Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему . Развитие гибкости обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста в условиях школы 5
1.1. Гибкость как физическое качество и методика ее развития 5
1.2. Возрастные и морфофункциональные особенности развития детей младшего школьного возраста 9
1.3. Средства и методы развития гибкости младших школьников на уроках физической культуры 16
Глава 2. Эмпирическое исследование развития гибкости обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры 22
2.1. Организация процедуры исследования и обоснование выбора методик диагностики 22
2.2. Методическая программа по развитию гибкости обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры 27
2.3. Оценка эффективности программы, анализ и интерпретация результатов исследования 33
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложение 42
Введение:
Физическое развитие учеников младшего школьного возраста можно охарактеризовать в качестве важнейшей характеристики организма и его готовности к выполнению различных видов деятельности. Нередко интенсификация учебного процесса в школах приводит к дисгармоничному развитию детей, что приводит к необходимости минимизации последствий умственной и эмоциональной нагрузки на занятиях физической культурой.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным возрастным этапом для развития всех функций организма, совершенствования двигательных умений и навыков, а также физических качеств. Вместе с тем становление основных физических качеств учащихся обусловлено спецификой и возможностями функциональных систем организма. Гибкость занимает особое место среди всей совокупности физических качеств, поэтому ей необходимо уделять особое внимание на самых ранних этапах школьного обучения.
В процессе физического воспитания в школе одной из ведущих задач является развитие двигательных способностей, среди которых сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Гибкость является генетически обусловленной способностью, для которой характерны благоприятные периоды проявления и развития. Данную способность необходимо начинать развивать с самого раннего детства, и наиболее благоприятным периодом для ее развития является младший школьный возраст. С учетом сензитивных периодов развития физических качеств необходимо рациональное построение процесса подготовки с применением наиболее результативных средств и методов. Поэтому особенно актуальными являются вопросы подбора наиболее эффективных средств и методов развития гибкости.
Исследованием физических качеств в школьном возрасте занимались такие ученые, как В.А. Брыкина, М.П. Мухина, Т.Ю. Торочкова, С.М. Фролова и др. Вопросам изучения развития гибкости посвящены работы О.Ю. Какорина, Н.Т. Строшковой, А.В. Кочнева, О.А. Голубкиной, А.В. Цинис и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность средств и методов развития гибкости обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Объект исследования: гибкость как физическое качество.
Предмет исследования: средства и методы развития гибкости у младших школьников на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: развитие гибкости обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
— подборе материала урочных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими возможностями учащихся с целью обеспечения его доступности;
— комплексном применении комплекса средств и методов развития гибкости у детей младшего школьного возраста;
— субъект-субъектном взаимодействии диады «младший школьник -педагог» (совместное взаимодействие, сотрудничество, поощрение достижений).
Задачи исследования:
1. На основании анализа научной литературы дать определение гибкости как физическому качеству и рассмотреть методику ее развития.
2. Описать возрастные и морфофункциональные особенности развития детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать средства и методы развития гибкости младших школьников на уроках физической культуры.
4. В рамках эмпирического исследования представить методическую программу по развитию гибкости обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры и дать анализ ее эффективности.
Методы исследования: теоретические: метод анализа литературы, синтез, анализ, обобщение; эмпирические: наблюдение, тестирование, методы количественного и качественного анализа, методы статистического анализа.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных учреждений при планировании и организации различных форм урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками для развития у них физического качества гибкости.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Гибкость представляет собой физическое качество, это способность выполнять движения с большой амплитудой. Кроме того, гибкость можно определить как специфические морфофункциональные свойства костно-мышечной системы, определяющие степень подвижности ее связей в отношении друг друга. Наличие гибкости способствует развитию свободы, скорости и экономичности движений.
В рамках проведения эмпирического исследования развития гибкости обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры были отобраны испытуемые возрастной категории 8-9 лет общим количественным составом 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек). С целью определения гибкости был подобран комплекс тестовых упражнений, результаты которых сравнивались с нормативами применительно к ученикам 2 класса. Анализ первичных показателей по тестам показал, что высокий уровень развития гибкости по отдельным упражнениям характерен только для двух учеников, половина учеников показали низкие результаты, и только 40% школьников продемонстрировали средний уровень подвижности позвоночного столба и плечевого сустава.
С целью воспитания гибкости на уроках физической культуры была разработана и апробирована на практике методическая программа занятий, занятия проводились 2 раза в неделю, каждое занятие продолжалось 60 минут. В содержание программы включалось освоение обучающимися общеразвивающих упражнений, динамических упражнений (однофазные и пружинящие движения — наклоны, фиксированные, маховые, и т.д.), упражнений на многократное растягивание, упражнений пружинного характера, гимнастических упражнений с элементами акробатики на гибкость и равновесие (активных, пассивных, статических), силовых упражнений (для наращивания мышечной силы и стабилизации суставов, развития мышц ног и брюшного пресса), подвижных игр, эстафет, и т.д. Как средства развития гибкости младших школьников были использованы упражнения на растягивания — динамические (с постепенным увеличением амплитуды движений), статические (удержание определенного положения тела, растягивание определенной группы мышц).
В качестве ведущего метода для развития подвижности суставов выступал повторный метод. Упражнения на гибкость были представлены следующими: подтягивание, поднимание и опускание ног в висе, отжимание от пола, которые были рассчитаны на развитие силы, укрепление плечевого пояса, брюшного пресса, мышц ног. Постепенно увеличивалось количество подходов, повторений. Для развития гибкости использовались пружинящие повторные движения, которые способствовали увеличению амплитуды движений и интенсивности растягивания.
Для развития подвижности позвоночного столба отрабатывались наклоны с прямой спиной; для развития мышц туловища в боковой плоскости — наклоны с максимальным прогибанием вниз около гимнастической стенки; для развития подвижности плечевого сустава, эластичности мышц грудного отдела — пружинистые повороты, рывки прямыми руками назад одновременно с поворотом корпуса поочередно в разные стороны, не сгибая ноги в коленных суставах; круговые движения корпусом; поочередные махи ногами; прогибания вперед на гимнастической стенке с опусканием рук на более низкие перекладины; выкручивания руки с гимнастическими палками назад за спину, с выкрутом рук с палкой вверх. Для развития эластичности мышечного пояса, растягивания мышц ног и подколенных связок, развития подвижности позвоночного столба, укрепления косых мышц живота, повышения эластичности тазобедренного сустава и укрепления мышц брюшного пресса также проводились ОРУ и гимнастические упражнения на полу.
Для развития подвижности тазобедренного сустава ученики выполняли круговые движения ногами наружу и внутрь с приподнятым вверх бедром, со сменой позиции и повторением комплекса движений. Для развития подвижности коленных суставов ученики выполняли круговые движения коленями вправо и влево; для развития гибкости тазобедренного и коленного суставов выполнялись круговые движения коленями внутрь и наружу. Для развития эластичности связок, мышц в голеностопном суставе ученики поочередно переносили корпус на левую и правую ногу, отслеживая максимальную амплитуду движений. Развитию эластичности мышц ног способствовали сгибания и выпрямления, повороты влево и вправо стоп, махи прямыми ногами с касанием противоположной руки и т.д. В рамках изучения техники перекатов, техники кувырка, гимнастического моста, стойки на лопатках, проводились специальные упражнения с предварительным просмотром презентаций.
Помимо основных методов для развития гибкости — многократного, статического и динамического растягивания, сопряженный метод, на занятиях использовались игровой и соревновательные методы, для чего проводились подвижные игры, соревновательные игры, игры-эстафеты, содействующие развитию быстроты восприятия поставленных задач, внимания и быстроты реакции и движений (бег на месте с кувырком вперед, быстрая смена разных позиций в беге, выполнение акробатических элементов). На уроках использовались фитболлы, маты, гимнастические стенки, палки и скамейки, теннисные мячи, планки, скакалки, кегли.
Повышению эмоциональности занятий способствовала групповая сплоченность и введение энергичной музыки для развития гибкости и подвижности. При многократных повторах дети уже самостоятельно новые элементы. Игры и упражнения проводились с постепенным усложнением заданий, игровой обстановки, условий проведения, прослеживалось усложнение от одной игры или упражнения к другому.
Программа занятий доказала свою эффективность, что подтверждается динамикой тестовых показателей. Результаты повторной диагностики свидетельствуют о позитивных качественных и количественных изменениях по результатам протестированных параметров физического качества гибкости. Сравнительный анализ параметров младших школьников позволяет отметить, что практически у всех учеников произошла существенная динамика показателей по всем тестам. Следовательно, можно говорить о том, что после проведения методической программы уровень развития гибкости у школьников выше, чем до ее проведения.
В целом, на основании проведенного экспериментального исследования мы приходим к подтверждению выдвинутой гипотезы исследования. Т.е. действительно, развитие гибкости обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры будет эффективным при реализации педагогических условий: подборе материала урочных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими возможностями учащихся с целью обеспечения его доступности; комплексном применении комплекса средств и методов развития гибкости у детей младшего школьного возраста; организации сотрудничества между педагогом и учениками.
Разработанная методическая программа по развитию гибкости обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры показала свою эффективность и может быть использована в течение всего учебного года.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста в условиях школы
1.1. Гибкость как физическое качество и методика ее развития
В условиях общеобразовательного учреждения одной из важнейших задач является не только гармоничное личностное развитие обучающихся, но и выработка у школьников резистентности к неблагоприятным социально-экологическим условиям, а также повышение адаптивных функций организма.
Как отмечает С.Ф. Бурухин, гибкость представляет собой способность выполнять движения с большой амплитудой, это также специфические морфофункциональные свойства костно-мышечной системы, определяющие степень подвижности ее связей в отношении друг друга .
Ю.А. Копыловым в рамках изучения физического качества гибкости подчеркивается, что наличие гибкости способствует развитию свободы, скорости и экономичности движений .
Термин гибкость используют обычно при определении суммарной подвижности в суставах тела, следует также отметить, что в отношении некоторых суставов целесообразнее обращаться к термину подвижность, к примеру, относительно плечевого, тазобедренного, голеностопного сустава. Достаточная гибкость способствует обеспечению свободы, быстроты и экономичности движений. С помощью гибкости обеспечивается эффективность прикладываемых усилий при выполнении отдельных упражнений, приемов.
Гибкость дифференцируется на активную и пассивную.
Активная гибкость зависит от интенсивности, силы групп мышц, которые окружают сустав. От силы этих мышц зависят движения, совершаемые в суставах посредством собственных усилий. Таким образом, сила мышц, которые производят движения в суставах, обусловливает степень развития активной гибкости.
Применительно к пассивной гибкости можно отметить, что она в целом определяется анатомическим строением сустава, и ее величина зависит от совершаемых в суставе движений под влиянием внешнего давления. При этом амплитуда движений при пассивной гибкости значительно интенсивнее, нежели при активной.