Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие коммуникативных УУД у младших школьников в процессе групповой работы на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ.. 7
1.1 Современные подходы к
развитию развития коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности организации
групповой работы на уроках математики. 15
1.3 Формирования коммуникативных универсальных учебных действий в
процессе групповой работы на уроках математики. 22
Выводы по 1 главе. 30
ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ 32
2.1 Диагностика развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 32
2.2 Комплекс уроков по математике с
использованием групповой работы для развития коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников. 46
2.3. Анализ результатов
исследования. 51
Выводы по 2 главе. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 60
Приложение
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время целью образовательного
процесса является не конкретная, точная и весомая сумма практических и
теоретических знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть ученики, а
целостная психолого-педагогическая сфера сформированных его личностных,
социальных, познавательных и коммуникативных компетенций. Осуществление и
достижение данной цели может быть возможным только при помощи формирования у
учащихся системы универсальных учебных действий.
Теория формирования универсальных
учебных действий была разработана А.Г. Асмоловым, Г.В. Бумеранской, И.А.
Володарской, О.А. Карбановой и др., определяют универсальные учебные действия
как комплекса обобщённых действий ученика и взаимосвязанных с ними знаний,
умений и навыков в учебном процессе, помогающие обеспечить способности
субъектов к самостоятельному формулированию, выводу и усвоению новых знаний,
умений и компетентностей, к осознанному и сознательному освоения нового
социального опыта и коммуникативных умений и действий, к саморазвитию,
саморегуляции и самосовершенствованию личности ученика.
Среди совокупностей всех
универсальных учебных действий главную роль учёные отводят действия
коммуникативного характера. Степень сформированности данных коммуникативных
умений, знаний и компетентностей, влияет не только на результат обучения детей,
но и на процесс становления социализации и гармоничного развития личности в
общем. Умения формируются в активной деятельности и работы учащихся, а
коммуникативные умения складываются, формируются и совершенствуются в процессе
общения и взаимодействия учащихся, как на уроках, так и во внеурочной
деятельности.
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает
формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации
ребёнка в социуме. ФГОС НОО даёт установку, что процесс общения просто необходим
школьникам, они научится делать выбор при формулировании языковых средства для
успешного выполнения коммуникативных задач, умение формулировать учебные
действия элементарными единицами терминологического языка и умение применять на
практике полученные умения и навыки для реализации на уроке познавательных,
практических и коммуникативных задач.
Сегодня
самостоятельной научной проблемой становится процесс формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках
математики, помогающий успешной социализации ребёнка в окружающей среде.
Необходим основательный подход к решению данной проблемы, подкреплённый
соответствующими методами и приёмами, который позволит сделать процесс
формирования коммуникативных универсальных учебных действий действительно
эффективным.
Было выявлено
противоречие между необходимостью применения разнообразных современных форм и
методов обучения, направленных на формирование коммуникативной компетентности у
младших школьников и отказ от внедрения педагогами данных методических
рекомендаций в практику.
Цель
исследования: теоретически обосновать и практически
доказать эффективность использования групповой работы на уроках математики для
формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников.
Объект
исследования: коммуникативные универсальные учебные
действия младших школьников.
Предмет
исследования: процесс развития коммуникативных УУД у
младших школьников в процессе групповой работы на уроках математики. Гипотеза
исследования:процесс формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в
процессе групповой работы на уроках математики будет успешен,
если:
‒
педагог использует разнообразные групповые формы обучения;
‒
учитель контролирует весь процесс взаимодействия сотрудничества детей;
‒
педагог учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося
Поставленная цель
предполагает реализацию ряда задач:
1. Изучить
психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме данного
исследования.
2. Разработать
комплекс заданий для организации групповой работы на уроках математики в
начальной школе.
3. Провести
опытно-поисковую работу и выполнить анализ её результатов.
4. Определить
эффективность использования групповой работы на уроках математики для
формирования коммутативных универсальных учебных действий младших школьников.
При реализации
поставленных нами задач нами применялся комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ
психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение педагогического
опыта, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся,
психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ
полученных результатов, систематическая и графическая обработка результатов
исследования.
Теоретическая
значимость: проанализирован, систематизирован и конкретизирован
потенциал групповой учебной работы на уроках математики в аспекте формирования
коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Обоснованы педагогические условия организации групповой работы, как с точки
зрения повышения эффективности процесса обучения, так и в аспекте развития
коммуникативных УУД младших школьников на уроке математики.
Практическая
значимость исследования заключается в разработке и апробации
комплекса заданий и упражнений для организации групповой работы на уроках
математики, способствующей развитию коммуникативных УУД учащихся младшего
школьного возраста.
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
Формирование умения учиться является
одной из приоритетных целей начального общего образования. Данная цель отражена
в Федеральном государственно образовательном стандарте начального общего
образования (ФГОС НОО). Многими авторами умение учиться трактуется как одна из
основных характеристик человека, обеспечивающая способность к саморазвитию, к
непрерывному самообразованию, расширению собственных возможностей познания. На
данном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию
универсальных учебных действий. В Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) данная категория
представлена как результат данной ступени, предполагающей овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основную умения учиться. Педагоги определяют
универсальные учебные действия как совокупность способов действия учащегося,
обеспечивающих правильное и самостоятельное усвоение новых знаний.
Данные УУД классифицируют в четыре
крупных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Как
показал анализ психолого-педагогической литературы, основные направления
формирования универсальных учебных действий реализуются в рамках всех учебных
предметов. Исходя из особенностей организации нашего исследования,
кратковременности проведения, мы выбрали одно из направлений работы, с помощью
которого можно формировать универсальные учебные действия у младших школьников.
К такому направлению относятся формирование коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников. Овладение учащимися коммуникативными УУД
способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с
одноклассниками и другими людьми, с объектами окружающего мира и его
информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию,
выполнять разные социальные роли в паре, группе и коллективе, но и является
ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Овладение коммуникативной
компетентностью необходимое условие формирования социально активной личности.
Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо
поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации,
уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Соблюдать
речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной
из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся являются
развитие коммуникативных способностей.
Результаты исследования
коммуникативных универсальных учебных действий показали, что учащиеся имеют
разный уровень сформированности коммуникативных УУД, но преобладание
показателей низкого и среднего уровня указывает на необходимость организации
работы, направленной на их развитие.
Анализ полученных результатов помог
разработать и внедрить комплекс уроков с использованием элементов графов,
направленный на повышение уровня сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий. На контрольном этапе повторная диагностика показала, что формирующий
эксперимент положительно повлиял на формирование коммуникативной сферы учащихся.
Эффективность проведенной работы подтверждается результатами повторной
диагностики, которые показали повышение интереса детей к процессу общения,
совместной деятельности, высказыванию своих мыслей. Таким образом, были решены
задачи, которые были поставлены перед нами в начале исследования, достигнута
цель педагогического эксперимента, а также подтверждена гипотеза.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 1.1
Современные подходы к развитию развития коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников в
психолого-педагогической литературе При разработке Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС) приоритетная задача начального школьного образования
определяется как формирование у детей младшего школьного возраста основ умения
учиться, создание условий для более полной реализации возможностей учеников,
обеспечивающих их личностный рост. Для реализации этой задачи необходимо
использование в образовательном учебном процессе методов и приемов, которые
сформируют у учащихся младших классов умение самостоятельно получать новые знания,
работать с полученной информацией, делать собственные выводы и умозаключения,
то есть то, что дети смогут сделать вместе сегодня в процессе обучения, завтра
каждый из них сможет сделать самостоятельно [46].
ФГОС НО определяет требования к формированию у школьников
метапредметных результатов – универсальных учебных действий, которые становятся
основой для получения ключевых компетенций, «составляющих основу умения
учиться» [46].
Концепция развития универсальных учебных действий была разработана на
основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская И.А. Володарская и др. Внимание к развитию учебной деятельности
свидетельствует о тенденции к усилению направленности общекультурного
образования, универсализации и