Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие гибкости у детей начальных классов средствами художественной гимнастики на занятиях физической культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Программа развития гибкости. 14
1.3. Роль
художественной гимнастики в развитии гибкости у детей младшего школьного
возраста. 21
ГЛАВА
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 32
2.1.
Организация исследования. 32
2.2. Методы
исследования. 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 38
3.1. Оценка
исходных показателей развития гибкости у детей младшего школьного возраста. 38
3.2. Результаты исследования эффективности стретчинга у
детей младшего школьного возраста. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 63
Введение:
Актуальность темы. Современная художественная
гимнастика характеризуется невероятной сложностью соревновательных композиций,
высокой конкуренцией на международной спортивной арене, определяет стремление
специалистов к решению проблем повышения качества и эффективности занятий.
Исследование динамики изменений правил соревнований по художественной
гимнастике позволило констатировать, что за последние годы, в соревновательных
композициях гимнасток появилось больше динамических элементов, выполнение
которых предполагает преимущественное проявление активной гибкости [44, 48].
Анализ современных тенденций развития художественной
гимнастики свидетельствует об увеличении требований к проявлению гибкости у
гимнасток. Без соответствующего развития подвижности в суставах гимнастки не
смогут усвоить и воспроизвести правильную технику исполнения хореографических
элементов, проявить виртуозность, грациозность и выразительность. Еще совсем
недавно представители художественной гимнастики демонстрировали умеренную
амплитуду выполнения различных элементов, а теперь она выросла до максимального
уровня.
В специальной научно-методической литературе отмечено,
что занятия физической культурой у младших школьников обеспечивает укрепление
здоровья, поддержание работоспособности, овладение жизненно важными
двигательными действиями, развитие физических качеств, адаптацию организма к
нагрузкам, а также снятие психоэмоционального напряжения. В то же время
внимание многих специалистов в России привлечено к проблемам использования
инновационных средств в образовательных учреждениях на уроках физической
культуры, в том числе и художественной гимнастики [5, 7, 15, 28].
Традиционные подходы к проведению занятий по
физической культуре с детьми младшего школьного возраста часто не отвечают
современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее
способствовали решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному
и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности,
в том числе и развитию гибкости [1].
Важность
научного поиска инновационных подходов к проведению занятий по физической
культуре у детей младшего школьного возраста указывают многие ученые [6, 10, 11, 17]. Необходимо отметить, что работы по
данной проблеме носят единичный характер, они не систематизируют знания об
оптимизации стретчинга в сочетании с элементами художественной гимнастики в их
огромном разнообразии и разнонаправленном воздействии на организм ребенка, что
не обеспечивает должной индивидуализации обучения и адекватной физиологической
нагрузки.
Таким
образом, созданы предпосылки и существует объективная необходимость внедрения
средств художественной гимнастики для развития гибкости у детей младшего
школьного возраста. В этом просматривается актуальность настоящего
исследования.
Объект
исследования – физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет
исследования – средства и методы развития гибкости у детей младшего школьного
возраста на уроках физической культуры.
Цель
исследования – разработать программу развития гибкости с элементами стретчинга
и художественной гимнастики у детей младшего школьного возраста.
Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.
Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно
особенностей развития гибкости у детей младшего школьного возраста. 2.
Оценить уровень развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
3.
Разработать и экспериментально обосновать эффективность программы развития
гибкости с элементами стретчинга и художественной гимнастики у детей младшего
школьного возраста.
Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1.
Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2.
Педагогическое наблюдение.
3.
Педагогический эксперимент.
4.
Педагогическое тестирование (выкрут палки, шпагат, поперечный шпагат, «рыбка»,
«мост»).
5.Методы
математической статистики.
Гипотеза
исследования: предполагается, что разработанная программа занятий с элементами
художественной гимнастики и стретчинга в различных режимах у детей младшего
школьного возраста будет способствовать улучшению у них гибкости.
Практическая
значимость. Полученные практические результаты работы могут быть внедрены в
практику работы общеобразовательных школ, спортивных школ, фитнес-клубов для улучшения
гибкости у детей младшего школьного возраста и их физической подготовленности.
Заключение:
1. Анализ научно-методической литературы, данных сети
Интернет и периодической литературы по теме исследования позволил выявить
проблемные вопросы и особенности развития гибкости у детей младшего школьного
возраста, их физической подготовленности, определить ведущие двигательные качества,
необходимые в художественной гимнастике, а также основы их формирования
предпосылок для достижения высоких результатов в процессе соревновательной
деятельности. Целенаправленная программа развития
гибкости в художественной гимнастике должна обеспечивать постоянное и
постепенное увеличение амплитуды движений в допустимых пределах, что позволит
одновременно достичь высоких спортивных результатов и способствовать
максимальному сохранению здоровья гимнасток.
Особого внимания требует процесс
физического воспитания младшего школьного возраста, ведь данные последних
исследований указывают на то, что именно у учащихся первых классов по сравнению
с другими возрастными группами наблюдается наибольшее количество детей с низким
уровнем физического состояния, уровнем физической работоспособности и высоким
уровнем школьной тревожности. Значительным потенциалом по развитию гибкости у
детей младшего школьного возраста обладает стретчинг, однако данные по
использованию стретчинга на уроках физической культуры у них остаются
недостаточно раскрытыми.
2. Данные о развитии
гибкости, полученные на этапе констатирующего эксперимента, свидетельствуют,
что одним из возможных вариантов улучшения гибкости у детей младшего школьного
возраста на уроках физической культуры может быть разработка и внедрение в
образовательный процесс инновационных программ. Такие инновационные программы
способствуют росту уровню физической подготовленности, в том числе и гибкости. Полученные исходные
данные развития гибкости у детей подтвердили необходимость разработки программы
стретчинга в статическом, динамическом и стато-динамическом режимах у детей экспериментальной
группы.
Разработаны
и обоснованы комплексы упражнений стретчинга в различных режимах, которые
соответствуют индивидуальным особенностям детей и способствуют повышению
подвижности в суставах, а также эластичности мышечно-связочного аппарата.
3.
После проведения педагогического эксперимента мы отметили
статистически значимую разницу в исследуемых показателях гибкости у детей
экспериментальной группы. У детей экспериментальной группы произошли в
показателях подвижности в плечевом суставе (выкрут палки) – результат улучшился
на 10,00 см (p<0,05), подвижности позвоночного столба (наклон вперед) – на
4,0 см (p<0,05), в шпагате левой – на 4 см (p<0,05), в шпагате правой –
на 4,5 см (p<0,05), в поперечном – на 5 см (p<0,05), в тесте «Мост» — на
12,00 см (p<0,05), а также «Рыбка» — на 10,30 см (p<0,05).
У
детей контрольной группы достоверные изменения наблюдались лишь по двум
показателям.
Показатель
подвижности в плечевом суставе у детей экспериментальной группы
был достоверно лучше, чем в контрольной группе на 6,8 см (p<0,05), подвижности позвоночного столба (наклон
вперед) – на 2,9 см (p<0,05), шпагата левой – на 3,5 см (p<0,05), шпагата
правой – на 3,1 см (p<0,05), поперечного шпагата – на 3,5 см (p<0,05),
«Моста» — на 10,30 см (p<0,05), а также «Рыбки» — на 7,70 см (p<0,05).
Полученные
данные подтвердили эффективность разработанной программы статического
стретчинга и могут служить основанием для практического внедрения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Анатомо-физиологические
особенности детей младшего школьного возраста Младший школьный
возраст характеризуется равномерным развитием опорнo-двигательного аппарата и
различной интенсивностью роста отдельных размерных признаков. Например, длина
тела увеличивается в этот период в большей мере, чем масса тела. Очень подвижны
суставы детей в этом возрасте, связки эластичны, также скелет содержит большое
количество хрящевой ткани. Позвоночный столб ребенка сохраняет большую
подвижность до 8 лет [1].
Множество
исследований показывают, что для развития подвижности во всех основных суставах благоприятен
именно младший школьный возраст. Мышцы у детей младшего школьного возраста
имеют тонкие волокна, которые содержат в себе небольшое количество жира и белка, но
при этом крупные мышцы детей развиты больше, чем мелкие.
Физические
качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития,
потому что являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и
отображают возрастные и половые особенности организма ребенка [46].
В младшем школьном возрасте начинается
интенсивное развитие нервной системы, что создает благоприятные предпосылки к
освоению новых движений, формированию двигательных навыков.
Однако формирование проприорецепторов,
размещенных в суставах и связках, морфологически и функционально продолжается и
завершается лишь в 13-14 лет, а проприорецепторов мышц – в 12-15 лет.
Пропорции тела у детей младшего школьного возраста продолжают
изменяться, ребенок растет, его тело постепенно становится относительно узким.
В период от шести до семи лет наблюдается повышение скорости роста тела в длину, при этом конечности в это время растут быстрее,
чем туловище. Поэтому педагогу нужно уделять значительное внимание укреплению
мышечного корсета для поддержания правильной осанки [3].
Мышечно-связочный аппарат в этом возрасте
слабый, характеризуется высокой способностью к растяжению. Это обусловливает
значительную гибкость, однако не обеспечивает надежной фиксации костей. Поэтому
возможны деформации скелета, развитие асимметрии тела и конечностей,
возникновение плоскостопия.
В мышечной ткани детей данного возраста
происходят не только процессы увеличения массы мышц, их морфологическая
перестройка, а также дифференцировка волокон различных типов. Развитие мышц
тесно связано с двигательной деятельностью ребенка.
Младший школьный возраст особенно важен
для формирования правильной осанки. Кроме того, особое место в этом периоде
занимает профилактика плоскостопия.
Систематическое выполнение специальных
упражнений и массажа с использованием массирующих приспособлений способствует
раздражению рефлексогенных зон стоп, что является мощнейшим стимулятором
развития скелетной мускулатуры [3].
Степень развития скелетных мышц и уровень координации движений во
многом определяют облик ребенка в этом возрасте. С развитием мышц и
двигательных центров изменяется двигательная активность ребенка.
Дети в младшем школьном возрасте очень
возбудимы, однако их работоспособность находится на низком уровне. Для них
характерна быстрая утомляемость.
Поэтому при организации занятий следует
избегать длинных монотонных объяснений, длительных и монотонных задач. Время
произвольного удержания внимания детей 6-7 лет — 15-20 мин. К 6-7 годам дети не
способны осуществлять тонкие точные движения в максимально короткое время.