Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи в театрализованной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 8
1.1. Исторические аспекты проблемы общения в специальной
литературе. 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 17
1.3. Особенности коммуникативного развития дошкольников с
общим недоразвитием речи. 24
1.4. Использование театрализованной игры в
коррекционно-педагогической работе со старшими дошкольниками, имеющими
нарушения развития. 27
Вывод по первой главе. 33
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 35
2.1. Характеристика участников и организации исследования. 35
2.2. Характеристика диагностической программы.. 36
2.3. Анализ результатов исследования состояния
коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР. 46
Вывод по второй главе. 51
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 54
3.1. Использование театрализованной деятельности в
логопедической работе по формированию коммуникативных навыков. 54
3.2 Театрализованные игры по развитию коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 84
Введение:
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем
педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с детьми с
речевыми отклонениями. Дети с общим недоразвитием речи – это дети, имеющие
отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Количество
детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось и имеет тенденцию к дальнейшему
росту. Все эти речевые нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают
трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные
изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», т.е. ведут к
возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере
раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Поэтому
проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи очень актуальна в настоящий период.
Процесс
успешного развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи
является частью социальной компетентности личности, от которой зависит
успешность развития детей с общим недоразвитием речи, успешность их обучаемости
в школе, социализация ребенка.
Дошкольный
возраст является этапом активного усвоения ребёнком разговорной речи, развитие
и становление всех ее сторон: лексической, грамматической, фонетической.
Полноценное овладение родным языком в дошкольный период является одним из
необходимых условий решения задач умственного, нравственного и эстетического
воспитания детей в максимально сензитивный период их развития. Поэтому, чем
раньше будет начато обучение ребёнка родному языку, тем свободнее он будет им
пользоваться в дальнейшем.
Эмоционально
окрашенное слово является важнейшим инструментом общения. Ребенок попадает в
школу с 6-7 лет. С первых же дней становятся слышны примитивные речевые
конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Зачастую корни
этого явления в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности,
желания и умения заниматься развитием речи своих детей. В связи с этим
дошкольная образовательная организации призвана помочь семье сформировать у ребенка
качества культуры речи, в том числе логичность, выразительность, точность,
действенность.
Театральная
игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации
дошкольника в процессе осмысления нравственного подтекста фольклорного или
литературного произведения. В театральной игре происходит эмоциональное
развитие ребенка: знакомство с чувствами и настроением персонажей, овладение
способами их внешнего выражения, понимание причин того или иного настроения.
Большое
значение театрализованная игра оказывает на речевое развитие: при
совершенствовании монологической и диалогической речи, освоении ее
выразительности. Так же, театрализованная игра является одним из средств
самореализации и самовыражения ребенка-дошкольника.
Зарубежные и
отечественные психологи отмечают особую роль театрализованной деятельности в
развитии творческого воображения ребенка. Театрализованная деятельность для
развития творческого воображения ребенка дошкольного возраста заключается в
том, что такой вид деятельности позволит ставить перед детьми прямую творческую
задачу, давать ему задания связанные с созданием новых образов, сделав это
самостоятельно. Ключевая специфика детского художественного творчества заключается
в том, что дошкольник активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих
– новое в себе.
Зрелищность
театрализованной игры всегда вызывает радость, а сказочность усиливает ее
привлекательность, поэтому они так близки с театральным представлением. Ученые,
под театрализованными играми понимают «игры в театр», сюжетом которых являются
хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям.
Театрально-игровая
деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей:
развития художественного вкуса, декламационных и творческих способностей,
формирования чувства коллективизма, развития памяти. Одной из особенностей
театральной игры является готовый сюжет, и, следовательно, деятельность ребенка
предопределяется текстом произведения.
Педагогической
основой организации процесса театральной деятельности в дошкольной организации
является особенность восприятия детьми театрального искусства дошкольниками.
Детей следует знакомить с различными видами театральной деятельности для того,
чтобы это восприятие было наиболее полным. Театральные игры можно разделить на
две основные группы: игры драматизации и режиссерские игры. В детском саду он
играет в настольные игры, театр теней, театр на фланелеграфе. Взрослый или
ребенок не актер, они создают сцену, играют роли игрушечных персонажей:
трехмерных или плоских. Пантомима дошкольника ограничена, так как он действует
как сидячая или неподвижная игрушка или фигура. Поэтому на первый план выходит
речь, ее тематика, выразительность, интонация и дикция.
Таким
образом, развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи является одним из приоритетных направлений деятельности
педагога. Ведь именно успешное общение лежит в основе благополучия в социокультурном,
интеллектуальном, творческом развитии детей и освоении ими различных видов
деятельности.
Заключение:
Анализ
психолого-педагогической и специальной литературы по выбранной теме позволил
сделать следующие выводы:
Общение
является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Коммуникативные умения имеют полиморфный характер и базируются на усвоении
детьми самого языка, всей совокупности языковых и речевых знаний, «языковых» и
«речевых» умений. Понятие «коммуникативные навыки» включает в себя владение
невербальными средствами общения, а также умение оценивать ситуацию общения, а
также умение планировать свое поведение.
Общее
недоразвитие речи – это разновидность сложных речевых нарушений, при которых
нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой
стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). В то же время
слух и интеллект ребенка не нарушаются.
При ОНР
отмечается позднее начало появления речи, весьма ограниченный запас слов,
аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
По степени
тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития
речи. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть
лепетная речь, полное отсутствие речи и развернутая речь с элементами
фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.
Анализ литературных источников по проблеме исследования позволяет сделать
вывод о том, что дошкольники с ОНР демонстрируют недостаточную сформированность
коммуникативных умений, связанных, в первую очередь, с недоразвитием вербальных
средств общения и осознанием своего речевого дефекта. Исследователи выделяют
следующие недостатки в развитии коммуникативной деятельности у детей данной
категории: слабая потребность в общении, низкая речевая активность,
использование заученных формулировок, недостаточная сформированность форм
коммуникации, неспособность оценивать высказывания других детей, неумение
ориентироваться в ситуации общения, употребление примитивных невербальных
средств общения, негативизм. Кроме того, отечественными учеными выявлено, что
коммуникативные нарушения у дошкольников с ОНР носят нерегулярный характер и
зависят от условий протекания речевой деятельности, от внешней мотивации,
задаваемой взрослым.
Театрализованная
игра выбрана в качестве средства коррекции. Она является источником
всестороннего развития ребенка и его творческих способностей и оказывает
комплексное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
У детей, которые участвуют в театральных играх на занятиях, развивается связная
монологическая и диалогическая речь, расширяется словарный запас, обогащаются
представления об окружающем мире и пространстве, совершенствуются
лексико-грамматическая и фонематическая стороны речи.
В
соответствии с изученным теоретическим материалом по проблеме сформированности
коммуникативных навыков у детей с ОНР, был организован констатирующий
эксперимент.
Цель
констатирующего эксперимента – изучение уровня сформированности коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III-й уровень
речевого развития).
Экспериментальная работа
проводилась на базе Государственного бюджетного учреждения Территориального
центра социального обслуживания «Жулебино» в отделении социальной реабилитации
для детей инвалидов. В эксперименте принимали участие 20 детей. Из них 10 детей
имели логопедическое заключение – ОНР (III-й уровень речевого развития)
(экспериментальная группа), а остальные 10 детей с нормальным речевым развитием
(группа сравнительного анализа). Биологический возраст участников эксперимента
на момент исследования составлял 5 – 6 лет.
По результатам представленных методик, можно сделать
определенные выводы. В первом блоке всего было выполнено 4 задания по 2 пробы в
каждом. По итогам анализа всех четырех заданий было определено, что высокий
уровень сформированности речи выявлен только у 8 детей нормы (80%). Средний
уровень показали 2 детей нормы (20%) и 3 детей с ОНР (30%). Низкий уровень
только у детей с ОНР – 6 детей (60%).
Во втором блоке заданий. В первую группу были включены
дошкольники с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков (70% дети
с ОНР). В процессе выполнения диагностических проб дети данной группы
испытывали затруднения в понимании обращенной к ним речи, крайне редко
использовали жесты, проявляли пассивность в участии в диалогах, что в
совокупности с низким уровнем сформированности языковых средств отразилось на
результатах заданий, которые были выполнены ими неверно, даже при направляющей
помощи взрослого или к отказу от выполнения.
Во вторую группу были включены дети со средним уровнем
сформированности коммуникативных навыков (20% дети с ОНР и 40% дети нормы).
Дети позитивно реагировали на инициативу
собеседника в процессе коммуникации, но сами её не проявляли. Пассивный
словарный запас значительно превосходит уровень их собственной речи. У детей
этой группы собственная речь остается на уровне отдельных слов. Зачастую дети
вследствие нарушения понимания обращённой речи неправильно выполняли
инструкции, что позволило им выполнить задания лишь частично, прибегая к помощи
взрослого.
В третью группу были включены дошкольники с достаточным
уровнем сформированности коммуникативных навыков (10% дети с ОНР и 60% дети нормы). Характерной особенностью
этой группы является хорошее понимание простых речевых инструкций. Собственная
речь дошкольника состоит из коротких фраз, в целом является аграмматичной. В
процессе выполнения диагностических проб ребенок также прибегал к помощи
взрослого, но с большинством заданий справился самостоятельно. В случаях, когда
им была допущены ошибки, самостоятельно исправлял их.
Проведенное
исследование выявило, что уровень развития коммуникативных навыков у
дошкольников с ОНР III-го уровня речевого развития не соответствует возрастной
норме.
Результаты
исследования устной речи показывают, что дети с ОНР III уровня слабо владеют
средствами фразовой речи. Низкий уровень развития коммуникативной деятельности
не позволяет ребенку составить и воспроизвести полноценное высказывание,
составить полноценное информационное сообщение.
Изучение
допущенных аграмматизмов в заданиях показало, что чаще всего дети ошибаются при
употреблении предлогов и предложно-падежных конструкций, то есть неверно
передают пространственный, временные и другие отношения между предметами,
нарушая общий смысл предложения. Распространены ошибки, связанные с
употреблением глагольных форм. Не поддаются для логического построения
распространенные и сложные предложения.
Таким
образом, у детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня устная речь
характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети
недифференцируют звуки в процессе устной речи (в основном это свистящие,
шипящие, аффрикаты и соноры). Один звук заменяют одновременно два или несколько
звуков данной или близкой фонетической группы.
Театральная деятельность стимулирует развитие реальных внутренних
мотивов, к которым обязательно относится мотивация успеха и прогресса.
Театральная деятельность – это игра, в которой дети предстают в образах
персонажей различных литературных произведений, таких как сказки, рассказы,
написанные специально для постановочной инсценировки. Дети переживают
приключения и жизненные события героев по сюжету игры – самый доступный для
ребенка способ познакомиться с окружающим миром.
Работа над репликами персонажей и их собственными высказываниями
активизирует словарный запас ребенка, обогащает его, улучшает звуковую сторону
речи. Чтобы овладеть ролью, поработать над диалогами персонажей, нужно
совершенствовать свои навыки, выражать себя четко и ясно, совершенствовать
диалогическую речь и ее грамматическую структуру.
Не только участие в театральных постановках, но и их просмотр благотворно
влияет на речевое развитие ребенка. В театре при этом приходится следить за
тем, что происходит на сцене, слушать и понимать не всегда внятно звучащую речь
актеров, распределять и переключать внимание. Ребенок должен быть заранее
подготовлен к восприятию театра, объясняя ему содержание пьесы, смысл пьесы и
многое другое, что делает театральное зрелище психологически развивающим видом
искусства для зрителя.
Таким образом, практика показала, что участие в театрализованных играх
вызывает у детей неподдельный интерес, оживление и активность, ребята положительно
настроены и с удовольствием включаются в процесс. Методы и приемы,
использованные на занятиях, позволяют удерживать работоспособность на высоком
уровне даже у детей с неустойчивым вниманием, и обеспечивают легкое и быстрое
усвоение программного материала.
Итак, цель работы достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Исторические аспекты проблемы общения в
специальной литературе
Общение – это
один из главнейших факторов общего психического развития ребенка. М.И. Лисина
определяет общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на
координацию и объединение их усилий с целью установления отношений и достижения
общего результата [33]. Оно формируется с самого рождения ребенка. Общение
ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с кем-то, но
и умение внимательно и активно слушать, более эффективно использовать жесты для
выражения своих мыслей, а также осознание отличительных черт в себе и других
людях и удержание их в процессе общения.
Важно
обратить внимание на мысль Л.С. Выготского о том, что ребенок с самого рождения
является социальным существом, требующим взаимодействия в обществе [8].
По мере
расширения круга общения развиваются и функции речи. Среди них – коммуникативная
функция, которая осуществляется с помощью ситуативной и контекстуальной речи [18].
Специалисты в
области психологии определяют коммуникативные умения как индивидуально-психологические
качества, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость во
взаимодействии с другими людьми.
Способность к
общению включает в себя [7]:
1) желание
установить контакт с другими («я хочу!»);
2) умение
организовывать общение («я могу!»), которое содержит: умение слушать
собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликтные
ситуации;
3) знание
правил и предписаний, которые необходимо соблюдать при общении с другими людьми
(«я знаю!»).
Дети в
возрасте 5-6 лет уже способны согласовывать свои действия со сверстниками,
участниками групповых игр, соотносить свои действия с социальными нормами
поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детском коллективе, в общении
со взрослыми – учителями, воспитателями, родителями. Ценность взаимоотношений с
другими людьми огромна, а их нарушения являются тонким индикатором отклонений в
психическом развитии [52].
Количество
социальных контактов у ребенка в большей степени зависит от его темперамента,
но большинство маленьких детей делают попытку установить дружеские контакты со
своими сверстниками. Ребенок, который недостаточно общается со сверстниками и
не принимается ими из-за своей неспособности организовать общение, быть
интересным окружающим, чувствует себя обиженным, отвергнутым. В этом случае
ребенку необходима помощь в организации контакта.
Сформированные
коммуникативные навыки необходимо поддерживать и развивать.
Огромное
значение коммуникационных процессов в жизни каждого человека и общества в целом
очевидно. Бурное развитие лингвистических и психологических наук в XX веке
породило разнообразные и многочисленные подходы к пониманию сущности, значения
элементов, средств коммуникации, причин коммуникативных неудач и способов их
предупреждения и преодоления [50].
Стандарт
русского языка для средних общеобразовательных учреждений с русским (родным)
языком обучения, в соответствии с которым реализация образовательных,
развивающих, воспитательных целей достигается в процессе формирования и
развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, лингвистической,
культурологической [49].
Понятие «коммуникативная
компетентность» подразумевает овладение абсолютно всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми навыками и
умениями пользоваться языком и сферами общения, которые являются жизненно
важными для данного возраста [18].
Понятие формирования
коммуникативной компетенции, в частности, как указывает Ю.С. Демидова, понимается
как развитие различных видов речевой деятельности в различных сферах общения на
основе речемыслительных знаний, формирование коммуникативной культуры ребенка [12].
В 1974 году
А.А. Леонтьев отмечал, что «в современной науке о коммуникации существует так
много различных определений коммуникации, что вопрос об определении этого
понятия становится, можно сказать, самостоятельной научной проблемой» [30].
Общение не
является непрерывным процессом; в повседневной жизни оно состоит из
совокупности последовательно реализуемых коммуникативных (или речевых) актов,
которые постоянно происходят в конкретной коммуникативной ситуации. Участники
обмениваются или передают информацию с учетом всего комплекса ситуационных
факторов в каждом конкретном акте коммуникации. Коммуникативная сфера
коммуникативного процесса обеспечивается совокупностью широкого спектра знаний,
представлений, чувств о предмете общения, знанием коммуникативного кода
(языкового, неязыкового – знакового, мимического и др.) [25].
Речь
дошкольника развивается в нескольких направлениях: совершенствуется ее
практическое использование; речь становится основной перестройкой психических
процессов.
В течение
первых 6-7 лет жизни ребенка последовательно возникаю, сменяя друг друга, 4
формы общения [8]:
1)
непосредственно-эмоциональный (0-6 мес.),
2) ситуационно-деловой
(6м-2г.),
3)
ситуативно-познавательный (3-5л.),
4)
неситуативно-личностный (6-7л.).
В первые 6
месяцев ведущим видом деятельности становится эмоциональное и личностное
общение. В первые месяцы у ребенка развивается чувство привязанности к
взрослому, что приводит к восприимчивости к общению. Новорожденный и родители
настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками и звуками голосов.
Только установив личный контакт с ребенком, взрослый может повлиять на его развитие
[8].
Период от 6 месяцев
до двух лет – ситуативное и деловое общение. Взрослый создает условия и
направляет общение [49]. А именно: рассказывает об игрушках и предметах;
демонстрирует способы действия с ними; учит приемлемому поведению и отношению к
вещам. Все действия непосредственно сопровождаются речью и побуждают ребенка к
словесному самовыражению. Ребенок усваивает способы общения, способы действия,
основанные на подражании.
С 5-6 месяцев
жесты играют важную роль в общении между ребенком и взрослым. Но в этот момент
важно удовлетворить потребности в овладении активной речью [49]. К году закладывается фундамент
языка в социальной среде и начинается его усвоение, потребность в речевом
общении, на данном этапе развития, развивается через общение со взрослым по
поводу предметной деятельности. В 2 года ребенку легче начать действие по
устной инструкции, чем прекратить его.
К 3 годам
словесная инструкция взрослого начинает реально регулировать поведение ребенка
в различных условиях: вызывать действие; останавливать действие. Игра является
важным средством развития общения ребенка в раннем возрасте [8]. В процессе
игры дети изучают свойства предметов и действия с ними, взаимоотношения между
людьми. Использование ребенком роли в игре дает возможность сосредоточиться на
сверстниках и координировать с ними действия, развивает способность к
сопереживанию и формированию коллективистических качеств. Его поведение
контролируется другими детьми, и он должен следовать определенным правилам,
которые вытекают из роли.
В игре
существуют особые формы общения детей. От ребенка в игре требуется проявлять
инициативу, коммуникабельность, умение согласовывать свои действия с действиями
сверстников с целью установления и поддержания общения. Ребенок пытается
воспроизвести действия взрослых и их взаимоотношения в игре. Это приводит к
необходимости иметь партнера в игровой деятельности. Возникает необходимость договариваться
друг с другом, совместно организовывать игру с несколькими ролями [17].
В совместной
игре дети учатся: языку общения; согласовывать свои действия с действиями
другого; взаимопониманию и взаимопомощи. Если игра рушится, то в результате нарушается
и процесс общения.
Период
дошкольного детства – это период сенсорного развития ребенка: развития органов
чувств, овладения сенсорными эталонами и методами исследования предметов. В
процессе сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями по
изучению предметов, их качеств и отношений. Наиболее эффективно это происходит
в производственной деятельности. В то же время у ребенка развивается острота
зрения, точность цветового различения, фонематический и слух, а рука становится
органом интенсивного осязания. Сенсорное развитие является основой чувственного
познания мира и формирования психических функций и черт личности.
Период от 3
до 5 лет – неситуативное и познавательное общение. С его помощью познаются
предметы и явления окружающего мира. В этом возрасте взрослый также должен
общаться с ребенком о том, чего не было в непосредственном опыте ребенка. Это
заставляет ребенка стремиться к общению, к получению новых знаний и возникает
желание обсудить причины явлений [37]. В этот период общение осуществляется в
связи с развитием речевой функции: общение, в котором взрослый общается с
ребенком, задает вопросы, уточняет их, требует выявления смысла, оценивает речь
ребенка, носит ситуативный характер – преобладают наречия, местоимения и
словосочетания, контекст – вместо существительных вводятся местоимения,
происходит пояснение и последовательность изложения, также выделяются связи и
отношения.; планирующая функция речи, где взрослый создает условия, задает
вопросы о последовательности выполнения и оценивает, собственные действия
ребенка сопровождаются речью как внешней, так и внутренней; знаковая
функция-взрослый учит ребенка заменять один предмет другим, а ребенок
раскрывает связь знаков и значений.
Период от 6
до 7 лет – неситуативное и личностное общение. Она характеризуется тем, что
признаются характерные особенности взаимоотношений сверстников и взрослых, а
также особенности их личности [37]. В этом возрасте на коммуникативные процессы
оказывают влияние: содержание общения, связанное с потребностями ребенка;
индивидуально-типологические особенности ребенка; опыт общения ребенка;
особенности общения взрослого, на примере; педагогический такт взрослого.
Особенно важно общение со сверстниками.
Среди
повторяющихся высказываний преобладают разговоры, связанные с собственным «Я»,
дети как бы хвастаются: «А я это купил», «а у меня это есть». Всем без
исключения важно продемонстрировать сверстнику все, чтобы в чем-то превзойти
своего партнера. Мальчики и девочки начинают проявлять активный интерес друг к
другу.
С появлением
интереса выражается потребность в общении со сверстниками. Начинает
складываться детское общество, где ребенок приобретает начальные навыки общения
среди равных участников. Ориентируясь на взрослого, ребенок учится смотреть на
себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину) в общении со
сверстниками. В общении дошкольников наблюдается стремление к объединению по
признаку пола [8].
К понятию «коммуникативные
умения» с точки зрения адекватности передачи и восприятия информации следует
отнести умения: адекватно понимать информацию устного общения; выявлять тему,
основную мысль в тексте; анализировать структуру и языковые особенности текста;
бегло, точно и правильно выражать, устно и письменно, свои мысли, соблюдая нормы
постановки текста (связность, непрерывность, связность, актуальность темы);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать
основные правила орфографии и пунктуации в письменной практике; извлекать
необходимую информацию из различных источников; свободно пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой
информации.
Перцептивная
сторона общения содержит компоненты межличностных отношений, текущие оценки,
ожидания коммуникантов, то есть социальные и личностно-психологические факторы.
Умение правильно учитывать статусные характеристики и ролевые позиции партнера
в конкретной ситуации также является одним из коммуникативных, поскольку статус
и роль коммуниканта во многом определяют тон общения, его объем, выбор
определенного языкового или неязыкового кода.
Успех
коммуникации часто зависит от того, соответствует ли выбранный код ожиданиям
партнеров и как он применяется. Поэтому можно говорить о необходимости развития
умения анализировать и учитывать ожидания коммуникантов – свои и собеседника,
продиктованные данной коммуникативной ситуацией и характером индивидуальных или
общественных отношений. Регуляция норм социального и речевого поведения
осуществляется требованиями речевого этикета.
По мнению Н.И.
Формановской, речевой этикет – это система национально-специфических устойчивых
правил и формул, которые закрепляются за стереотипными ситуациями общения [55].
С помощью этикетных единиц говорящий устанавливает контакт с собеседником,
поддерживает связь в нужном в данной ситуации тоне (разговорно-бытовом,
официально–деловом, служебном) и в соответствии с принятыми нормами поведения
завершает контакт.
Одним из
обязательных ожиданий коммуниканта в любой коммуникативной ситуации является
соблюдение требований этикета и речевого поведения. В этой области
коммуникативными умениями являются следующие: умение устанавливать контакт с
кем-либо (другом, незнакомцем, взрослым, ребенком); умение сохранять контакт в
нужном ключе; умение подбирать языковые средства, соответствующие условиям
коммуникативной ситуации; умение соблюдать речевой этикет в общении, умение
выражать языковыми средствами доброжелательное отношение к собеседнику.
Интерактивная
сторона процесса коммуникации – это результаты (промежуточные и/или конечные),
которых собеседники достигают в результате общения.
А.А. Леонтьев
отмечает, что поскольку общение присутствует в различных видах человеческой
деятельности и может выступать как самостоятельная деятельность, его результаты
могут быть самыми разными, как положительными (организованное взаимодействие в
работе, совместное осуществление сюжета в игровой деятельности, получение
ожидаемого действия, предмета от собеседника, получение необходимой информации,
удовлетворение потребности в общении и т. д.), так и отрицательными
(неполучение информации, отказ собеседника от ожидаемого взаимодействия, разрыв
контакта и т. д.) [30].
Организация
целенаправленного коммуникативного тренинга должна предполагать, помимо
вышеперечисленного, формирование умения планировать результат общения,
определяя его исходя из мотивов и коммуникативных целей говорящего (пишущего);
умения объективно (адекватно) оценивать полученный результат, сравнивая его с намеченными
целями; умения находить причины коммуникативных неудач и пути их исправления [37].
Необходимым
компонентом каждой компетенции являются знания, умения и навыки. В научной
литературе существуют различные речевые умения и навыки, интерпретируемые через
понятия речевой деятельности, и коммуникативные умения, и навыки,
интерпретируемые через понятия «общение». Коммуникативные умения имеют
полиморфный (собственно коммуникативный, перцептивный, интерактивный) характер
и базируются на усвоении детьми самого языка, всей совокупности языковых и
речевых знаний, «языковых» и «речевых» умений.
Понятие «коммуникативные
навыки» является более обширным, чем понятия «языковые навыки» и «речевые
навыки», поскольку включает в себя как владение невербальными средствами
общения, так и умение оценивать коммуникативную ситуацию, а также способность к
поведенческому плану.
Формирование
коммуникативных умений, навыков общения затрагивает не только данную предметную
область, но и процессы становления и развития личности, межличностного,
социального и межкультурного взаимодействия.
Дети разного
возраста, культуры, воспитания, с разным жизненным опытом, имеющие разный
уровень психологического развития, отличаются друг от друга по своим
коммуникативным способностям. Богатство и разнообразие жизненного опыта
ребенка, как правило, положительно коррелирует с развитием его коммуникативных
способностей.