Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие информационной культуры младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития информационной культуры младших
школьников. 6
1.1
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2 Сущность
и определение понятия «информационная культура» в научной литературе. 15
1.3 Специфика
информационной культуры младших школьников и пути ее формирования. 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию информационной культуры
младших школьников. 29
2.1
Диагностика уровня информационной культуры младших школьников 29
2.2 Программа
развития информационной культуры младших школьников 37
2.3
Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 57
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…..63
Введение:
Актуальность
исследования. Практически любая деятельность человека
предполагает в своем содержании получение и передачу информации. В современном
обществе, которое нередко называют еще «информационным обществом», значимость
полноценного получения и своевременной передачи информации становится очевидна.
Средства для информационного обмена постоянно совершенствуются, а привычка их
использования формируется у населения, особенно у детей, которые не
представляют времени, когда человечество обходилось без компьютерных гаджетов.
Поэтому именно подрастающее поколение нуждается в новом подходе к обучению,
предполагающем, с одной стороны, методическую поддержку в усвоении способов
переработки и передачи информации, а, с другой стороны, использование в этом
процессе современных технологических возможностей.
На современном этапе развития человечества мы все проживаем в
информационном пространстве. При этом можно констатировать, что оно существенно
влияет на процесс воспитания подрастающего поколения. Многие дети знакомятся с
информационным пространством намного раньше, чем ребенка с ним знакомит
общеобразовательная организация. Вместе с тем, как правило, информация,
воспринятая обучающимися, носит неполный характер и искажена, преподносится на
обыденном уровне. В связи с этим, объект, который в дальнейшем будет
представлен учащемуся в ходе воспитательного, либо образовательного процесса
будет неполным и мифологизированным, а порой и неверным. Поэтому неправомерно
игнорировать то воздействие, что оказывает информационная среда на процесс воспитания. Вместо
этого необходимо все ресурсы направить на то, чтобы развить информационную
культуру ребенка.
Отечественная
образовательная система претерпела за последние годы значительную
трансформацию, что обусловлено внедрением федерального государственного
образовательного стандарта, определившего планируемый результат образования для
всех школьных звеньев.
Одной из основных целей
школьного образования во все времена была подготовка ребенка к жизни в
обществе. Настоящей этап общественного развития отличается высокой
информатизацией и глубокой компьютеризацией всех сфер общественной жизни. В
связи с этим современная школа должна подготовить ребенка к жизни в обществе с
постоянно растущим объемом информации, непрерывно теряющей свою актуальность и
сменяющейся новыми данными. Основной концепт образования, согласно федеральному
государственному образовательному стандарту, предполагает обеспечение
«образования для будущего», что и обуславливает потребность формирования и
развития информационной культуры учащихся, начиная с начальной школы.
Объект
исследования: информационная культура как фактор развития
личности учащегося.
Предмет
исследования: особенности развития
информационной культуры младших школьников.
Цель
исследования: теоретически обосновать, составить и проверить
результативность программы развития информационной культуры
младших школьников.
Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что развитию информационной
культуры младших школьников будет способствовать внедрение в
учебно-воспитательный процесс соответствующей программы.
Объект, предмет, цель и
гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня
задач:
1. Представить психолого-педагогические
особенности детей младшего школьного возраста.
Заключение:
Проблема формирования и
развития информационной культуры школьников особенно актуальной становится,
несомненно, в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления
и развития личности ребенка.
С появлением
государственных стандартов нового поколения, в которых отмечается, что в
результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники
приобретут навыки работы с информацией, возникает проблема формирования и
развития информационной культуры на высоком уровне.
Учитывая
психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста,
процесс совершенствования информационной культуры предполагает большую
самостоятельность в решении возникающих проблем, происходит изменение форм
взаимодействия учеников с учителями: учитель уже не выступает для ученика
единственным источником информации, а превращается в посредника, облегчающего ее
получение. Как следствие, в организационных формах работы увеличивается доля
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, работы творческого,
поискового и исследовательского характера.
По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении
цель, что позволило теоретически обосновать, составить и проверить
результативность программы развития информационной культуры
младших школьников.
Для достижения указанной
цели были решены следующие задачи:
— были представлены психолого-педагогические
особенности детей младшего школьного возраста;
— была охарактеризована сущность
и определение понятия «информационная культура» в научной литературе;
— была уточнена специфика
информационной культуры младших
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития информационной
культуры младших школьников 1.1 Психолого-педагогические
особенности детей младшего школьного возраста Возраст – это сравнительно независимый период человеческого развития,
который отличается качественным своеобразием. В соответствии с различными
научными походами (принятие во внимание онтогенеза, специфичных социальных
процессов, а также культурных представлений) человеческий жизненный цикл можно
разделить на возрастные категории. Обособление возраста младшего школьного
детства в основной мере обусловлено социальными и культурными аспектами, и
имеет связь с конкретным этапом образовательной системы – началом посещения
общеобразовательной школы и стартом школьного обучения.
Основываясь на концепции Л.С. Выготского [13], отечественная научная мысль считает, что
возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого онтогенеза,
указывая на то, что под развитие ребенка следует понимать присвоение, в
процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности, исторического и
социального опыта.
Д.Б. Эльконин [49] указывал на тот факт, что базовыми параметрами
возрастной периодизации являются:
— социальная ситуация развития, которая проявляется в соотношение
внутренних и внешних условий психического развития, которое в свою очередь
обуславливает отношение ребенка к окружающим его вещам и предметам, людям, а
также самому себе;
— ведущий вид деятельности, под которым следует понимать такую
деятельность, вырабатывание которой определяется трансформацией психических
процессов и психических способностей детей;
— новообразования возраста (положительные особенности, дающие ребенку
потенциал для перехода к новой стадии его развития, в частности новый тип
деятельности личности и ее строения, формируемый на протяжении данного периода
и обуславливающий трансформацию детского сознания, как внешней, так и
внутренней жизни) [49].
Согласно подходам, предложенным такими учеными как Л.С. Выготский [13], А.Н. Леонтьев [28], Д.Б. Эльконин [49], переход от одного возрастного этапа к
другому сопровождается кризисом. Например, кризис 7 лет сопровождает переход к
младшему школьному возрасту от дошкольного возраста. У ребенка к 6 годам
начинает зарождаться готовность (психологическая) к обучению в школе, а
формирование ее предпосылок взаимосвязано с кризисом 7 лет.
Отличительными чертами кризиса 7 лет является:
— утрата дошкольником непосредственности, что свойственна этому
периоду, которая находит отражение в переживаниях по поводу производимых им
действий;
— для дошкольника начинает быть характерно манерное
поведение,