Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся старших классов, на основе индивидуальных предпочтений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ВОЛЕЙБОЛОМ.. 6
1.1 Состояние и формирование у школьников интереса к
физическому воспитанию и спорту…………………………………………………………………………………….6
1.2 Мотивация занятий физической культурой
и спортом школьников. 14
1.3 Факторы, влияющие на
мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом
24
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 32
2.1 Организация исследования. 32
2.2 Материалы и методы исследования. 33
2.3 Разработка программы по выработке
устойчивого интереса школьников к физкультурно-спортивной деятельности учащихся
старших классов. 38
ГЛАВА 3.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ… 44
УРОВНЯ
ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ.. 44
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, НА.. 44
ОСНОВЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ.. 44
3.1 Результаты формирующего этапа
педагогического эксперимента. 44
3.2 Результаты контрольного этапа
педагогического эксперимента. 54
ВЫВОДЫ 62
Введение:
Актуальность
темы. Развитие физической культуры обусловлено объективной
потребностью общества в обеспечении оптимальной двигательной активности
человека. Именно поэтому в Законе Российской Федерации «О физической культуре и
спорте» указано, что физическая культура является неотъемлемой частью общей
культуры общества, направленной на укрепление здоровья, развитие физических,
нравственных способностей — добровольных и интеллектуальных лиц с ограниченными
возможностями. цель гармоничного формирования личности. Безусловно, физические
упражнения — это основная и практически единственная возможность, которая может
предотвратить физическую деградацию российского общества и сохранить здоровье
населения.
Проблема исследования. Развитие
системы образования в области физической культуры и спорта в настоящее время в
основном связано с осознанием необходимости сохранения и укрепления здоровья
населения с помощью физической культуры и спорта. Возрождаются престиж и
традиции физического развития не только среди молодежи, но и среди других возрастных
групп [1]. В то время как в общепринятом физкультурном и спортивном образовании
внимание было сосредоточено на работе учителей и тренеров по физическому
воспитанию, работающих с детьми, сейчас растет потребность в специалистах,
которые могут работать с людьми разного возраста с разными проблемами со
здоровьем, принимая во внимание интересы личности. Стандартный подход к
организации дальнейшего обучения не дает желаемых успехов. Необходим переход на
качественно новый уровень организации учебного процесса.
Одним из эффективных способов улучшения
здоровья и физической подготовки детей является выполнение физических
упражнений [Виндюк А.В., Круцевич Т.Ю., Шиян Б.Н.]. Согласно результатам
исследований в области биомедицинских и педагогических наук, физические
упражнения являются мощным инструментом, способным обеспечить не только общее,
но и целенаправленное развитие функций и систем организма человека. Следует
отметить, что рядом с этим одной из актуальных проблем образовательного
процесса является формирование положительных мотивов к занятиям физической
культурой и спортом.
В психологической и педагогической
литературе [Сембрат С.В., Фролова Н.А.] большое внимание уделяется изучению
мотивации. Ученые в основном сосредоточились на мотивации поведения и деятельности,
мотивации к учебной деятельности, мотивации и необходимости работать. Следует
отметить, что каждый автор предлагает свое видение сущности мотивации и свой
подход к теоретическому анализу мотивационной сферы, что значительно усложняет
восприятие материала и его анализ. Поэтому на сегодняшний день не выработано
единого подхода к структуре мотивационной сферы, а значит, и к методам
формирования паттернов в той или иной деятельности.
Многие ученые изучают мотивацию в
физкультуре и спорте. Эти книги в основном посвящены спорту или спортивной
деятельности и в меньшей степени посвящены физическому воспитанию. В научных
работах, посвященных изучению мотивации в физическом воспитании, авторы сделали
акцент на отдельных аспектах учебного процесса на индивидуальных занятиях.
Лишь недавно был проведен ряд
исследований, в которых отмечены особенности мотивации студентов к занятиям
физическим воспитанием. Отметим, что работа ограничивается изучением
единственной мотивационной сферы школьников. В них даются практические
рекомендации о причинах физических упражнений, которым следует заниматься у
студентов, но не указываются маршруты их обучения. Все это показывает
актуальность и указывает на необходимость исследований в этом направлении.
Объект
исследования. Формирование интереса к физкультурно-спортивной
деятельности.
Предмет
исследования. Формирование интереса к физкультурно-спортивной
деятельности у обучающихся старших классов.
Цель
исследования: Разработать, внедрить и апробировать
программу по выработке устойчивого интереса обучающихся старших классов к физкультурно-спортивной
деятельности на основе индивидуальных предпочтений.
Задачи
исследования:
1) рассмотреть состояние и формирование у школьников
интереса к физическому воспитанию и спорту;
2) изучить мотивацию занятий физической культурой и
спортом школьнико;
3) определить факторы, влияющие на мотивацию
школьников к занятиям физической культурой и спортом;
4) провести исследование по выработке устойчивого
интереса к физкультурно-спортивной деятельности учащихся старших классов;
5) разработать программу по выработке устойчивого
интереса школьников к физкультурно-спортивной деятельности учащихся старших
классов;
6) проанализировать результаты формирующего этапа
педагогического эксперимента;
7) проанализировать результаты контрольного этапа
педагогического эксперимента.
Гипотеза
исследования: предполагается, что разработка и
внедрение программы для выработки устойчивого интереса обучающихся к занятиям
волейболом в условиях дополнительного образования, позволит привлечь учащихся
старших классов к спортивному образу жизни и повысить посещаемость внеурочных,
секционных занятий по волейболу.
База
исследования: Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ
№1391 г. Москва с сентября по май 2021
года.
Выборка
исследования: Также к участию в педагогическом
эксперименте, в качестве группы контроля, выполняющей роль наглядного
практического примера пользы и эффективности волейбола в рамках посещения
внеурочных, секционных занятий, были привлечены ученики 10-11 классов ГБОУ СОШ
№1392 г. Москва.
Степень
изученности темы. Вопросы причин и методов повышения
мотивации детей различного школьного возраста к занятиям физической культурой и
спортом, волейболом в том числе, посвящены исследования таких авторов как: Семенченков
В.В., Фомин Е.В., Свиридов Е.Л., Осипов А. Ю., Данькова М. Ю., Тарасенко А. П.,
Шнаркин С. М.
Практическая
значимость исследования. Практическое значение полученных
результатов заключаются в том, что материалы дипломной работы могут
использоваться в учебно-воспитательной работе учителей физической культуры, а
также в теоретических курсах по дисциплинам теория и методика физического воспитания,
возрастная анатомия и физиология, диагностика и мониторинг состояния здоровья,
теория и методика преподавания волейбола для обучающихся в условиях
дополнительного образования.
Методы
исследования: теоретический анализ и обобщение
научно-методической и специальной литературы; педагогическое наблюдение;
педагогический эксперимент; педагогическое тестирование уровня
заинтересованности занятиями волейболом школьников 9 классов; методы
математической статистики.
Структура
ВКР: дипломная работа содержит 77 страниц компьютерного
текста, иллюстрирована 15 рисунками и 8 таблицами, основана на 56 литературных
и информационных источниках, дополнена 2 приложениями.
Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка
использованной литературы и приложения.
Заключение:
Принимая
во внимание конкретные причины проявления интереса школьников к отраслевым
видам спорта, тренер и педагог должны строить свою работу на неугомонности и
пропаганде физической культуры, на формировании интереса к своему предмету в
целом, независимо от переданный материал. через.
Задача
учителя физкультуры — сформировать у школьников целеустремленность, то есть
стремление вовремя достичь далекой цели. Решимость появляется только в том
случае, если цель значима для ученика, соответствует его мотивам и интересам и
считается им достижимой.
Мотивация
— один из важнейших элементов в процессе организации учебной деятельности.
Основы мотивации к занятиям физкультурой и спортом, в т.ч. волейбол,
заключается в поддержании интереса и вовлеченности старшеклассников в волейбол
как в классе, так и в формате школьной секции.
Подростки
в процессе принятия решения о начале занятий в пришкольной секции по волейболу
руководствуются различными мотивами, среди которых наиболее важными являются:
· повышение уровня физической подготовленности
— 88,37 и 62,50% опрошенных (для юношей и девушек),
· улучшения состояния здоровья — 88,37 и
69,64%,
· развитие физических качеств — 86,05 и
62,50%,
· получение удовольствия от двигательной
активности 74,42 и 46,43%,
· формирование гармоничного телосложения —
67,44 и 35,71%.
Был
выявлен достаточно высокий уровень спортивной мотивации у опрошенных нами
подростков, уже занимающихся в пришкольных спортивных секциях, о чем
свидетельствует желание участвовать в соревнованиях — 67,44 и 55,36% (для
юношей и девушек), достичь высоких результатов в спорте 62,79 и 60,71%, стать
чемпионом области 60,47 и 33,93%, России — 62,79 и 57,14%, чемпионом мира,
Олимпийских игр — 60,4 и 58,93 %, научиться воспитывать волевые качества —
65,12 и 60,71%, что является необходимым условием самоутверждения и достижения
поставленной цели.
Итак,
на этапе предварительной базовой подготовки у подростков возникает устойчивый
интерес к избранному виду спорта, что характерно для учеников спортивной школы.
Целью занятий становится не только получение удовольствия от процесса, но и
достижения высоких результатов. У подростков 15-16 лет мотивы систематически
заниматься спортом обусловлены становлением характера и утверждением себя в
обществе. У них отмечено преобладание двух основных мотивов занятий спортом:
это стремление улучшить свои физические возможности и достичь высоких
спортивных результатов.
Школьники,
ранее не занимавшиеся спортом, волейболом в частности, как было показано по
результатам анкетирования, проявляли отрицательный настрой, негативное мнение,
пессимизм и практически тотальное отсутствие интереса к посещению пришкольной
спортивной секции данного направления.
Для
наглядной демонстрации эффективности занятий волейболом, с точки зрения
совершенствования физической формы и физических способностей, было проведено
сравнительное тестирование уровня развития силы, выносливости, гибкости,
скорости и координации в группах учащихся 10-11 классов, ранее занимавшихся и
не занимавшихся спортивной деятельностью, что должно было выполнить в
дальнейшем функции повышения мотивации, убеждения, зарождения интереса и
стремления к занятиям волейболом у школьников ГБОУ СОШ №1391 г. Москва.
По результатам педагогического тестирования,
проведенного по окончанию педагогического эксперимента, всем без исключения
школьникам, входившим в состав экспериментальной группы, удалось повысить
уровень развития физических способностей, но с различной интенсивностью и
диапазоном динами прироста:
— у юношей с более высокими качественными показателями
удалось развить скоростные способности – 16,9-20,8% против 8,5-11,3% у девушек,
а также силу мышц-сгибателей пальцев правой руки – 10,7-12,1% против 2,8-7,5% у
девушек.
— у девушек под влиянием систематических тренировок
более качественно развивалась гибкость, нежели у юношей – 11,7-13,8% против
6,4-10,0% у юношей. Единственной способностью, которую удалось значительно
усовершенствовалось, как у девушек, так и у юношей, в наибольшей степени, в
сравнении с прочими, стала сила мышц верхнего плечевого пояса: за 16 недель
занятий волейболом данный показатель вырос у девушек 10-11 классов на 53,8%,
41,2% и 15,3%, соответственно; у юношей – на 50,0%, 38,9% и 13,3% в аналогичном
соотношении. В это же время качественный прирост всех прочих физических
способностей не превышал порогов: у юношей – в 20,8%, а у девушек – в 13,8%.
Результаты сравнительного анализа результатов
анкетирования учеников ГБОУ СОШ №1391 г. Москва, проведенного на различных
этапах педагогического эксперимента, было доказано, что предложенная программа
занятий обучающе-просветительского характера, позволяет сформировать устойчивый
интерес к пришкольным секционным занятиям по волейболу у 73,8% учащихся. При
этом, особую эффективность имеют наглядные, разъяснительные методы обучения
учеников 10-11 классов, такие как: беседа, постановка и визуализация
индивидуальной цели, наглядный пример-стимул и конкретизация мотивационных
факторов. В итоге, при помощи педагогического эксперимента,
исследовательская гипотеза была доказана в полной мере: разработка и внедрение
программы для выработки устойчивого интереса школьников к занятиям волейболом,
позволяет привлечь детей к спортивному образу жизни и повысить посещаемость
внеурочных, секционных занятий по волейболу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У
ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ВОЛЕЙБОЛОМ
1.1 Состояние и формирование у школьников интереса к
физическому воспитанию и спорту
Уроки физкультуры не компенсируют
недостаток физической активности школьников. В последние годы наблюдается рост
заболеваний: органов зрения, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой
системы. Наблюдается рост зависимых элементарных заболеваний: недостаточной
массы тела, анемии, ожирения органов пищеварения, кожи и подкожно-жировой
клетчатки, сахарного диабета.
Регулярные занятия спортом и
физическое воспитание — наиболее эффективные способы защиты и укрепления
здоровья. Все эти факторы определяют актуальность проблемы дальнейшего развития
и расширения деятельности системы дополнительного образования детей в области
физической культуры и спорта.
Однако процесс организации
дополнительного образования — это комплекс мероприятий, связанных с анализом
текущего состояния деятельности по дополнительному образованию, выбором
оптимального варианта организации обучения, с разработкой развития юношеского
спорта, приемов и методов обучения. расширение дальнейших образовательных
мероприятий, их реализация и последующая корректировка по мере организационных
изменений. технические условия.
Анализ психолого-педагогической
литературы и современного состояния образовательной практики позволил выявить
ряд противоречий:
— между необходимостью в
разностороннем личностном развитии детей, с одной стороны, и стремлением в
системе дополнительного образования развивать только те качества, которые
являются важными для определенной спортивной игры (Никонов Ю. В., Климин В. П.) [11, 14, 15, 17, 18];