Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Разработка проекта культурно-познавательного тура в Улан-удэ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КУЛЬТУРНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА.. 7
1.1 Понятие
и составляющие культурно-познавательного тура. 7
1.2 Состояние
и тенденции развития культурно-познавательного туризма в России 12
1.3 Культурно-исторический
потенциал территории – основа
культурно-познавательного тура. 21
ГЛАВА 2.
УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ КУЛЬТУРНО -ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА «БУРЯТИЯ НЕЗНАКОМАЯ». 28
2.1 Анализ
ресурсов Улан-Удэ для разработки культурно-познавательного тура 28
2.2
Оценка предложений культурно-познавательных туров в г. Улан-Удэ. 39
2.3
Деятельность туристского предприятия ООО «Мега- тур» по предоставлению туров
культурно-познавательного туризма в Улан-Удэ. 44
ГЛАВА 3.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА «БУРЯТИЯ НЕЗНАКОМАЯ». 50
3.1 Основные
характеристики культурно-познавательного тура. 50
3.2
Характеристика целевой группы.. 53
3.3 Расчет
стоимости культурно-познавательного тура «Бурятия незнакомая» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ.. 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
– Логотип компании ООО «Мега- тур». 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
— Опросный лист. 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – Программа
тура «Бурятия незнакомая» 72
Введение:
Актуальность исследования. Туризм является одной из
ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы
роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет
наиболее важным ее сектором.
Россия располагает значительным потенциалом для развития внутреннего туризма. У нее есть все необходимое для этого – огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая дикая природа. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока.
В последние годы, и особенно в
настоящем 2020 году спрос на познавательный туризм вырос, этому в большой
степени способствуют такие факторы, как рост курса валюты, пандемия и
государственная программа по компенсации части затрат по приобретению туров
внутри страны.
Последние годы многие туристы со
средними доходами стали активнее путешествовать по России, совмещая курортный
отдых с познавательным туризмом, а ограничения в связи с коронавирусом повысили
интерес российских туристов к туризму в регионах, в том числе познавательному.
Предпринятые Правительством России меры по поддержке туристской отрасли в
период коронавируса стали дополнительным стимулом для российских граждан для
приобретения туров по стране, при этом познавательный туризм наиболее
востребован.
Повышение интереса к
познавательному туризму способствует развитию потребности в новых
познавательных турах, этим и определена актуальность настоящей работы.
Объект
исследования:
познавательный туризм.
Предмет
исследования:
проект программы познавательного тура в
Улан-Удэ.
Целью выпускной квалификационной
работы является разработка
Технологической документации культурно-познавательного
тура в Улан-Удэ.
Достижению
поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы разработки культурно-познавательных
туров.
2. Проанализировать условия разработки нового
познавательного тура в Улан-Удэ
3. Разработать технологическую документацию к культурно-познавательного
тура в Улан-Удэ «Бурятия незнакомая»
4. Рассчитать себестоимость и цену культурно-познавательного
тура в Улан-Удэ «Бурятия незнакомая».
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе
используются общенаучный метод анализа, методы наблюдения и сравнения, а также
метод синтеза, метод графический и расчетный.
Информационную
и фактологическую основу работы составляют литературные источники для обобщения и анализа
теоретических основ состава и разработки новых познавательных туров. Среди
авторов теоретических трудов по теме работы выделим известных отечественных
исследователей : Канатьевой
Н.С., Кускова А.С., Овчарова А.О., Косолапова А.Б., Назаркина В. А., Насонова
А.А., Седовой Н.А., Сущинской М.Д., Феденевой И.Н. и других. Для изучения познавательных туров
в г. Улан-Удэ использованы данные официального сайта Республики Бурятия,
материалы СМИ, данные информационных сайтов в сети Интернет. Для оценки спроса
на познавательные туры в Улан-Удэ использованы материалы опроса потенциальных
туристов об интересе к новым турам.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа
имеет следующую структуру: введение, три логически взаимосвязанных
главы,
заключение, список использованных
источников и приложений.
Введение содержит актуальность темы работы, определяет цель
и задачи работы, методику, информационную основу работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы разработки и
расчета нового познавательного тура : изучены понятие и составляющие
познавательного тура, состояние и тенденции развития познавательного туризма в
России, определены составляющие познавательного тура на основе
культурно-исторического потенциала
территории.
Во второй главе исследованы условия разработки нового
познавательного тура в Улан-Удэ, в частности проведен анализ ресурсов Улан-Удэ
для разработки нового познавательного тура, оценены предложения по познавательным турам в
Улан-Удэ и рассмотрена деятельность туристского предприятия ООО «Мега-Тур» по
предоставлению туров познавательного туризма в Улан-Удэ.
В третьей главе работы
разработан проект нового тура в Улан-Удэ «Бурятия незнакомая», для этого
проведено изучение спроса на новые
познавательные туры в Улан-Удэ, с учетом полученных результатов разработан
проект познавательного тура в Улан-Удэ «Бурятия незнакомая» и произведен расчет
стоимости нового познавательного тура в Улан-Удэ «Бурятия незнакомая».
Заключение содержит выводы по всем частям работы.
Заключение:
В соответствии с поставленными задачами, в работе
рассмотрены теоретические аспекты культурно-познавательного туризма, в
результате которого сделаны выводы о том, что познавательный туризм охватывает
собой посещение исторических, культурных или географических
достопримечательностей
Среди
культурно-исторических объектов основное место занимают памятники истории и
культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и служат главным
средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма.
Памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов: истории,
археологии, градостроительства и архитектуры, искусства и документальные.
Особое
внимание при оценке культурных комплексов обращается на определение их места в
системе мировой и отечественной культуры.
Россия обладает богатым и разнообразным культурным
наследием, которое имеет уникальное значение для всей страны с ее
многонациональным народом и является неотъемлемой частью Всемирного культурного
наследия.
Ресурсы культурно-познавательного туризма в России включают
156 тысяч объектов культурного наследия, 75 музеев-заповедников, 31 усадеб,
2700 государственных музеев, 26 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Местом
концентрации культурно-исторических ресурсов являются города, в первую очередь
те, которые значатся в особом списке «исторических поселений». Россия
насчитывает более пятисот исторических поселений, среди которых, как и города,
так и сельские поселения, являющиеся туристическими центрами России, например:
Великий Новгород, Суздаль, Звенигород, Мышкин, Великий Устюг, Псков.
Самыми популярными круглогодичными направлениями, как у наших соотечественников, так и у иностранных
туристов, приезжающих в Россию, остаются поездки в Санкт-Петербург и по городам
«Золотого Кольца».
Тенденциями развития культурно — познавательного туризма
в России специалисты выделяют: повышение
интереса к культурно-познавательному туризму; развитие туризма на региональном
уровне как экономически выгодной отрасли экономики; повышение спроса на комбинированные туры с
обеспечением высокого уровня безопасности и комфортности; развитие инфраструктуры
туризма с одновременным ростом цен на туристические программы.
Культурно-исторический потенциал различных территорий является основой
для развития культурного туризма, который в свою очередь обеспечивает развитие
въездного и внутреннего туризма в России.
Во второй главе работы изучены условия разработки
культурно-познавательного тура «Бурятия неизвестная».
Рассмотрены ресурсы города Улан-Удэ для
культурно-познавательных туров. Город Улан-Удэ входит в список исторических
городов России. В Улан-Удэ на государственной охране находятся 52 памятника
истории, 177 памятников архитектуры и градостроительства, 3 памятника
монументального искусства, 1 памятник археологии.
В окрестностях города много достопримечательностей, среди
них знаменитая археологическая локация – Иволгинский дацан, буддийский центр
Ринпоче Багша, старообрядческие и этнографические поселения, шаманский центр,
памятники природы, национальная самобытная кухня, кроме того, туристов сюда
влечет близость и возможность посещения озера Байкал.
В г. Улан-Удэ около 158 гостиниц разного уровня на 5146 мест. В
городе работают 16 туроператоров, внесенных в Единый федеральный реестр, 69
турагентов, более 50 экскурсоводов и гидов-переводчиков, из них 22
аккредитованы в администрации Улан-Удэ.
Отрицательными факторами предлагаемых
культурно-познавательных туров в г. Улан-Удэ, являются: малое разнообразие
туров, состав которых часто отличается только названием; повтор объектов показа
в разных экскурсиях; отсутствие новых объектов показа. Практически отсутствуют
туры, которые включают посещение объектов культурно-познавательного туризма
вокруг Улан-Удэ и отдых на оз. Байкал.
Основными туркомпаниями, принимающими туристов в г.Улан-Удэ
являются: «Мега- тур», «Байкал
Интур», «Турист», «Абсолют», «Байкальская туристическая компания»,
«БурятИнтур», «Спутник- Бурятия».
Рассмотрение деятельности ООО «Мега- тур» по предоставлению
туров культурно — познавательного туризма. Компания работает по организации
въездных и внутренних туров.
Анализ показал, что наибольший
объем реализации в 2019 г приходится на продажи туров по Бурятии, который в 2019
году вырос по сравнению с 2018 годом на 4,9%; вторым видом услуг, на который
приходится большой объем выручки – экскурсионные услуги, спрос на которые увеличился на 20,5%, рост услуг по продаже прочих услуг
вырос в наибольшей степени за 2019 год он составил 30,1%.
Учитывая, что в ближайшие годы
ожидается активное развитие внутреннего туризма, ООО «Мега- тур» планирует
расширить ассортимент туров по Бурятии.
В третьей главе работы разработан новый
культурно-познавательный тур «Бурятия неизвестная», длительностью 7 дней/ 6
ночей. В программе тура осмотр достопримечательностей г. Улан-Удэ,
посещение Буддийского центра, фабрики нефрита, знакомство со старообрядчеством,
посещение этнографического комплекса «Степной кочевник», экскурсия в
Иволгинский дацан, знакомство с оз. Байкал.
Предлагаемый культурно-познавательный тур «Бурятия
незнакомая» не имеет значительных ограничений по возрасту, так как не содержит
длительных переездов и переходов. Учитывая, что
в программе отдых на берегу озера, лучшим временем для реализации тура
будет – май-август.
Проведенный опрос
потенциальных потребителей нового культурно-познавательного тура выявил, что
потенциальные участники культурно-познавательных туров – женщины от 35 до 50
лет, которые готовы рассмотреть возможность участия в туре в г. Улан-Удэ, если
в туре им предложит знакомство с национальной кухней, посещение оз. Байкал,
знакомство с этнографией, с национальными традициями и историей. Длительность
тура должна составлять от 6 до 8 дней.
Новый тур отвечает спросу целевой группы.
Расчет стоимости предлагаемого культурно-познавательного
тура «Бурятия незнакомая» длительностью 7
дней/6 ночей показал, что она составила 32049 руб. на 1 участника, в стоимость не
входит авиаперелет до Улан-Удэ и обратно.
В стоимость тура включена
стоимость страховки, проживание в 2-х местных номерах гостиницы «Парк-отель
Улан-Удэ» 3* и эко-отеле «Гостиный Дворъ», трехразовое питание, экскурсионное и
транспортное обслуживание, постоянное сопровождение гидом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КУЛЬТУРНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА 1.1 Понятие
и составляющие культурно-познавательного тура Культурно-познавательный туризм и его ресурсы в
историко- культурном (историко-познавательном), религиозно-паломническом и
многих других видах и направлениях туризма, как правило, функционируют на базе
наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием
современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры
гостеприимства.
По мнению Сущинской М. Д., «культурный туризм – это
перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания,
мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных
достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места,
художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные
площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения,
отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и
исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и
повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта
и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей» [47, c.32].
А. С. Кусков указывает: «Познавательный
туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических
достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью,
чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими
стран» [36, c.103]. По
его мнению, культурный туризм — это туризм для знакомства и познания
культурного наследия различных стран и народов.
Культурный туризм представляет собой перемещение индивидов
за пределы их постоянного места проживания, которое мотивировано частично или
полностью интересами посещения культурных достопримечательностей, среди которых
музеи, культурные события, исторические места, драматические и музыкальные
театры, художественные галереи, места традиционного времяпровождения местных
жителей, отражающих современное творчество, историческое наследие, повседневный
стиль жизни, традиционные ценности, виды деятельности, в целях получения нового
опыта, новой информации, впечатлений с целью удовлетворения культурных
потребностей [32, c.171].
Историко-культурные ресурсы туризма представляют собой
совокупность объектов, которые связаны с деятельностью человека, одновременно
являющихся результатами её материального и нематериального характера. К числу
указанных объектов относятся историко-культурные памятники, но могут относиться
и объекты, не признанные памятниками, а также другие привлекательные места —
памятные, живописные или места, привлекательные по другим причинам, если их
посещение отмечено познавательной активностью [29,
c.34].
Важнейшая составляющая историко-культурных ресурсов
состоит в способности соответствующих объектов к удовлетворению потребностей,
связанных с приобщением к непреходящим ценностям, с новыми чувственными
впечатлениями, с эстетическим переживанием, с формированием собственных, новых
представлений об истории, окружающем мире, самом себе в контексте
общечеловеческой или национальной культуры. В этом смысле каждый регион страны
имеет богатый историко-культурный потенциал.
На основе существующей типологии историко- культурные
ресурсы
следует рассматривать по следующей схеме: (рис. 1.1).
Памятники истории — это сооружения, здания, памятные
предметы и места, которые связаны с важными событиями в истории народа, а также
с развитием науки и техники, быта и культуры народов, с жизнью выдающихся личностей
государств [29, c.16]. Рисунок 1.1 —
Культурно-исторические объекты [31, c.78] Среди культурно-исторических
объектов основное место занимают памятники истории и культуры, которые
отличаются наибольшей привлекательностью и служат главным средством
удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма.
Памятники истории и культуры
подразделяются на пять основных видов: истории, археологии, градостроительства
и архитектуры, искусства и документальные [31, c. 80].
К памятникам археологии относятся курганы, городища,
остатки древних поселений, производств, укреплений, каналов, дорог, каменные
изваяния, древние места захоронений, старинные предметы, наскальные изображения,
участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов [12, c.74].
Памятники градостроительства и архитектуры —
архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, площади, кварталы,
остатки древней планировки, улицы, и застройки населенных пунктов, сооружения
гражданской, военной, промышленной, народного зодчества, культовой
архитектуры, а также связанные с ними произведения монументального, декоративно
— прикладного, садово-паркового искусства, изобразительного, пригородные
ландшафты [12, c.75]. Рисунок 1.2 — Основные виды
памятников культуры и искусства Памятниками искусства являются произведения
монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов
искусства.
К числу документальных памятников относятся акты
органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы,
кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие
рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие
печатные издания[12, c.75].
К культурно-историческим относят и другие объекты: оригинальные
предприятия промышленности, сельского хозяйства и транспорта; театры; научные и
образовательные учреждения; спортивные сооружения; ботанические сады [29, c.18].