Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие кинетических средств общения у дошкольников сдизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 2
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ И С ДИЗАРТРИЕЙ.. 7
1.1
Лингвистические, психологические и педагогические основы исследования
кинетических средств общения у детей. 7
1.2.
Особенности развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста. 12
1.3 Невербальный компонент коммуникации у детей
дошкольного возраста с дизартрией. 18
Выводы
по Главе 1. 25
ГЛАВА 2. "ИССЛЕДОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ". 28
2.1. Методика обследования детей с дизартрией. 28
2.2.
Особенности формирования общения у детей с дизартрией (по данным
констатирующего эксперимента) 32
Выводы к Главе 2. 35
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КИНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ». 37
3.1
Развитие двигательных функций как основы формирования кинетичсеких средств
общения» 37
3.2 Формирование мимических средств общения. 44
3.3.
Формирование жестовых и пантомимических средств общения. 47
Выводы
к Главе 3. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 72
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 75
Введение:
Актуальность темы.
Дизартрия как медико-психологологопедическая проблема многогранна и
межотраслева. Указанное речевое нарушение определяется как сложный речевой
синдром органического генеза, что проявляется в неврологических,
психологических и речевых симптомах, которые возникают в результате воздействия
различных этиопатогенетических факторов. Согласно исследованиям А. Архиповой,
Л. Лопатина, А. Правдиной-Винарской, Н. Серебряковой, Л.Поздняковой, В.
Тарасун, В. Галущенко, М. Шеремет, Н. Пахомовой, А. Боряк и др. ведущими в
структуре речевого дефекта являются фонетические расстройства: нарушения
звукопроизношения и просодических компонентов речи, которые обусловлены
иннервационной недостаточностью мышц речевых органов (дыхательных, голосовых,
артикуляционных). Структура дефекта при дизартрии в специальной литературе
представлена как нарушение всей произносимой стороны и неречевых процессов
(О.Боряк, В.Галущенко, Л.Лопатина, И.Мамайчук, Н.Манько, Н.Пахомова, Л.Позднякова,
О.Правдина-Винарская, Н.Романенко, В.Тарасун, М.Шеремет, Л.Шипицина и др.).
Развитие
устной речи детей с дизартрией старшего дошкольного возраста сегодня в России
остается одной из самых сложных и недостаточно решенных логопедических проблем.
Последние
десятилетия изучения речевого развития детей с дизартрией осуществлялись, в
основном, в русле логопедагогичних позиций — речь идет в основном о
лингвистическом подходе (О.Архипова, О.Боряк, Л.Брюховских, В.Галущенко,
С.Конопляста, Л.Лопатина, и др.). Сегодня ощущается острый дефицит исследований
других структурных компонентов устной речи, которые не менее важны для
понимания объемной картины устной речи у детей с дизартрией. Имеющаяся практика
одновекторного подхода к изучению устной речи объясняет фрагментарность
изучения проблемы дизартрии, тем самым не дает возможности раскрыть глубину и
тяжесть нарушений речевого развития при детской дизартрии.
В
России нет современных комплексных междисциплинарных исследований устной речи
детей с дизартрией старшего дошкольного возраста: предлагаются общие подходы
логокоррекцийной работы без учета форм дизартрии. Это подтверждает актуальность
темы нашего исследования. Объект исследования: функционирование вербальных и
невербальных средств общения в коммуникативно-познавательной деятельности детей
младшего дошкольного возраста.
Заключение:
В выпускной
квалификационной работе представлены теоретические и практические аспекты
изучения паралингвистических средств общения дошкольников с псевдобульбарной
дизартрией, а также содержание коррекционно-логопедического воздействия,
направленного на формирование паралингвистических средств общения у
рассматриваемой категории детей.
Проведены
изучение, анализ и обобщение литературы, касающейся темы исследования. К
паралингвистическим средствам общения в нашей работе мы относим мимику,
пантомимику, вокальную мимику. Как показал анализ литературных источников,
овладевать этими средствами общения ребенок начинает с рождения, в дошкольном
возрасте активно развивается произвольность выразительных средств. Сензитивный
период в эмоциональном развитии приходится на возраст 4-7 лет, экспрессия
начинает приобретать значение специального предмета познания и управления.
Дошкольники с псевдобульбарной дизартрией имеют особенности понимания и
воспроизведения мимических и пантомимических картин, интонационной выразительности.
В работе описаны
методики логопедического обследования и исследования паралингвистических
средств общения, а также проанализированы результаты, которые были получены при
проведении констатирующего и контрольного экспериментов с их использованием.
В ходе
констатирующего эксперимента было выявлено, что все дошкольники с
псевдобульбарной дизартрией имеют нарушения общей, мелкой, артикуляционной,
мимической моторики; нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи,
слоговой структуры слова, фонематические процессы сформированы недостаточно,
уровень развития лексической и грамматической сторон речи не соответствует
возрасту. Были выявлены недостатки понимания и воспроизведения
паралингвистических средств общения. Дошкольники узнавали не все мимические и
пантомимические позы, наибольшие затруднения выявлены 65 при их самостоятельном
воспроизведении (ограниченный объем, маловыразительность экспрессивных
движений, несоответствие создаваемой картины требуемому образу героя / эмоции).
Дети имеют нарушения голоса и интонационной стороны речи, недостатки отмечаются
при восприятии и при воспроизведении темпа, ритма, тембра, модуляций голоса по
высоте и силе, интонаций, логических ударений.
Результаты
констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости проведения
коррекционной логопедической работы по формированию паралингвистических средств
общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Было определено содержание
и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию понимания и воспроизведения
паралингвистических средств общения данной категории детей.
Важно целенаправленно
формировать у детей с псевдобульбарной
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
НЕВЕРБАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ
РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
И С ДИЗАРТРИЕЙ 1.1
Лингвистические, психологические и педагогические основы исследования
кинетических средств общения у детей
Общение —
это весь спектр связей и взаимодействия людей, способ формирования развития,
реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей
отдельного человека, который осуществляется через непосредственные или
косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.
Под
средствами общения понимается то, как человек реализует содержание и цель
общения. Выделяют вербальное (речевое, словесное) общение и невербальное
(несловесное).
Теоретический
анализ психолого-педагогической литературы показал, что ученые невербальное
общение рассматривали в следующих направлениях, в частности: характеристика
содержания и сущности невербального общения, как эффективного и результативного
средства оптимизации социальной и перцептивной сферы личности, которое влияет
на развитие психических процессов в пространственно-временном измерении,
направляет внимание на общение с помощью движений тела, жестов, дистанции, пауз
(В. Зайчук, Г. Ковалев, А. Леонтьев, С. Максименко, Ю. Некрасова, Л. Петровская)
разработка, функциональное и структурное описание классификаций методов и
средств невербального общения (С. Крутецкий, С. Рубинштейн, В. Сухомлинский, К.
Ушинский) разработка и характеристика инновационных техник невербального
межличностного взаимодействия, включающие методические указания по применению
соответствующих средств невербальной коммуникации (Л. Божович, И. Горелов, В.
Лабунская, А. Рутер) анализ соответствующих знаковых систем (оптико-кинетическая,
пара и экстралингвистическая, пространственно-временная, контакт «глаза в
глаза») и видов, относящихся к невербальной коммуникации (И. Горелов, В.
Лабунская) выделение и содержательная характеристика зон межличностного
вербального и невербального общения (Л. Орбан-Лембрик, Л. Резников, М. Савчин,
О. урсун, Е. Хом).
Средства
невербального межличностного общения выполняют одинаковую развивающую функцию
как для детей с типичным развитием, так и для детей с дизартрией.
Невербальное
общение — вид общения без использования слов, и играет большую роль в обмене
эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и
дрессированными животными. Его преимущественно составляют: голос, песня;
внешний вид, одежда, поза, выражение лица, улыбка, взгляд; движение, танец,
походка, жесты, кивки головой, покачивание конечностями, направление
конечностей, имитация поведения (например, колебания двумя направленными вниз
пальцами напоминает хождение ногами) аплодисменты; ощупь; рукопожатие; объятия;
поведение, действия: уверенность, осторожность, безразличие, агрессивность;
мимика, флирт.
Невербальные сообщения имеют определенные
особенности. Они обычно неструктурированные, их невозможно разложить на
отдельные составляющие, поскольку они являются проявлением темперамента
человека, его эмоционального состояния, самооценки, социальных статусов,
принадлежности к определенной группе, субкультуры и тому подобное. Это также
лексемы структуры, связанные с условиями общения, которые декодируются в
пределах конкретного контекста и ситуации. Невербальные сообщения являются неинтенциональными,
спонтанными, в большей степени врожденные, чем приобретенные; усваиваются
каждым носителем определенной культуры преимущественно через наблюдение