Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие ключевых компетенций у учащихся 10 класса на уроках русского языка с использованием метода активного обучения «Открытое пространство»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Способы развития ключевых компетенций
обучающихся на уроках русского языка. 5
1.1. Требования к
уроку русского языка в рамках ФГОС ООО и Концепции преподавания русского языка
и литературы. 5
1.2. Ключевые
компетенции обучающихся как образовательный результат. 8
1.3. Формирование и
развитие ключевых компетенций учащихся на уроках. 13
Глава 2. Технология метода активного
обучения «Открытое пространство» как средство развития ключевых компетенций старшеклассников. 18
2.1. Понятие и сущность технологии
«Открытое пространство (Open Space)». 18
2.2. Возможности использования метода
активного обучения «Открытое пространство» как средства развития ключевых
компетенций старшеклассников. 47
Глава 3. Опытно-экспериментальная
работа по развитию ключевых компетенций учащихся старших классов на уроках
русского языка посредством метода активного обучения «Открытое пространство
(Open Space)». 54
Заключение. 70
Список литературы. 73
Введение:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего
образования определил в качестве главных результатов формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию.
В наше время для
формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности
используются разнообразные новые педагогические технологии. Использование таких
технологий в учебном процессе позволяет интенсифицировать процесс обучения,
воплотить в жизнь идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить
объем самостоятельной работы учеников. Внедрение педагогических технологий в
учебном процессе становится необходимостью современного школьного образования.
Актуальность.
В настоящее время традиционные методы обучения
утрачивают свою актуальность, ведь активизировать мотивацию детей к учебе
становится все сложнее. К счастью, сегодня учитель имеет возможность
использовать новые и интересные для детей методы. Одним из них является метод
«Открытое пространство» (Openspace)». Он не только дает возможность детям
самостоятельно подойти к вопросу освоения нового материала, но и развивает в
них лидерские качества, навыки коммуникации, а также воспитывает чувство
ответственности. Такой подход к организации урока увлекает не только учеников,
но и самого учителя.
Объект исследования:
интерактивные технологии в современном образовании.
Предмет исследования:
способы применения интерактивной технологии открытого пространства на уроках
русского языка по изучению лексики.
Гипотеза:
применение
технологии открытого пространства способствует повышению интереса учащихся на
уроках русского языка.
Целью
работы является описание способов применения технологии открытого пространства
на уроках русского языка по изучению лексики.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Определить место современных интерактивных
технологий обучения в современном образовании и, в частности, на уроках
русского языка.
2. Описать специфику технологии открытого
пространства и применение её на уроках русского языка по изучению лексики.
3. Разработать пути применения технологии
«открытого пространства» на уроках русского языка.
Методы
исследования: анализ научно – методической литературы, описательный, сравнительно-сопоставительный,
метод наблюдения и педагогического эксперимента.
Новизна исследования: работа обосновывает применение инновационных
интерактивных технологий (открытого пространства) на уроках современного
русского языка как средство развития компетенции школьников.
Практическая значимость работы заключена в описании конкретного
случая применения техно логии открытого пространства, который может быть взят
за основу в практической деятельности, а также на занятиях в ВУЗе.
Предполагаемые
результаты исследования: описаны специфика технологии открытого пространства и применение её на
уроках русского языка по изучению лексики на примере методической разработки.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Работа включает в себя 69 страниц текста.
Заключение:
Итак, в данной
работе были подробно проанализированы и систематизированы современные данные
методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития
ключевых компетенции на уроках русского языка. Очевидно, что данная проблема
занимает многих психологов и методистов. При организации раннего обучения
иностранному языку особенно важным представляется методы и приёмы обучения, а
также предметно-развивающая среда. Наиболее полно решить практическую задачу
очень сложно.
Были также изучены
предложения методистов и психологов по организации раннего обучения русскому
языку.
Проблема,
поставленная нами, оказалась очень актуальной.
Следует отметить,
что были решены следующие задачи:
1. Изучены данные педагогической,
психологической и методической литературы по проблеме.
2. Проанализированы состояние дел в области
обучения русскому языку.
3. Разработаны методические рекомендации по
оптимизации организаций образовательной деятельности по русскому языку на
основе технологии открытого пространства.
Проанализировав все
этапы создания проекта, можно заключить, какой способ изучения монологическому
высказыванию является наиболее эффективным. Работая на основе технологии
открытого пространства, учащиеся изучают новую лексику, самостоятельно
осуществляют поиск необходимой информации, анализируют и систематизируют ее, а
также осуществляют рефлексию.
Нами были созданы
такие условия для формирования умений устной речи, как:
1. Обобщать и
систематизировать информацию.
2. Сообщать
информацию и выражать свое мнение по теме.
3. Приводить
аргументы, в защиту своей точки зрения.
4. Анализировать
полученную информацию
Также, необходимо
подчеркнуть, что технология предполагает различные формы работы: фронтальную,
индивидуальную и групповую. Групповая работа необходима для социализации
учащихся в обществе, развития у них умения работать в команде, так же данный
вид работы помогает учащимся находить компромисс. Индивидуальная работа
помогает учащимся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации,
обобщать и структурировать ее, проводить самоанализ.
Технология «Открытое пространство»
представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически
все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. «Открытое пространство
«позволяет создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются
одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать
мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое
мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности, формирования у
учеников положительной мотивации к русскому языку, осознания значимости этой
науки в практической деятельности.
Одним из важных результатов применения
технологии является развитие межличностной коммуникации. В наш цифровой век
люди практически разучились общаться лицом к лицу, им сложно формулировать
мысли, реагировать на изменение ситуации, грамотно говорить и писать. Включение
подобных интерактивных методов в процесс обучения русскому языку поможет не
только эффективно изучить материал, но и использовать его в повседневной жизни,
превратить грамотную речь и письмо в своего верного союзника в жизни для
достижения профессиональных и личных целей.
Использование метода «Открытого
пространства» дает определенный результат как индивидуально каждому
обучающемуся, так и классу в целом и самому учителю.
Таким образом, технология «Открытое
пространство» применяет методы, которые позволяют сделать урок необычным, более
насыщенным и интересным, качественно освоить область мотивации учебного
материала, в том числе и для учащихся.
Целью работы было обозначено описание
способов использования активного метода обучения «Открытое пространство»
(Openspace)» при изучении нового материала на уроках русского языка в школе. В
ходе работы мы выяснили, что представляет собой метод OpenSpace и как его можно
использовать в образовательном процессе. Из этого следует вывод, что все задачи
были выполнены, а цель достигнута.
Использование технологии «Открытое
пространство» дает для учителя:
— Нестандартное отношение к организации
образовательного процесса;
-Формирование мотивационной готовности к
межличностному взаимодействию не только с точки зрения образования, но и в
других ситуациях.
Метод открытого пространства отлично
вписывается в интегрированный урок и позволяет глубже изучить сразу несколько
предметов. В таком формате можно обсудить смежные вопросы, касающиеся
нескольких областей, выступить со своими предложениями по решению той или иной
проблемы, выслушать мнение одноклассников. Помимо практических знаний у
школьников формируется культура делового общения.
Фрагмент текста работы:
1.1. Требования к
уроку русского языка в рамках ФГОС ООО и Концепции преподавания русского языка
и литературы Ладыженская
Т. А. говорит, что на уроке, на разных его этапах, в разных образовательных
ситуациях и речах решаются конкретные и важные проблемы. По нашему мнению, эти
задачи должны быть четко признаны учителем, чтобы он мог найти образовательные
и, следовательно, коммуникативные средства, подходящие для их решения. Почему
преподаватель идет к детям, какова его задача — следует подходить в отношении
отдельных ситуаций образовательного дискурса (изучения микросистем) [51].
Требования
к современному уроку русского языка:
1.
Направленность, наглядность и содержательная логика урока.
Цели,
поставленные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока
и требованиям учебной программы.
Цели,
поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы
конкретно, правильно и в поле учащихся.
Все
упражнения, выполняемые во время урока, должны соответствовать теме урока и
способствовать достижению цели, каждое новое упражнение должно основываться на
предыдущем и делать шаг вперед.
Методы
и формы организации образовательной деятельности должны соответствовать теме,
цели и содержанию урока.
Конечный
результат должен соответствовать цели и достигаться наиболее оптимальным
способом [50, 46].
2.
Реализация коммуникативно-деятельностного подхода.
Требование
руководствуется адекватно организованной речевой ориентацией урока, развитием
языка и беглости учащихся в различных ситуациях общения.
Основные
направления работы:
—
связная речь (работа над текстом, перефразирование, обучение устным и
письменным выставкам и эссе);
—
разработка синтаксической структуры речи (работа над предложением и
предложением);
—
словарный запас (работа по обогащению словарного запаса учащихся);
—
работа в звуковой культуре речи (артикуляция, правильное произношение).
Требования
к высказываниям учащиеся: информативность, последовательность, аккуратность,
выразительность, ясность, ясность и правильность речи.
Урок
должен прочитать как минимум два монологических высказывания школьников (обычно
теоретические рассуждения и т. д.)
3.
Системная работа по развитию навыков чтения и письма.
Требования:
сочетание коллективных и индивидуальных форм работы; образец (на доске, слайде,
карточке, справочнике — проверка, взаимная проверка, самопроверка); анализ
графических ошибок школьников; связь с уроком (если возможно, если нет,
повторение). Проводить обучение правописанию для каждого урока — пять минут
(минуты правописания; минуты грамотности и т. д.) [3, 5, 8, 11].
В структуре любого урока — как отдельный этап
урока; в качестве дополнительного орфографического анализа от 1 до 2
предложений текста упражнения; предварительный анализ домашних заданий и т. д.
Диктант (с учетом уровня развития языковых навыков учащихся) не менее 50 слов.
В слабых классах возможна (периодическая) замена переписыванием. Для проверки
грамотности, — различные виды проверок.