Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие эколоческих представлений у младших школьников на уроке окружающего мира посредством проектной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8

1.1 Актуальные вопросы экологического образования школьников 8

1.2 Формирование экологических представлений младших школьников на уроке «Окружающего мира» 19

Выводы по главе 1 25

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ 26

2.1 Особенности организации проектной деятельности в начальной школе, виды проектов 26

2.2 Проектная деятельность как способ формирования экологических представлений у младших школьников 30

Выводы по главе 2 37

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38

3.1 Диагностика уровня сформированности экологических представлений младших школьников 38

3.2 Проведение экспериментальной работы по развитию экологических представлений младших школьников средствами проектной деятельности 44

3.3 Результаты экспериментальной работы 53

Вводы по главе 3 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 69


  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современном обществе особое место занимают экологические проблемы, поэтому формированию экологической культуры должно придаваться особое значение. В проекте концепции непрерывного экологического образования (А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская) современный этап характеризуется как экологическое образование в интересах устойчивого развития. Содержание образования в интересах устойчивого развития должно быть расширено и направлено на изучение широкого круга вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей и управлением окружающей средой.

Аксиологическое содержание экологического образования в интересах устойчивого развития основано на заботе о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращении потребительского отношения к природе. Экологическое образование в интересах устойчивого развития имеет мировоззренческий характер и выступает в качестве методологии познания окружающего мира. Стратегической целью экологического образования является формирование экологической культуры личности. Начинаться экологическое обучение должно с младшего школьного возраста, потому что в это время приобретенные знания будут превращаться в прочные убеждения. Ученики, которые получили нужные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В дальнейшем это может плодотворно повлиять на экологическую обстановку в стране.

Однако в настоящее время на уроках окружающего мира экологическому образованию отводится совсем немного времени, школа даёт лишь общие первичные знания о природе и её охране, несмотря на то, что именно на этапе формирования нравственных качеств необходимо показать ребёнку всю ценность природы. Такой подход к экологическому образованию приводит к неразвитости ценностного отношения к природным объектам, что ещё больше усугубляет неблагоприятную экологическую обстановку.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) указывает на необходимость формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности. Предмет «окружающий мир» играет важную роль в формировании экологической культуры младших школьников. Уроки окружающего мира в начальной школе позволяют формировать знания об объектах окружающего мира, развивать интерес к предмету, способствовать развитию интеллекта детей, развивать общую и экологическую культуры обучающихся. Данная проблема также находит отражение в Федеральном конституционном законе от 06.11.2020 г. №4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (Статья 22. Полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования); Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ; в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) .

Именно образование в интересах устойчивого развития призвано помочь нам найти конструктивные и творческие решения для настоящих и будущих глобальных проблем и повысить устойчивость и жизнеспособность общества. В частности, ЮНЕСКО помогает странам развивать потенциал в области образования устойчивого развития, разрабатывать соответствующие меры и расширять масштабы действий. При этом основное внимание уделяется изменениям климата, биоразнообразию и смягчению последствий стихийных бедствий, вокруг которых должна вестись работа по распространению практических методов обеспечения устойчивого развития посредством образования.

Существует множество научных работ, в которых рассматриваются проблемы экологического образования и воспитания: методологические основы экологического образования (Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.); содержание и организация экологического образования школьников (Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, Л.В. Моисеева, Л.П. Симонова, И.Т. Суравегина и др.); концептуальные подходы развития системы экологического образования (Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный и др.); вопросы преемственности системы непрерывного экологического образования (Л.В. Моисеева, А.В. Миронов и др.); теория и практика формирования экологической культуры младших школьников (С.А. Бабенкова, Т.П. Буренина, Т. Ю. Соколова др.).

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на большое количество исследований по проблемам экологического образования и воспитания школьников, на сегодняшний день мало работ по формированию экологических представлений младших школьников.

Цель работы – изучить и опытно-экспериментальным путем проверить особенности формирования экологических представлений детей младшего школьного возраста в ходе проектной деятельности.

Объект исследования – формирование экологических представлений у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – формирование экологических представлений детей младшего школьного возраста в ходе проектной деятельности.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

— рассмотреть актуальные вопросы экологического образования школьников;

— раскрыть специфику формирования экологических представлений младших школьников на уроке окружающего мира;

— вывить содержание проектной деятельности как способа формирования экологических представлений у младших школьников;

— организовать и реализовать опытно-экспериментальную работу по развитию экологических представлений младших школьников

средствами проектной деятельности;

— проанализировать результаты экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: формирование экологических представлений и повышение уровня познавательной активности младших школьников будет осуществляться более успешно при условии включения в образовательный процесс проектной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют идеи академика Н.Н. Моисеева об экологическом образовании в интересах устойчивого развития как направления модернизации современного образования.

Теоретическую основу исследования составляют: концептуальные положения устойчивого развития (Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул, А.В. Яблоков и др.); педагогические аспекты общего экологического образования (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.В. Моисеева, Л.П. Симонова и др.); концептуальные основания экологической психологии и педагогики (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.).

Методы исследования: чтобы решить поставленные нами задачи и проверить выдвинутую гипотезу, мы использовали для этого основные методы исследования:

1. Методы теоретического исследования: изучение, анализ и обобщение научных данных об экскурсионной работе как средстве развития познавательного интереса школьников на основе изучения философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы; а также образовательных стандартов, программ .

2. Эмпирические методы: диагностика экологических представлений в форме тестов; обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент.

3. Статистические и графические представление результатов исследования.

База исследования: МБОУ средняя общеобразовательная школа № 12 г. Коломна. В исследовании приняло участие 30 школьников – учащихся 2А и 2Б классов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные мероприятия, направленные на формирование экологических представлений, могут найти применение в практической деятельности педагогов начальной школы.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе данного исследования был решен ряд задач:

— была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.

Теоретическое исследование показало, что в последние годы в системе экологического образования наметились новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости его выхода на качественно новый уровень. Экологическое образование не просто вошло в качестве одного из направлений воспитательно-образовательной работы в педагогический процесс образовательных учреждений, но и было провозглашено приоритетным.

Любой педагог понимает, что получить положительный результат в какой-либо деятельности можно только решив проблему целеполагания. Нет ясных, четко определенных, общепринятых целей – нет и ясного, четкого содержания, а значит, и результата. Определяя цель, не стоит забывать о ее соответствии таким критериям, как реалистичность (цель должна быть достижимой), значимость для настоящего периода жизни ребенка и одновременно ориентированность на его будущее, адекватность условиям, в которых осуществляется его жизнедеятельность. При этом цель должна­ быть значимой не только для педагога, но и для ребенка, отвечать его естественным потребностям. Нельзя забывать: не ребенок для образования, а образование для ребенка.

В последнее время образование все чаще рассматривается как процесс созидания личности, ее ментального развития. В соответствии с таким толкованием экологическое образование может быть определено как процесс создания экологичной личности, ноосферного человека, способного жить в гармонии с самим собой, с миром природы и социумом.

Важным представляется вопрос об ориентации экологического образования в аспекте его содержания. Многие авторы связывают экологическое образование с формированием у детей знаний о природе и отношения к ней. Отсюда и целью экологического образования и воспитания младших школьников признается формирование начал экологической культуры, которая проявляется в осознанно-правильном отношении к природе.

Не менее проблематичен вопрос об определении содержания экологического образования. Раздутый объем сложной, по большей части неосознаваемой информации не развивает ребенка, а подавляет его психику, вызывает стойкий отрицательный эффект. Ребенку нужно предлагать то, что он готов усвоить, что ему интересно, что является значимым в данный период времени и может составить его личный опыт. Краткость и простота – важное условие в экологическом образовании младших школьников.

— показано, что в настоящее время одним из значимых направлений в процессе обучения детей младшего школьного возраста является проектная деятельность. Данный метод эффективен и способствует развитию познавательной деятельности младших школьников и полноценно подготавливает ребенка к следующей ступени образования.

Данное исследование позволило нам сделать ряд выводов:

1) Метод проектов обладает рядом преимуществ, как свобода деятельности младших школьников, что в свою очередь предусматривает и большую мотивацию к обучению по сравнению с традиционными методами.

2) Метод проектов подразумевает высокое педагогическое мастерство преподавателя. Руководитель проектов должен подвести младших школьников к решению проблемы, помочь с решением определенных задач, но при этом не возлагать на себя работу школьников.

3) Метод проектов может применяться как в школе, так и выполняться дома при участии родителей. Для лучшей эффективности необходимо правильно сочетать различные формы проекта и личные качества младших школьников.

4) Проектная деятельность состоит из нескольких последовательных этапов, со своими методами, степенью участия педагога и результатом. Игнорирование одного из этапов может привести к слабому результату всей работы.

5) Существует множество форм проектов, благодаря чему можно подобрать оптимальную форму в зависимости от возраста, навыков и уровня подготовки младших школьников.

Использование метода проекта в начальном образовании как одного из методов интегрированного обучения младших школьников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Также метод проектов делает образовательную систему открытой для активного участия родителей.

Организовать проектную деятельность достаточно сложно, но в то же время доступно для постепенного и систематического формирования элементарных интеллектуальных умений, которые, в свою очередь, послужат основой дальнейшего развития и усвоения более сложных понятий.

— нами была организована и проведена исследовательская работа по формированию экологических представлений младших школьников во внеурочной деятельности в ходе проведения экскурсий, проектной деятельности, имитационно-деловых игр.

Задачами исследовательской работы были следующие:

— определить качественные и количественные критерии уровня сформированности экологических представлений у детей младшего школьного возраста;

— организация проектной деятельности, направленной на формирование экологических представлений.

Чтобы оценить результативность исследовательской работы были проведены констатирующая и контрольная диагностика детей.

Результаты контрольной диагностики показали, что предложенные формы работы с использованием метода проектов и включением в занятия экскурсий по различным направлениям, а также организация имитационно-деловых игр экологического содержания способствовали более быстрому развитию экологических представлений младших школьников.

Это свидетельствует о том, что специальные предложенные формы работы с младшими школьниками формируют общую гуманистическую направленность по отношению к объектам природы и животным.

Экологическое образование подрастающего поколения, с первых лет жизни человека, сегодня является условием выживания каждого человека и природы в целом. Исходя из этого, основным назначением экологического образования является формирование новой системы ценностей.

Однако, проблема воспитания ценностного отношения к окружающему миру у детей проблема очень сложная. Решение данной проблемы требует кардинальной перестройки всей сложившейся системы работы с детьми по их экологическому развитию. Очень важно, на наш взгляд, создать оптимальные условия для воспитания у детей устойчивой потребности в общении, взаимодействии с природным окружением.

Таким образом, гипотеза подтверждена, цели и задачи достигнуты.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Актуальные вопросы экологического образования школьников

Впервые об экологическом образовании задумались лишь в начале ХХ века. До этого всё внимание уделялось естественно-научному обучению. Термин экологическое образование появился не сразу, ему предшествовали такие понятия, как «природоохранительное просвещение» (1960-е–1970-е годы), «природоохранительное образование» (конец 1970-х годов), «экологическое образование» (1980-е – конец 1990-х годов) и современное определение «экологическое образование в целях устойчивого развития» (конец XX – начало XXI века). В начале 2000-х годов началась модернизация в соответствии с Концепцией устойчивого развития .

Данное направление берёт начало в 1912 году, с момента организации постоянной Природоохранной комиссии при Русском географическом обществе. Позже, в 1918 году появилась Станция юных любителей природы в Москве, где 15 июня того же года провели первую организованную экскурсию. Этот день стал официальной датой создания первого внешкольного учреждения такой тематики.

Но наиболее интенсивное развитие началось только после окончания Второй мировой войны. В 1946 году появился первый в стране образовательный курс «Охрана природы», который преподавался только в высших учебных заведениях. В 1960-х годах педагоги начали задумываться о просвещении школьников в сфере охраны природы и сохранении природных ресурсов. Данное направление постепенно стало входить в школьную программу. Изначально данные темы представляли интерес только для преподавателей естественнонаучных предметов, в частности географии и

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы