Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Физическая культура и спорт

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста занимающихся каратэ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические подходы к развитию гибкости у обучающихся младших классов занимающихся карате 7

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей обучающихся младших классов 7

1.2. Гибкость как физическое качество и особенности ее развития у обучающихся младших классов 11

1.3. Специфика развития гибкости обучающихся младших классов занимающихся карате и меры безопасности на занятиях 17

Выводы по 1 главе 23

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования комплекса упражнений, направленных на развитие гибкости обучающихся младших классов занимающихся карате………………………………………………………………………………25

2.1. Организация и выявление исходных показателей по проблеме исследования 25

2.2. Использование экспериментального комплекса упражнений, направленных на развитие гибкости обучающихся младших классов занимающихся карате 27

2.3. Результаты экспериментальной работы 39

Выводы по 2 главе 43

Заключение 45

Список использованных источников и литературы 48

Приложение 1 52

Приложение 2 54

Приложение 3 57

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Гибкость необходимое и важное физическое качество в занятиях карате. Карате относится к контактным видам спорта, в котором спортсмен должен обладать быстротой, гибкостью, ловкостью, силой, выносливостью. Но одним из ведущих физических качеств, которое входит в интегральную подготовку каратистов является гибкость. Недостаточность гибкости усложняет и замедляет процесс усвоения двигательных навыков, ограничивая проявление силы, скоростных и координационных способностей, снижает экономичность работы, повышая вероятность возникновения травм двигательного аппарата спортсменов. Без этого качества невозможно достичь выразительности и четкости движений, совершенствовать технику прыжков, равновесий, поворотов поскольку без достаточной подвижности в суставах эти движения ограничены и скованы. Техника выполнения движений в карате требует высокого уровня развития подвижности во всех суставах, особенно тазобедренных, плечевых, голеностопных, позвоночнике. Гибкость — свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее границы движения звеньев тела. У каждого она индивидуальна, это во многом врожденное качество. Однако необходимо иметь достаточный уровень развития гибкости.

Именно поэтому важно включать в систему тренировок упражнения для развития активной и пассивной гибкости, ведь от уровня развития активной гибкости зависит качество выполнения всех прыжковых и динамических элементов, а от пассивной в свою очередь – выполнение всех статических элементов с наибольшей амплитудой [3, 8, 9].

Научно доказано и подтверждено на практике, что выполнение упражнений на гибкость способствует укреплению суставов, повышению прочности и эластичности мышц, связок и сухожилий, совершенствованию координации, эффективному овладению техникой физических упражнений, избежанию травм.

Стоит отметить, что проблеме развития гибкости, в том числе и в различных видах спорта, посвящено значительное количество исследований: Н.А. Бернштейн, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, В. Н. Платонов, И.П. Ратов.

Вопросы об особенностях обеспечения безопасности в процессе тренировочного процесса в том числе и по развитию активной и пассивной гибкости, так же вошли к круг многих научных исследований, в частности: Т.М. Бест, М.Р. Галеева, Ю.Н. Жданов, Е.И. Зуев, В.В. Момот. Многими авторами акцентировалось внимание на том, что техника безопасности при развитии гибкости спортсменов имеет важное значение. Так же предлагались различные варианты ее обеспечения: наличие исправленного инвентаря, оборудование спортивного зала, своевременный врачебный контроль, контроль самого тренера в процессе проведения тренировочных занятий.

Однако отметим, что предложенные подходы к развитию гибкости в карате основываются на общих методических приемах и недостаточно учитывают специальные упражнения на растяжку, ориентированные именно на обучающихся младших классов, так же нет однозначных рекомендаций по обеспечению мер безопасности до занятий, во время и занятий и после занятий. Следовательно, проблему развития гибкости каратистов в группах начальной базовой подготовки следует считать актуальной.

Объектом исследования выступил процесс развития гибкости у обучающихся младших классов, занимающихся карате.

Предмет исследования – экспериментальный комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости у обучающихся младших классов, занимающихся карате.

Цель исследования – проанализировать особенности развития гибкости у обучающихся младших классов, занимающихся карате посредством экспериментального комплекса упражнений.

Гипотеза исследования. Мы считаем, что применение специально разработанного экспериментального комплекса упражнений, позволит существенно увеличить уровень гибкости у обучающихся младших классов, занимающихся карате.

Задачи исследования:

1. изучить анатомо-физиологические особенности обучающихся младших классов и определит гибкость как физическое качество и особенности ее развития,

2. определить специфику развития гибкости обучающихся младших классов занимающихся карате в начале эксперимента,

3. провести опытно-экспериментальную работу по определению эффективности использования экспериментального комплекса упражнений, направленных на развитие гибкости обучающихся младших классов занимающихся карате,

4. предложить практические рекомендации, направленные на оптимальное развитие гибкости юных каратистов с помощью предложенного экспериментального комплекса упражнений, в том числе предложены меры по обеспечению безопасности занимающихся в процессе развития гибкости.

Основными методами для написания работы выступили: анализ и обобщение научной литературы, обобщение тренерского опыта, тестирование, эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что разработанный экспериментальный комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости обучающихся младших классов занимающихся карате, может найти применение в тренировочном процессе. В том числе предложенные рекомендации к организации и проведению стретчинга с обучающимися младших классов с целью развития гибкости могут найти применение в практике тренерской работы. Так же предложены меры по обеспечению безопасности в процессе развития гибкости в тренировочном процессе юных каратистов, которые также могут быть использованы в практической деятельности тренеров.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития большинства психически-познавательных процессов, физических качеств, формирования личности ребенка. Он характеризуется изменением ведущей деятельности, социальной ситуации развития, новыми возрастными новообразованиями, изменениями в психофизическом и социальном развитии. Было выявлено, то в этом возрасте происходит развитие и совершенствование всех анатомо-физиологических и психических особенностей. Так же ученик начальной школы является сензитивным в развитии гибкости. Именно данное качество в этом возрасте является наиболее развитым.

Доказано, что занятия спортом, в частности карате, повышают уровень физической подготовленности, физической и умственной работоспособности, функциональное состояние организма, способствуют развитию психически-познавательных процессов, физических качеств и психических свойств.

Гибкость мы рассматриваем как морфофункциональное свойство ОДА, определяемое подвижностью его звеньев, что позволяет выполнять движения в суставах в соответствии с их максимальной анатомо-физиологической возможности. Гибкость, в отличие от других физических качеств, обладает способностью регрессировать с первых лет жизни. Причинами этого являются процессы окостенения хрящевой ткани, уменьшение эластичности связок.

Гибкость играет фундаментальную роль при занятиях карате. Недостаточное развитие гибкости ограничивает совершенствование других физических качеств, приводит к снижению силы и скорости, роста усталости.

Существуют различные методы и средства развития гибкости и увеличения амплитуды движений в суставах. Специально разработанной системой физических упражнений, направленных на развитие гибкости и улучшение подвижности в суставах каратистов, являются упражнения на растяжку.

В исследовании был обоснован экспериментальный комплекс упражнений, способствующий развитию гибкости который базируется на взаимосвязанных структурных компонентах: целевом, теоретико-методологическом, содержательно-технологическом и оценочно-результативном.

Упражнения для разогревания организма в начале тренировки проводились сверху вниз (от шеи до ног), в конце – наоборот. Интенсивность упражнений с применением силы и скорости в начале тренировки постепенно увеличивалась, и наоборот, при завершенные тренировки – постепенно уменьшалась, чтобы стабилизировать и привести организм исследуемых к исходному, то есть, состоянию покоя. Обязательным компонентом проведения подготовительной части занятия было включение элементов карате, что способствовало лучшему усвоению базовой техники. Каждое упражнение необходимо было выполнять 5-6 раз. В перечень физических упражнений, направленных на развитие гибкости, вошли упражнения, которые выполнялись в положении стоя, сидя, лежа. Данные упражнения выполнялись в различных конфигурациях. в парах и индивидуально, спиной или лицом друг к другу, с отягощениями и без обременения.

В сложно-координационных видах спорта гибкость необходима не только как биомеханическая целесообразность эффективной техники выполнения упражнений, но и как эстетический компонент исполнительного мастерства. Оптимальные диапазоны гибкости способствуют достижению высокого спортивного результата, в то время как недостаточное или чрезмерное развитие подвижности в суставах приводит к травмам и нарушениям опорно-двигательного аппарата.

Возраст 8-9 лет можно считать благоприятным для развития гибкости во всех ее проявлениях, на что надо обращать внимание при планировании учебно-тренировочных нагрузок в этом возрастном периоде.

Предложенный экспериментальный комплекс упражнений положительно отразился на динамке всех исследуемых показателей физической подготовленности и физического развития. Экспериментальный комплекс упражнений, способствует повышению показателей амплитуды движений в суставах и повышению общей гибкости тела.

Результаты тестов подтвердили, что показатели гибкости зависят от циркадных ритмов и улучшаются в определенные периоды дня. Предложенный экспериментальный комплекс упражнений является эффективным, о чем свидетельствуют положительные изменения показателей гибкости юных каратистов. Проведенные исследования подтверждают целесообразность развития гибкости во второй половине дня, что и рекомендуется тренерам для улучшения тренировочного процесса своих воспитанников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы к развитию гибкости у обучающихся младших классов занимающихся карате

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей обучающихся младших классов

Границы обучающихся младших классов совпадают с периодом обучения в начальной школе и устанавливаются сейчас с 6-7 лет до 10-11 лет [1].

Физическое развитие обучающихся младших классов характеризуется увеличением роста (на 4-5 см за год), веса тела (на 2-3 кг за год), окружности грудной клетки (на 2-3 см за год), жизненной емкости легких (до 2200 мл). Частота сердечных сокращений постепенно сокращается (до 76-96 уд./мин. в 9-10 лет), частота дыхания тоже (до 18-24 дыханий за 1 мин.). Работоспособность обучающихся младших классов имеет низкий уровень, в связи с чем они быстро устают, но и быстро восстанавливаются.

В этом возрасте длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей быстро растут, рост позвонков по высоте ускоряется. Мышцы детей 8-12 лет имеют тонкие волокна, они содержат только небольшое количество белка и жира. В этом случае большие мышцы конечностей более развиты, чем маленькие. В возрасте от 8 до 10 лет длина и толщина мышечных волокон значительно меняются. Существует созревание быстро устаревших гликолитических мышечных волокон (тип II-b), а с окончанием переходного периода — индивидуальный вид отношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах. Масса тела до 14 лет изменяется медленно, в костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте [6].

Следует отметить, что изгибы позвоночника только начинают формироваться, позвоночник детей очень податливый, с неправильными начальными положениями, сопровождаемыми длительными деформациями, возможны кривизны. Это объясняется отсутствием развития мышц, поэтому для детей в возрасте от 8 до 12 лет очень важно давать упражнения, которые помогают укрепить мышцы спины, чтобы позвоночник мог развиваться без отклонений.

У девочек с 10-11 лет начинают период полового созревания. Рост тела в длине резко ускоряется, начинается так называемый скачок роста. Причиной этого является действие гипофизарных гормонов — одной из наиболее важных желез внутренней секреции. Некоторые из этих гормонов (например, гормон роста) непосредственно влияют на развитие органов; другие, так называемые гонадотропные гормоны, действуют на половые железы, вызывая интенсивное формирование половых гормонов [6].

Как у девочек, так и у мальчиков вышеупомянутые гормоны отвечают за синтез белка, рост и развитие мышечной и костной ткани, но с увеличением активности гонад они начинают оказывать специфическое влияние на ускорение роста мышечной и костной ткани. рост и развитие половых органов, вторичные половые признаки, в формировании физические, фигуры [6].

В возрасте 9-10 лет происходит внезапное увеличение относительной мышечной силы (в пересчете на 1 кг массы тела); абсолютная сила продолжает интенсивно расти менее чем через год после наступления первого периода. Показатели относительной мышечной силы у девочек в возрасте от 10 до 11 лет близки к показателям мальчиков того же возраста.

Мышечная масса у мальчиков в возрасте 10 лет составляет около 30% от общей массы тела. Одновременно с увеличением мышечной массы улучшаются их функциональные свойства и улучшаются отношения иннервации.

Мускулы нижних конечностей характеризуются более высокими темпами роста по сравнению с мышцами верхних конечностей. Сексуальные различия в компонентах мышц и жиров становятся более выраженными: масса мышц (по отношению к массе тела) у девочек примерно на 13% меньше, чем у молодых мужчин, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Увеличение массы тела у девочек более интенсивное, чем рост мышечной силы. В тоже время у обучающихся младших классов, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений

Серьезные изменения происходят в системе кровообращения. Масса и объем сердца продолжают расти. Объем сердца достигает 130-150 мл, а минутный объем крови составляет 3-4 л / мин. В связи с тем, что сердце выкидывает больший объем крови за одно снижение, кровяное давление увеличивается, что в ряде случаев может вызвать юношескую гипертонию — повышение артериального давления до 140 мм.

Также происходят изменения в дыхательной системе. Продолжительность цикла дыхания и скорости вдоха увеличивается, выдох становится длиннее, улучшается регуляция дыхания, дыхательные реакции на нагрузку экономятся. Объем дыхания увеличивается, и, следовательно, частота дыхания уменьшается на 1 минуту. Минимальный объем дыхания за 10 лет составляет около 4 литров / моль, через 14 лет — 5 литров / моль.

Физические качества развиваются не одновременно и неравномерно. В.И. Лях отмечает, что у мальчиков в 1-2 классах лучше всего развивается скорость, 2-4 – общая выносливость, гибкость и равновесие. У девочек выносливость развивается со 2 класса, скорость в течение всего возрастного периода. Также для обучающихся младших классов характерны низкие абсолютные и относительные показатели мышечной силы. В то же время во время кратковременных скоростных нагрузках работоспособность остается высокой, а функциональное состояние сердечно — сосудистой и дыхательной систем быстро восстанавливается [3].

Весомой особенностью психофизического развития обучающихся младших классов является интенсивное развитие нервной системы. Т. Дуткевич отмечает, что ее возможности значительно расширяются, увеличивается вес лобных отделов головного мозга, что создает возможности для осуществления произвольного поведения, планирования, исполнения и контроля программы действий. Повышается умственная работоспособность. Возрастает сила торможения и уравновешенность нервных процессов, хотя процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это и приводит к непоседливости и несдержанности ребенка [14].

Важно помнить, что у обучающихся младших классов вегетативная функция движений отстает от развития моторики [20]. З.И. Кузнецова [20] указывает, что функциональные показатели нервной системы у обучающихся младших классов несовершенны. Сила и уравновешенность нервных процессов невелики. Несмотря на то что все виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, все же преобладают у обучающихся младших классов процессы возбуждения, что может привести к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению [20].

Ю.Г. Травин [33] отмечает, что в детском возрасте интенсивно развиваются анализаторы. Уже в 10–13 лет функции двигательного, зрительного, вестибулярного, тактильного и других анализаторов мало чем отличаются от функции их у взрослых людей. У обучающихся младших классов закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных двигательных действий. В этом возрасте совершенствуются основные движения: бег, ходьба, прыжки, метания и двигательные качества: быстрота, ловкость, скорость, гибкость.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная, требующая определенных усилий и характеризующаяся социальной значимостью, обязательностью и ответственностью.

Появляется новый человек, который играет значимую роль для ребенка — тренер, который не только подает пример своим поведением, но и ставит определенные требования и оценивает деятельность.

Процесс физического, психического, интеллектуального и социального развития приводит к качественным новообразованиям в личности обучающихся младших классов. В частности И.В. Шаповаленко среди них отмечает следующие: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу ровесников [36]

При поступлении в школу начинают перестраиваться все ее психические познавательные процессы. Совершенствуются психофизиологические функции (восприятие, внимание), высшие психические функции (мышление, речь, память, воображение, эмоции) [6].

Под влиянием обучения они приобретают качества, присущие взрослым людям. Во многом это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических аспектов. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость [3].

Таким образом, данный возраст характеризуется развитием и совершенствованием всех анатомо-физиологических и психических особенностей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы