Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Разработка экскурсионного культурно-познавательного тура на предприятии туриндустрии (Российско-турецкий туризм)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 8
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 10
1.1. Сущность и особенности культурно-познавательного туризма 10
1.2. Классификация видов культурно-познавательного туризма 12
1.3. Особенности организации культурно-познавательных туров для иностранных туристов 14
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «МОЙ ПЕТЕРБУРГ» 21
2.1. Краткая характеристика туристической фирмы «Мой Петербург» 21
2.2. Анализ конкурентной среды туристической фирмы «Мой Петербург» 24
2.3. Исследование туристических предпочтений потребителей в сфере культурно-познавательного туризма 32
3. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА 38
3.1. Характеристика экскурсионного культурно-познавательного туристского маршрута «Великолепие Северной столицы» (по Санкт-Петербургу) 38
3.2. Экономическое обоснование эффективности реализации культурно-познавательного туристского маршрута «Великолепие Северной столицы» 43
3.3. Продвижение маршрута на рынке туристских услуг 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
Введение:
Актуальность исследования. Стремление людей познакомиться с окружающим их миром, различными странами и народами породило совершенно новую сферу услуг, получившую широкое распространение.
Туристическая деятельность в начале XXI века стала одной из главных направлений экономической и культурной жизни многих стран мира. Большая роль в мировой туристской индустрии принадлежит культурно-познавательному туризму, который приобрёл большую популярность не только в мире, но и в нашей стране и странах ближнего зарубежья. Сегодня этот вид путешествий рассматривают в качестве одного из ведущих и активно развивающихся секторов туристского рынка.
Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из самых распространённых типов туризма. Интересующиеся культурой, достопримечательностями, историей тех или иных регионов люди делают данный вид туризма все популярней. Во время экскурсий человек получает более точную и развёрнутую информацию о том, что его интересует. В наше время люди всё больше и больше путешествуют, пытаясь познать наш мир, понять законы его существования и разобраться в том, как же всё начиналось, и к чему мы, в конечном счёте, пришли. В этих вопросах нам и помогает разобраться культурно-познавательный туризм, ведь желание людей обогащаться духовно даёт возможность дальнейшего развития.
Степень изученности данной темы представлена работами различных авторов, которые изучали развитие данного вида туризма. Вопросами о культурном туризме занимались такие авторы, как: Горбунова М.Ю., Квартальнов В.А., Красная С.А., Мухина Л.И. Природные и культурно-исторические предпосылки развития туризма, движение туристических потоков раскрыла в своих работах Н. Попова. Классификации культурного туризма представлены в работах М. Драгичевич-Шевича, С.А. Красной, Е.В. Мошняги. Туристско-рекреационные зоны и туристские макрорайоны мира раскрыл Ю.Д. Дмитриевский.
Цель работы – разработать экскурсионный культурно-познавательный тур по Санкт-Петербургу для иностранных туристов на предприятии туристской индустрии.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
— провести всесторонний теоретический анализ научной литературы и раскрыть сущность и особенности культурно-познавательного вида туризма;
— дать характеристику туристическому оператору «Мой Петербург» с анализом конкурентной среды в сфере туризма;
— провести исследование туристических предпочтений потребителей в сфере культурно-познавательного туризма;
— разработать экскурсионный культурно-познавательный туристский маршрут по Санкт-Петербургу и обосновать экономическую эффективность его реализации.
Объект исследования: предприятие туристской индустрии для разработки культурно – познавательного туристского продукта (на примере туроператорской компании «Мой Петербург»).
Предмет исследования: состояние и перспективы развития культурно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге.
Методы исследования. При написании работы применялись следующие общенаучные методы познания:
— диалектический метод применялся для теоретического раскрытия сущности и характеристики культурно-познавательного туризма;
— методы структурного и функционального анализа использовались при определении перспектив развития культурно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге с привлечением иностранных туристов;
— метод анализа документов применялся при изучении законодательных актов и нормативно-правовых документов в области туристской деятельности;
— традиционные приёмы экономического анализа и синтеза использовались при подготовке практической части – разработки туристского продукта.
Информационная база исследования. В качестве источников при написании выпускной квалификационной работы использовались:
1) нормативно-правовые документы;
2) данные статистики по развитию российско-турецкого туризма;
3) публикации, статьи, монографии, посвящённые вопросам развития культурно-познавательного туризма в мире, России с привлечением иностранных туристов.
Практическая значимость исследования заключается в применении рекомендаций по продвижению маршрута на рынке туристских услуг и возможной реализации разработанного туристского продукта – экскурсионного культурно-познавательного туристского маршрута по городу Санкт- Петербург и его окрестностям.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает: введение, основную часть, имеющая три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложений.
Заключение:
В результате проведённого исследования по выявлению туристских предпочтений потребителей можем отметить, что на сегодняшний день многие люди нуждаются в культурно-познавательном и рекреационном отдыхе, что подтверждает актуальность данного вида туризма на рынке туристских услуг.
Проблему предоставления услуг в сфере культурно-познавательного туризма можно решить посредством разработки и внедрения совершенно новых и актуальных направлений, эксклюзивных туров, где учитывались бы специфические особенности данного вида туризма и потребностей потенциальных клиентов. В процессе работы нами разработан рекреационный туристский маршрут «Великолепие Северной столицы», ориентированный на людей, нуждающихся в духовном развитии и познании старейших городов мира, в частности Санкт-Петербурга.
Первая глава выпускной квалификационной работы раскрывает специфические особенности культурно-познавательного туризма, особенности организации культурно-познавательных маршрутов для иностранных туристов, а также описаны виды культурно-познавательного туризма. Познавательный туризм представляет вид туристской деятельности, ориентированный на духовное развитие человека и знакомство с различными памятниками культуры. В связи с этим выделяются виды культурно-познавательного туризма: экскурсионный, археологический, событийный, религиозный, этнографический и другие При разработке культурно-познавательного туристского маршрута необходимо ориентироваться на потребности туристов. Большое значение в программе данного вида туризма играет организация культурных мероприятий, направленные на познание нового и духовное развитие.
Данный вид туризма позволяет отдыхающим окунуться в культуру посещаемой страны, познакомиться с их историей, оценить особенности быта. Знакомство с новой культурой естественным образом не только расширяет кругозор, но и открывает абсолютно иные горизонты восприятия мира в целом.
При формировании культурно-познавательного тура для иностранных туристов необходимо учитывать такие условия, как: культурно-познавательная направленность и востребованность программы тура, наличие всего необходимого комплекса как основных услуг (транспортировки (перевозки); проживания; питания; программные мероприятия), так и дополнительных (посещение культурно-досуговых, развлекательных и спортивно-оздоровительных учреждений и т.п.); экономичность тура. Все экскурсионные услуги и мероприятия в составе культурно-познавательного тура должны соответствовать требованиям качества, иметь социальную адресность, информативность, благоприятные условия и безопасность для жизни и здоровья потребителя.
Во второй главе выпускной квалификационной работы был изучен опыт развития культурно-познавательного туризма на примере деятельности туристической фирмы ООО «Мой Петербург», в ходе которого было выявлено, что данная фирма предлагает достаточно интересные маршруты в разнообразных направлениях, в том числе познавательном направлении как на территории Ленинградской области, России, так и в странах Ближнего зарубежья. Помимо этого, ООО «Мой Петербург» предлагает отдыхающим собственные разработанные программы по европейским и азиатским странам, странам ближнего зарубежья, по регионам России. Было проведено исследование туристских предпочтений потребителей в сфере познавательного туризма, в процессе которого было отмечено, что многие потенциальные клиенты заинтересованы в культурно-познавательном отдыхе. Стоит заметить, что главными условиями, влияющими на выбор потребителями маршрута, и принятия решения по оформлению турзаказа является, в первую очередь, репутация турфирмы, предлагающая туристские услуги.
В третьей главе выпускной квалификационной работы представлена разработка рекреационного туристского маршрута «Великолепие Северной столицы» по Санкт-Петербургу.
В процессе решения задачи по разработке рекреационного маршрута «Великолепие Северной столицы» были учтены предпочтения потенциальных клиентов, в частности иностранных туристов и жителей города. Актуальность туристского маршрута заключается в том, что отдыхающим предоставляется возможность посещения достопримечательностей, культурных памятников, рекреационных мест, а также посещение мест, предлагающих познакомиться с историей города и его достопримечательностями.
С целью продвижения маршрута и изучения предпочтений потребителей был проведён социологический опрос, в результате которого было выявлено, что иностранные туристы и жители города готовы посмотреть Санкт-Петербург, в частности, туристский маршрут «Великолепие Северной столицы», и готовы заплатить за турпродукт от 15000 до 20000 рублей. Это является очень важным критерием для реализации представленного туристского продукта.
В работе решена задача об экономическом обосновании разработанного маршрута, нами была проведена калькуляция маршрута, складывающаяся из постоянных и переменных расходов. Реализация разработанного рекреационного туристского продукта «Великолепие Северной столицы» позволит увеличить прибыль фирмы, поскольку спрос на познавательный туризм достаточно высок, что подтверждают исследования потребностей потенциальных клиентов. Помимо этого, необходимо отметить, что разработанный туристский продукт по культурным и рекреационным местам позволит увеличить экономическую прибыль туристической фирмы ООО «Мой Петербург» при условии внедрения и реализации данного маршрута на рынок туристских услуг.
Следовательно, задачи, которые были поставлены в начале работы, решены в полном объёме. Цель достигнута, был разработан туристский маршрут по Санкт-Петербургу в сфере культурно-познавательного туризма.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты проведённого исследования, программа спроектированного рекреационного туристского маршрута «Великолепие Северной столицы» могут быть применены туристическими организациями с целью их внедрения на практике.
При сборе данных, необходимых для выполнения работы, были использованы поисковые системы такие как Яндекс и Google. При обработке данных использовалась программа Excel.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1. Сущность и особенности культурно-познавательного туризма
В современных условиях внутренний культурно-познавательный туризм является наиболее перспективным направлением социально-экономического развития страны и её территорий. Данный вид туризма занимает значительное место в структуре туристских потоков. На его долю приходится пятая часть внутреннего турпотока и третья часть въездного туризма. Важно отметить, что туризм — это не только форма отдыха и развлечения, но и способ для получения новых знаний, саморазвития и самообразования.
Культурно-познавательный туризм обеспечивает создание условий гармонизации человека и общества, повышения общего уровня культуры и образования, знакомства населения с местной историей.
С целью исследования сущности понятия изучаемого явления, как культурно-познавательный вид туризма, были рассмотрены различные литературные источники.
В научной литературе предлагаются разные трактовки понятия «познавательный туризм», что связано с исследовательским ракурсом, задаваемым дисциплинарными границами. Наиболее общим является определение познавательного туризма кик вида социально-культурной деятельности человека: «Культурно-познавательный туризм представляет собой путешествия с целью ознакомления с культурно-историческими и архитектурными ценностями региона, а также с местными традициями и изделиями народных промыслов» [17, с.17].
Как отмечает В.А. Квартальнов, культурный или познавательный туризм можно определить как «передвижения граждан за пределами постоянного места жительства к культурным достопримечательностям, объектам исторического наследия, поездки на фестивали, фольклорные праздники и с целями изучения природы, искусства, паломничество» [Квартальнов, с.29].
По мнению О.Т. Лойко «культурно-познавательный туризм – это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его кругозор» [Лойко, с.67].
В современном мире культурный туризм обеспечивает нравственное, образовательное единство человечества, способствует утверждению толерантности, т.е. уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур нашего мира. Путешествия подразумевают межкультурное взаимодействие. Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и ни одна этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый человек и этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других людей, народов и народностей и одновременно сам готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями [Лыкова, с.242].
Культурно-познавательный туризм – это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с культурным потенциалом территории, расширяя его кругозор. На территории практически всех регионов и муниципальных образований России располагаются различные памятники истории, природы, культуры и археологии. Данные памятники предоставляют большие возможности для развития туризма в больших и малых городах РФ
С помощью культурно-познавательного туризма мы можем изучить и понять принципы выживания и образ жизни многих народов в разных уголках нашей планеты, открыть доступ к историческим и культурным ценностям. Такой туризм одновременно учит и развлекает, позволяет накопить бесценный опыт встреч с разными культурами и выработать свою систему ценностей и приоритетов. Человек познаёт мир, и тем самым делает для себя выводы, которые в дальнейшем влияют на его жизнь, поведение и действия в определённых ситуациях. Культурные деятели разных эпох и народов становятся кумирами, а модель их поведения примером для подражания. Культурно-познавательный туризм даёт нам шанс познакомиться с творениями другой культуры, эпохи, другим образом жизни и нормами поведения, другими обычаями, традициями – другим миром, таким манящим и неизведанным.
Именно в ходе экскурсий, посещений музеев происходит знакомство с историей Родины, с искусством и тем самым зарождается гордость за своё Отечество, любовь к нему и, следовательно, патриотизм.
В научной литературе выделяют следующие элементы познавательного туризма, которые с различной степенью присущи практически всем видам туризма: природно-познавательный, музейный, музыкальный, литературный, научно-познавательный.
Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определённая концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить следующие:
— памятники археологии;
— культовая и гражданская архитектура;
— памятники ландшафтной архитектуры;
— малые и большие исторические города;
— сельские поселения;
— музеи, театры, выставочные залы и другие объекты;
— социокультурная инфраструктура;
— объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
— национальные традиции, обычаи;
— технические комплексы и сооружения [Лыкова, с.111].
Данные ресурсы позволяет привлечь больше туристов, увеличить продолжительность их пребывания, а, следовательно, повысить эффективность использования туристской инфраструктуры.
Культурный туризм развивается сегодня в трёх взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:
— познание культуры и культурного наследия,
— охрана и возрождение культуры,
— диалог культур.
Конечно, в наше время всё изменилось, прогресс движется вперёд, но даже в чём–то новом мы полагаемся на то, что уже изучено, чтобы двигаться вперёд. Человек, который интересуется культурой разных народов, событиями в культурной жизни, историей воспринимается как интересный образованный собеседник с широким кругозором.
В основе культурно-познавательного туризма лежит потребность в духовном освоении культуры. Такой вид туризма формирует гармонично развитую личность, даёт возможность активно познавать и воспитывает определённые чувства: вкуса, ответственности, патриотизма и т.д. Обеспечивает уважение к человеческому достоинству и индивидуальности, признание самобытности культур и моральных ценностей народов. Следовательно, можно сказать, что культурно – познавательный туризм влияет не только на мировоззрение человека, но и на всю его жизнь.
Роль культурно-познавательного туризма в современном мире огромна, он затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, её наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, её привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми [15, с.164].
1.2. Классификация видов культурно-познавательного туризма
Культурно-познавательный туризм в современном мире развивается в трёх взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:
— познание культуры и культурного наследия, через знакомство с историей стран и народов, посредствам показа туристам объектов культурного наследия туристской дестинации;
— охрана и возрождение культуры за счёт повышенного интереса объектов показа для туристов;
— диалог культур, развивающийся при посещении значимых для страны мест, иностранными туристами.
Культурно-познавательный туризм является достаточно многогранным, сложным явлением, поэтому очень трудно создать единую, признанную всеми классификацию туризма как культурного явления.
М. Драгичевич-Шешич предложила классифицировать культурный туризм по 4 основным группам: исторические путешествия, географические путешествия, культурологические путешествия, экологический туризм [Драг].
Классификация М. Драгневич — Шешич ценна для исследований культурного туризма благодаря разделению путешествий в зависимости от целей поездки. В то же время разделение путешествий по трем категориям не отражает в полной мере особенностей развития культурного туризма на современном этапе. Кроме того, одно и то же путешествие может быть отнесено сразу к нескольким категориям, что затрудняет классификацию.
С.А. Красная предлагает разделять культурный туризм по его объектам:
1) культурно-историческое наследие: исторические территории, памятники архитектуры, зоны археологических раскопок, музеи различной тематики, народные промыслы, национальные праздники, обряды и традиции, фольклорные коллективы;