Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие художественно-эстетических представлений и умений рисования у детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития
художественно-эстетических представлений и умений рисования у детей дошкольного
возраста. 8

1.1. Характеристика понятия «художественно-эстетические
представления»  8

1.2. Психолого-педагогические особенности
развития художественно-эстетических представлений и умений рисования у детей
старшего дошкольного возраста  12

1.3. Методы развития художественно-эстетических
представлений и умений рисования у детей дошкольного возраста. 22

Выводы по первой главе. 26

Глава 2. Экспериментальная работа по
развитию художественно-эстетических представлений и умения рисованию детей
старшего дошкольного возраста. 28

2.1. Исследование уровня сформированности
художественно-эстетических представлений и умения рисованию детей старшего
дошкольного возраста. 28

2.2. Организация работы по формированию
художественно-эстетических представлений умений рисования в старшей дошкольной
группе. 41

2.3. Результаты экспериментальной работы по
формированию художественно-эстетических представлений умений рисования в
старшей дошкольной группе. 53

Выводы по второй главе. 58

Заключение. 61

Список использованной литературы.. 63

  

Введение:

 

Художественная деятельность содействует
развитию вкуса, воображения и фантазии, таких важных качеств личности, как самостоятельность,
наблюдательность, выдержка и других, столь необходимых для выработки активной жизненной
позиции. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его
жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой яркой игрушке
и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации
в книжке, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать
только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в
выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих
возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых,
умением видеть окружающий мир.

Любой вид изобразительного искусства предоставляет
неограниченные возможности для самовыражения, более тонкого понимания окружающего
мира, фиксирования и передачи мимолётных впечатлений и настроений, а также способствует
обретению внутренней гармонии и развитию личности. Чем разнообразнее будут условия,
способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные
способности ребенка.

Рисование открывает широкий простор для
детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение,
проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Формирование
творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном
этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное
средство для этого – изобразительная деятельность детей дошкольного учреждения.

Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования раскрывает художественно – эстетическое развитие
личности как очень важный компонент развития дошкольников. ФГОС раскрывает
художественно-эстетическое развитие как развитие предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства,
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) [11,
с. 268].

Художественно – эстетическое развитие
личности является результатом освоения эстетического и художественного опыта человечества.
Целью художественно-эстетического воспитания является приобщение к изобразительному
искусству, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к
окружающему миру.

Рисование является важнейшем средством
в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детей радость
познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих
рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность
ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой,
педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве,
владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть
изобразительными навыками и умениями. Изобразительная деятельность дошкольников
должна носить эмоциональный творческий характер.

И педагог создает для этого все условия:
он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности,
формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Изучением данной темы занимали такие
исследователи как Берхин Н.Б.,
Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Комарова Т.Г. и др. Л.С. Выготский в своих
трудах исследовал основные компоненты эстетической культуры (восприятие,
эмоционально-оценочные суждения, деятельность). Комарова Т.С.  и Ольховская А.А. рассматривали в своих
исследованиях эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного,
изобразительного и народного художественного искусства.

Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных методов развития
художественно-эстетических представлений и умений рисования детей дошкольного
возраста.

Таким образом, из-за необходимости
поиска эффективных методов развития художественно-эстетических представлений и
умений рисования детей дошкольного возраста обостряется противоречие между потенциальными возможностями развития художественно-эстетических
представлений и умений рисования детей дошкольного возраста и выбором
эффективного методического обеспечения для реализации педагогами данного направления,
что обуславливает актуальность темы и выявляет.

Цель исследования: выявить эффективные методы формирования
художественно-эстетических представлений и умений рисования у детей старшего дошкольного
возраста и разработать комплекс занятий по формированию
художественно-эстетических представлений и умений рисования в старшей
дошкольной группе.

Объектом исследования: является процесс и развитие художественно-эстетических представлений и
умений рисования детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: определить наиболее эффективные методы
формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного
возраста.

Гипотеза: развитие художественно-эстетических представлений
и умений рисования детей дошкольного возраста будет протекать более успешно, если
будут использованы различные методы ознакомления детей с произведениями
искусства, а именно: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, а также игры и различные
техники рисования.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятие «художественно-эстетические
представления»

2. Изучить психолого-педагогические особенности развития
художественно-эстетических представлений и умений рисования у детей старшего дошкольного
возраста

3. Изучить методы развития художественно-эстетических
представлений и умений рисования у детей дошкольного возраста

4. Провести исследование уровня
сформированности художественно-эстетических представлений и умения рисованию детей
старшего дошкольного возраста

5. Организовать работу по
формированию художественно-эстетических представлений умений рисования в старшей
дошкольной группе

6. Проанализировать результаты
экспериментальной работы по формированию художественно-эстетических представлений
умений рисования в старшей дошкольной группе

Методологическую основу составляют:

— исследования основных компонентов эстетической
культуры (восприятие, эмоционально-оценочные суждения, деятельность) рассматривавшихся
в трудах Л.С. Выготского [7], А.Н. Леонтьева [28], М.И. Лисиной [29] и др.

— исследования в области эстетического
воспитания средствами декоративно-прикладного, изобразительного и народного художественного
искусства (Т.С. Комарова [21], А.А.Ольховая [36], Н.В. Сокольникова [46], О.А. Соломенникова
[47], и др.);

— исследования в области детского изобразительного
творчества Н. А. Ветлугиной [5], Г.Г. Григорьевой [9], Т.Г. Казаковой [13] и др.,
раскрывающие единство обучения и творчества на занятиях по ИЗО.

В исследовании использован комплекс методов, соответствующий природе
изучаемого явления и адекватный поставленным задачам.

Методы теоретического уровня: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Методы эмпирического уровня: педагогический эксперимент, анализ продуктов художественной деятельности,
наблюдение, эксперимент, обработка данных.

Практическая
значимость исследования заключается в возможности
использования результатов нашего исследования в работе педагогов ДОО с целью
развития художественно-эстетических представлений и умений рисования детей
дошкольного возраста, а именно:

— учебно-тематический
план занятий по формированию художественно-эстетических представлений
умений рисования в старшей дошкольной группе;

— игры и упражнения по «Художественному
творчеству»;

— нетрадиционные техники рисования,
разработанные нами в данном исследовании.

База исследования: МАДОУ № 9 г. Колпашево, 26 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Структура
выпускной квалификационной работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, художественно-эстетическое представление — это ценностно-смысловое
восприятие и понимание произведений искусства.

Художественный образ — отражение действительности средствами искусства,
составляет основу языка искусства.

В
художественно-эстетическом развитии дошкольников, развитии эмоциональных
реакций на проявление красоты в окружающем мире, приобщении детей к миру
искусства, развитии их зрительной подвижности воспитатели должны обеспечивать
позитивное взаимодействие взрослых и детей, детей и сверстников, поддерживать
проявление самостоятельности и инициативы в изобразительной деятельности.

Методы и приемы обучения диалектичны, едины и могут передаваться друг
другу. Изобразительная деятельность — это художественно-творческая
деятельность, направленная не только на отражение полученных в жизни
впечатлений, но и на выражение отношения к живописи.

В изобразительной
деятельности дети постоянно сталкиваются с образно-эстетическими
характеристиками предметов, явлений, у них развивается образно-выразительная
речь. Прежде их образ вовлекается в восприятие и анализ предметов и явлений, в
результате чего ребенок приобретает собственный интеллектуальный опыт.

На первоначальной диагностике мы можем
наблюдать преобладания у большинства детей соответствие развитию своего
возраста (средний уровень).

Высокий уровень появляется редко по
некоторым показателям.

А низкий уровень преобладает у трех детей.

У этих детей наблюдается: владение
техническими изобразительными навыками и умениями, но пользование ими еще
недостаточно осознанно и самостоятельно; композиционное построение часто
случайно, не продуманно, есть искажения пропорционального соотношения; и т.д.

При планировании работы формированию
художественно-эстетических представлений умений рисования в старшей дошкольной
группе мы учитывали, что ребёнок должен приобретать опыт художественной
деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную
умелость. Затем нами была проведена повторная диагностика уровня
сформированности художественно-эстетических представлений и умения рисованию
детей старшего дошкольного возраста. По результатам повторной диагностики,
только у трех детей наблюдается низкий уровень по одному показателю
«декоративное рисование». У детей, имевших низкий уровень, на повторной
диагностике преобладает средний уровень. У четверых детей преобладает высокий
уровень, это – Арина Г., Дмитрий А., Константин Р., Светлана К.

Для этих детей характерно:

— постоянный и устойчивый интерес,
потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях
искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним;

— видение общих, типичных, видовых,
характерных и индивидуальных признаков предметов, живых объектов и явлений
действительности. Видение и понимание разнообразных эмоциональных проявлений в
окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением
переживаний дети видят внутреннее состояние, настроение, сопереживает им;

— знание различных видов и жанра
изобразительного искусства, видение их особенности, понимание единства
содержания и языка художественного образа и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о
положительной динамике развития уровня сформированности художественно-эстетических
представлений и умения рисования детей старшего дошкольного возраста и
целесообразности организации работы по формированию художественно-эстетических
представлений и умений рисования в старшей дошкольной группе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития художественно-эстетических
представлений и умений рисования у детей дошкольного возраста

1.1. Характеристика
понятия «художественно-эстетические представления»

Представление – это наглядный образ предмета,
воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее
ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное
для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления
может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством
языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического
оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Художественно-эстетическое представление
— это ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения
к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетические представления
формируются в процессе деятельности дошкольников.

Сферами художественно-эстетических представлений
является природа и искусство. Их объединяет понятия образа.

Образ — отражение внешнего мира в нашем
сознании, полученное с помощью органов чувств. Только человек может создать обобщенный
образ, не основывается непосредственно на образах внешнего мира, только у человека
образ присутствует только в его сознании, может наделить материальными жизнью —
описать словами и т.д. [4; 201].

Художественный образ — отражение действительности
средствами искусства, составляет основу языка искусства. Художественный образ —
диалектическое единство таких характеристик, как единичное и общее, конкретное и
абстрактное, субъективное и объективное:

— единичное и общее — художник должен
получить множество впечатлений об окружающем мире для того, чтобы создать один целостный
художественный образ;

— конкретное и абстрактное — конкретное
— это явление, данное в непосредственных ощущениях, в многообразии проявлений. Абстрактное
— единственная черта, которую человек выделяет как наиболее важную. Абстрагирование
позволяет человеку ориентироваться в мире, классифицировать его.

— субъективное и объективное — художник
одновременно объективно изображает явление мира и передает свое отношение к нему.
При абсолютных различиях субъективных позиций художники могут создавать объективные
образы той эпохи, в которой они живут [4; 206].

Характеристика различных сторон данного
понятия позволила нам сделать вывод о том, что эстетические представления, являясь
осмысленной информацией, с одной стороны, всегда образны, живы, красочны, индивидуальны,
субъективны; с другой – отличаются обобщённостью, так как в них отражаются общие
эстетические свойства объектов окружающего мира.

 Наиболее ярко сопереживание художественного образа
в дошкольном возрасте проявляется в процессе рисования и обусловлено определенной
закономерности развития. Ее сущность выражается в следующем: чем объемнее и полнее
художественно-эстетические представления дошкольников, тем ярче и глубже в процессе
рисования проявляются сопереживание художественного образа. Это говорит о том, что
восприятие ребенка важно направлять в русло активного переживания доступных его
возрастных эстетических эмоций.

Эстетические представления становятся
частью внутреннего мира посредством высоких образов, которые дают природа, литература,
музыка, философия, изобразительное искусство. В практической деятельности у людей
складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности
отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически.

Постепенно к старшему дошкольному возрасту
дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности
людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные,
какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен.
Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним
отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство
— дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво,
прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление
детей с произведениями народного искусства.

На восприятие произведений изобразительного
искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно
благодаря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П.
Юсов). Программа эстетического развития, построенная на основе не изолированных,
а взаимосвязанных искусств, более соответствует природе маленького ребенка (Н.А.
Ветлугина, Е.А. Дубровская) [5; 194].

Эстетическая воспитанность предполагает,
прежде всего, наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство
в искусстве и действительности.

Эстетический идеал — это формируемое с
учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве
и красоте человека, окружающей среды, искусстве.

Например, один человек может видеть эстетический
идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих
отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование
людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных
приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал
социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический
идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих
отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн) [7; 46].

Характеризуя художественно-эстетические
представления, надо рассмотреть наличие способностей, которые необходимы ребенку
для выполнения конкретной деятельности:

1. Способность целостного восприятия произведения
искусства (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его
развитии) и дифференцированного (различение средств выразительности);

2. Способности, проявляющиеся в творческом
воображении при восприятии произведений искусства. Восприятие произведений искусства
вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации,
то можно говорить о творческом характере процесса восприятия.

Развивая эстетические представления у
детей, нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали отдельные произведения, запоминали
имена художников, в восприятии художественных произведения [1;35].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы