Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие и тренировка внимания как части функциональных резервов организма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава
1. ВНИМАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7
1.1.
Внимание, его сущность и значение в деятельности человека. 7
1.2.
Онтогенетические особенности процесса внимания и нейрофизиологические механизмы
его формирования. 12
1.3.
Методы, средства развития и совершенствования внимания, применяемые в игровых
видах спорта. 17
1.4.
Методы, средства развития и совершенствования внимания, применяемые в
циклических и ациклических видах спорта. 21
1.5.
Нетрадиционные средства и методы развития процессов внимания. 25
Глава
2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 29
2.1.
Задачи исследования. 29
2.2.
Методы исследования. 31
2.3.
Организация исследования. 31
Глава
3. РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У
СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ. 33
3.1.
Методика развития внимания у юных спортсменов. 33
3.2.
Результаты основного педагогического эксперимента. 36
3.3.
Обсуждение результатов исследования. 46
ВЫВОДЫ.. 49
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ.. 50
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ. 55
Введение:
Актуальность
темы.
Внимание
– одно из самых сложных психических проявлений человека, которое играет
важнейшую роль в процессе его жизнедеятельности. В настоящее время в научной
теории и практики накопилось достаточное количество работ, посвященных изучению
функции внимания, его видов и свойств.
Многими
авторами рассмотрены вопросы, касающиеся физиологии внимания, его структуры,
онтогенетических особенностей и закономерностей. Так, онтогенез развития
внимания представлен такими авторами, как Д.А. Фарбер, Н.В. Дубровинская.
Психологи А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.Ф.
Гоноболин дали полную картину в определении и описании основных видов и свойств
внимания, теоретически обосновали понятие внимания, а также рассмотрели вопрос
о значении функции внимания в жизнедеятельности человека.
В исследованиях В.Я. Романова и Ю.Б. Дормашева представлена
картина о взаимодействии внимания, его видов и свойств с моторными действиями
человека, при этом даны подробные характеристики особенностей проявления
процесса внимания.
На сегодняшний день достаточно изучены вопросы, связанные с
особенностями проявления функции внимания в учебной деятельности, на
производстве, в военном деле, космонавтике (Н.Я. Гальперин; В.И. Кудашев; В.И.
Лебедев с соавт.).
Следует отметить, что проблемами психологии внимания также
занимались и зарубежные специалисты. К их числу относятся работы таких авторов
как М. Кордуэлл, У. Найссер, А. Оллпорт, У. Джемс и другие.
В теории спорта вопросами психологической подготовки
спортсменов занимаются многие исследователи, в частности, разработаны
методические рекомендации по развитию внимания и различных его свойств в
отдельных видах спорта (А.В. Родионов; Г.М. Гагаева; P.M. Найдиффер; В.М.
Мельников; В.В. Медведев; А.Л. Попов и др). Однако специалисты во многих видах
спорта в большей степени отмечают значимость функции внимания и его свойств в
специфической спортивной деятельности.
Цель
исследования: разработать, внедрить и апробировать
новую, методику «Clever balls» развития внимания детей 14-15 лет, занимающихся футболом.
Объект
исследования. Процесс психологической подготовки юных
футболистов.
Предмет
исследования. Методика спортивной тренировки
внимания, дополненная программным обеспечением «Clever
Balls».
Гипотеза
исследования: предполагается, что спортивные достижения в юношеском футболе можно улучшить за счет
внедрения в тренировочный процесс спортсменов 14-15 лет авторской методики,
дополненную
программным обеспечением «Clever Balls», направленной на развитие и тренировку
внимания.
Задачи
исследования:
1) изучить ключевые теоретические положения, подтверждающие
ведущую роль внимания в спорте, в целом;
2) выявить эффективность действия тренажера «Поток» на
процесс формирования внимания;
3) апробировать разработанную авторскую, методику, дополненную
программным обеспечением «Clever Balls» в рамках педагогического эксперимента;
4) оценить полученные результаты исследования.
Экспериментальная
база и этапы исследования: исследование проводилось на
базе Спортивной школы олимпийского резерва № 8 по футболу, г. Нижний Новгород,
в период с 17.04.2021 по 17.05.2021 гг.
Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап: анализ и обобщение данных специальной методической и
спортивной литературы, в особенности по физиологии и психологии игровых видов
спорта.
II этап: разработка комбинированной, авторской методики,
направленной на развитие внимания у юных футболистов 14-15 лет.
III
этап: организация и проведения педагогического эксперимента, состоящего из двух
этапов (формирующий и констатирующий), включающих педагогическое наблюдение и
тестирование, а также статистическую и аналитическую обработку полученных
результатов.
IV
этап: обобщение полученных результатов исследования и их оформление в виде
дипломной работы.
Положения,
выносимые на защиту:
1. У юных футболистов 7-17 лет, функция внимания развивается
по единым законам, благоприятным периодом ее развития является возраст 9-14
лет, причем при низком исходном состоянии внимания регулярные занятия хоккеем,
особенно в благоприятном периоде, способствуют существенному росту показателей
объема, распределения и переключения внимания спортсменов до уровня
сверстников, не занимающихся спортом.
2. Функции внимания юных футболистов свойственно явление
латерализации, т.е. у испытуемых в игровой ситуации снижен контроль за
информацией, расположенной преимущественно с одной стороны или с обеих сторон
игровой площадки; среди мальчиков и юношей 14-15 лет больше тех, кто не
замечает информацию, расположенную, в основном, справа от них.
3. Авторская, комбинирования методика развития игрового
внимания у юных футболистов 14-15 лет в целом способствует увеличению объема
распределения и переключения внимания и снижению его латерализации посредством
использования разработанных комплексов упражнений, выполняемых в усложненных
условиях с акцентом на сторону «ослабленного» контроля.
Методологической
основой исследования явились концепция развития нервной
системы в детском возрасте Д.А. Фарбер и Н.В. Дубровинской; теория развития
внимания П.Я. Гальперина; современные представления о методике развития
внимания в спорте различных авторов (А.В. Родионов, Р. Найдиффер, А.В. Тарасов,
Е.С. Жариков, А.С. Шигаев, Ю.В. Никонов, П. Метцлер, В.В. Медведев).
Новизна
исследования:
— определены возрастные особенности функции внимания у юных футболистов,
выражающиеся в определении возраста наибольшего прироста показателей
распределения и переключения внимания, в связи с этим выявлен возрастной период
17-15 лет как наиболее благоприятный для развития процесса внимания у юных футболистов;
— разработан тест для определения особенностей переключения
и распределения внимания у футболистов в специфической деятельности;
— с помощью разработанного теста выявлено наличие
индивидуальной латерализации внимания, причем у большего числа мальчиков и
юношей 7-17 лет ослаблен контроль за информацией, расположенной преимущественно
справа от них;
— обоснована возможность использования корректурной пробы
как скрининг-методики определения зон ослабленного контроля и латерализации
деятельности;
— доказана высокая эффективность применения ПО «Clever
Balls» в процессе развития и тренировки внимания юных футболистов.
Теоретическая
значимость исследования: состоит в том, что данные об
особенностях внимания футболистов 7-17 лет, касающиеся индивидуальных различий
переключения и распределения внимания в связи с его латерализацией у юных футболистов,
позволяют дополнить теорию и методику спорта соответствующими сведениями.
Примером может служить методика формирования различных
свойств внимания с учетом его латерализации в тренировочном процессе у юных футболистов.
Практическая
значимость исследования: состоит в разработке методики,
позволяющей целенаправленно формировать игровое внимание у юных футболистов с
учетом латерализации зон ослабленного контроля, и может использоваться в тренировочном
процессе в первую очередь в ДЮСШ, а также в различных спортивных детских
клубах.
Структура
дипломной работы состоит из введения, трех глав, выводов
и практических рекомендаций, списка использованной литературы, приложения.
Работа изложена на 58 листах компьютерного набора. Список использованной
литературы включает 36 наименований: 30 отечественных и 6 зарубежных.
Заключение:
Исходя из полученных результатов
мы видим, что качественные и количественные показатели внимания у испытуемых
значительно изменились, за время проведения эксперимента.
Так степень распределения
внимания стала выше (была 210,1, стала 154,1), переключаемость внимания
улучшилась – с 225,5 до 133.2 Аналогичная ситуация с остальными показателями:
Уровень работоспособности – 40 против 28.4 с.; скорость сложной сенсомоторной
реакции 81,2, стала 69,3с.
Скорость сложной сенсомоторной
реакции практически у всех была до эксперимента низкая (5 респондентов), у
одного – средняя, у другого – высокая. При высокой скорости человек достаточно
быстро реагирует на движущийся сигнал, может легко выделить его из множества
других, "ненужных" сигналов. При этом ошибочных действий производит
сравнительно мало. Такой уровень развития реакции на движущийся объект помогает
человеку в быту быть более ловким, адекватно оценивать движения других людей и
предметов, координируя собственное положение тела. Управляя автомобилем,
человек быстро и четко воспринимаете любые изменения на дороге.
Таким образом гипотеза нашего
исследования в которой мы предположили, что, разработанная нами авторская
методика повысит спортивные показатели футболистов 14-15 лет, была доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ВНИМАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Внимание, его сущность и
значение в деятельности человека Внимание, в психологии,
концентрация сознания на каком-то явлении с исключением других стимулов.
Внимание — это осознание здесь и
сейчас в фокусе и восприятии. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд
Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество
сознательного опыта. В последующие годы все меньше внимания уделялось
субъективному элементу сознания и еще о поведенческих паттернах, по которым
можно было бы распознать внимание у других. Хотя человеческий опыт определяется
тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного
контроля над этим направлением. Бывают, например, случаи, когда человеку трудно
сконцентрировать внимание на задаче, разговоре или ряде событий. В других
случаях внимание индивида «захватывается» неожиданным событием, а не
направляется на него добровольно [1].
Внимание имеет отношение к
непосредственному переживанию индивида; это состояние текущего осознания.
Конечно, в мире постоянно происходят мириады событий, каждое из которых
воздействует на чувства человека. Есть также события, происходящие внутри тела,
которые влияют на внимание, так же как есть представления о прошлых событиях,
хранящиеся в памяти, но доступные осознанию при соответствующих
обстоятельствах.
Хотя можно было бы ожидать, что
нынешнее осознание представляет собой совокупность всех этих событий в любой
данный момент, очевидно, что это не так. В этой обширной области потенциального
опыта индивид сосредотачивается—или обращается-на некотором ограниченном
подмножестве целого. Это подмножество составляет субъективное поле сознания.
Можно определить причину такого ограничения. Контроль и координация множества
входных данных и накопленного опыта, а также организация соответствующих
паттернов реагирования — это область мозга Мозг обладает впечатляющими
способностями к обработке информации, но его возможности ограничены. Человек не
может сознательно переживать все события и информацию, доступные ему в одно и
то же время. Точно так же невозможно одновременно инициировать неограниченное
число различных действий. Возникает вопрос о том, как выбрать соответствующий
набор входных данных, промежуточных процессов и выходных данных, чтобы привлечь
внимание и задействовать имеющиеся ресурсы [2].
Таким образом, внимание можно
понимать как условие избирательного осознания, которое определяет степень и
качество взаимодействия человека с окружающей средой. Она не обязательно
находится под добровольным контролем. Некоторые из историй внимания и методов,
с помощью которых психологи и другие пришли к его характеристике и пониманию,
представлены в следующем обсуждении.
Способен ли человек заниматься
более чем одной вещью одновременно? Мало кто спорит с тем, что люди и другие
животные избирательно воспринимают некоторую имеющуюся у них информацию в ущерб
остальной. Одна причина передовыми для этого являются ограниченные возможности
мозга, который не может обрабатывать всю имеющуюся информацию одновременно,
однако повседневный опыт показывает, что люди способны делать несколько вещей
одновременно. Управляя автомобилем, они, по-видимому, могут следить за дорогой,
поворачивать руль, переключать передачи и одновременно нажимать на тормоза,
если это необходимо. Однако это не означает, что люди занимаются всеми этими
видами деятельности одновременно. Возможно, что только один из них, такой как
дорога или ее движение, находится на переднем крае осознания, в то время как
другие рассматриваются относительно автоматически. Другой вид доказательств
указывает на то, что при одновременном предъявлении двух стимулов часто воспринимается
только один, в то время как другой полностью игнорируется. В тех случаях, когда
воспринимается и то, и другое, реакция на них, как правило, идет
последовательно, а не вместе.
Вывод, сделанный и воплощенный в
теориях 1950-х годов, состоял в том, что где-то в системе было узкое место.
Мнения о том, где возникло узкое место, разошлись. Одной из наиболее
влиятельных психологических моделей избирательного внимания была модель,
предложенная Бродбентом в 1958 году. Он постулировал, что многие сигналы поступают
в центральную нервную систему параллельно друг с другом они удерживаются на
очень короткое время во временном «буфере». На этом этапе сигналы анализируются
на наличие таких признаков, как их расположение в пространстве, их тональное
качество, их размер, их цвет или другие основные физические свойства. Затем они
проходят через селективный «фильтр», который позволяет только тем сигналам с
соответствующими свойствами проходить по одному каналу для дальнейшего анализа.
Часть информации с более низким приоритетом, хранящейся в буфере, не сможет
пройти этот этап до истечения срока действия ограничения по времени в буфере.
Предметы, потерянные таким образом, не оказывают дальнейшего влияния на
поведение. Первоначальная теория гласила, что сигналы могут поступать только из
одного источника одновременно. Последующая работа поставила под сомнение это
объяснение, и позже оно было модифицировано Анной Трейсман, чтобы предположить,
что фильтр не полностью блокирует, а просто ослабляет непереключенные сигналы
[3].
С понятием ослабления, а не
исключения, не присоединенных сигналов пришла идея установления пороговых
значений. Таким образом, пороговая чувствительность может быть установлена
довольно низкой для определенных приоритетных классов стимулов, которые, даже
будучи в основном без присмотра и, следовательно, ослабленными, тем не менее
могут быть способны активировать перцептивные системы. Примером может служить
чувствительность, проявляемая при произнесении собственного имени, или
чувствительность матери к крику своего ребенка в ночи. Этот последний пример
демонстрирует, как обработка на некотором уровне происходит даже во сне прежде,
чем можно будет сказать, что внимание развернуто, однако при активирующем
событии мозг должен вернуться в состояние бодрствования. Некоторые теоретики
считают, что нет никакой реальной необходимости постулировать ранний фильтр
вообще. Они предполагают, что все сигналы достигают центральных структур мозга,
которые, в соответствии с текущими обстоятельствами, взвешены с учетом
конкретных свойств. Некоторые из них имеют высокий вес, например, в ответ на
собственное имя; другие взвешиваются в соответствии с ближайшей задачей или
интересом. Среди одновременно активных структур та, что имеет наибольший вес,
получает осознание и наиболее непосредственно реагирует на него.