Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Разработка мероприятий по благоустройству территории муниципального образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы организации благоустройства территории муниципального образования 5
1.1 Благоустройство территории на муниципальном уровне 5
1.2 Особенности управления благоустройством территории муниципального образования 18
2 Анализ организации управления благоустройством территории муниципального образования МО «Сосновая поляна» г. Санкт-Петербург 31
2.1 Организация управления территории МО «Сосновая поляна» 31
2.2 Оценка уровня благоустройства МО «Сосновая поляна» г. Санкт-Петербург 35
3 Мероприятия по совершенствованию организации управления благоустройством территории МО «Сосновая поляна» 43
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления развитием МО «Сосновая поляна» 43
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию благоустройством территории муниципального образования 48
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Введение:
Актуальность темы определяется тем, что именно благоустройство является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Благоустройство городской среды формирует комфорт, эстетическую и функциональную привлекательность, качество и удобство жизни населения. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни.
Объектами комплексного благоустройства являются все элементы города, ранжированные по уровням, т.е. комплексное благоустройство охватывает весь город, кроме части участков природного комплекса и особо охраняемых природных территорий, подлежащих экологической реабилитации. Комплексный подход позволяет наиболее полно и в то же время детально охватить весь объем проблем, решение которых может обеспечить комфортные условия проживания всего населения. К этим условиям относятся чистые улицы, благоустроенные районы, дворы и дома, зеленые насаждения, необходимый уровень освещенности дворов в темное время суток.
Важнейшей задачей органов местного самоуправления является формирование и обеспечение среды, комфортной и благоприятной для проживания населения, в том числе благоустройство и надлежащее содержание дворовых территорий, выполнение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации по устойчивому развитию городских территорий, обеспечивающих при осуществлении градостроительной деятельности безопасные и благоприятные условия жизнедеятельности человека.
Благоустройство является составной частью различных отраслей: коммунального хозяйства, городского хозяйства, градостроительства.
Результаты проведенного исследования и проектирования могут быть использованы для докладов на различных конференциях, заседаниях, а также для внедрения в практическую деятельность органов местного управления по благоустройству и озеленению городских территорий.
Цель работы проанализировать сущность стратегий организации благоустройства территории и предложение возможных путей их совершенствования.
Объект исследования – нет проблема организации управления благоустройством территории муниципального образования.
Предмет исследования – деятельность МО по благоустройству городской территории.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий: «благоустройство территории» и «стратегии»;
2. Проанализировать проекты комплексного благоустройства МО «Сосновая поляна» г. Санкт-Петербург;
3. Предложить варианты совершенствования организации управления благоустройством МО «Сосновая поляна» г. Санкт-Петербург.
Заключение:
С ростом городов и повышением технологического уровня промышленности все более острой становится проблема благоустройства городских территорий и управления услугами благоустройства городского муниципального образования. Эта проблема требует тщательно взвешенных управленческих решений, связанных с планированием работы предприятий благоустройства и использованием территориальных ресурсов в рамках существующей социально-политической системы.
Благоустройством города занимается администрация и жилищно-коммунальные службы.
Городское благоустройство – это жилищное и уличное благоустройство: планировка, муниципальное строительство, жилищный фонд, муниципальные земли, зеленые насаждения, уход за дорогами, улицами и тротуарами, уличный транспорт, муниципальная связь, городское освещение, канализация и отопление. Прежде всего, это работы, которые направлены на то, чтобы жителям было удобно и комфортно в своем городе, в своем дворе, в своем доме.
Все работы по благоустройству города и озеленению его территорий выполняются только в соответствии с законодательством РФ, каждое действие, направленное на изменение городской территории должно быть согласовано с законодательством.
В данной дипломной работе были выявлены проблемы благоустройства и сформулированы способы совершенствование организации управления благоустройством территории муниципального образования.
Во-первых, совершенствование процесса внедрения проектного управления на территории МО «Сосновая поляна» зависит от количества разработанных и внедренных проектов, одним из которых является предложенный проект в сфере благоустройства, который позволит привлечь инвестиции не только в традиционную сферу сбора, транспортировки ТБО, но и наладит контакты с отходо-сортировочными и отходо-перерабатывающими комплексами с целью вовлечения отходов в качестве вторичных ресурсов в материальное производство путем развития системы переработки ТБО.
Во-вторых, мероприятия проекта направлены на решение целей администрации поселения по улучшению качества благоустройства, обеспечению качества окружающей среды и экологических условий жизни населения, совершенствование механизмов комплексного и рационального использования природных ресурсов.
В-третьих, разработка и реализация проекта «Обустройство площадок для раздельного сбора ТБО в МО «Сосновая поляна»» с одной стороны позволит модернизировать инфраструктуру обращения с ТБО с внедрением раздельного сбора и сортировки ТБО, с другой существенно повысить экологическую культуру населения.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы изучения проблемы организации благоустройства территории муниципального образования
1.1 Благоустройство территории на муниципальном уровне
Формирование благоприятной среды жизнедеятельности является основной целью градостроительной политики, осуществляемой в пределах жилых территорий органами государственной власти РФ, отдельных субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Наряду с градостроительными, архитектурными, техническими аспектами, важное значение для формирования высоких архитектурно-художественных, функционально-планировочных, социально-бытовых, санитарно-гигиенических и экологических качеств городских территорий в целом, и территорий жилой застройки в частности, имеет комплексное благоустройство территорий. Жилье не может считаться комфортным, если окружение здания не благоустроено.
Вопросы комплексного благоустройства решаются на всех стадиях градостроительного и архитектурно строительного проектирования и реализуются в полном соответствии с разработанными проектами. Основные идеи комплексного благоустройства определяются проектами детальной планировки жилых территорий, а конкретные решения, объемы, стоимости — в проектах застройки отдельных жилых комплексов. Однако в период эксплуатации зданий, сооружений и комплексов и особенно при реконструкции и модернизации отдельных зданий и сооружений наблюдаются нарушения действующих нормативов и стандартов, затрагивающих вопросы благоустройства, что, несомненно, влечет за собой ухудшение качества среды проживания населения [13].
Кроме того, значительная часть жилого фонда российских городов и благоустройство придомовых территорий в начале XXI века справедливо считаются морально устаревшими, не отвечающими сегодняшним социально-бытовым потребностям населения и современным санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям. Поэтому перед эксплуатационными организациями, выполняющими в настоящее время не только функции подрядчика, но и заказчика, встают дополнительные проблемы, связанные с совершенствованием, а порой и созданием системы благоустройства территории жилой застройки. Система благоустройства города представляет собой определенную совокупность отраслевых и функциональных подсистем, включая системы отдельных предприятий и организаций сферы благоустройства города, и в то же время сама является подсистемой макрологистической системы города [23].
Методами прямого регулирования деятельности в сфере благоустройства города являются:
— установление обязательных требований (нормативов) к уровню благоустройства и качеству выполненных работ;
— введение системы лицензирования деятельности и сертификации продукции, работ и услуг в сфере благоустройства города;
— административно-экономическая субординация муниципальных предприятий, занятых в сфере благоустройства;
— административный, экономический и экологический контроль за деятельностью предприятий и организаций в сфере благоустройства города [16].
Достижение основной цели — комфортной среды жизнедеятельности — должно осуществляться, прежде всего, на основе учета социальных процессов, происходящих в пределах жилых территорий. Следует отметить, прежде всего, ряд аспектов, определяющих практические градостроительные требования к системе внешнего благоустройства:
— активизация общественных форм жизнедеятельности в пределах жилых территорий определяет потребность новых форм организации досуга населения, формирования системы открытых пространств в жилых районах, микрорайонах, кварталах, жилых группах и даже на отдельных участках жилой застройки;
— создание комфортных условий для отдыха и осуществления социально-бытовых функций вблизи жилья, так называемого приближенного или первичного и повседневного обслуживания, требует зонирования и благоустройства территории жилой застройки с учетом демографического состава населения, степени его подвижности, структуры свободного времени, видов осуществляемой деятельности и качества жилищного фонда;
— ландшафт местности, природно-климатические условия, градостроительная ситуация и положение жилых территорий по отношению к другим функциональным элементам городского плана влияют на выбор номенклатуры элементов благоустройства и характер их взаимосвязей;
— система благоустройства способствует улучшению санитарно-гигиенического и экологического состояния территорий жилой застройки не только на момент строительства и реконструкции, но и в период ее эксплуатации [19].
Таким образом, благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Благоустройство жилых территорий является комплексной, многоаспектной задачей. Понятие «благоустройство» включает комплекс мероприятий по инженерному благоустройству (инженерной подготовке и инженерному оборудованию, искусственному освещению), социально-бытовому благоустройству (совершенствованию системы социально-бытового обслуживания населения), по внешнему благоустройству (озеленению, организации движения транспорта и пешеходов, оснащению территории малыми архитектурными формами и элементами благоустройства).
В комплекс мероприятий по благоустройству входят также работы, связанные с оздоровлением окружающей среды, улучшением санитарно-гигиенических условий территорий жилой застройки, обеспечивающие экологическое благоустройство территории.
На эксплуатируемых жилых территориях основные вопросы, связанные с инженерной подготовкой, т. е. защитой территорий от неблагоприятных природных воздействий и вопросы по приспособлению «неудобных» участков для градостроительных целей, как правило, решены. Поэтому эксплуатационным организациям приходится решать, прежде всего, проблемы по улучшению организации поверхностного стока, нарушенного в результате изменения (повышения) планировочных отметок лотков проезжих частей прилегающих улиц и внутриквартальных проездов после неоднократного ремонта покрытий дорожных одежд, а также за счет нарушений в функционировании водоотводящих систем (загрязненности или недостаточной пропускной способности дождеприемных решеток, неправильного их расположения на прилетающих улицах и внутриквартальных территориях после реконструкции улично-дорожной сети и др.). В процессе реконструкции очень часто также происходят изменения в трассировке и начертании внутриквартальной сети переулков и дворовых пространств, по которым ранее отводились дождевые стоки [10].
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы управления благоустройством территории муниципального образования 5
1.1 Основные понятия и элементы благоустройства территории муниципального образования 5
1.2. Нормативно-правовая основа управления благоустройством территории муниципального образования 14
2 Анализ особенностей управления благоустройством территории муниципального образования на примере МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово 23
2.1 Общая характеристика МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово 23
2.2 Анализ управления благоустройством МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово 28
3 Комплекс мероприятий по благоустройству территории МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово 40
3.1 Разработка комплекса мероприятий по благоустройству МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово 40
3.2 Эффективность комплекса мероприятий по благоустройству территории МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово 46
Заключение 60
Список используемых источников 62
Приложение А 68
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности муниципального образования. На сегодняшний день статус муниципального образования в глазах населения определяется уровнем внешнего благоустройства и развитии инженерной инфраструктуры. Однако зачастую жилищный фонд муниципальных образований, объекты благоустройства в течение многих лет эксплуатации пришли в изношенное состояние и не отвечают современным требованиям, обусловленных нормами Градостроительного и Жилищного кодексов РФ.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что одной из важнейших задач органов местного самоуправления считается формирование и обеспечение среды, которая комфортна и благоприятна для проживания населения, а также благоустройство и надлежащее содержание дворовых территорий.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по благоустройству территории муниципального образования на примере МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ основных понятий и элементов благоустройства территории
2. Проанализировать нормативно-правовую основу управления благоустройством территории муниципального образования
3. Дать общую характеристику МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово.
4. Провести анализ управления благоустройством в МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово.
5. Предложить рекомендации по совершенствованию благоустройства МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово.
6. Оценить эффективность предложенных рекомендаций.
Объект исследования – благоустройство территории МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово.
Предмет исследования – управление благоустройством территории МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области управления муниципальными образованиями и благоустройства территорий. Помимо прочего, за основу исследования были взяты нормативно-правовые акты РФ в области обеспечения управления благоустройством территорий муниципальных образований, а также нормативные правовые акты МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово.
Методологическую основу исследования составили базовые научные методы (анализ, синтез, сравнения, индукция, дедукция), приемы логического мышления, визуализации информации с использованием графического и расчетного метода, метод экспертных оценок, статистический и динамический методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретических аспектов теории управления благоустройством территорий муниципального образования.
Практическая значимость работы. Выводы, содержащиеся в работе, дают комплексное представление о функционировании органов местного самоуправления по вопросам управления благоустройства муниципального образования на примере МО «Заневское городское поселение» г.Кудрово. Внедрение разработанных предложений позволит улучшить основные показатели благоустройства муниципального образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале исследования достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.
Так, под благоустройством территории понимается совместная деятельность граждан и органов государственной власти по созданию, поддержанию элементов комфортных условий проживания на территории муниципального образования.
Основными элементами благоустройства территории являются: озеленение, покрытие, ограждения, освещение, водные устройства, игровое и спортивное оборудование, уличное оборудование, средства размещения информации, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, а также элементы объектов капитального строительства.
Нормативно-правовая база обеспечения благоустройства включает в себя три уровня: федеральный, региональный и местный. На федеральном уровне вопросы благоустройства регламентируются кодексами, федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента, постановлениями Правительства и иными нормативными актами министерств и ведомств. Региональный уровень представлен правовыми актами субъектов РФ. На уровне местного самоуправления принимаются нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Отдельным элементом нормативно-правового регулирования вопросов благоустройства территории муниципального образования является совокупность сводов правил и национальных стандартов, регламентирующие нормы для проектирования и строительства отдельных элементов благоустройства территорий муниципальных образований.
Анализ особенностей благоустройства территорий муниципального образовния на практике осуществлялось на примере МО «Заневское городское поселение» г. Кудрово.
МО «Заневское городское поселение» является одним из наиболее развивающихся муниципальных районов, в состав которого входит г. Кудрово. Развитие г. Кудрово обусловлено прилеганием к Невскому району Санкт-Петербурга, а также осуществлением плотной жилищной застройки и ввода в эксплуатацию жилых домов.
Население г. Кудрово растет достаточно быстрыми темпами: с 91 человек в 2007 году до 54471 человек к 2022 году.
За вопросы благоустройства отвечает Администрация МО «Заневское городское поселение», в частности, сектор ЖКХ и благоустройства.
Оценивая особенности организации и управления благоустройства территории МО «Заневское городское поселение» г. Кудрово, было отмечено, что преимущественно идет благоустройство территорий парковых зон и аллей, благоустройство остальных территорий практически не осуществляется. Проведенный опрос жителей г. Кудрово показал, что одной из проблем в обеспечении благоустройства является озеленение.
Для улучшения благоустройства территории МО «Заневское городское поселение» г. Кудрово было предложено проведение смотра-конкурса по таким направлениям, как:
1. Проведение конкурса по жилищному фонду на звание «Лучший дом».
2. Проведение конкурса по жилищному фонду на звание «Лучший двор».
3. Конкурс для предприятий «Лучшее благоустроенное предприятие».
Социальные эффекты: повышение удовлетворенности и качества жизни населения, увеличение соседского взаимодействия, обеспечение безопасности детей, увеличение количества населения лично участвующего в благоустройстве поселения. Экономические эффекты: обеспечение эффективного освоения бюджетных средств, экономия бюджетных средств за счет рациональных элементов благоустройства, привлечение частных инвесторов.
Проведенная экспертная оценка эффективности предложенных мероприятий позволила сделать вывод об эффективности предложенных рекомендаций и возможности их реализации на практике.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы управления благоустройством территории муниципального образования
1.1 Основные понятия и элементы благоустройства территории муниципального образования
Благоустройство и озеленение территории является неотъемлемой частью успешного развития любого муниципального образования. Именно поэтому важно изучить основу понятия и элементы благоустройства муниципального образования.
На сегодняшний день в научной литературе отсутствует единое понимание термина «благоустройство территории».
В словаре С.И. Ожегова под термином «благоустроить» понимается «оборудовать, сделать хорошим и удобным».
Иваненко Л.В. под благоустройством понимает совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды [19, c. 77].
В своем исследовании Д.Д. Самородова дали следующую трактовку понятия «благоустройство» как «совокупность работ и мероприятий, осуществляемых с целью создания здоровых условий и формирования комфортной среды для жизнедеятельности граждан, и улучшению эстетического облика территорий муниципальных образований, отдаленных территорий (микрорайонов и поселков), мест массового отдыха и общего пользования» [30, c. 700].
Кузяшев А. Н. считает, что благоустройство территории муниципального образования – это «совокупность мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни населения в рамках муниципального образования, которые осуществляют органы государственной власти, местного самоуправления, физические и юридические лица [22, c. 115].
Ковалева Л.В. под благоустройством территории понимается «формирование на любой территории различных удобств (инфраструктуры, сооружений) для жизни, отдыха и работы людей (канализация, водопровод, скамейки на остановках, дороги, бульвары, детские площадки и прочее)» [20, c. 21].
Чазова И.Ю. определяет благоустройство в трех аспектах (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Трактовка понятия «благоустройство» по И.Ю. Чазовой [34, c. 19]
Резюмируя вышесказанное, можно предложить следующую трактовку понятия «благоустройство территории» как совместную деятельность граждан и органов государственной власти по созданию, поддержанию элементов комфортных условий проживания на территории муниципального образования.
Вопросы организации благоустройства своей территории, возникали еще в древнейшие времена. Тогда для обеспечения своего комфортного проживания строились различные сооружения (акведуки, канализации, производилось орошение зеленых насаждений, посадка новых деревьев и многое другое). Сегодня в условиях урбанизации вопросы организации благоустройства и озеленения территории становится все более актуальными. В современном и прогрессивном мире сложно представить район с неубранной от мусора территорией, с отсутствием освещения и др., однако данные проблемы существуют [17, c. 148].
Благоустройство территории необходимо, в первую очередь, для граждан муниципального образования. Чтобы люди могли, уезжая на работу, учебу и другие дела чувствовать себя комфортно.
Благоустройство и озеленение территории муниципальных образований предполагает несколько целей:
Создание максимально удобных условий для жизни и отдыха населения муниципального образования.
Акцентирование индивидуальных особенностей дизайна отдельных объектов благоустройства в пределах муниципального образования.
Осуществление детальной проработки плана территории муниципального образования.
Обеспечение уюта и удобства для проживания населения на территории муниципального образования.
Сохранение функциональности территории муниципального образования.
Для достижения поставленных целей осуществление благоустройства и озеленения территории муниципального образования предполагает следующие задачи: Украшение территории; Скрытие явных ландшафтных дефектов территории муниципального образования; Организация буферной экологической зоны и т.д. [14, с. 36].
Необходимо отметить, что в нормативно-правовых актах муниципального уровня нет четкого закрепления понятия «благоустройство», поэтому на практике к благоустройству относят различное количество направлений. Так, например, одни авторы считают, что к благоустройству относятся:
Обустройство дорог для автомобилистов.
Обустройство тротуаров для пешеходов.
Обустройство автостоянок.
Установка скамеек в местах общественного пользования.
Оборудование детских площадок.
Оборудование зон отдыха
Приведение к общему для муниципального образования виду места осуществления торговли и т.д. [21, c. 125].
К объектам благоустройства территорий муниципального образования относятся:
1. Функциональные территории муниципального образования: детские площадки, спортивные площадки, площадки для отдыха, выгула собак, улицы и дороги, парки, скверы и иные зеленые зоны, набережные, технические зоны транспортных и инженерных коммуникаций.
2. Водоохранные зоны.
3. Контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов [26, c. 29].
Субъектами благоустройства территорий муниципального образования являются преимущественно органы муниципального управления и иные организации, на которые возложены полномочия по благоустройству территорий. Помимо прочего, субъектами благоустройства территорий являются: