Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ И ПЛАСТИЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Гибкость и пластичность движений как одна из природных физических данных и приобретенная способность у детей 4
1.2. Танцевальная деятельность детей в дошкольной образовательной организации 4
Выводы по первой главе 4
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ГИБКОСТИ И ПЛАСТИЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
2.1. Содержание, формы и методы развития гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста 4
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 4
Выводы по второй главе 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Введение:
Актуальность исследования. Дошкольный возраст — наиболее ответственный период в процессе формирования физического развития и состояния здоровья ребенка. Именно в этом возрасте формируются и усваиваются двигательные умения и навыки, закладывается фундамент для развития всех физических качеств: силы, ловкости, скорости, координации, гибкости и пластичности. Именно гибкость и пластичность способствуют гармоничному физическому развитию, а целенаправленное формирование этих физических качеств способствует укреплению суставов и связок, мышечных волокон, предупреждению травм. Дети с высоким уровнем гибкости и пластичности отличаются красивой и легкой походкой, хорошей осанкой, которые достигаются за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.
Результаты исследований ведущих ученых (В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.С. Быков, О.Н. Маркова) свидетельствуют, что большинство детей 5-6 лет уже на этапе поступления в школу характеризуются низким уровнем здоровья, повышенным риском возникновения нарушений в опорно-двигательном аппарате: остеохондроз, сколиоз, нарушение форм стопы и др.
Организация и содержание работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях также не в полной мере способствуют развитию гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста детей. Именно поэтому существует необходимость поиска средств, способствующих развитию гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста.
На современном этапе развития педагогической науки государственными программами предполагается, что решение оздоровительных задач в дошкольных учреждениях должно быть тесно связано с охраной и укреплением не только физического, но и психического здоровья детей дошкольного возраста. Модернизация образования в настоящее время обусловила необходимость внедрения в процесс физического воспитания дошкольников современных видов двигательной активности и новейших оздоровительных подходов.
В частности Б.А. Ашмарин, Л.Г. Манько, В.С. Фарфель, Е.Я. Крупник предложили применение комплексов физических упражнений и комплексного применения средств спортивных игр на занятиях по физической культуре для детей 5-6 лет в развитии гибкости и пластичности.
Ю.Ф. Курамшин, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова доказали эффективность применения инновационных средств физического воспитания, направленных на оптимизацию двигательного режима детей в учреждениях дошкольного образования различного типа; в том числе определили положительное влияние элементов танцевальных упражнений ( в том числе и детского фитнеса) на улучшение физических качеств старших дошкольников.
Анализ научной литературы указывает на то, что гибкость и пластичность, а так же методы и средства их развития у детей старшего дошкольного возраста изучались с различных сторон, однако, до сих пор наблюдается недостаточное количество научных работ, позволяющих определить влияние танцевальной деятельности детей в дошкольной образовательной организации на развитие гибкости и пластичности старших дошкольников, что и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Анализ научных источников, практики физического воспитания в дошкольных учебных заведениях позволяет выявить противоречия развития гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста с помощью танцевальной деятельности, которые усиливают актуальность работы, а именно:
— между уровнем общественных требований к здоровью детей и эффективностью танцевальной деятельности в дошкольных учебных заведениях;
— между потребностью в развитии гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста и ограниченными средствами танцевальной деятельности в дошкольных учебных заведениях;
— между необходимостью использования в образовательном процессе дошкольников танцевальной деятельности в развитии гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста и недостаточной практической базой по ее использованию.
Необходимость разрешения указанных противоречий, а также недостаточное теоретическое и практическое изучение выбранной темы обусловили необходимость дальнейшего исследования влияния танцевальной деятельности на развитие гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста, основываясь на полученных диагностических данных.
Данные противоречия порождают проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления теоретических основ, экспериментальной проверке эффективности содержания, форм и методов развития гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, с одной стороны, и ее недостаточная разработанность – с другой, определили выбор темы исследования: «Развитие гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста».
Цель исследования – теоретически проанализировать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов развития гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста посредством танцевальной деятельности.
Объект исследования – образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – содержание, формы и методы развития гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: организация процесса развития гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста будет успешным, если будет разработана комплексная методика, включающая в себя:
— игровую разминку и хореографические упражнения (хореографический блок),
— игровые упражнения с элементами хореографии (игровой блок),
— танцевальные упражнения, бег с различными движениями рук, доступные прыжки, простейшие акробатические элементы, элементы народных танцев, имитационные упражнения с фитболом (корректирующий блок).
Цель и заявленная гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1) проанализировать научные подходы к развитию гибкости и пластичности детей старшего дошкольного возраста;
2) уточнить особенности организации танцевальной деятельности в детском саду;
3) выявить содержание, формы и методы развития гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста;
4) провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы:
— теория и методика физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.М. Выдрин, Н.И. Пономарев, Ю.Ф. Курамшин);
— теория и методика танца (А.Я. Ваганова, Н.П. Базарова, В.П. Мей, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров, А.В. Лопухов, Д.Е. Звягин, Г.И. Алова, Е.Г. Сайкина);
— основные подходы к гибкости и пластичности и особенностям их развития в дошкольном возрасте (Н.А. Бернштейн, Т.Ю. Логинова, Е.А. Москаленко).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, музыковедческой литературы, диссертационных исследований, периодических научных изданий); эмпирические (наблюдение, творческие задания, эксперимент, качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности).
В процессе эксперимента был применен метод наблюдения за организацией и методикой занятий и реакцией детей, который позволяет осуществлять визуальную оценку эффективности использования танцев в развитии гибкости и пластичности детей. Констатирующий педагогический эксперимент предусматривал измерение морфофункциональных показателей и физической подготовленности детей 5-6 лет.
Формирующий эксперимент был направлен на оценку эффективности программы занятий с использованием средств танцев, продолжительность педагогического эксперимента составила 9 месяцев.
Социологические методы исследования (анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста, вовлеченных в исследование, n = 20) были проведены с целью оценки предпосылок приобщения детей старшего дошкольного возраста к занятиям танцами.
В работе применены статистические методы исследования: статистический анализ данных, полученных в процессе педагогического эксперимента, который предусматривал первоначальный анализ полученных эмпирических данных с использованием описательной статистики, выборочного метода; оценку согласованности полученных данных закону нормального распределения с использованием критерия Манна — Уитни.
Теоретическая значимость состоит в следующем:
— уточнена сущность понятий «гибкость», «пластичность» в контексте исследуемой темы;
— дано теоретическое обоснование использования танцевальной деятельности в развитии гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста;
— впервые теоретически обоснована и разработана программа с элементами спортивного танца для детей старшего дошкольного возраста, которая построена по блочному принципу и включает хореографический, корректирующий, игровой, танцевальный, соревновательный блоки и содержит следующие структурные компоненты: использование базовых и вспомогательных фигур спортивного танца; применение средств и методов оздоровительного фитнеса, доступных для старших дошкольников для повышения эффективности развития гибкости и пластичности.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
— уточнен и дополнен диагностический инструментарий оценки уровня развития гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста;
— разработаны и апробированы ходе опытно-экспериментальной работы формы и методы развития гибкости и пластичности движений у детей дошкольного возраста посредством танцевальной деятельности.
Базой исследования стало: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа № 112 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Заключение:
В условиях модернизации физкультурного образования остается актуальной проблема разработки новых эффективных методик физического воспитания дошкольников и поиска таких средств, методов и форм, которые позволили бы повысить интерес у детей к занятиям физической культуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность, способствовать комплексному развитию физических качеств.
Гибкость мы рассматриваем как морфофункциональное свойство ОДА, определяемое подвижностью его звеньев, что позволяет выполнять движения в суставах в соответствии с их максимальной анатомо-физиологической возможности. Гибкость, в отличие от других физических качеств, обладает способностью регрессировать с первых лет жизни. Причинами этого являются процессы окостенения хрящевой ткани, уменьшение эластичности связок. К факторам, влияющих на уровень гибкости, относятся: анатомо-физиологическая особенность суставов, мышц, сухожилий, связок; физическая активность, возраст, пол, время суток, условия окружающей среды, функциональное состояние ЦНС.
Существует несколько классификаций гибкости. Различают активную и пассивную гибкость; общую и специальную гибкость; статическую, баллистическую и динамическую гибкость. Каждый вид гибкости имеет свои специфические характеристики. Гибкость играет фундаментальную роль не только в профессиональной физкультурно-воспитательной и спортивной подготовке, но и в повседневной жизнедеятельности человека. Достаточный уровень развития гибкости является необходимым условием для комфортного повседневного жизнь. Недостаточное развитие гибкости ограничивает совершенствование других физических качеств, приводит к снижению силы и скорости, роста усталости.
Танцевальная деятельность, как одно из современных направлений образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, представляет собой синтез музыки, ритмики движений, элементов акробатики, игровых видов спорта.
Анализ литературных источников указывает на то, что занятия танцевальной деятельностью повышают общий и эмоциональный тонус организма, улучшают физическую и умственную работоспособность, удовлетворяют потребность в двигательной активности, создают условия для разнообразия двигательной деятельности на основе интеграции динамических, двигательных, «поздних» рефлексов с сознательно контролируемыми движениями.
Немало научных исследований посвящены внедрению различных направлений танцевальной деятельности в процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Особой популярностью пользуются гимнастическо-атлетическое направление, которое включает аэробику, степ-аэробику, фитбол-гимнастика, элементы художественной гимнастики; игровое направление, то есть подвижные, музыкальные, развивающие игры, эстафеты и элементы спортивных игр, танцевально-игровая гимнастика «са-Фи-Данс», двигательный игротренинг, игровой стретчинг, игры по станциям. Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требует танцевальное направление.
Ученые единодушны в мнении о том, что на занятиях физическими упражнениями под музыкальное сопровождение формируются ответные реакции на внешние воздействия (сопротивление, растяжение, сокращение, расслабление), устанавливаются связи между схемами движений с эмоциональными и познавательными психическими процессами, поведением. Дети учатся слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту, выражать свои эмоции, логично сочетать движения под музыку с разными элементами из видов спорта, тем самым происходит развитие гибкости и пластичности.
Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне двигательной активности, гибкости и пластичности старших дошкольников.
На основе результатов констатирующего эксперимента нами разработана методика, целью которой является улучшение уровня развития гибкости и пластичности детей старшего дошкольного возраста с помощью преимущественного использования средств хореографии и детского фитнеса в разных формах занятий.
Предпосылками для создания методики были: низкий уровень двигательных умений и навыков; отсутствие методического обеспечения по развитию гибкости и пластичности старших дошкольников; недостаточное методическое обеспечение физкультурного образования в дошкольных учебных заведениях (в том числе с использованием средств хореграфии и детского фитнеса).
Данная методика была разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
В процессе разработки было выделено 3 взаимосвязанных блока:
Хореографический блок проводится в начале каждого занятия. В рамках этого блока проводится следующая работа: игровая разминка (5 минут) и хореографические упражнения (5 минут).
Игровой блок был направлен на развитие гибкости и пластичности посредством различных упражнений с элементами хореографии (10 минут): сидя на полу, на коленях, лежа на животе, лежа на спине
Корректирующий блок был основным в развитии гибкости и пластичности дошкольников (20 минут). На этом этапе использовались: танцевальные упражнения, бег с различными движениями рук, доступные прыжки, простейшие акробатические элементы, элементы народных танцев, имитационные упражнения с фитболом.
Формами реализации разработанной методики стали: физкультурные занятия (тематические, игровые, сюжетно-ролевые), дополнительные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утром гимнастика, физкультминутки), активный отдых детей (физкультурные праздники, «Дни здоровья»), занятие физической культурой с родителями в домашних условиях.
Способами проверки результативности реализации разработанной методики стало определение динамики двигательной активности в целом и гибкости и пластичности в частности.
Экспериментальная проверка свидетельствует о повышении уровня всех диагностируемых компонентов.
Под влиянием применения средств детского фитнеса (фитбол- гимнастики, звероаэробики, игрофитнесса) в разных формах занятий отмечено повышение интереса дошкольников к физкультурным занятиям.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ И ПЛАСТИЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Гибкость и пластичность движений как одна из природных физических данных и приобретенная способность у детей
Гибкость и пластичность как качественные, эстетические компоненты движений следует рассматривать в структуре физических данных и приобретенных способностей у детей. Их развитие является необходимым условием развития у дошкольников в процессе физического воспитания чувства восприятия красоты движений, формирования культуры движений, которая проявляется в хорошей осанке, легкости и грациозности движений, гармоничных пропорций, красивом теле [10].
В отличие от основных двигательных способностей, которые являются непосредственными факторами моторных действий, гибкость и пластичность являются самыми благоприятными факторами для необходимого расположения звеньев для выполнения движений (Ю.В. Волков, А.В. Менхин, Л.П.Матвеев, Ю.А. Пеганов, В.Н. Платонов), обусловливают гибкость, эластические свойства мышц и связок, строение суставов, а также центрально-нервную регуляцию тонуса мышц.
Под пластичностью понимается плавность, изящество движений, на эти особенности этого физического качества впервые еще указал Н.А. Бернштейн, назвав его пластикой. По его мнению, — это определенное по рисунку и ритму движение человеческого тела, отражающее его духовный и внутренний мир[9].
Пластичность, как двигательно-координационная способность, невозможна без высокого уровня согласованности двигательной активности мышц, ритмичности движений, обеспечивающей чередование работы мышц – сгибателей и разгибателей, а также темпа, динамики и гармонии. Уровень развития пластичности находится в прямой зависимости от двигательного опыта, координационных способностей и технического мастерства спортсмена [16, с. 37].
Пластичность присуща всем двигательным действиям, близким к совершенству, отражает их специфический характер и своими разнообразными проявлениями подчеркивает многообразие двигательной деятельности человека. В то же время уровень проявления пластичности отражает физическое и духовное состояние человека, степень развития его нравственности и эстетики, что находит свое выражение в манере исполнения двигательного действия.
Пластичность особенно ярко проявляется в технически совершенных движениях, которые отличаются соразмерностью, выразительностью и свободой, проявляющихся в динамических и статических формах. Пластические действия незаметно, без пауз и резких переходов как бы перетекают одно в другое без видимого внутреннего напряжения, что возможно при высокой согласованности в деятельности мышечных групп, тонкой внутренней и межмышечной координации, обеспечивающей оптимальный темп и ритм движений [7, с. 70].
Являясь врожденным качеством, обусловленным характером протекания нервных процессов, их функциональной подвижностью и деятельностью сенсорных систем, пластичность движений в той или иной степени свойственна всем людям и особенно детям. Недооценка и отсутствие планомерной, целенаправленной работы по развитию и совершенствованию данного качества приводит к постепенному снижению ее уровня, что негативно сказывается на эстетичности двигательных действий.
Систематические занятия физическими упражнениями, направленными на повышение показателей общей физической подготовленности и стимулированный развитие пластичности движений, способствуют выходу на качественно новый уровень функционирования организма, позволяя аккумулировать двигательный потенциал человека для его физического и духовного совершенствования.
Понятие «гибкость» значительно шире, по мнению Е.А. Москаленко — гибкость это морфо-функциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Размах движений ограничен в первую очередь напряжением мышц антагонистов. В силу этого реальные показатели гибкости зависят в значительной степени от способности сочетать произвольное расслабление мышц, растягиваются с напряжением мышц, приводящих в движение. Однако развитие гибкости не сводится лишь к совершенствованию межмышечной координации, включает и специфические морфофункциональные изменения эластических свойств ряда телесных компонентов, особенно совершенствование упруго-вязких свойств мышечных структур и коллагеновых пучков связок [31, с. 126].
Гибкость и пластичность движений имеют многоуровневую структуру.
Пластичность проявляется в различных видах и формах движений, что обусловлено необходимостью дифференциации ее структурных элементов:
− пластичность движений тела;
− пластичность движений верхних конечностей;
− пластичность движений мышц;
− пластичность движений нижних конечностей;
− передача характера движений в позе (эмоциональная мимика, содержательный жест).
Каждая из этих разновидностей пластичности движений, характерных для физической гимнастики, развивается и совершенствуется специфическими средствами, методами, приемами обучения и тренировки.
Пластичность телодвижений проявляется во многих двигательных действиях: поворотах, наклонах, оборотах, танцевальных шагах, гимнастических прыжках и тому подобное. В таких видах спорта, как художественная гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание и других, движения тела имеют более сложную структуру. Программы выступления спортсменов включают различные упражнения: равновесия, танцевальные движения, различные варианты волны телом в разных направлениях и др. Это вызывает различные трудности, для преодоления которых необходима тонкая согласованность двигательных и вегетативных функций, как одного из ведущих условий развития пластичности.
Пластичность движений верхних конечностей является одним из эффективных средств формирования выразительности движений, создание художественных образов, поискам новых элементов двигательного акта, различных вариантов усвоенных упражнений, что позволяет создавать новые формы двигательных действий, развивать творческую фантазию подбирая и используя различные средства физического и эстетического воспитания. Это дает возможность формировать индивидуальный стиль исполнения обязательных и произвольных композиций, способность передавать нюансы психоэмоционального состояния человека – от спокойного, умиротворенного до возвышенного и тому подобное. Настроение тех, кто занимается, проявляется, например, в характере поднимание и опускание рук: быстром и медленном, резком и плавном; руки могут дрожать, волнообразно извиваться, изображать движение крыльев птицы, передавать различное значение движений, изменение настроения. Заключительная фаза двигательного действия подчеркивается акцентированным движением рук, что создает яркий образ, который передает внутреннее состояние человека.
Пластичность движений мышц рук занимает особое место в ритмической гимнастике. Движения кистей позволяют подчеркнуть завершенность композиции, ее лирический или напористый, энергичный характер; передать особенности мелодии, созвучной настроению в данный момент. Движения пястями, несмотря на относительную простоту структуры двигательного акта, содержат в себе средства большой выразительности, позволяющие передавать оттенки изменения настроения. Твердость и решительность, например, передается ладонью, сжатой в кулак, высоко над головой. Прямая кисть направленной вперед руки означает сигнал к началу действий; энергичный взмах рукой – это призыв к активным действиям; круг одной или двумя руками указывает на подготовку к сложной упражнения; раскрытые пясти поднятых вперед или отведенных вверх рук ладонями вверх приглашают к танцу и тому подобное. Умение использовать разнообразные движения кистей рук являются свидетельством высокого уровня двигательной культуры и прироста показателей пластичности.
Пластичность движений нижних конечностей. Красота и выразительность движений нижних конечностей зависит от пропорциональности двигательных действий в условиях сохранения осанки и предъявляет значительные требования к четкости движений. В процессе обучения и тренировки необходимо стремиться к тому, чтобы те, кто занимается, усваивали не только внешнюю форму двигательного действия, но и учились чувствовать и понимать характер, ее внутреннюю структуру. Пластичность движений нижних конечностей проявляется в легкости, большой амплитуде движений, поэтому ее развитие и совершенствование требует гораздо большего времени и усилий. Это связано с приростом не только мышечной силы, скорости, выносливости, но и с формированием комплекса двигательных координаций: ловкости, точности, подвижности, гибкости и тому подобное.