы, и в общем
потоке они имеют обыкновенные способности [4, с.22].
Способности можно
развить до высокого уровня, если создать им благоприятные условия. Так как одни
таланты проявляются раньше, а другие позже, то поиск и последующее развитие
способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность
практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и
творчества. И.П. Волков убежден, что творчеству надо обучать [4, с.23].
В.Я. Яковлев относит
творчество к одной из главных движущих сил развития человечества. По его
мнению, творчество постепенно становится ключевой не только для понимания
динамики социально – исторических процессов и перспектив развития личности,
возрастания ее нравственной ответственности, но и для осмысления устройства
всего мироздания, неразрывной связи творческого потенциала с инновационной
деятельностью человека [10, с.102].
П.П.Крамар
рассматривает творчество с точки зрения его влияния на саморазвитие и
самоутверждение человека и определяет его как универсально-преобразующую,
целостную культурно-историческую самодеятельность, в процессе которой
осуществляется саморазвитие социальных сил человека [15, с.43].
На современном этапе
остаются актуальными такие вопросы: как и каким образом
художественно-творческая деятельность может способствовать или создавать
условия для развития личности ребенка и его способностей? Каковы основные
факторы развития творческой деятельности? Есть ли прямая необходимость
развивать художественно-творческую деятельность ребенка в младшем школьном
возрасте [3, с.27]?
Для того, чтобы
ответить на эти вопросы, дадим определение понятию «художественное творчество».
Существует множество определений данного понятия, но мы рассмотрим его с
позиции рассуждения. Для начала разберем термин «художественный». Что он
означает? Есть информация, что слово произошло от древнерусского языка
«худога», т.е. сведущий, опытный или мастер своего дела. Слово «худ», читаемое
в обратном направлении, означает дух. Далее, «художественный» – от слова жест.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что термин «художественный» – это
духовный опыт, духовный жест, выражаемый в деятельности. Получается, что
художественная деятельность – это отражение высшей духовной реальности. Каким
же образом это происходит? Как отличить художественную работу от изобразительной?
Какую работу можно отнести к произведению искусства? Какие есть основания
отнести работу к той или иной категории [3, с.27]?
Если произведение
вызывает эмоции, то оно является художественным. Согласно определению Л.С.
Выготского, данный критерий называется чувственным откликом или впечатлением.
То есть, если произведение вызывает у нас эмоции, заставляет нас переживать, то
его уже можно отнести к художественной работе. Тем не менее разные работы
вызывают разные эмоции, одни сильнее, другие слабее. Таким образом, можно ли
определить степень «художественного произведения»? Или насколько произведение
может быть выполнено с точки зрения художественной ценности?
В таком случае мы
обращаемся к мыслям, которые вызывает творческая работа. Обращаем внимание на
то, какие моменты в работе особенно впечатляют? Возможно, человек, рассматривая
работу, может услышать звуки, так как наша психика обладает способностью
воспринимать информацию по другому каналу, например, слышать цвет. Так, великий
композитор Римский-Корсаков слышал цвет, к примеру, звук «ре» был для него
зеленого цвета. Бетховен, будучи глухим, имел при этом абсолютный слух,
воспринимая звуки от окружающего мира. Итак, наличие характеристик
эмоционального отклика от работы, будь то звуковой, мыслительный, какие-нибудь
воспоминания и т. д., указывает на художественный уровень самого произведения.
Качество и
интенсивность художественно-творческой деятельности зависят от кругозора,
знаниевой базы обучающихся в области искусства и художественных