Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Разработка эффективных мероприятий по государственной поддержке развития предпринимательства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы российского предпринимательства 5
1.1. Понятие и экономическая роль малого бизнеса 5
1.2. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в Российской Федерации 10
2. Анализ государственной поддержки малого бизнеса в России 18
2.1. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства 18
2.2. Меры поддержки малого бизнеса в России 25
3. Совершенствование государственной поддержки малого предпринимательства в России 39
3.1. Проблемы поддержки малого предпринимательства 39
3.2. Основные направления совершенствования поддержки малого предпринимательства в РФ 42
Заключение 52
Список использованных источников 56
Введение:
Актуальность темы исследования. Предпринимательство в России — цивилизованный вид деятельности. Основой современной экономики является мелкий и средний бизнес, который создает отношение в обществе, прививая гражданам умение действовать самостоятельно на свой страх и риск.
Развитие мелкого и среднего бизнеса в современном обществе определяется несколькими факторами: во-первых, это результат технического прогресса, который создал высокопроизводительную технику для индивидуального использования. Во-вторых, это результат существования чрезвычайно-большого количества потребностей, которые не могут быть удовлетворены только крупными производителями.
В связи с последними событиями, которые происходят последние три года, малому бизнесу все труднее становится функционировать, поэтому очень важна в современных условиях поддержка государства.
Целью исследования является разработка эффективных мероприятий по государственной поддержке развития предпринимательства.
Цель исследования конкретизирована постановкой следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и экономическую роль малого бизнеса.
2. Определить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в Российской Федерации.
3. Выявить особенности функционирования субъектов малого предпринимательства.
4. Рассмотреть меры поддержки малого бизнеса в России.
5. Определить проблемы поддержки малого предпринимательства.
6. Разработать основные направления совершенствования поддержки малого предпринимательства в РФ.
Объектом исследования является малое и среднее предпринимательство в России.
Предметом исследования является совершенствование организации поддержки развития предпринимательства в РФ.
Вопросам предпринимательства посвящены труды таких ученых, как Т.Е. Абовой, М.М. Агаркова, Л.В., Н.В. Александрова, Л.B. Андреевой, С.И. Аскназия, B.C. Белых, А.Г. Быкова, K.M. Варшавского, В.Г. Вердникова, А. Газье, Е.П. Губина, A.B. Дозорцева, И.В. Ершовой, С. Жамен, З.М. Заменгоф, С.А. Зинченко, В.В. Исаченко, В.Л. Исаченко и других российских и зарубежных ученых.
Информационная база исследования. При написании работы теоретической основой выступили законодательные и инструктивные материалы органов власти по вопросам функционирования предпринимательства в России, материалы периодической печати и интернет-ресурсы по исследуемой проблеме.
Методологической базой исследования являются инструменты логического, системного, аналитического методов познания.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Предпринимательская деятельность — эта среда, которая является объединяющим началом всех субъектов предпринимательства, определяющим их совместные позиции, она развивается в экономической среде, которая существует в стране в разные периоды. Эта среда является объединяющим началом всех субъектов предпринимательства, определяющим их позиции не изолированно, а совместно.
На современном этапе развития экономики России роль малого бизнеса значительно возрастает, что обусловлено тем, что малый бизнес не требует особенно крупных первоначальных инвестиций, однако за счет данного сегмента обеспечивается высокая оборачиваемость ресурсов, помимо этого за счет малого бизнеса производится насыщение рынка потребительскими товарами, услугами. Малый бизнес обеспечивает увеличение конкурентоспособности экономики перед зарубежными производителями, при этом их особенностью является возможность быстрого реагирования на изменения внешней среды, что обуславливает их гибкость, в сравнении с корпоративным бизнесом.
В настоящее время помощь государства малому предпринимательству считается нормой и осуществляется в общественных интересах.
Для развития малого предпринимательства в России необходимо разработать ряд мер, направленных на упрощение создания предприятия. Предпринимателю должны быть созданы комфортные условия для работы в стране, недопустимо устрашение, запугивание предпринимателя административным ресурсом со стороны сотрудников контролирующих органов, но и представитель бизнеса должен знать, при нарушении закона, наказание неизбежно. Только тогда малый бизнес, а вмести с ним и экономика страны, будет успешно развиваться, когда все эти три компонента будут выполнены. Необходимо мобилизовать и направить все усилия на «реконструкцию» малого бизнеса.
Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.
Основной проблемой для развития малого бизнеса является:
Во-первых, увеличение размера минимальных фиксированных страховых взносов для предпринимателей.
При снижении размера минимальных фиксированных страховых взносов произойдет резкий скачок в развитие малого бизнеса в Российском секторе экономики.
Во–вторых, недостаточный контроль за соблюдением прав предпринимателей.
При усилении контроля за соблюдением прав потребителей наладится диалог на конструктивном уровне между предпринимателями и Правительством.
В–третьих, снижение развития молодежного предпринимательства.
При необходимом стимулировании молодежного предпринимательства произойдет рост молодых предпринимателей, которые успешно управляют собственными компаниями.
В–четвертых, увеличение налоговой нагрузки для предпринимателей.
При снижении налоговой нагрузки на предпринимателей произойдет увеличение объемов выпускаемой продукции, товаров и услуг, значительный рост новых производственных и других предприятий, и увеличение дополнительных новых рабочих мест для трудоспособного населения.
Можно отметить, что основными недостатками в деятельности, связанной с организацией поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, является:
— резкое сокращение доступа к финансовым ресурсам;
— зависимость малого бизнеса от внутреннего платежеспособного спроса;
— высокий процент проверок надзорными и контролирующими органами;
— низкая поддержка предпринимателей муниципальными образованиями области;
— недостаток квалифицированных специалистов для выполнения программ по развитию предпринимательства;
-проблема в подключение к системам коммунальной инфраструктуры;
— изношенность мощностей коммунального комплекса;
— наличие административных барьеров.
Перспективными направлениями в совместной работе с малым бизнесом являются:
— правовая и аналитическая поддержка (консалтинг, статистический учет – в объеме доступной информации, создание инфраструктуры поддержки бизнеса и др.);
— финансовая поддержка (грантовая поддержка, субсидии);
— имущественная поддержка (передача в пользование или владение муниципальных помещений на льготных условиях);
— информационная поддержка (работа со СМИ, обучение, создание презентаций, буклетов, расширение интернет-пространства для бизнеса – обмен ссылками между партнерами);
— создание положительного имиджа предпринимательства.
По результатам исследования зарубежного опыта можно выделить следующие меры государственной поддержки развития МСП, которые могут быть применены в Российской Федерации:
– ослабление налоговой нагрузки, как на существующие малые предприятия, так и на вновь открывающиеся, не только во время кризиса, но и на постоянной основе;
– разработка мер законодательного порядка, стимулирующих кредитование и инвестирование в сфере МСП, например, возмещение процентной ставки по кредитам;
– решение проблемы предоставления малым формам предприятий государственных заказов. Это может быть достигнуто путем разработки жестких требований к доле заказов, приходящихся на МСП, в общей доле заказов. Здесь стоит обратить внимание на практику США;
— оказание информационной поддержки должно обеспечиваться на федеральном уровне, а не разрабатываться субъектами РФ. Поскольку структура, предоставляющая информацию в масштабе всей страны, имеет более сильное политическое влияние на совершенствование законодательства и отстаивание интересов малого предпринимательства. Такая информационная сеть зарекомендовала себя в Китае;
— поддержка непрямыми финансовыми методами через коммерческие банки и лизинговые компании. Совершенствование государственной поддержки с помощью упрощения процедуры доступа к государственному заказу, роста целевых направлений субсидий;
— расширение поддержки экспортно-ориентированных компаний (например, выделять наиболее перспективные направления для экспорта и оказывать им адресную поддержку), а также заменить прямую финансовую поддержку на непрямое и большее внимание уделять долевому финансированию венчурных фондов.
Можно отметить, что предложенные мероприятия носят как экономическую, так и социальную эффективность.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие и экономическая роль малого бизнеса
Малый бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль в жизни среднего класса, который служит базой для стабильного развития экономики, а также обеспечивает занятость большинства населения, около 50% ВВП производится малыми и средними бизнесом [17, c. 18].
На современном этапе развития экономики России роль малого бизнеса значительно возрастает, что обусловлено тем, что малый бизнес не требует особенно крупных первоначальных инвестиций, однако за счет данного сегмента обеспечивается высокая оборачиваемость ресурсов, помимо этого за счет малого бизнеса производится насыщение рынка потребительскими товарами, услугами. Малый бизнес обеспечивает увеличение конкурентоспособности экономики перед зарубежными производителями, при этом их особенностью является возможность быстрого реагирования на изменения внешней среды, что определяет их гибкость, в сравнении с корпоративным бизнесом [26, c. 10].
Роль малого бизнеса изменяется и в связи с интенсификацией процессов реализации потенциальных возможностей современной научно-технической революции. Возрастающая сложность решаемых научно-технических проблем делает возможным все более глубокое разделение труда.
Помимо этого, можно отметить, что в настоящее время особое значение для конкурентоспособности корпораций является возможность создания сетевых структур, которые осуществляют деятельность на основании принципов ведения малого бизнеса, что обеспечивает высокую оперативность принятия решений и мотивированность персонала.
В качестве ключевой особенности малого бизнеса, функционирующего в официальном секторе экономики высокую степень его экономической не формальности, проявляющуюся в специфическом характере присущих ему экономических категорий, частично отражающих качественную природу семейного товарного хозяйства, а частично — количественную природу корпоративных форм капиталистического тип.
Очень часто малый бизнес определяется через противопоставление крупному бизнесу не только с точки зрения размеров, но и с позиций рыночной власти. Так, Дж. К. Гэлбрейт разграничивал предпринимателей «на тех, кто пользуется полным набором инструментов власти над ценами, издержками, поставщиками, потребителями, обществом и правительством, и тех, которые им не владеют» [10, c. 88]. В.П. Буянов, ссылаясь на доклад Всемирного банка, очень точно описывает роль малого бизнеса в экономике: «если малые предприятия рассматривать как неподвижные объекты, они оказываются ненужным для экономики бременем. При небольшом объеме производимой ими продукции они несут убытки из-за ее высокой себестоимости. Однако если рассматривать их с эволюционной точки зрения, убытки с лихвой окупаются выигрышем в эффективности за счет динамизма» [32, c. 58].
Малый бизнес является важным сектором экономики и фактором экономического роста, инновационного развития. Предприятия малого бизнеса отличаются устойчивостью к рыночным колебаниям, экономическому кризису и являются конкурентоспособными. Важная роль малого бизнеса также заключается в формировании новых рабочих мест. Являясь источником доходов населения, и одновременно способствуя сбору налогов с физических лиц, платя налоги и страховые взносы, малое предпринимательство увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней [31].
Таким образом, малое предпринимательство не только решает проблемы в экономике, науке, обществе, но и оказывает значительную помощь государству, которое, в свою очередь, поддерживает малые предприятия налоговыми льготами, ежегодными выплатами, льготным кредитованием и страхованием, обеспечивает субъекты малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, различными объектами инфраструктуры, организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
Функции предпринимательства [21, c. 19]:
1. Общеэкономическая функция обуславливается ведением самой предпринимательской деятельности, направленной на производство товаров, услуг, что и является основой проявления этой функции. Ресурсная функция реализуется через эффективное использование как возобновляемых, так и ограниченных ресурсов. Предприниматель может добиться высоких результатов, если сможет эффективно объединить использование «капитала», «земли», «труда» и «предпринимательского таланта».
2. Инновационная функция означает возможность предпринимателями использовать в процессе своей деятельности не только новые идеи, но и вырабатывать новые средства достижения поставленных задач.
3. Социальная функция вытекает из возможности каждого гражданина вести собственное дело. Она проявляется в формировании людей способных вести самостоятельную экономическую деятельность, способных преодолевать сопротивление внешних факторов и достигать эффективных результатов деятельности.
4. Организаторская функция осуществляется через принятие собственниками самостоятельных решений по вопросам организации ведения собственного дела, формировании управления, изменения стратегии поведения фирмы и создания экономических структур.
Предприятия могут быть коммерческими или некоммерческими.
Главной целью создания и функционирования коммерческих организаций является получение прибыли. Для некоммерческих организаций — прибыль не является важной целью. Виды коммерческих организаций согласно гражданскому законодательству [23, c. 14]:
— полные товарищества;
— производственные кооперативы;
— общества с ограниченной ответственностью;