Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Экономика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Разработка информационно-аналитической подсистемы обеспечения бюджетирования в системе управления финансовой деятельностью в кредитном учреждении.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

1. Теоретические и методические основы изучения проблемы автоматизации бюджетирования 7

1.1. Введение в проблематику автоматизации бюджетирования 7

1.2. Различные подходы к решению проблемы автоматизации бюджетирования 16

1.3. Сравнение рассмотренных вариантов решения и их оценка 21

2. Аналитические исследования рынка и бизнес-планирование в кредитной организации АО «Тинькофф Банк» 26

2.1. Исследование подотрасли, корпорации (сегмента рынка на макроэкономическом уровне), к которой относится 26

предприятие АО «Тинькофф Банк» 26

2.2. Мониторинг основных бизнес-процессов кредитной организации АО «Тинькофф Банк» 31

2.3. Составление укрупненного бизнес-плана АО «Тинькофф Банк» и анализ основных результатов бизнес-планирования 35

3. Анализ изучаемой проблемы в кредитной организации АО «Тинькофф Банк» 41

3.1. Общая характеристика деятельности кредитной организации АО «Тинькофф Банк» 41

3.2. Характеристика системы управления АО «Тинькофф Банк» на микроуровне (на уровне предприятий и их основных структурных подразделении). 45

3.3. Общие требования к решению задачи автоматизации бюджетирования и критерии оценки результативности решения 48

3.4. Описание контекста решения задачи автоматизации бюджетирования в рамках информационно-аналитической подсистемы обеспечения бюджетирования 50

4. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению задачи автоматизации бюджетирования в кредитной организации АО «Тинькофф Банк» 53

4.1. Постановка задачи 53

4.2. Основные концептуальные решения по задаче 54

4.3. Метод решения задачи 60

4.4. Информационное обеспечение задачи 63

4.5. Программное обеспечение задачи 64

4.6. Техническое обеспечение и вычислительная среда проекта 66

4.7. Методическое обеспечение задачи 68

4.8. Организационно-правовое обеспечение задачи 70

5. Экономическая оценка решения задачи автоматизации бюджетирования в кредитной организации 73

5.1. Основные факторы экономической эффективности автоматизации бюджетирования в кредитной организации 73

5.2. Оценка затрат на всех этапах жизненного цикла информационно-аналитической подсистемы обеспечения бюджетирования в кредитной организации 82

5.3. Оценка экономической эффективности решения задачи автоматизации бюджетирования в кредитной организации 86

Заключение 89

Список использованной литературы 92

  

Введение:

 

Произведения А.В. Ашкинадзе, А. Смирнов, В. Чаусов, Э. Ширинская, С.Г. Варич, В.Ю. ., Тютюнник А.В. и т.п.

Среди зарубежных исследований по теме банковского финансового менеджмента, в частности, работы Sinky J.F. (Jr.), Rose P.S.

Актуальные вопросы финансового менеджмента, влияющие на бюджетирование предприятий по отношению к банкам, рассматриваются в работах зарубежных авторов: Сигел Д.Г., Хан Д., Шим Д.К., Ван Хорн Д.К., Вахович Д.М. (Младший), Друри К., Хорнгрен К., Фостер Дж., С. Датар.

Вопросам организации и реализации бюджетирования в банке посвящены диссертационные исследования С.Г. Варича, Н.В. Ульяновой, Б.Н. Первеева.

Несмотря на наличие теоретических и практических разработок по бюджетированию на предприятиях различных секторов экономики, особенности банковской деятельности не позволяют напрямую использовать существующие методы бюджетирования. Таким образом, банки ограничиваются планированием своей деятельности, созданием собственных методов бюджетирования, не охватывающих весь цикл управления, что допускает неоптимальное использование финансовых ресурсов, а также неэффективное управление рисками. В нескольких исследованиях бюджетирования в банках бюджетные процессы рассматриваются фрагментарно, с акцентом на организационные, административные или технологические компоненты.

В связи с этим возникает необходимость разработки методических положений по организации и осуществлению бюджетирования коммерческих банков в виде единой интегрированной системы управления финансовыми ресурсами с учетом совокупности специфических особенностей банковского дела. Недостаточная теоретическая и практическая проработка вопросов бюджетирования кредитных организаций в контексте необходимости повышения прибыльности и финансовой устойчивости российских банков определяет актуальность темы исследования, предопределяет ее цель и задачи.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка системы финансового менеджмента кредитной организации на основе бюджетирования, а также практических рекомендаций по ее реализации.

Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач:

— раскрыть сущность и значение бюджетирования в управлении банком;

— определять элементы бюджетирования с учетом особенностей деятельности банков;

— проанализировать существующую практику бюджетирования в банках;

— оценить основы модели бюджетирования в банках;

— разработать новые подходы к бюджетированию в банках;

— разработать рекомендации по внедрению системы управления в банках на основе бюджетирования.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования является процесс финансового менеджмента коммерческого банка.

Предмет исследования — финансовые отношения, возникающие при формировании и распределении финансовых ресурсов коммерческого банка.

В качестве методологической основы исследования были использованы: системный подход, методы обобщения и сравнения, анализа и синтеза, метод группировок, математическое моделирование, метод логического анализа. В ходе решения поставленных задач изучен и обобщен большой объем научной литературы отечественных и зарубежных авторов: монографии, статьи, публикации, посвященные изучению бюджетирования в банке и его реализации на практике.

Научная новизна исследования заключается в разработке методологии финансового управления коммерческого банка на основе бюджетирования, а также в совершенствовании механизмов внутреннего перераспределения ресурсов и трансфертного ценообразования с целью повышения эффективности его финансово-хозяйственной деятельности. виды деятельности. …

На основании исследования были получены следующие результаты, содержащие научную новизну:

— раскрыта сущность бюджетирования в банке и выявлены его основные отличия от бюджетирования на предприятии;

— выявлена взаимосвязь значений трансферных ставок и показателей рентабельности;

— предложена модель внутренней трансформации финансовых ресурсов, позволяющая управлять структурой обязательств и требований посредством трансфертных ставок, а также метод расчета их значений;

— даны рекомендации по применению бюджетного управления подразделениями в различных условиях и в зависимости от существующей структуры финансовых ресурсов банка;

— предложена система финансовых показателей для оценки эффективности подразделений банка;

— разработана методика внедрения системы бюджетирования * в коммерческом банке.

Практический смысл работы

Подходы к построению системы финансового управления на основе бюджетирования могут быть использованы коммерческими банками для повышения эффективности своей деятельности. Предлагаемые подходы к управлению финансовыми ресурсами универсальны для банков различной специализации. Предлагаемые практические рекомендации ориентированы на использование средств автоматизации и могут служить основой для построения интегрированной информационной банковской системы (IBS) [50].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В наши дни ни у кого не возникает сомнений в том, что в основе организации любого бизнеса лежит эффективная система управления. В полной мере это относится к деятельности банка, где организация системы менеджмента является одновременно насущной необходимостью и условием существования банка, что определяется требованиями государственных регулирующих органов.

Система управления банком — сложная и разнообразная структура. Он включает набор взаимосвязанных элементов (планирование, организация, мотивация, контроль), ранжированные уровни принятия решений (стратегия, политика, тактика), набор объектов управления (финансы, маркетинг, информация, персонал) и др.

Предметом исследования является управление финансовой деятельностью банка, в рамках которого управлению финансированием деятельности банка придается самостоятельное значение.

Содержание финансирования деятельности банка, представленное как непрерывный процесс мобилизации источников финансирования, преобразования их в финансовые ресурсы с целью получения дохода и обеспечения стабильных условий функционирования банка, позволяет определить основные требования, которые должны быть наложенным на систему управления этим процессом, призванную обеспечить:

— непрерывность цепочки «источники финансирования — финансовые ресурсы — банковские вложения (поток доходов)»;

— соответствие источников фондирования требованиям внешнего регулятора (минимальный размер уставного или собственного капитала банка; минимальный размер дохода банка, подлежащего отчислению в резервный фонд; структура источников в регулируемой части система страхования вкладов) и внутренние потребности банка в расширении масштабов и максимизации прибыли;

— взаимосвязь состава и структуры источников финансирования с объемом финансовых ресурсов и направлениями их инвестирования (по срокам, размеру, риску доходности);

— гибкое реагирование на изменения условий внешней и внутренней среды, которые оказывают (или могут оказать) негативное влияние на целевые параметры финансирования.

На наш взгляд, вышеперечисленные требования должны быть реализованы на тактическом и операционном уровнях финансового менеджмента банка с внедрением наиболее динамично развивающихся процедур за последние годы, основанных на концепции «бюджетирования».

Несмотря на то, что термин «бюджетирование» активно используется в бизнесе, в современной экономической литературе нет единой точки зрения на его содержание. Существующие подходы различаются между собой по ряду критериев, начиная с определения места бюджетирования в системе управления и его цели и заканчивая более прикладными аспектами, такими как форма итогового документа или временные горизонты бюджетирования.

Изучение зарубежной и отечественной экономической литературы показало, что данное понятие характеризуется неоднозначно, хотя на самом деле авторы рассматривают его в разных плоскостях — с точки зрения общей теории фирмы или в конкретном управленческом аспекте. В результате некоторые ученые трактуют составление бюджета в узком смысле, отождествляя его с составлением бюджета. Отсюда: бюджетирование — это процесс составления и исполнения бюджета компании [4. С. 43]; Бюджетирование — это процесс формирования и контроля исполнения детального бюджета расходов и поступлений средств по отдельным операциям бизнеса и сферам деятельности [3].

Другие исследователи, придерживаясь широкого толкования бюджетирования, определяют его либо как «систему планирования, учета и контроля ресурсов и производительности центрами ответственности или бизнес-сегментов» [1], либо как «распределенную систему согласованных действий». «Управление деятельностью бизнес-единиц» [6], в том числе «Комплекс организационных работ по управлению предприятием» [5].

Необходимость бюджетирования обусловлена потребностью руководства банка в оперативной информации, которая позволит максимально эффективно управлять всеми ресурсами банка таким образом, чтобы в конечном итоге получить запланированные результаты. Кроме того, система бюджетирования может быть основой для других систем управления и надстроек, а также может быть расширена путем интеграции других систем и / или системных элементов. Например, при интеграции системы мотивации персонала банка в систему бюджетирования расширяются возможности руководства кредитной организации в управлении трудовыми ресурсами. В этом случае могут использоваться количественные критерии оценки эффективности работы персонала по различным бюджетным показателям, а не критерии, основанные на субъективном мнении руководителей разного уровня.

Управление бюджетом обеспечивает более формализованное представление целей каждого подразделения, что, в свою очередь, заставляет вас корректировать бюджеты, повышая точность их выполнения. Чтобы понять, где, когда и как выполняются операции, какие ресурсы необходимы для достижения поставленных целей, а также для того, чтобы эффективно использовать финансовые ресурсы банка, необходимость составления бюджета неоспорима.

Большое внимание уделяется проблемам финансового менеджмента, оценке эффективности кредитных организаций в экономической науке и на практике. Исследованию этой темы посвящены теоретические работы зарубежных и российских авторов.

Некоторые теоретические и методологические вопросы планирования и анализа деятельности коммерческих банков представлены в работах по финансовому менеджменту банков.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические и методические основы изучения проблемы автоматизации бюджетирования

1.1. Введение в проблематику автоматизации бюджетирования

Основные положения и результаты статьи применены при внедрении корпоративной информационной системы МАБ на базе SAP ERP в строительной компании. Результаты внедрения и эксплуатации системы показали значительное улучшение основных финансовых показателей компании, включая прибыль, норму прибыли и чистый денежный поток.

Во времена экономической депрессии строительная отрасль, по-видимому, чрезвычайно чувствительна к снижению спроса и экономической активности. Некоторые строительные проекты прекращены, в то время как другие проекты сталкиваются с сокращением инвестиций. Чтобы выжить в таких условиях, строительные подрядчики должны сократить неэффективную деятельность, избегать проектов с высоким риском и скорректировать свои отношения с поставщиками и клиентами. Неэффективным строительным подрядчикам придется уйти с рынка.

Информационные системы управленческого учета и бюджетирования (системы МАБ) — мощный инструмент повышения эффективности как отдельных строительных проектов, так и строительных компаний в целом. Такие системы обеспечивают реальные конкурентные преимущества, облегчая планирование и анализ реализации проектов, а также принятие соответствующих решений. Однако проекты автоматизации МАБ в строительной отрасли не всегда бывают успешными. Одна из основных причин такой проблемы — отсутствие комплексного подхода к созданию систем МАБ. Такой подход должен включать разработку (или адаптацию) философии МАБ с учетом возможностей и особенностей внедренного программного обеспечения и организации соответствующих бизнес-процессов. В настоящее время проблема автоматизированной организации МАБ в строительных подрядных организациях не имеет комплексного решения.

Основные методологические аспекты МАБ достаточно разработаны и представлены в академической литературе. Однако авторы таких работ обычно рассматривают проблемы МАБ только для ведения бизнеса, инвестиционных проектов, программ и портфелей. Работа [1], пожалуй, единственная книга российского автора, полностью посвященная специфике МАБ в проектно-ориентированных компаниях. Он посвящен созданию системы бюджетирования на примере телекоммуникационной компании, которая предоставляет услуги по производству, обслуживанию и доставке и применяет систему МАБ на базе программного обеспечения «Инталев: Корпоративные финансы 2005» [7].

Некоторые аспекты бюджетирования проектов представлены в международных, национальных и отраслевых стандартах управления проектами. Для строительных компаний Институт PMI (Project Management Institute, США) выпустил Construction Extension to the PMBoK Guide [2]. В этом руководстве есть разделы, посвященные стоимости проекта и управлению фондами. Также имеется значительное количество публикаций (в том числе на русском языке) по процессам управления проектами в строительстве, а также по управлению строительной компанией в целом [3, 4]. Использование лучших практик и наличие корпоративных стандартов управления проектами — один из факторов успеха при разработке систем МАБ. Однако стандарты и научная литература в области управления проектами и управления строительством не могут стать методологической базой для установки МАБ из-за специфики их содержания.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время методология автоматизации МАБ в проектно-ориентированных компаниях, выполняющих строительные проекты для внешних заказчиков, изучена недостаточно. Кроме того, методология МАБ не может быть разработана без учета информационной системы, используемой для процессов бюджетирования и бухгалтерского учета. Эти проблемы практикующим специалистам приходится решать самостоятельно или с помощью специалистов консалтинговой компании. Более того, опыт, накопленный в этой области, не обобщается и не представлен в публикациях.

Выбор информационной системы МАБ также связан с конкретными практическими проблемами. Хорошо известные в России специализированные информационные системы управления проектами, такие как Microsoft Project, Oracle Primavera, CA Clarity PPM и Spider Project, обладают обширными функциональными возможностями для планирования ресурсов и бюджетирования проектов, составления графиков и калькуляции затрат. Однако такие системы не поддерживают общекорпоративное бюджетирование, не предоставляют единого информационного рабочего пространства предприятия, обладают недостаточной функциональностью в области управленческого учета и поэтому требуют дополнительных затрат на интеграцию. По мнению автора (подтвержденному практикой) ERP-системы [5, 6] обладают комплексным функционалом для автоматизации процессов управления проектами, а также развитыми инструментами управленческого учета и бюджетирования. Поэтому такие системы представляют собой наиболее подходящую основу для внедрения корпоративных систем МАБ в строительных компаниях. Отраслевые решения для строительных компаний на базе SAP уже доступны на рынке [7, 8]. В данной статье предлагается комплексный подход к автоматизации MAB на основе программного обеспечения SAP ERP. Решение иллюстрируется на примере подрядной компании, занимающейся строительством инженерных систем. Предложенные автором оригинальные методические и программные решения могут быть применены в проектно-строительных компаниях, которые внедрили (или планируют внедрить) систему SAP ERP (или другую ERP-систему с аналогичным функционалом) [25].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы