Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста методом круговой тренировки на уроках физической культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
применения кругового метода у детей младшего школьного возраста. 6
1.1.
Роль физической культуры в укреплении здоровья. 6
1.2.
Средства и методы развития физических качеств. 12
1.3.
Применение кругового метода на уроках физической культуры у младших школьников. 30
Глава 2. Организация и методы
исследования. 34
2.1.
Организация исследования. 34
2.2. Методы исследования. 35
Глава 3. Результаты исследования и их
обсуждение. 40
3.1.
Оценка исходных показателей физической подготовленности детей младшего
школьного возраста. 40
3.2.
Разработка методики применения кругового метода на уроках физической культуры.. 42
3.3.
Результаты исследования эффективности кругового метода у детей младшего
школьного возраста. 52
Заключение. 59
Список
литературы.. 61
Введение:
Актуальность темы. Одной из
важнейших проблем российского государства является состояние здоровья и
физического потенциала населения страны [6, 11, 16].
Однако за последнее десятилетие значимых положительных изменений в системе
физического воспитания не произошло. Сегодня эффективность физического
воспитания находится на неудовлетворительном уровне и не в состоянии
удовлетворить жизненных интересов и потребностей общества/
Анализ научно-методической
литературы, посвященной исследованию состоянию здоровья детей школьного
возраста, показал, что в период обучения в школе здоровье детей ухудшается. При
поступлении в школу проблемы со здоровьем имеют 10–20 % учащихся, а уже в конце
начальной школы – до 50–60 %.
Таким образом, одной из приоритетных
задач физического воспитания в России является повышение качества
физкультурно-оздоровительной работы в процессе физического воспитания, что
обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья и уровнем физической
подготовленности подрастающего поколения.
В настоящее время для повышения
эффективности физического воспитания школьников, оптимизации их двигательной
активности ученые ищут новые подходы к составлению физкультурно-оздоровительных
программ: И. И. Вовченко [8] была
разработана программа занятий по оздоровительной ходьбе для детей младшего
школьного возраста с учетом уровня их физического здоровья; В. Ю.
Давыдовым [15]
разработаны комплексы физических упражнений в воде; В. П. Семененко [32] обоснована
эффективность использования средств закаливания в зависимости от физического
состояния младших школьников; Т. Ю. Круцевич [22] апробирована
учебная программа по физической культуре, которая предусматривает планирование
учебного материала в соответствии с возрастно-половым особенностями учащихся и
их интересами, а также особенностями контроля их состояния; содержание
программы коррекции сагиттального профиля осанки у детей средствами фитбол-гимнастики,
нашло свое отражение в работе В. В. Петрович [29]; М.
В. Чернявским [45] было
дополнено содержание программы занятий по физическому воспитанию с детьми
младшего школьного возраста анимационными мероприятиями с использованием
средств туризма и ориентирования.
Значительный интерес в этом
направлении вызывают вопросы рационального использования
физкультурно-оздоровительного потенциала аквафитнеса, определенные методики
которого формируются в результате синтеза разнообразных компонентов
дистанционного плавания, рекреационно-развлекательных (игровых) мероприятий и
специализированных упражнений из арсенала средств новых нетрадиционных форм
двигательной активности в воде [17].
Таким образом, созданы предпосылки и
существует объективная необходимость внедрения кругового метода на уроках
физической культуры для развития физической подготовленности у детей в
начальной школе. В этом просматривается актуальность настоящего исследования.
Объект исследования – физическое
воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – применение
метода круговой тренировки у детей младшего школьного возраста на уроках
физической культуры.
Цель исследования – обоснование
применения кругового метода на уроках физической культуры для улучшения
физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены
следующие задачи:
1. Проанализировать современную
научно-методическую литературу относительно особенностей применения кругового
метода на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста. 2. Оценить уровень развития
физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально
обосновать эффективность кругового метода у детей младшего школьного возраста
для улучшения их физической подготовленности.
Для решения поставленных задач были
использованы следующие методы исследования:
Для решения поставленных задач были
использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение
научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое тестирование:
оценка физической подготовленности.
5.Методы математической статистики.
Гипотеза исследования:
предполагается, что разработанная методика применения кругового метода у детей
младшего школьного возраста на уроках физической культуры будет способствовать
улучшению их физической подготовленности.
Практическая значимость. Полученные
практические результаты работы могут быть внедрены в практику работы
общеобразовательных школ, спортивных школ, фитнес-клубов для улучшения
физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
Заключение:
1. Физическое
воспитание является основным средством совершенствования физической
подготовленности и уровня физического состояния человека. Анализ и обобщение современных
литературных источников, включающий книги, периодические издания, материалы
конференций, показал, что для успешного решения задач физического воспитания и
спорта и развития физических качеств у школьников, занимающихся легкой
атлетикой, нужно использовать все методы физического воспитания в комплексе и
нецелесообразно ограничиваться каким-либо одним из методов. Рациональное
сочетание таких методов в сочетании с
методическими принципами позволит успешно достигать целей физического
воспитания. Круговая тренировка в физическом воспитании позволяет обеспечить
высокую моторную плотность занятия, и индивидуальное регулирование нагрузки.
Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно
развивать общую и специальную подготовку дает возможность самостоятельно
приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные
умения и навыки.
2. Анализ методов круговой тренировки позволил выделить
экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для учащихся данного
возраста. Для проведения занятий круговым методом составлялся комплекс из 6
относительно несложных упражнений. Каждое из них направлено на воздействие на
определенные группы мышц – рук, ног, спины, брюшного пресса. В зависимости от
числа упражнений в комплексе учащиеся делились на 3-5 групп по 6-8 человек.
Разработанная методика включала в себя выполнение серий
упражнений по методу круговой тренировки (в течение 30 с каждое), интервал
отдыха между ними составлял 30 с и 1 мин между сериями упражнений,
продолжительность применения данной методики – 12 недель.
3. У девочек экспериментальной группы произошли изменения
большинства показателей, характеризующих силовые, скоростно-силовые
способности, гибкость и ловкость: показатель бега 30 м достоверно улучшился на
0,65 с (р<0,05), прыжка в длину с места улучшился на 10,30 см (р<0,05),
челночного бега – на 1,00 с (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа
– на 3,0 раза (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине за 1
мин – на 9 раз (р<0,05), гибкости – 4,00 см (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии кругового
метода на развитие физической подготовленности девочек экспериментальной группы
младшего школьного возраста.
У мальчиков экспериментальной
группы произошли изменения большинства показателей, характеризующих силовые,
скоростно-силовые способности, гибкость и ловкость: показатель бега 30 м
достоверно улучшился на 0,50 с (р<0,05), прыжка в длину с места улучшился на
10,00 см (р<0,05), челночного бега – на 1,10 с (р<0,05), сгибания и
разгибания рук в упоре лежа – на 4,0 раза (р<0,05), поднимания туловища из
положения лежа на спине за 1 мин – на 10 раз (р<0,05), гибкости – 3,00 см
(р<0,05), что свидетельствует о
положительном влиянии кругового метода на развитие физической подготовленности
девочек экспериментальной группы младшего школьного возраста.
Полученные данные подтвердили эффективность разработанной
методики и могут служить основанием для практического внедрения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты применения кругового метода у детей младшего
школьного возраста 1.1. Роль физической культуры в укреплении здоровья Физическая культура является важным средством формирования
здорового образа жизни. Уже
определены основные условия управления здоровьем человека в процессе занятий
физическими упражнениями [41]:
— необходимость наличия сведений об исходном уровне
управляемого объекта (состоянии и уровне здоровья, морфологическом и
психическом статусе, физической работоспособности и т.п.);
— необходимость модельной характеристики прогнозируемого
функционального состояния объекта (должного уровня здоровья, функциональной и
физической подготовленности) для выявления степени отклонения индивидуальных
данных от нормативов;
— необходимость модельных характеристик функциональных
промежуточных состояний объекта, которые претерпевает организм занимающегося в
процессе оздоровительных занятий;
— иметь сведения о механизмах действия различных средств
оздоровления (модельные характеристики управляющих воздействий (программы
занятий);
— наличие данных срочной и периодической оценки изменений в
функциональном состоянии объекта под воздействием тренирующих программ занятий,
адекватности используемых средств занятий;
— коррекция тренирующих программ.
Повышение и поддержание высокого
уровня здоровья средствами физического воспитания возможно при условии
выполнения упражнений и их правильного дозирования.
Критерием правильного дозирования является возрастающее утомление.
Одинаковые по объему нагрузки должны повторяться 3-4 раза в неделю. Последующее
выполнение упражнений должно быть через 48-72 часа. В одном занятии для
детей можно выполнять не более четырех
упражнений силового характера (для рук, ног, брюшного пресса, спины). Силовые
упражнения со школьниками выполняются в подготовительной или основной части
урока.
Не менее важным качеством для
укрепления здоровья является выносливость. Ее уровень развития определяется функциональным
состоянием кислородно-транспортной системы. Люди с нормальным уровнем
выносливости меньше склонны к
сердечно-сосудистым заболеваниям, болезням легких, ожирению. Однако
повышение уровня выносливости в
дальнейшем не снижает риска развития заболеваний.
Для достижения и поддержания
нормативного уровня выносливости необходимо постоянно выполнять необходимый
объем нагрузок, параметры которой с возрастом изменяются. Правильное
дозирование нагрузок, направленных на развитие силы и выносливости имеют
приоритетное значение в сравнении с упражнениями на развитие быстроты,
гибкости, ловкости, поскольку их роль в
повышении уровня развития здоровья менее значимо. Данное утверждение базируется
на том, что силовые упражнения и упражнения на выносливость способствуют
развитию отдельных органов и систем (мышечной массы, органов дыхания,
кровообращения), что и обеспечивает поддержание должного уровня здоровья [1].
Упражнения, направленные на
развития быстроты, координации, гибкости необходимы для обеспечения эффективной
бытовой и профессиональной деятельности человека. Для формирования этих
качеств применяются спортивные и
подвижные игры, которые можно проводить на уроках физической культуры, а
также во внеурочное время .
Режим мышечной работы в зоне
большой интенсивности вызывает наибольшее напряжение физиологических функций
при ЧСС 160-170уд/мин. Длительность такой нагрузки не должна превышать 5-8 мин.
Необходимо учитывать, что, при выполнении работы в этой зоне интенсивности у
многих подростков работоспособность становится ниже, чем у детей 11-12 лет. Это
обусловлено сложными перестройками в организме в период полового созревания [5].
Упражнения большой интенсивности
способствуют развитию аэробно-анаэробных возможностей, т.е. максимальному
потреблению кислорода.
Для оздоровительного эффекта
первостепенное значение имеет не структура упражнений, а их направленность и
дозированность. Оздоровительная эффективность рационального дозирования физических
нагрузок особенно проявляется у школьников с отстающим уровнем развития силы и
выносливости.
Для решения оздоровительных задач
в школе главным является не повышение уровня подготовленности физически сильных
школьников, а повышение уровня развития отстающих. Это позволит укрепить их
здоровье, предупредить заболеваемость, повысить работоспособность, успеваемость
[3].
Для реализации процесса
регулирования физического развития и физической подготовленности детей
необходимо иметь теоретические знания, касающиеся возрастной физиологии,
онтогенеза, теории критических периодов развития физических качеств и
влияния физических упражнений на
организм [44].
Физическое состояние – это следствие организованной