Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Разработка информационно-компьютерного сопровождения изучения Мировой художественной культуры в условиях нового школьного стандарта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
разработки информационно-компьютерного сопровождения изучения мировой художественной
культуры в условиях нового школьного стандарта. 10
1.1. Специфика изучения мировой
художественной культуры в условиях нового школьного стандарта. 10
1.2. Особенности информационно-компьютерного
сопровождения изучения мировой художественной культуры.. 25
Глава 2. Организация работы по
разработке информационно-компьютерного сопровождения изучения мировой
художественной культуры в условиях нового школьного стандарта на базе гимназии
№47 г. Уфа. 56
2.1. Характеристика организации
образовательного процесса на базе МАОУ «Гимназия №47 им. А. П. Гайдара» г. Уфа
(Республика Башкортостан») 56
2.2. Методические рекомендации по
информационно-компьютерному сопровождению изучения мировой художественной
культуры в условиях нового школьного стандарта 62
Заключение. 70
Список источников и литературы. 73
Приложение 1. 79
Приложение 2. 85
Введение:
Актуальность
выбранной
темы обусловлена тем, что для развития универсальных учебных действий в
преподавании общеобразовательных дисциплин широко используются современные
образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС[1], среди которых наибольшее
значение имеют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Более того, как
справедливо отмечает А. Ю. Ефименко, использование ИКТ на уроках мировой
художественной культуры является фактором расширения информационной
образовательной среды всего образовательного учреждения[2] и способом повышения
качества образовательного процесса[3], обусловленного, в том
числе, эффективностью использования имеющихся в образовательном учреждении
ресурсов и оборудования[4].
Как
отмечает М. А. Авдеева, специфика преподавания мировой художественной культуры
требует от учителя владения компетенцией, включающей в себя различные
компоненты, которые проявляются в успешной профессиональной деятельности, в том
числе в сфере использования в образовательной деятельности
информационно-коммуникативных технологий[5]. На уроках МХК из средств
ИКТ чаще всего используют презентации[6], но возможности указанных
средств гораздо шире, а организация проведения занятий с использованием
нетрадиционных форм уроков, методик с использованием интерактивных технологий и
мультимедиа является более эффективной по сравнению с традиционными формами[7].
Степень
научной разработанности проблемы можно охарактеризовать как
достаточную. Возможности использования ИКТ на уроках мировой художественной
культуры рассматривали Н. М. Ахмерова и О. С. Алисейчик[8], через призму
интегрирования ИКТ в систему работы школы – Т. В. Младшева[9].
Т.
В. Коваль рассматривает модели интеграции (формы урочной межпредметной
интеграции, которые используются в основной и средней школе преподавателями
различных предметов для организации деятельности обучающихся, нацеленной на
достижение метапредметных результатов образования) как аспект
междисциплинарного взаимодействия, характеризует ведущие модели: интегративные
уроки и метапредметные элективные курсы – модули[10], в том числе в сфере
мировой художественной культуры.
В
работах В. В. Югриновой находит свое отражение система работы учителя по
приобщению учащихся к исследовательской работе, развитию творческих
способностей посредством интерактивных и информационных технологий. Особую роль
занимают новые методы обучения, такие, как мультимедиа. Правильно выбранные методы
и формы обучения помогают вовлечению учащихся в творческую деятельность,
которая делает обучение интересным в рамках учебной программы[11].
Приоритетные
направления модернизации целей и содержания преподавания предметов
образовательной области «Искусство» в условиях общеобразовательной школы
разрабатывали Л. В. Горюнова, А. В. Королькова, Е. С. Щипанкина. В монографии
указанных исследований представлены положения концепция интегрированной
интегрированной художественно-эстетической среды, как основного условия
формирования надпредметных и личностных компетенций в условиях образовательной
области «Искусство», рассмотрены и адаптированы современные информационные и
информационно-коммуникативные технологии, обеспечивающие эффективное
формирование надпредметных и личностных компетенций учащихся[12].
Н.
В. Аникьева выявляет проблемы преподавания предметной области искусства
(музыка, мировая художественная культура), в частности компоненты профессиональных
компетенций педагогов, рассматривает возможности применения педагогических
технологий и методов на уроках музыки, мировой художественной культуры, а также
их актуальность и педагогическая целесообразность. В работах Н. В. Аникьевой
алгоритм применения технологии эстетико-педагогических ситуаций на уроках
мировой художественной культуры, а также арт-терапевтический компонент
программы по музыке, говорится о педагогических методах моделирования
художественно-творческого процесса, интонационно-стилевого постижения музыки, о
необходимости обновления методического инструментария, создания
художественно-педагогической среды на уроках. Исследователем отмечаются
особенности организации учебной деятельности с учетом специфики предметов образовательной
области «Искусство» при использовании информационно-коммуникативных технологий[13].
Анализ
цифровых образовательных ресурсов по теме «Искусство» в структуре
многоуровневого художественного образования провела Е. В. Покладова[14], проблематику внедрения
инновационных способов музыкального и художественного образования
проанализировали М. С. Дядченко и Т. И. Карнаухова[15].
Практические
вопросы внедрение ИКТ в преподавание дисциплин эстетического цикла нашли
глубокое осмысление в трудах О. Б. Буровой, которая обобщила педагогический
опыт применения ИКТ в преподавании мировой художественной культуры (МХК),
истории изобразительного искусства, основ арт-проектирования[16].
Основные
направления использования электронных образовательных ресурсов в современной
школе, использование их на разных этапах урока мировой художественной культуры
и для реализации различных образовательных целей исследовали М. В. Реймер и К.
А. Сергеев[17].
Проблема
внедрения интерактивных форм обучения в общеобразовательных организациях
поднималась в исследованиях С. А. Печеновой. Использование активных подходов
является наиболее эффективным путем, способствующим обучению. Обучающиеся легче
вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством
активного вовлечения в учебный процесс. Основные методические инновации связаны
сегодня с применением именно интерактивных методов обучения[18], в том числе в проектной
деятельности учащихся[19]. Опыт
формирования художественной картины мира у школьников среднего звена
анализировали В. В. Гадило и Л. Е. Петрова, особое внимание уделяя важности
проведения мероприятий формирующих художественную картину мира, в том числе за
счет использования ИКТ[20], в основе которых должны
лежать приемы и средства алгоритмизации учебной деятельности в специфических
формах с использованием ИКТ при изучении художественно-эстетических дисциплин[21].
Теоретические
и практические вопросы применения информационно-коммуникационных технологий на
уроках музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры в
современной российской школе анализирует О. В. Ибрагимова[22].
Целью
настоящей
работы является разработка информационно-компьютерного сопровождения изучения
Мировой художественной культуры в условиях нового школьного стандарта.
Для достижения указанной цели поставлены и
последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать специфику изучения мировой
художественной культуры в условиях нового школьного стандарта.
2. Выявить особенности
информационно-компьютерного сопровождения изучения мировой художественной
культуры.
3. Дать характеристику организации
образовательного процесса на базе МАОУ «Гимназия №47 им А. П. Гайдара» г. Уфа
(Республика Башкортостан).
4. Сформулировать методические рекомендации
по информационно-компьютерному сопровождению изучения мировой художественной
культуры в условиях нового школьного стандарта.
Объектом
исследования является организация образовательного процесса в МАОУ «Гимназия
№47 им А. П. Гайдара» г. Уфа (Республика Башкортостан).
В
качестве предмета работы выступает
разработка информационно-компьютерного сопровождения изучения Мировой
художественной культуры в условиях нового школьного стандарта.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения,
абстрагирования, дедукции и индукции.
Говоря о структуре работы, можно отметить, что она состоит из введения, двух
глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка источников и
литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность
выбранной темы, дана характеристика степени научной разработанной проблемы,
сформулированы цели и задачи, объект и предмет работы, перечислены методы
проведения исследования и описана структура работы.
В первой главе анализируются теоретические
основы разработки информационно-компьютерного сопровождения изучения мировой
художественной культуры в условиях нового школьного стандарта. В частности,
исследуется специфика изучения мировой художественной культуры в условиях
нового школьного стандарта, а также выявляются особенности
информационно-компьютерного сопровождения изучения мировой художественной
культуры.
Во второй главе описывается процесс
организации работы по разработке информационно-компьютерного сопровождения
изучения мировой художественной культуры в условиях нового школьного стандарта
на базе гимназии №47 г. Уфа. В частности, дается характеристика организации
образовательного процесса на базе МАОУ «Гимназия №47 им. А. П. Гайдара» г. Уфа
(Республика Башкортостан), в также формулируются методические рекомендации по
информационно-компьютерному сопровождению изучения мировой художественной
культуры в условиях нового школьного стандарта.
В заключении формулируются выводы по
результатам проведенного исследования.
Список источников и литературы содержит
перечень библиографических материалов, которые были использованы при написании
работы.
В приложении содержатся скриншоты
разработанного программного продукта. [1] Лукина Е. А. Современные
образовательные технологии в преподавании общеобразовательных дисциплин //
Проблемы современного педагогического образования. – 2017. — №57. – С. 273-283. [2] Ефименко А. Ю. Использование
информационных и коммуникационных технологий на уроках мировой художественной
культуры как фактор расширения информационной образовательной среды лицея //
Информационные технологии в образовании «ИТО-Саратов-2016». – 2016. – С.
181-184. [3] Махмудова Н. А., Ильясов И. О,
Абдурахманова П. Д. Повышение качества образовательного процесса через
внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ). – Махачкала: Алеф, 2018. – 238 с. [4] Пинежанинова Ю. В. Использование
современных информационных технологий в муниципальной системе образования //
Непрерывное образование как стратегия развития профессиональной карьеры:
традиции и инновации. – 2017. – С. 61-64. [5] Авдеева М. В. Актуальные проблемы
развития профессиональных компетенций учителей мировой художественной культуры
// Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы,
перспективы. – 2017. – С. 253-257. [6] Бабаева Т. Б. К вопросу о
применении презентаций на уроках истории, обществознания и МХК в
общеобразовательной школе // Актуальные вопросы истории, философии, права и
педагогики. – 2019. – С. 134-136. [7] Бородина Е. А. Использование
передового педагогического опыта на уроках элективного курса «Мировая
художественная культура» в 11 классе общеобразовательной школы // Концепция
развития и эффективного использования потенциала общества. – 2020. – С. 137-139. [8] Ахмерова Н. М., Алисейчик О. С.
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках «Музыки», «МХК» и
во внеурочной деятельности // Опыт и инновации в психологии и педагогике. –
2016. — №4. – С. 50-61. [9] Младшева Т. В. Интегрирование ИКТ
в систему работы школы // Актуальные вопросы методики обучения математике и
информатике в условиях стандартизации образования. – 2016. – С. 208-211. [10] Коваль Т. В. Модели интеграции и
возможности достижения метапредметных результатов // Современные векторы
развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. – 2019. – С.
250-253. [11] Югринова В. В. Развитие творческой
и исследовательской деятельности посредством интерактивных информационных
технологий на уроках МКХ и технологии // Информационные технологии в
образовании. – 2018. – С. 442-446. [12] Горюнова Л. В., Королькова А. В.,
Щипнкина Е. С. Моделирование интегрированной художественной
информационно-образовательной среды в системе общего и дополнительного
образования школьников. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального
университета, 2015. – 150 с. [13] Аникьева Н. В. Актуальные вопросы
преподавания предметной области «Искусство» // Искусство и образование. – 2020.
— №3. – С. 229-242. [14] Покладова Е. В. Цифровые
образовательные и Интернет-ресурсы в образовательной области «Искусство» //
Многоуровневая система художественного образования: история, проблемы,
перспективы. – 2010. – С. 150-155. [15] Дядченко М. С., Карнаухова Т. И.
Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и
инновации. – Таганрог: Издательство Таганрогского государственного
педагогического института им. А. П. Чехова, 2018. – 640 с. [16] Бурова О. Б. Использование
информационно-коммуникационных технологий в преподавании дисциплин
эстетического цикла // Кадры для цифровой экономики. – 2019. – С. 174-176. [17] Реймер М. В., Сергеев К. А.
Актуальность использования электронных образовательных ресурсов в современной
школе // Вопросы педагогики. – 2018. — №10. – С. 126-129. [18] Печенова С. А. Интерактивный
подход к преподаванию предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» и
«Мировая художественная культура» в общеобразовательных организациях //
Современная образовательная среда: теория и практика. – 2018. – С. 154-164. [19] Гизатулина О. И. Проектная
деятельность учащихся с использованием ИКТ // Молодой ученый. – 2016. — №11. –
С. 1682-1688. [20] Гадило В. В., Петрова Л. Е. Опыт
мероприятий по формированию художественной картины мира в среднем звене
общеобразовательной школы // Художественно-эстетическое развитие школьников
средствами культуры и искусства. – 2020. – С. 76-80. [21] Веретнова Ю. А. Методика обучения
учащихся 6-7 классов дисциплинам художественно-эстетического цикла на основе
алгоритмического подхода // Вестник Красноярского государственного
педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2018. — №1. – С. 190-198. [22] Ибрагимова О. В. Использование
информационно-коммуникационных технологий на уроках предметной области
«Искусство» в общеобразовательных организациях // Воспитание и обучение:
теория, методика и практика. 0 2016. – С. 210-216.
Заключение:
В результате
исследования и разработки информационно-компьютерного
сопровождения изучения мировой художественной культуры в условиях нового
школьного стандарта были сделаны следующие выводы.
Мировая
художественная культура является синтетической областью гуманитарного знания,
возникшей на стыке различных наук: философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии
культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры.
Мировая художественная культура изучает отличия разных
культур друг от друга и их разделением, а также реализует оценочную,
познавательную, регулятивную (нормативную), информативную, коммуникативную
функции, а также функцию социализации. Изучение мировой художественной культуры
происходит за счет идеационных, психологических, социологических,
дидактических, функциональных, семиотических, символических и герменевтических
методов.
Информационно-компьютерное
сопровождение изучения мировой художественной культуры является очень значимым
для обеспечения качества образовательного процесса средством формирования
компетенций учащихся. Информационно-компьютерные технологии многообразны, что
обуславливает широкий спектр их возможного применения на уроках мировой
художественной культуры.
Использование
информационно-компьютерных технологий на уроках мировой художественной культуры
повышает эффективность образовательного процесса за счет вовлечения учеников,
повышения мотивации к изучению предмета, а также реализации принципа
наглядности, который имеет большое значение при изучении мировой художественной
культуры.
Надлежащее использование
ИКТ на занятиях может оптимизировать учебный процесс, повысить его
эффективность и качество знаний учащихся, развить их исследовательские навыки и
повысить мотивацию к обучению. Как и любая новая деятельность, она требует
больших усилий в самом начале, чтобы помочь современному преподавателю в его
работе.
Включение в занятие
средств ИКТ делает процесс обучения интересным и веселым, создает рабочую
атмосферу, облегчает преодоление трудностей при усвоении материала. Однако дело
не в том, что использование компьютера на занятии позволяет освоить новые
знания легко. Не существует простых способов приобретения знаний. Необходимо
использовать все возможности обучения, чтобы большинство учеников
совершенствовали свои умственные способности, развивали свой творческий
потенциал и преодолевали трудности.
Использование средств
ИКТ для отработки и мониторинга навыков учащихся по предмету «Мировая
художественная культура» показывает, что качество знаний учащихся выше, чем при
использовании традиционных методов. Организовывая тесты (в электронном виде) в
классе и во внеурочное время, можно сформировать базовые информационные
компетенции, которые наиболее актуальны для многих учеников сегодня и будут
необходимы в будущем.
Информационные
технологии повышают информативность занятий, эффективность обучения, делают
занятия динамичными и прозрачными. Результатом внедрения ИКТ в образовательный
процесс является положительная динамика изменения мотивации учащихся: они
заинтересованы в обучении, все это, безусловно, влияет на качество знаний,
успешность образования.
Компьютерные программы
можно использовать на любом этапе занятия: освоение нового материала,
консолидация, обобщение занятия, повторение. Главная задача – правильно
организовать работу учеников. Это только один из способов интенсифицировать
образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, развить
творческие способности, повысить мотивацию учащихся и эффективность занятий.
Наглядность особенно
важна на занятиях со учениками-дизайнерами, так как особенности их мышления в
основном сосредоточены на обработке визуальной информации, поэтому наглядность
для них является больше чем средством – это инструмент работы.
Интерактивность особенно
успешно применима для занятий со учениками-дизайнерами, так как в процессе их
обучения затрагивается много профессиональных ситуаций, подход к обучению
дизайнеров должен быть индивидуализирован для раскрытия их индивидуальных особенностей
и потенциала, а введение интерактивности на занятиях позволяет провести
погружение в решение профессиональных задач.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы разработки информационно-компьютерного сопровождения изучения
мировой художественной культуры в условиях нового школьного стандарта 1.1. Специфика
изучения мировой художественной культуры в условиях нового школьного стандарта
Прежде чем обратиться
к анализу специфики изучения мировой художественной культуры в условиях нового школьного
стандарта, необходимо рассмотреть понятие культурологии, которое появилось в 1949
году. Культурологией называют науку о культуре, представленной некой методологией,
посредством которой осуществляется рассмотрение культуры как самодостаточный процесс,
а институты, идеологии и технологии расцениваются в качестве культурных черт, играющих
роль независимых от культурной сферы факторов.
Мировая художественная
культура, являясь областью гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности
и закономерностей функционирования и развития культуры, является структурной частью
культурологии, наряду с другими подразделами, к числу которых относят философию
культуры, антропологию и социологию культуры. При этом ни одна структурная часть
культурологии по отдельности не может исчерпать предмет культурологии во всем его
многообразии.
Мировая художественная
культура как наука стремится понять:
– чем одна культура
отличается от другой;
– что их отделяет друг
от друга;
– где проходит граница
между разными культурами.
Предметом мировой художественной
культуры является совокупность нескольких элементов, а именно вопросов происхождения,
функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни,
отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности
развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах
человечества.
Предмет мировой художественной
культуры включает в себя следующие составляющие:
– объективные закономерности
культурного процесса, как мирового, так и национального;
– памятники и явления
материальной и духовной культуры;
– факторы и предпосылки
возникновения, формирования и развития культурных интересов и потребностей людей,
их участие в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Существуют особые методы
познания, которые могут быть применены к анализу любого феномена мировой художественной
культуры. Отбор методов зависит от целей и задач исследования, так и от позиции
и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной школе.
В становлении методов
исследования мировой художественной культуры выделяют несколько этапов:
– использование эмпирических
методов;
–компаративная (сравнительная)
методология;
– формирование собственно-культурологической
методологии;
– привлечение методов
математического моделирования.
Таблица 1 Методы мировой
художественной культуры Методы мировой художественной культуры Идеационные Определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток
идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной
памяти Психологические Указывают на связь культуры с психологией поведения людей и
видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.