Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 8

1.1. Сущность понятия «коммуникативные навыки» в современных психолого-педагогических исследованиях 8

1.2. Специфика развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 14

1.3. Потенциал сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 18

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 29

2.1. Изучение уровней развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 29

2.2. Реализация экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 43

2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 49

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 54

3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам 54

3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) 57

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 61

ЗAКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 65

ПРИЛОЖЕ-НИЯ………………………………………………………………………………………..70

  

Введение:

 

Актуальность исследования. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное об-стоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необ-ходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и много-гранной деятельностью, требует специфических знаний и навыков, которы-ми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленно-го предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативных навы-ков рассматривается специалистами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость коммуникативного развития с самого раннего возраста. В разработке этого вопроса педагогическая практика опиралась на концепцию деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и психолого-педагогические исследования Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.Г. Нечаевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Аржановой, М.И. Лисиной, и др.

М.И. Лисина, А.Г. Рузская, З.М. Богуславская, и др. исследовали вза-имосвязь между развитием коммуникативных навыков и психическим раз-витием дошкольника и влияние их на общий уровень развития деятельно-сти. Г.Г. Кравцов, В.А. Петровский, Е.Е. Шулешко изучали готовность де-тей 6-7 лет к школьному обучению и отмечали, что развитие коммуникатив-ных навыков является одним из важных условий успешного обучения в школе. Содержание и характер общения дошкольников со взрослыми ис-следовали З.М. Богуславская, С.В. Корницкая, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др., со сверстниками – Л.Н. Башлакова, Т.И. Ерофеева, А.А. Рояк Общение, включенное в разные виды деятельности дошкольников, изучали Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина. Проблемой формирования культуры общения занимались Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина, С.В. Петери-на.

Несмотря на достаточно глубокую изученность, проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста остается актуаль-ной. Реализация федеральных государственных образовательных стандар-тов дошкольного образования (ФГОС ДО) поставила перед педагогами за-дачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к пол-ноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. Актуальность этой задачи возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения. В последнее время, вследствие повсеместного использо-вания технических средств коммуникации, высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения, дети испытывают серь-езные трудности в общении с окружающими. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими крас-ками сферу их ощущений.

Взаимоотношения с другими людьми зарождаются и наиболее интен-сивно развиваются в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому родителям и педагогам нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении.

Важным фактором развития коммуникативных навыков ребенка-дошкольника является, прежде всего, игра, так как игра – ведущий вид дея-тельности в дошкольном возрасте. В игре моделируются реальные отноше-ния взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действи-тельности, создаются благоприятные условия для формирования культуры общения.

По мнению А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков. Проблема формирования коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности поднималась учеными-психологами: А.А. Леонтье-вым, Г.М. Андреевой, В.С. Мухиной. Проблему целенаправленного педаго-гического руководства игровой деятельностью дошкольников разрабатыва-ли Т.А. Владимирова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.И. Щербакова, и др. Они изучали предпосылки, педаго-гические условия и средства формирования положительных, дружеских взаимоотношений в игре.

Из всего выше сказанного следует, что выбранная нами тема является актуальной. Тема исследования: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры».

Объект исследования: коммуникативные навыки старших дошколь-ников.

Предмет исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры.

Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробиро-вать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуни-кативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если ис-пользовать комплекс сюжетно-ролевых игр, если педагогом будут учиты-ваться индивидуальные и возрастные особенности детей; если в данный процесс будут вовлечены родители детей.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходи-мость решения следующего комплекса задач:

1. Рассмотреть сущность понятия «коммуникативные навыки» в со-временных психолого-педагогических исследованиях.

2. Выявить специфику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить потенциал сюжетно-ролевой игры в развитии ком-муникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

4. Изучить уровни развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

5. Реализовать опытно-экспериментальную работу по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и про-верить ее эффективность.

6. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации педа-гогам-психологам и родителям (законным представителям).

Теоретико-методологическую основу исследования составили тру-ды Г.М. Андреевой, В.Н. Белкиной, Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, В.С. Мухиной, Н.И. Гуткиной, В.Г. Каменской, Я.Л. Коломинского, В.Э. Пахальяна, Е.Е. Сапоговой, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина и др.

Методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, педа-гогический эксперимент; качественный и количественный анализ эмпириче-ских данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научных позиций в отношении сущности понятия «коммуникативные навыки»; в выявлении специфики развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста; в рассмотрении потенциала сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц: психологами и воспитателями дошкольных образовательных организаций для оптимизации своей профессиональной деятельности по направлению развития коммуникативных навыков у воспитанников; студентами, обучающимися по специальности «Психология», с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям; молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных и методических сведений.

База исследования: муниципальное автономное дошкольное образо-вательное учреждение «Детский сад №44» (МАДОУ «Детский сад №44»).

Структура работы. Выпускная квалификационная работа (объемом 83 страницы) состоит из введения, трех разделов, заключения, списка лите-ратуры и приложения. Работа содержит 9 таблиц, 9 рисунков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сюжетно-ролевая игра – это вид игровой деятельности, в процессе ко-торой в условных ситуациях воспроизводится та или иная сфера деятельно-сти и общения с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков. Сюжетно-ролевая игра является отличающимся своеобразием, ха-рактерным дошкольному возрасту методом усвоения опыта общества, от-ражения жизни. Необходимость сюжетно-ролевой игры заключается в том, чтобы полноценно развивался каждый индивид. Сюжетно-ролевая игра со-действует приобретению новых навыков, именно с ее помощью могут быть опробованы новые методы взаимодействия с окружающими, которые впо-следствии могут быть применимы в реальной жизни.

В ходе участия в сюжетно-ролевой игре дошкольник вступает во вза-имодействие со своими сверстниками, что обеспечивает стимулирование его коммуникативных навыков. При этом и обратная связь также имеет место быть: дошкольники с высоким уровнем развития коммуникативных навыков способны принимать более активное участие во взаимодействиях с другими детьми для организации и участия в сюжетно-ролевых играх.

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретиче-ски обосновать, составить и апробировать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— была рассмотрена сущность понятия «коммуникативные навыки» в современных психолого-педагогических исследованиях;

— была выявлена специфика развития коммуникативных навыков у де-тей старшего дошкольного возраста;

— был определен потенциал сюжетно-ролевой игры в развитии комму-никативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

— были изучены уровни развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

— была реализована опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и про-верена ее эффективность;

— были сформулированы психолого-педагогические рекомендации пе-дагогам-психологам и родителям (законным представителям).

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позво-лил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольно-го возраста будет более эффективным, если использовать комплекс сюжет-но-ролевых игр, если педагогом будут учитываться индивидуальные и воз-растные особенности детей; если в данный процесс будут вовлечены роди-тели детей.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ОСНОВЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.1. Сущность понятия «коммуникативные навыки» в современ-ных психолого-педагогических исследованиях

Большинство психологов едины во мнении о том, что общение пред-ставляет собой существенную сторону жизнедеятельности человека. В зави-симости от выполняемой роли ими выделяются различные функции обще-ния. Так внутренние связи коммуникативной функции психики с когнитив-ной и регулятивной позволяют выделить три класса функций общения: ин-формационно-коммуникативную; регуляционно-коммуникативную; аффек-тивно-коммуникативную [1].

Первый класс включает в себя процессы, которые объединены по принципу «прием – передача информации». Подчеркивается информацион-ный характер взаимодействия, а также необходимость адресации, направ-ленного характера общения. Кроме того, информация в процессе общения не только передается и воспринимается, но и формируется. Такой процесс типичен при совместном решении поставленной задачи. В процессе обще-ния, включенного в совместную деятельность, происходит выравнивание исходной информированности коммуникантов через прямое сообщение не-которых значений, обучение, инструктирование. Целью же этих действий является стремление понять друг друга, достичь согласия, оценить резуль-таты деятельности, оптимизировать ее.

Следующий класс функций связан с регуляцией поведения в общении. Используя общение, человек в состоянии управлять не только своим соб-ственным поведением, но и воздействовать на поведение партнеров и окру-жающих. Через механизмы обратной связи индивид испытывает ответное воздействие окружающих на себя. В процессе общения осуществляется воз-действие на мотив деятельности, ее программу. В зависимости от значимо-сти мотивов и стимулов эффект от взаимодействия может сохраняться в те-чение длительного времени или даже оказать влияние на личность человека.

Аффективно-коммуникативный класс функций общения относится к эмоциональной сфере человека. Здесь общение выступает в качестве харак-теристики состояний человека. Потребность в общении возникает в связи с необходимостью сменить эмоциональное состояние, с целью осуществить эмоциональную разрядку.

Помимо указанной классификации, учитывая многомерность процесса общения, его функции можно классифицировать по различным основаниям. Однако во всех приведенных классификациях выделяются такие функции общения, как регулирующая и информационная [21].

Это вызвано тем обстоятельством, что ведущим средством общения является человеческая речь, которой присущи информационная и регули-рующая функции. Таким образом, прослеживается функционально-генетическая связь коммуникативной функции речи и функции общения, что подтверждает важность и доминирующий характер речевого общения в де-ятельности человека.

Информационный обмен и регуляция совместной деятельности субъ-ектов составляют ядро, вокруг которого объединяется совокупность явле-ний, обозначаемая понятием общения. Само понятие «коммуникация» в психолого-педагогической науке является многозначным. Так, по мнению А.А. Грицанова [33], коммуникация – это смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. В то же время Г.В. Осипов [41] отмечает, что коммуникация – это, прежде всего, передача ин-формации от одной системы к другой посредством специальных материаль-ных носителей, сигналов. С.Ю. Головин [39] отмечает, что коммуникация – это понятие, близкое к понятию общения, но расширенное.

Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей:

— коммуникация предполагает наличие двух и более участников – «коммуникантов», каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информирование предполагает налаживание совместной дея-тельности.

— коммуникация предполагает возможность взаимного влияния парт-неров друг на друга посредством системы знаков.

— коммуникация предполагает наличие единой или схожей системы ко-дификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

— коммуникация предполагает возникновение коммуникативных барь-еров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением [3].

С появлением психологических теорий наблюдались разные попытки объяснения стремления к контактированию одних индивидов с другими. Так, З. Фрейд [45] считал потребность в социальном контакте вторичным следствием ранней сексуальности. Этологи считают, что в основе привязан-ности людей друг к другу лежат универсальные зоосоциальные потребно-сти. В теории К. Юнга [50] о коллективном бессознательном также обнару-живаются филогенетические истоки коммуникативных качеств человека. В частности, к таковым относится так называемый феномен синхроничности. Он проявляется в том, что психологические архетипы имеют тенденцию ло-кализоваться не только в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближайшее окружение.

Наличие хотя и различных, но в чем-то перекрещивающихся взглядов на существование психофизиологических основ коммуникабельности чело-века требует учета этих моментов. Но проявление данных основ всегда про-исходит через внешние реакции человека, и здесь важно видеть конкретные особенности человека, от которых зависят его коммуникативные реакции. К таковым относятся такие известные свойства как: экстравертированность; интровертированность; темперамент [38].

Понятие коммуникативной деятельности позволяет раскрыть психоло-гическую природу общения. В основу анализа общения М.И. Лисиной [31] была положена концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтье-вым [29]. Согласно указанной концепции деятельность есть реальный про-цесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное от-личие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любой вид деятельности – значит указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать раз-новидности составляющих деятельность действий и операций и рассмотреть ее продукт или результат.

Потребность в общении, или коммуникативная потребность, состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к познанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружаю-щих благодаря разнообразным видам деятельности, т.к. человек проявляет-ся в каждой из них. Но коммуникативная деятельность играет в этом отно-шении особую роль, т.к. направлена прямо другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.

Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается обще-ние. Понимание предмета коммуникативной деятельности приводит к выво-ду о том, что мотивы общения воплощаются или «опредмечиваются» в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки кото-рых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

Коммуникативное действие – это целостный акт, адресованный друго-му человеку и направленный на него. Выделяют две основные категории коммуникативных действий: инициативные и ответные действия. Продукты коммуникативной деятельности – образования духовного характера, к ко-торым относятся, прежде всего, взаимоотношения, а также образ самого се-бя и других людей – участников общения.

Коммуникативные операции – это средства общения, с помощью ко-торых осуществляются коммуникативные действия. Выделяют три группы средств общения: экспрессивно-мимические; преобразованные предметные действия; вербальные [7].

Для успешного участия в процессе общения индивид нуждается в раз-витии коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки определяются как:

— единство личностных качеств, необходимых для организации про-цесса взаимодействия в конкретной социальной среде (Я.Л. Коломинский [27]);

— индивидуально-психологические свойства личности, формирующие почву для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений (Л.Я. Лозован [32]);

— осмысленные действия на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения (Е.О. Смирнова [40]).

В качестве коммуникативных навыков принято рассматривать, в том числе: подачу себя и приветствие другого человека; управление эмоциями, сохранение спокойствия, искренность; ведение беседы и презентацию себя в коллективе; оценку собеседника, способность установить с ним дружеский контакт; умение принимать комплименты в свой адрес и реагировать на критику и пр. [24].

По Я.Л. Коломинскому [27], коммуникативные навыки содержат сле-дующие компоненты:

— мотивационный компонент (обуславливает эмоциональное восприя-тие, потребность и интерес к эффективной коммуникативной деятельности).

— когнитивный компонент (подразумевает актуализацию и синтез зна-ний о средствах, приемах общения).

— деятельностный компонент (предполагает обмен информацией, дей-ствиями и операциями, переживаниями между участниками коммуникатив-ного процесса).

— рефлексивный компонент (предполагает критическую оценку своих действий и установление обратной связи между участниками коммуника-тивного процесса) [27].

С учетом этих компонентов выделяются следующие критерии сфор-мированности коммуникативных навыков: мотивационный; когнитивный; деятельностный; рефлексивный [20].

Выделение этих критериев особенно важно, потому что они позволяют определить уровни сформированности коммуникативных навыков (высокий – пассивный, средний – активно-пассивный, низкий – активно-инициативный), что имеет большое практическое значение.

В процессе коммуникативной деятельности человек эмоционально и личностно выражает себя и принимает самовыражение других. Такое вза-имное самовыражение позволяет сформировать образы себя и другого, ко-торые и являются главными продуктами коммуникативной деятельности. Толкование общения как коммуникативной деятельности выдвигает на пе-редний план его содержательную сторону и ставит в центр внимания его по-требностно-мотивационные аспекты, не сводя общение к внешнему поведе-нию общающихся.

Итак, в результате анализа понятия удалось установить, что коммуни-кативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понима-ния им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникато-ра.

Коммуникативные навыки позволяют индивиду различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению, понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекват-ные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с це-лью оптимизации общения с окружающими.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы