Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие эмпатии у детей с особенностями речевого развития посредством театрализованных игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 7
1.1. Сущность и особенности понятия «эмпатия» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Характеристика детей с особенностями речевого развития 15
1.3. Педагогические возможности театрализованной игры как средства развития эмпатии детей 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 29
2.1. Диагностика уровня развития эмпатии у детей с особенностями речевого развития 29
2.2. Система работы по развитию эмпатии у детей с особенностями речевого развития посредством театрализованных игр 43
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Введение:
Актуальность исследования. Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка, активного формирования умственных способностей и становления его личности. Общение играет особую роль в данный период, потому что является неотъемлемой частью детской деятельности. В процессе общения формируется эмоционально-волевая, познавательная сфера ребенка, его речевое и психическое здоровье, самооценка и личность в целом через познание и оценку самого себя посредством других людей.
В соответствии с ФГОС ДО одним из важнейших навыков социально-коммуникативного развития личности дошкольника является способность сопереживать, сочувствовать, понимать состояние других людей. В дошкольном возрасте начинают интенсивно развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Складывается иерархия мотивов, которая придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. В дошкольном детстве дети учатся понимать эмоции друг друга, корректировать свое поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями и, тем самым, обогащают свою эмоциональную сферу.
Проблемой эмоционального развития личности занимались многие психологи и педагоги (Л.С. Выготский, И.А.Сикорский, Н.Я.Грот, Н.Н.Ланге, Л.С. Зеньковский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.И. Неверович, В.Т. Кудрявцев, Л.П. Стрелкова и др.). Исследователи утверждают, что наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, а также в развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.
Именно в этот период формируются эмоциональные новообразования и достижения: появляется и развивается способность к распознаванию эмоций других людей (А. С. Золотнякова, А. М. Щетинина), осуществляется эмоциональная децентрация (Г. М. Бреслав), запускается механизм эмоционального предвосхищения (А. В. Запорожец), переживания становятся осознанными, усложняется их содержание (Л. С. Выготский, А. В. Запoрожец), становится доступной эмоциональная коррекция поведения (Л. И. Божович, А. В. Запoрожец), усложняются интонационно-речевые характеристики эмоциональных явлений (Н. В. Витт, О. В. Гордеева, Н. В. Соловьева).
Эмпатия – это одна из самых значимых социальных эмоций человека, определяющая способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Ее сущность проявляется в субъективном восприятии другого человека, понимании его переживаний, чувств, мыслей и внутреннего мира. Кроме того, эмпатия является фундаментом для развития более сложных человеческих чувств – уважения и любви к людям (А.Д. Кошелева).
Стоит отметить, что с одной стороны, специалисты подчеркивают важность развития эмпатии, а с другой стороны, ощущается ограниченность в перечне научно-методических разработок в данной области. Проблему развития эмпатии поднимали в своих работах такие психологи как Изотова Е.И., Княжева И.А., Кошелева А.Д., Стрелкова Л.П., Монакова Н.И. и др. Все авторы приходили к общему мнению, что развитие эмпатии должно быть комплексным, затрагивая основные ее компоненты: эмоциональный, когнитивный и предикативный.
Дошкольный возраст благоприятен для развития эмпатии в связи с тем, что в эмоциональной сфере детей происходит целый ряд серьезных изменений, так как сама по себе эмоциональная сфера не развивается, особенно у детей с особенностями речевого развития, ее необходимо развивать. У них повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе. Поэтому, развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей дошкольного с особенностями речевого развития. Так как у детей нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика, уровень развития мимики и пантомимики недостаточен, дети испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Как известно, никакое общение не будет эффективным, если его участники не могут понимать состояние других людей, «читать» эмоциональное состояние собеседника. Поэтому так важно развивать эмоциональную сферу у детей дошкольного возраста с особенностями речевого развития.
Для развития эмпатии у детей дошкольного возраста с особенностями речевого развития можно использовать театрализованную деятельность. Театрализованная игра – это одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус человека. Возможности театрализованной деятельности в развитии эмпатии дошкольников заключается в том, что это игровая деятельность, связана со способностью ребенка тонко (воспринимать) чувствовать эмоциональное состояние персонажа, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя (эмпайтийная деятельность). В театрализованной деятельности игровой образ, его содержание, требуют от ребенка не только внешнее перевоплощение, но и эмоциональное переживание, вхождение в содержание исполняемой роли.
В процессе театрализованной деятельности, помимо всех психических процессов, происходит развитие эмоций, воли, характера. Она позволяет детям пережить те чувства, которые должны испытывать изображаемые ими персонажи: симпатию, сочувствие, уважение и т.п., то есть дошкольник учиться сопереживать овладевает умением проявлять свое отношение и у него увеличивается эмпатическая способность.
Вопросами изучения эмпатии в разное время занимались такие отечественные и зарубежные ученые как: Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Н. Лозоцева, А. Маслоу, Г.И. Метельский, Т.А. Немчин, И.Г. Осухова, К. Роджерс, Е.В. Субботский, В. Франкл, Т.Х. Шингаров, А.Э. Штейнемц, А.Г. Басова, В. В. Бойко, Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, А. Меграбян, Дж. Мид, М.А. Пономарева, Э. Титченер, М.Шелер, И.М. Юсупов и др.
На сегодняшний день в отечественной психологии существует большое количество работ, посвященных изучению эмпатии. Однако в большинстве источников раскрыты общие механизмы, особенности и возрастные рамки эмпатийных проявлений. В тоже время, вопросы развития и проявления эмпатии в условиях дошкольного обучения детей с особенностями речевого развития, изучены недостаточно и находят отражение лишь в небольшом количестве научных публикаций.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современных условиях дошкольного образования, необходима подготовка общества в целом, а в частности нормативно развивающихся детей к принятию детей с особенностями речевого развития на личностном уровне.
Объект исследования: эмпатия у детей с особенностями речевого развития.
Предмет исследования: процесс развития эмпатии у детей с особенностями речевого развития посредством театрализованных игр.
Гипотеза исследования: в данном исследовании предполагаем, что у детей с особенностями речевого развития можно с помощью проведения театрализованных игр успешно развивать все компоненты эмпатии (эмоциональный, когнитивный и поведенческий).
Цель исследования: доказать эффективность использования театрализованных игр в развитии эмпатии у детей с особенностями речевого развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и особенности понятия «эмпатия» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Проанализировать педагогические возможности театрализованной игры как средства развития эмпатии детей.
3. Определить уровень развития эмпатии у детей с особенностями речевого развития.
4. Разработать систему работы по развитию эмпатии у детей с особенностями речевого развития посредством театрализованных игр.
5. Реализовать и определить эффективность системы работы по развитию эмпатии у детей с особенностями речевого развития посредством театрализованных игр.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы и психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, обобщение, классификация, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Итак, в ходе выполнения данного исследования были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы.
В результате анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что слово «эмпатия» является переводом с греческого «empatheia», что, в свою очередь, означает сопереживание. В современной психологии и педагогике данное понятие интерпретируется, как способность человека представить себя на месте другого, понять его чувства и желания, идеи и действия, на непроизвольном уровне положительно относиться к другому, ощущать сходные с ним чувства, понимать и принимать его эмоциональное состояние в данный момент. Проявить эмпатию по отношению к другому человеку – это значит посмотреть на ситуацию его глазами, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.
Было выявлено, что речевые нарушения у детей – это группа расстройств работы речевого аппарата, которые оказывают крайне негативное влияние на общее развитие психики и влекут за собой нарушение письма и чтения. Речевая деятельность у детей непосредственно связана со становлением психики и оказывает влияние на интеллектуальную, сенсорную, эмоционально-волевую сферу жизни. При невозможности нормально общаться со сверстниками у ребенка могут выработаться серьезные психологические комплексы, вплоть до фобии общения. Для таких детей характерна подавленность, депрессивность, низкая мотивация, частая смена интересов, неуверенность, раздражительность, обидчивость, агрессия, проблемы с самоконтролем.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что театрализованная игра для ребенка является источником всестороннего развития, в том числе его творческих способностей и, конечно, речи. С помощью приемов театрализованной игры на практике у ребенка начинает развиваться связная монологическая и диалогическая речь, расширяется словарный запас, обогащаются представления об окружающем. Также театрализованная игра способствует совершенствованию лексико-грамматической и фонематической сторон речи. С использованием театрализованной игры улучшается и эмоциональное благополучие детей с речевыми нарушениями.
Исследование особенностей развития эмпатии средних дошкольников с общим недоразвитием речи проходило в группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №49 города Петрозаводска. В исследовании участвовали 3 детей, 4-5 лет, имеющие общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития и 3 детей 4-5 лет с нормотипичным развитием.
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этап.
Для исследования были использованы следующие диагностические методики на констатирующем и контрольном этапах:
методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»;
методика А. Д. Кошелевой «Изучение эмоциональных проявлений детей»;
наблюдение за детьми в процессе совместной деятельности.
По результатам проведенного констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы можно отметить, что уровень развития эмпатии у детей 4-5 лет с ОНР 3 уровня находится на среднем уровне и нуждается в повышении. Средством развития эмпатии у детей 4-5 лет с ОНР 3 уровня являются театрализованные игры. В следующем параграфе представим систему работы по развитию эмпатии у детей с особенностями речевого развития посредством театрализованных игр.
На формирующем этапе работы для настоящего исследования была разработана и реализована система работы в форме театрализованных игр. Представлено содержание театрализованных игр, которые направлены на развитие речевых навыков детей и эмпатии у детей среднего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы были использованы критерии, показатели и методики те же, что и на констатирующем этапе исследования. Результаты диагностического обследования детей среднего дошкольного возраста показали, что у Егора К., Олега К. и у Лео Л., уровень развития эмпатии повысился.
Можно отметить положительную динамику в развитии эмпатии у детей 4-5 лет с ОНР. Для выполнения роли дети обучались использованию выразительных средств, мимики, жестов, движений тела, а также речи, наполненной выразительной лексикой и интонацией. Театральная деятельность выражает общий уровень развития ребенка, при котором он находит понимание художественного произведения, получает эмоциональный отклик на него, овладевает художественными образами.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
1.1. Сущность и особенности понятия «эмпатия» в психолого-педагогических исследованиях
Проблема эмпатии стала исследоваться с XVII века, когда начался расцвет философской мысли. В основном, изучением такого рода проблем тогда занимались отдельные отрасли философии — этика и эстетика, и впервые понятие «эмпатия» было введено Э. Титченером. Автор перевел немецкое слово «einfuhlung» – «вчувствоваться в…», которым в эстетике описывался процесс понимания произведений искусства, объектов природы, склонность наблюдателя к отождествлению себя с наблюдаемым предметом, являющимся причиной переживания прекрасного.
Немецкий историк и философ В. Дильтей рассматривал эмпатию как метод. Эмпатия позволяет человеку понимать и самого себя и другого. Достижение этого понимания производится по схеме «перенесения себя на место другого» .
Вопрос об эмпатии как способности человека к сопереживанию, сочувствию, умении поставить себя на место другого широко исследовался зарубежными и отечественными психологами: З. Фрейдом, Т. Липпсом, К. Роджерсом, Р. Бароном; И.М. Юсуповым, В.В. Лабунской, Т.П. Гавриловой, Ю.А. Менджерицкая и другими. Многими отечественными и зарубежными психологами эмпатия характеризуется как, безусловно, положительное отношение к другому .
В современных психологических и педагогических словарях и справочниках представлены разные определения эмпатии. В психологическом словаре под редакцией И.М. Кондакова дается такое определение эмпатии: это способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним . Индивид начинает, вопреки сознательному контролю, понимать настроения другого человека.
К. Кларк определяет эмпатию как уникальную дееспособность человека испытывать переживания, волнение, потребности, стремления, разочарования, печали, веселья, тревоги или же голод других людей, как будто они были его личными . Фр. Де Вааль определяет эмпатию как способность пребывать под воздействием эмоционального состояния другого и делить его, расценивать предпосылки такого состояния другого человека и идентифицироваться с другим, принимая его точку зрения .
Дж. Мэйер и П. Сэлoвей обрисовывают эмпатию как способность отождествления эмоций других людей, произведений искусств и так далее; способность отличать между точным и неточным, или же добросовестным и неблаговидным выражением чувств . Данное определение, по нашему мнению, любопытно тем, что включает в эмпатию осознание точности и честности выражаемых чувств, что указывает на более глубокий уровень интерпретации эмоций другого человека, нежели просто оценка оснований данных впечатлений.
В кратком психологическом словаре под редакцией С.Ю. Головина дается следующее определения термина «эмпатия»: от греч. empatheia — сопереживание — постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека .
В.Г. Мещеряков в большом психологическом словаре указывает, что эмпатия – это способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию . Эмпатия также включает в себя способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Еще под эмпатией понимают способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его.
С.К. Багадирова сформулировала следующее определение эмпатии. Эмпатия – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами .
Г.М. Андреева напротив, обратила внимание на то, что эмпатия – это особый способ понимания другого индивида. Она утверждает, что эмпатия – это, самый что ни на есть, эмоциональный отклик, а не рациональное осмысление проблем другого человека .
Л.П. Стрелкова отмечает, что эмпатия – однонаправленный трудный процесс (от сопереживания к содействию), в котором любое из звеньев содержит собственную конкретную функцию и по-всякому принимает участие в совместной эмоциональной регуляции поведения .
А.А. Бодалев рассматривает эмпатию в одном ряду с другими социально-психологическими механизмами (децентрацией, рефлексией, идентификацией) и считает, что эмпатия, аккумулируя в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другая личность, является выражением психологического принятия последней данным человеком .
Первая концепция эмпатии была сформулирована немецким психологом Теодором Липпсом . Автор рассматривал эмпатию в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания.
В этот же период понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1894). Способность к эмпатии ученый рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности и отмечал, что различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души» .
Во многих научных работах З. Фрейда употребляется термин «вчувствование» и сходное с эмпатией понятие «идентификация». Владеть эмпатией, по мнению Фрейда, базируется на восприятии субъективного мира другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это означает: ощущать боль или удовольствие другого точно так же, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие «если бы» утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации .