Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитее хореографических способностей у детей младшего школьного возраста средствами современного танца.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1. Понятие
«развитие хореографических способностей». 5
1.2. Возрастные
и психологические особенности обучения детей младшего школьного возраста
современной хореографии. 14
ГЛАВА II. Практические АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В Тульской
областной филармонии им. И.А. Михайловского 32
2.1. Цели, задачи, содержание опытной работы средствами
современного танца 32
2.2. Описание результатов опытной работы по развитию
хореографических способностей у детей младшего школьного возраста средствами
современного танца. 45
Заключение. 64
Список литературы.. 67
Введение:
Актуальность исследования
темы дипломной работы определятся тем, что танцы – это один из самых
работоспособных средств в технике развития хореографических способностей детей.
Особенности танца включают в себя то, что художественные образы воплощены по
средствам выразительных движений танцоров и при полном отсутствии словесного сопровождения. Данный движения
полностью соотносятся с двигательной природой воображения детей, которые могут
полноценно создавать образы. Это относится к тому, что танцы более эффективно
развивают творческое воображение, понимание хореографии и другие виды
музыкальной активности.
Влияние актуальности темы дипломной работы определяется следующими
факторами:
1. Повышенная
необходимость наличия качественного дополнительного образования, которое
обеспечивает разностороннее развитие детей при учете их возрастных и личностных
особенностей и навыков;
2. Объективная
необходимость формирования практико-ориентированной модели развития
хореографических навыков у детей младшего школьного возраста.
Уроки хореографии для детей младшего школьного возраста помогают
формировать здоровье, укреплять мышцы, развивать творческое начало,
воображение, дают возможность раскрывать личностные способности, прививать
навыки публичных выступлений.
Степень научной изученности
темы. Проблематика развития хореографических навыков для первом этапе
обучения хореографии не была полноценно исследована. Исследования, которые
проводились, относились лишь к отдельным аспектам, таким как определение
особенностей детского танцевального творчества, о которых писали Р.Т. Акбарова,
C.B. Акишев, Е.В. Горшкова, анализ того,
в какой степени влияет музыкальной фольклор на двигательное развитие детей С.И.
Мерзлякова, а также были изучены основы ритмопластики А.И. Буренина[1], проводились исследования
степени влияния хореографии на равномерное развитие младших школьников А.Г.
Назарова.
Формирование хореографических умений у младших школьников при учете
их возраста, психофизических отличительных особенностей исследовался лишь
частично.
Данное дипломное исследование обобщает опыт авторов в работе над
развитием хореографических навыков у младших школьников.
Объект исследования –
процесс развития хореографических способностей у детей младшего школьного
возраста.
Предметом исследования
является специфика развития хореографических способностей у детей младшего
школьного возраста средствами современного танца.
Цель исследования –
сформировать мероприятия по развитию хореографических способностей у детей
младшего школьного возраста средствами современного танца.
Задачи:
¾
Определить понятие развития хореографических
способностей;
¾
Изучить возрастные и психологические особенности
обучения детей младшего школьного возраста современной хореографии;
¾
Определить цели, задачи и содержание опытной
работы;
¾
Описать результаты опытной работы по развитию
хореографических способностей у детей младшего школьного возраста средствами
танца.
Структура выпускной
квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка используемых источников. [1] Буренина, А.И. Ритмическая
мозаика [Текст] / А.И. Буренина, А.И. Лыкова. – СПб.: Цветной мир, 2012. – 144
с
Заключение:
Подводя итоги проведенной работе можно сказать, что цель и задачи,
поставленные во введении, были достигнуты. Подведем основные итоги проведенного
исследования.
В теоретической главе дипломной работы были даны определения понятиям
«способности» и «хореографические способности». Способности определяют как
личностные психологические черты, которые определяют легкость и скорость
получения знания и навыков. Однако, они не сводятся только к данным
особенностям.
Формирование способностей начинается со становления задатков,
которые формируются при выполнении знакомой для ребенка деятельности, и
сочетании с интересами, склонностями и характером. Хореографические способности
– это личностные психологические особенности индивида, в число которых входит
природная ритмическая чувствительность, сформированное в ходе проведения
упражнений и общения отношение к музыкальной интонации, отраженной в
танцевальных движениях.
Хореографические способности бывают общие и специальные. Общие – это
двигательная память, психомоторные способности. Специальные способности – это
творческие способности, музыкально-ритмические, репродуктивные.
Во второй главе дипломной работы были проведены исследования. Целью исследования
было подтверждение гипотезы, что формирование хореографических способностей для
детей 6-8 лет будет эффективно при соблюдении следующих условий:
— в ходе проведения занятий будет учитываться возраст детей, их
психологические особенности и полученные ранее навыки;
— будет проведено обучение по
разработанному уроку при использовании специальных методов обучения танцу;
— будут применены вариативные задания для занятий хореографией для
младших школьников.
В качестве задач исследования были выставлены:
— определение критерий оценки степени формирования хореографических
способностей у детей 6-8 лет;
— определение комплекса методов обучения, которые помогут развить
хореографические способности у детей 6-8 лет;
— составить конспект урока, в который будут включены упражнения по
развитию ритмики, гибкости и двигательной реакции.
— провести исследование, получить данные, сопоставить и
проанализировать их.
В итоге были выдвинуты критерии, по которым оценивались
хореографические способности: гибкость, ритм, координация. Эти критерии
распределялись на высокий, средний и низкий уровни достижения. На высоком
уровне дети выполняли упражнения без единой ошибки. На среднем дети могли
выполнить упражнение без ошибок со второго раза. Низкий уровень подразумевал,
что ребенок не может выполнить упражнение.
Далее были сформированы общие и специфические методы обучения
хореографии, которые были использованы в рамках составления конспекта урока с
детьми 6-8 лет. К общим образовательным методам относятся: словесный,
наглядный, игровой, практический. Специальные методы: эмоциональное
воздействие, импровизация.
Были сформирован конспект урока и проведены по нему занятия с детьми
выбранной группы. Занятия формировали развитие координации, ритм и гибкость. исследование
проводилось на базе Тульской областной филармонии им. И.А. Михайловского. В
ходе проведения исследования было протестировано 20 детей 6-8 лет
(первоклассники).
Исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и
контрольный.
На первом этапе было проведено исследование основных показателей
хореографических способностей у детей. Средние оценки составили: высокий
уровень 20%, средний 47%, низкий 33%. Далее был проведен формирующий этап исследования,
на котором был разработан урок и в него включены упражнения на развитие
гибкости, координации и ритмики. Были использованы разные методы обучения:
словесные, наглядные, практические, игровые, эмоциональное влияние и
импровизация. Контрольный этап был проведен с теми же заданиями, которые были
на первом этапе исследования. При сравнении результатов до и после формирующего
исследования, было определено, что высокие показатели продемонстрировали на 15%
детей больше, средний уровень показали на 8% больше детей, а с низкого уровня
ушло 23% детей.
Таким образом, использование разработанного урока с включенными в
него упражнениями дает эффективное развитие координации, гибкости и ритма у
детей 6-8 лет. Поэтому результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что
формирование хореографических способностей у детей 6-8 лет будет эффективным.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие
«развитие хореографических способностей» Развитие методики формирования хореографических способностей,
возможности обучать детей и искать методы к становлению исполнительских навыков
длится довольно давно. Этот процесс стал происходить в прошлом веке, объединив
хореографию и педагогику. Танец является древнейшим видом искусства. Однако,
базовые методы обучения в Россию пришли только в начале ХХ века. Тогда была
выдвинута методика детской хореографической педагогики. Вместе с
профессиональным образованием детей, искусство танца стало массовым. Это
подтверждается тем, что в ХХ веке стали массово открываться Дома и Дворцы
культуры в крупных городах, таких как Москва, Киев, Петроград, Одесса.
В то же время стали открываться исследованияльные студии, которые
определили развитие самодеятельного направления. Примером такой студии служит
школа Айседоры Дункан. По ее образовательной программе было важно развивать
исполнительские умения и навыки на уроках хореографии, основываясь на гармонии
души и движений, ориентируясь на естественные задатки и способности детей, в
первую очередь применяя принцип «не навреди». Вследствие этого в ХХ веке происходит
поиск эффективных способов обучения детей хореографии, новых способов становления и развития
исполнительских навыков у детей разного возраста, развития программ обучения в
дополнительном образовании, учитывая особенности их работы.
Второе поколение ФГОС было сформулировано в 2009 году. С тех пор
появилась необходимость соотнести качество развития навыков обучающихся и
требований ФГОС НОО[1].
При введении стандартом ФГОС НОО внеурочная деятельность была определена как «
неотъемлемая часть образовательного процесса, в которую входило формирование по
основным направлениям развития личности (духовное, социальное,
интеллектуальное, культурное, спортивное и оздоровительное). Но до сих пор не
полностью сформированы положения этого стандарта, вследствие чего изучение
данного вопроса остается на повестке дня.
В процессе изучения основ хореографии в условиях массового обучения
занятиями заняты все дети ,которые не проходили определенного тестирования,
отбора, важно говорить о пробуждении интереса к танцевальному искусству,
развитию творческого потенциала для всех детей в отдельности. Поэтому основой в
формировании исплнительских умений и навыков детей на уроках по хореографии
является хореограф, который обладает определенными важными компетенциями. Здесь
важно отметить мнение Л.А. Митаковича, который определяет «модель подготовки
кадров на основе междисциплинарной интеграции и компетентностного подхода,
которые обеспечивают готовность педагогов вести профессиональную деятельность»[2].
А.В. Хуторской определяет компетенцию как «элемент таких факторов
как индивидуальные качества педагога, знания, навыки, методы проведения
профессиональной деятельности, которые важны для эффективного обучения»[3]. По его словам
компетентность – это овладение педагогом компетенций, в которые включаются
личностный взгляд педагога на профессиональную деятельность. Таким образом, для
эффективного становления исполнительских умений у учеников за уроках по
хореографии, важно наличие профессионального педагога, который знаком не только
с особенностями работы в организации и с детьми, но и знающий методику работы с
коллективом. Это определяют слова Н.Ф. Талызина « высшие психические функции
зарождаются в высших коллективных формах деятельности. Совместная деятельность
является важным этапом для развития личностной деятельности»[4].
В задачи хореографа входит формирование условий для развития
хореографических способностей для каждого ребенка. Согласно словам И.П.
Волкова, «у всех детей есть творческие наклонности, они способны достигать
высот как исполнители разных танцевальных направлений» [5].
Согласно базовому принципу работы с младшими школьниками, необходимо
постоянно по многу раз повторять материал. Это очень важно для развития темы
формирования хореографических способностей, поскольку на занятиях хореографии
используются этюды, которые помогают отрабатывать элементы до высокого уровня
исполнения. При этом важно говорить о мотивационной готовности хореографа,
который может организовывать процесс развития навыков, учитывая возраст детей и
их базовые умения, постепенно усложняя материал, опираясь на степень
освояемости предоставленных упражнений.
Аналогично, для развития исполнительских навыков у детей на
протяжении уроков хореографии, важно подбирать материал, который входит в
основу танцевального репертуара, богатого по содержанию.
В его составе должны быть классические произведения. Они нужны для
того, чтобы сформировывать чувство прекрасного. Аналогично нужны современные
музыкальные композиции, которые являются обязательным элементом взросления и
развития молодых людей. Но современные музыкальные композиции должны быть
тщательно отобраны, разделены по принципу «от простого к сложному». Это
необходимо для того, чтобы повышение нагрузки мышц во время всего обучения в
школе происходит последовательно. Применение разных направлений хореографии
оказывает положительное влияние на становление исполнительских умений младших
школьников.
Таким образом, классический танец помогает вырабатывать правильное
положение туловища и головы, убирать физические недостатки (сутулость,
косолапость). Народно-сценический танец воспитывает терпимость и уважение к
различным народом, формирует выносливость в процессе отработки дробных
комбинаций, помогая глубоко понимать национальный характер и усиливая
выразительность исполнения. Бальный танец необходим для развития навыков
этикета, становления доверительного отношения к партнеру и формирования
ответственности друг за друга. Историко-бытовой танец может погрузить в
прошлое, отрабатывает манеру исполнения. Современный танец дает возможность свободной
динамики, формирует и улучшает хореографические навыки.
В ходе обучения танцу младших школьников, исполнительская
деятельность определяет коллективные формы работы, которые просматриваются на
занятиях в способности учеников держать линии, соблюдать рисунок танца,
использовать свободное пространство, соблюдая расстояние, наслаждаться
совместным досугом.
При помощи танца дети учатся находить общий язык с ровесниками, не
допускают конфликтов, помогают другим, сопереживают, стараются не подвести
коллектив, изменяются сами и меняют общество к лучшему. Поэтому можно
утверждать, что танец является уникальным средством коммуникации при помощи
движений в постановочной, репетиционной и концертной деятельности.
В рамках развития определения понятия «развитие хореографических
способностей» важно дать определение самим способностям. Способности являются
личностными психологическими особенностями людей, которые проявляются в
деятельности и в свою очередь являются условиями успеха. В зависимости от
уровня развития способностей находятся и скорость, и простота, и прочность
овладения знаниями и умениями. Однако важно отметить, что способности не
сводятся к знаниям и умениям.
Многочисленные ученые, такие как А.А. Бодалев[6], Л.А.Венгер[7], С.Л.Рубинштейн[8], занимались проблематикой
формирования способностей. Б.М.Теплов дал определение способностям как
индивидуальные психологические особенности, которые определяют простоту и
быстроту получения знаний и навыков, которые не состоят только из данных
особенностей. Б.М. Теплов в понятие «способности» включал три фактора[9]:
1. Индивидуально-психологические
особенности, отличающие людей друг от друга;
2. Не
все личностные особенности, а только имеющие отношение к успеху выполнения
определенного вида деятельности;
3. Способности
это не только знания и умение, выработанные у одного человека.
Б.М. Теплов утверждал, что только анатомо-физиологические и
функциональные отличительные черты людей могут быть врожденными. Они формируют
предпосылки для развития способностей, которые имеются задатками. Задатки
являются исходным факторов в развитии способностей. Способности, которые
формируются на основе задатков, могут быть обусловлены ими, но не
предопределяются. Конечно, задатки оказывают достаточное влияние, но не имеют
важного значения при становлении и развитии способностей, формирующихся при
жизни в процессе деятельности и воспитания.
Л.С. Выготский разрабатывал проблематику способностей в рамках
собственной теории. Он считал, что психическое развитие человека определено
развитием его сознания. В разные возрастные временные рамки вперед выходят
разные функции сознания, которые подчиняют себе другие, влияя и перестраивая
его. По мнению Л.С. Выготского ребенок осваивает культурные средства, которые
предоставляют ему возможность самому проводить анализ новой ситуации, в которой
он еще не был, свободно принимать решения и самостоятельно организовывать
собственную деятельность.
Согласно мнению С.Л. Рубинштейна способности являются итоговым
этапом закрепления не методов действия, а психических процессов, при помощи
которых их деятельность контролируется. Изучая способности, С.Л. Рубинштейн
говорит о том, что в первую очередь способности связаны с индивидуальными
особенностями человека. По его мнению «формирование способностей связывается с
высшими психологическими функциями, формированием целостной личности и ее
характера»[10].
По мнению Н.С. Лейтес, «способности являются психическими свойствами
людей, которые являются условиями эффективного исполнения некоторых видов
деятельности»[11].
Проводя изучение общих способностей, Н.С. Лейтес включает в их число
свойства ума. Из-за показателей общих способностей включается термин
«обучаемость», который определяет личностные возможности воспитанников для
освоения разных видов учебной деятельности, таких как развитие памяти, решение
задач, самоконтроль.
Также стоит упомянуть определение способностей Б.И. Теплова в его
работе «Способности и одаренность». В ней он определяет способности как
личностно-психологические особенности, которые отличают одних людей от других.
«Никто не будет говорить о способностях там, где все люди одинаковые»[12], — пишет он. Б.И. Теплов относит «способности не все
личностные особенности, а только те, которые определяют успех в деятельности
человека. Способности не должны относиться к знаниям и навыкам, которые уже
есть у человека»[13].
В.Н. Дружинина особо подчеркивает важность некоторые общих
способностей, таких как:
«- интеллект или способность решать;
— креативность как всеобщую способность к творческому изменению
знаний;
— обучаемость, то есть умение получать знания»[14].
Имея большое количество определений понятию «способности», можно
выделить единый подход к полному определению данного слова. Способности есть не
просто в определенных знаниях и навыках, они есть в настоящей созидательной
деятельности, для которой необходимо напряжение и выделение сил человека, и то,
что способности могут проявляться только в развитии человека.
На конференции «Танцевальное образование – вызов современности» В.Ю.
Никитин дал определение современному танцу как дефиниции «dance of the present
timе»[15]. Он говорит о том, что
сейчас существует три определения современного танца:
— современный сценический танец (то, что танцуется на сцене);
— современный social dance;
— дисциплина, которая введена в систему обучения.
Делая вывод о многочисленности определений понятия способностей,
можно считать, что разница в понятиях и определениях разных авторов показывают
о сложности субъекта и функциях, которые он выполняет. Это определяет большие
различия в подходах к формированию и классификации способностей.
Эффективный процесс формирования способностей может происходить
только при формировании конкретных условий, которые положительно сказывают на
их развитии. В качестве таких условий можно выделить:
1. раннее
физические и умственное развитие детей;
2. формирование
ситуаций и атмосферы, которая определяет развитие детей;
3. дети
могут сами решать задачи, которые требуют сильного напряжения, когда ребенок
задействует весь имеющийся интеллект;
4. дети
получают свободу и право выбирать деятельность, очередность заданий,
длительность их выполнения;
5. помощь
взрослых;
6. уютная
психологическая атмосфера, когда взрослые поощряют стремление детей к
творчеству.
Далее определим понятие хореографических способностей. Их изучением
занимаются такие авторы как И.И.БАдаева[16], В.Н.Карпенко[17], И.Г, Соснина[18].
И.И. Бадаева и И.А. Степаник определяют хореографические способности
как «личностно-психологические особенности личности, в число которых входит
природная ритмическая чувствительность, сформированное в ходе трудовой
деятельности и коммуникации отношение к музыкальным интонациям, отраженное как
танцевальное движение»[19].
Е.Б. Юнусова в собственном научном труде формирует структуру
хореографических навыков следующим
образом:
«- двигательные навыки;
— музыкально ритмические навыки;
— творческие навыки»[20].
Развиваясь, хореографические способности формируют систему, которая
включает сложные динамические связи между отдельными способностями. По словам
В.Н. Карпенко структура хореографических способностей включает:
«- общие способности;
— специальные способности»[21].
Под общими способностями понимается двигательная память и
психомоторные способности. При помощи двигательной памяти, которая формируется
в усвоении знаний и навыков, накапливаются впечатления и опыт, которые
оказывают влияние на становление хореографических способностей и на психическую
деятельность танцора.
Проявление психомоторных способностей происходит в способности
передачи собственного понимания сути музыкального произведения, когда
происходит его исполнение, и отражаются в умении и мастерстве танца.
При формировании общих хореографических способностей развивается
образное мышление, которое формируется в особенном чувстве эмоциональной
возбудимости, чувстве ритма, простоты поведения. В свою очередь есть сильная связь общих и
специальных возможностей. В ходе развития на специальные способности происходит
наложение собственного индивидуального стиля. Так, в число специальных
хореографических способностей относятся:
— творческие способности к воплощению образа в танце;
— музыкально-ритмическое чувство;
— репродуктивные способности.
В младшем школьном возрасте важным для развития хореографических
способностей является:
1. общий
тандем педагога и воспитанника на всем протяжении хореографического
образования;
2. инновационные
технологии в обучении;
3. включение
хореографической деятельности и других видов искусства: музыкальное, театральное, изобразительное.
Формирование музыкально-ритмических занятий помогает развивать
музыкальные способности, координировать двигательную активность. Занятия
творчеством помогает активизировать творческий потенциал младших школьников,
развивать способности по импровизации и интерпретации, умение искать новые
интонационно-пластические движения и выразительные образы.
Но можно считать, что эффективным может быть сочетание всех видов
занятий, включающих все вышеперечисленные виды занятий и формируют
разносторонне образовательное влияние на развитие хореографических
способностей.
Таким образом, понятие хореографических способностей формируется в
непрерывном росте, обогащении, углублении и развитии всех личностных черт
младших школьников, как развитие и процесс перехода из одного состояния детей
до хореографически-творческой деятельности в другое, более лучшее, когда
происходят задатки и составляют хореографические способности. [1] Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И. А.
Сафроновой, М. П. Антоновой. М. : Просвещение, 2014. 48 с [2] Митакович Л. А. Подготовка
бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство»
к решению профессиональных задач: теория и практика : монография / науч.
консультант Л. М. Кашапова. Уфа : Изд-во БГПУ, 2009. 160 с [3] Хуторской А. В. Практикум
по дидактике и современным методикам обучения. СПб. : Питер, 2004. 541 с [4] Талызина Н. Ф.
Педагогическая психология : Учебник для студ. средн. учеб завед. 8-е изд.,
стер. М. : Академия, 2011. 288 с [5] Волков И. П. Цель одна —
дорог много. М. : Просвещение, 1990. 159 с [6] Бодалев А.А. Психология
личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. 188 с [7] Венгер Л.А. Педагогика
способностей. М.: Знание, 1973. 117 с [8] Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с [9] Теплов Б.М. Способности и
одаренность. Проблемы индивидуальных различий. М.: 1961. С. 9-20 [10] Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с [11] Лейтес Н.С. Возрастная
одаренность школьников: Учеб. пособ. для вузов. М.: Академия, 2000. 320 с [12] Теплов Б.М. Способности и
одаренность. Проблемы индивидуальных различий. М.: 1961. С. 78 [13] Теплов Б.М. Способности и
одаренность. Проблемы индивидуальных различий. М.: 1961. С. 87 [14] Дружинин В.Н.
Экспериментальная психология: Учеб. пособие для вузов. 2 изд. доп. СПб.: Питер,
2001. 320 с [15]
https://www.youtube.com/watch?v=PoML-uZogtU [16] Бадаева И.И., Степаник И.А.
Исследование координационных способностей учащихся Академии Русского балета
имени А. Я. Вагановой на раннем этапе профессиональной хореографической
подготовки. СПб.: Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018.
171 с [17] Карпенко В.Н. Место
импровизации в формировании хореографических способностей: электронный научный
журнал Априори. Серия: Гуманитарные науки. 2018 [18] Соснина И.Г. Специальные
способности артиста балета: природа, структура, диагностика. Диссер… канд пед.
наук. Пермь, 1997. 155 с [19] Бадаева И.И., Степаник И.А.
Исследование координационных способностей учащихся Академии Русского балета
имени А. Я. Вагановой на раннем этапе профессиональной хореографической
подготовки. СПб.: Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018.
171 с [20] Юнусова Е.Б. Становление
хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном
образовании. Диссертация. Челябинск, 2011. 86 с [21] Карпенко В.Н. Место
импровизации в формировании хореографических способностей: электронный научный
журнал Априори. Серия: Гуманитарные науки. 2018