Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Разработка электронных учебно-методических материалов по зоологии в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки электронных учебно-методических материалов по зоологии в школе 6
1.1. Понятие учебно-методического комплекса и его структура 6
1.2. Содержание учебного материала по зоологии в школе 18
1.3. Анализ средств разработки электронных учебно-методических материалов 27
Глава 2. Практические аспекты разработки электронных учебно-методических материалов по зоологии в школе 41
2.1. Содержание учебно-методического комплекса 41
2.2. Разработка учебно-методического комплекса 46
Заключение 59
Список литературы 62
Введение:
Актуальность исследования. Современный процесс развития образования характеризуется не только полномасштабной информатизацией, которая требует обоснование методики и практики проектирования и реализации научно-методических материалов, направленных на использование информационных и коммуникационных технологий при реализации требований ФГОС.
Информатизация является в настоящее время одним из приоритетных направлений в образовании. В этой связи актуальным является поиск методического обеспечения, способствующего организации образовательной и профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий.
Дидактические возможности современных информационно-коммуникационных технологий, по мнению ряда исследователей (Ваграменко Я.А., Латышев В.Л., Мартиросян Л.П., Роберт И.В., Тарабрин O.A. и др.), способствуют интенсификации и совершенствованию учебного процесса. Особое значение приобретают электронно-образовательные ресурсы в качестве учебных, методических, организационных, информационных, справочных и т.п. средств ИКТ. Такие средства позволяют учителю в условиях реального образовательного процесса формировать методическое обеспечение реализуемых дисциплин в системе образования.
Появились новые возможности для наглядного представления и демонстрации больших по объему информационных объектов за небольшой промежуток времени, получение доступа к мировым информационным ресурсам, а не только своей страны. Реализовать новые возможности, научиться грамотно и плодотворно работать с ними могут помочь электронные учебно-методические материалы.
Составляющие методического обеспечения образовательного процесса и электронные образовательные ресурсы используются на всех этапах (знакомство с новым учебным материалом, реализация учебного процесса, контроль результативности обучения) и в различных формах учебных занятий (лекции, практические, лабораторные и.т.д.); а также самостоятельной работе обучающихся.
И.М. Аксянов, O.A. Козлов, Г.В. Мухаметзянова проанализировав состав, структуру и содержание методического обеспечения образовательного процесса, обосновали необходимость его развития для всех учебных дисциплин. Содержание методической литературы по биологии не отвечает в полной мере требованиям реализации образовательного процесса на базе информационно-коммуникационных технологий. Реализация дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов ограничивается, поскольку преподаватели системы образования разрабатывают их самостоятельно, на свое усмотрение, эпизодически (Аксянов И.М., Андреев A.A., Богомолова О.Б. и др.).
Новое время диктует новые подходы и взгляды на современное образование. Использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных образовательных ресурсов, призвано помочь учителю и ученику в образовательном процессе. В связи с этим разработка современных электронных образовательных ресурсов становится все более актуальной.
Таким образом, современный этап обучения биологии характеризуется недостаточной разработанностью учебно-методических материалов по зоологии, необходимостью создавать учебно-методические материалы, развивая профессиональную компетентность в этой области.
Объект исследования: разработка электронных учебно-методических материалов.
Предмет исследования: разработка электронных учебно-методических материалов по зоологии в школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать электронные учебно-методические материалы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие учебно-методического комплекса и его структура.
2. Изучить содержание учебного материала по зоологии в школе.
3. Проанализировать средства разработки электронных учебно-методических материалов.
4. Представить содержание учебно-методического комплекса.
5. Разработать учебно-методический комплекс.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической, методической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение педагогического опыта, синтез, систематизация, классификация, обобщение, конструирование электронного образовательного ресурса.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные электронные учебно-методические материалы по зоологии в школе и рекомендации по их применению могут быть использованы в учебном процессе школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Учебно-методический комплекс дисциплины можно представить как совокупность организационно-методических документов и учебно-методических материалов, обеспечивающих учебный процесс по дисциплине и способствующих эффективному и результативному освоению учащимися учебного материала дисциплины. Современные учебно-методические комплексы строятся на основе использования различных электронных образовательных ресурсов. Применение электронно-образовательных ресурсов способствует обеспечению индивидуализации обучения, изменяя организационные формы организации учебной деятельности на занятиях, созданию организационно-педагогических условий развития компетенций, умений и навыков самостоятельной работы.
2. Зоология является одним из разделов школьного курса биологии, который изучает животных. Разные животные отличаются друг от друга внешним и внутренним строением, средой обитания, особенностями питания, передвижения, могут быть одноклеточными и многоклеточными. Но у всех животных организмов есть общие признаки, по которым их относят к одному царству. Все животные состоят из клеток, в которых имеется оформленное ядро, то есть относятся к ядерным организмам — эукариотам. Для большинства животных характерно активное передвижение, которое им необходимо, чтобы добыть пищу, избежать опасности и т. д.
3. Проанализировав различные средства разработки электронных учебно-методических материалов, было определено, что в настоящее время можно выбрать различные программы для этого. В соответствии с проведенным анализом в данной работе для создания электронных учебно-методических материалов по биологии выбираем конструктор Turbosite. Бесплатная программа для создания сайтов и электронных учебников. TurboSite является инструментом для превращения используемых материалов в формат html-страниц.
4. Для разработки электронного образовательного ресурса, была выбрана платформа конструктора Turbosite. Данная платформа обеспечила необходимый функционал и интуитивно понятный процесс реализации инструментов редактирования и настройки информационного ресурса, позволившая достигнуть поставленных задач при разработке ресурса. Это не только стилистически качественное, детализированное оформление, но и его техническая составляющая. В ходе ознакомления и анализа в сети интернет подобных проектов, были выделены необходимые функциональные части сайта. На основе этого анализа и была разработана структура электронного образовательного ресурса. При разработке дизайна, был подобран стилистически подходящий, шаблон для рассматриваемой дисциплины.
Бесплатная программа для создания сайтов и электронных учебников. TurboSite является инструментом для превращения используемых материалов в формат html-страниц. Поэтому основная часть разработки электронного ресурса уходит на подготовку материалов (текстов, изображений, видео и т.п.). Данная программа поддерживает различные форматы мультимедийных материалов. Программа очень проста в обращении, не требует знания языков программирования и разметки текста.
5. Были разработаны электронные учебно-методические материалы на базе Turbosite. Современные образовательные технологии предлагают большой спектр электронных материалов и электронных образовательных ресурсов, которые можно использовать не только на различных этапах учебного занятия, а также включать в процесс самостоятельной работы и дистанционного обучения. Все зависит от содержательности ресурса и возможности его распространения.
В связи с тем, что цель создания электронных УМК – приобретение первоначальных знаний в области зоологии, то основными пользователями данного ресурса могут являться студенты и школьники. Так, например, для школьников и их учителей может быть организован факультативный курс по освоению зоологии, а также отдельные элементы ресурса могут быть использованы учителем на уроках биологии.
Можно выделить еще одну категорию пользователей разработанного электронных УМК. Это пользователи, желающие повысить уровень образованности в информационной сфере. Таким образом, разработанные электронные учебно-методические материалы могут быть использованы не только целевой аудиторией, для которой он разрабатывался, но и представлять интерес для разного круга пользователей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы разработки электронных учебно-методических материалов по зоологии в школе
1.1. Понятие учебно-методического комплекса и его структура
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Это связано, прежде всего, с тем, что учебно-методическое обеспечение выступает одним из важных условий, определяющих качество подготовки обучающихся. Учебно-методические комплексы являются не только инструментом организации и поддержки учебного процесса, но еще и создают полное представление, как об объеме содержания обучения, подлежащего усвоению, так и о способах, формах, методах и средствах построения учебного процесса.
Учебно-методический комплекс должен содержать не только теоретический материал, но так же тесты, практические задания, в некоторых случаях лабораторные задания, и т.п.
Понятие «учебный (учебно-методический) комплекс» применяется для обозначения открытой системы дидактических средств, как инвентариант самых различных модификаций и вариантов (Д.Д.Зуев).
Согласно определению, приведенному в педагогическом словаре, понятие учебно-методический комплекс определяется как «совокупность всех учебно-методических документов, представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике» [18, с.404]. Также указывается, что УМК является дидактическим средством управления подготовкой специалистов и разрабатывается с целью системно-методического обеспечения учебного процесса
Учебно-методический комплекс рассматривается как средство учебно-методического обеспечения образовательного процесса с целью повышения его качества, реализации Государственного образовательного стандарта (Т.И. Анненкова) [4].