Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Расширение словаря младших школьников в процессе изучения многозначной лексики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты расширения словаря младших школьников в процессе изучения многозначной лексики 6
1.1. Особенности формирования словаря младших школьников 6
1.2. Пути и средства расширения словаря младших школьников 11
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Исследование особенностей расширения словаря младших школьников в процессе изучения многозначной лексики 18
2.1. Диагностика сформированности словаря младших школьников 18
2.2. Реализация работы по расширению словаря в процессе изучения многозначной лексики 32
2.3. Результаты работы по расширению словаря в процессе изучения многозначной лексики 50
Выводы по главе 2 50
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Введение:
Русский язык является одним из богатейших языков мира. Лексический запас русского языка невероятно богат: он постоянно пополняется новыми лексическими единицами, именно они делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной. Язык выполняет свою основную функцию – он передает и выражает мысли в устной и письменной форме, – при пополнении и обмене словарного запаса он позволяет участникам общения выражаться более полно и доступно обмениваться мыслями.
Общение – это один из важных факторов общего психического и эмоционального развития ребенка. Благодаря контакту со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляют один из основных элементов формирования личности.
Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся начальных классов, которые должны формироваться на протяжении обучения при изучении фонетики, грамматики, правописания и развития речи. Поступая в школу, дети владеют разговорно-бытовой речью, но их словарь чаще всего беден и недостаточен для того, чтобы выражать все представления и понятия, которые они получают в процессе школьного обучения. Усвоение огромного лексического запаса не может происходить стихийно. Также нужно учитывать, что ребенок может понимать слова и выражения, но не употреблять их в своей речи.
Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому языку в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся.
Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.
Многозначность лексики – неисчерпаемый источник обновления значений слов, необычного, неожиданного их переосмысления, наличие у языковой единицы более одного значения.
Из вышесказанного следует, что работа по обогащению словарного запаса младших школьников является актуальной проблемой.
Цель работы – изучить особенности расширения словаря младших школьников в процессе изучения многозначной лексики.
Объект исследования – процесс обогащения словаря детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – содержание работы по обогащению словаря детей младшего школьного возраста в процессе изучения многозначной лексики.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
– выявить особенности формирования словаря младших школьников;
– определить основные пути и средства, направленные на обогащение словарного запаса учащихся;
— провести диагностику сформированности словаря младших школьников;
– реализовать работу по расширению словаря в процессе изучения многозначной лексики;
– проанализировать результаты работы по расширению словаря младших школьников при изучении многозначной лексики.
Гипотеза исследования: расширение словаря младших школьников при изучении многозначной лексики будет происходить эффективно при соблюдении следующих условий:
— обучение детей новым способам нахождения знания,
— введение новых понятий, терминов;
— формирование системы новых понятий;
— расширение знаний учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Методологической основой исследования стали положения:
– лингвистики, рассматривающей многозначную лексику как языковое явление (Ю. Д. Апресян, В. В. Виноградов, М. М. Покровский, А. А. Потебня, А. И. Смирницкий, Д. Н. Шмелев и др.):
– методики, характеризующей различные пути расширения словаря младших школьников ( А. В. Текучев, Д. И. Тихомиров, К.Д Ушинский и др.)
Методы исследования:
– теоретические: анализ лингвистической, психологической, методической литературы;
– эмпирические: наблюдения за деятельностью учащихся в период педагогической практики, моделирование процесса расширения словаря младших школьников в процессе изучения многозначной лексики.
Практическое значение работы состоит в возможности использования разработанных материалов в школьном обучении.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение:
На основе нашего проведенного следования можно сделать следующие выводы:
1. Словарный запас младшего школьника быстро пополняется. Активный и пассивный словарь первоклассника содержит от 2,5-3 до 7-8 тысяч слов. Словарь современного младшего школьника – живая, развивающаяся система, совокупность слов естественного языка.
Употребление детьми различных категорий существительных бывает обусловлено обстановкой, интересами детей. Среди существительных преобладают названия конкретных предметов, животных, насекомых, птиц, степени родства, слова, обозначающие различные профессии, времена года, названия растений и др.
Вся жизнь детей связана с движением и игрой, поэтому в речи младших школьников часто встречаются глаголы, и они очень разнообразны в лексическом отношении: это обозначение конкретных действий, глаголы движения, глаголы, обозначающие различные положения в пространстве, состояние человека и природы и др.
Количество относительных прилагательных в речи младших школьников маленькое, они чаще заменяются существительными в родительном падеже. Наречия в языке учащихся начальных классов встречаются еще реже, причем они однообразны. Так, в словаре младших школьников (1–4-й кл.) выделяются: единичные лексемы с конкретной семантикой; слова субъективной оценки, дериваты, образованные от слов- стимулов, приставочные глаголы, образования с модификационными аффиксами и другие.
2. Говоря об источниках пополнения детского словарного запаса, мы выяснили, что они могут быть педагогически контролируемыми и неконтролируемыми, и в процессе обучения важно создавать специальные условия для совершенствования лексикона детей – целенаправленно и систематически проводить работу, направленную на полноценное усвоение детьми лексики родного языка. Процесс приближения детского лексикона к словарному запасу взрослого происходит постепенно. Динамика этих изменений зависит от многих факторов: речевой среды, внимания окружающих ребенка взрослых к его речи, познавательной активности самого ребенка.
В ходе обучения происходит ознакомление детей с новыми для них явлениями действительности, формирование у них представлений из разных областей знания. Все эти новые для ребенка знания входят в его сознание вместе со словами, их обозначающими. Речь педагога, тексты учебных книг и художественных произведений, словари являются педагогически контролируемыми источниками пополнения словарного запаса детей.
3. По результатам констатирующего эксперимента мы выяснили, что в сумме при выполнении всех заданий 10 школьников показали средний результат понимания многозначности слов, набрав 5 –7 баллов. 10 обучающихся набрали 2 –4 балла, что соответствует низкому уровню понимания многозначности слов. Никто из детей не набрал высокий уровень понимания многозначности слов.
4. Основываясь на данных обследования, мы обосновали необходимость формирования многозначности слов у обучающихся.
5. На повторном этапе мы видим, что высокий уровень был установлен у двух детей, средний уровень имеют 85% детей, 5% детей имеют низкий уровень.
Мы видим увеличение среднего уровня и уменьшение низкого, также выявлен высокий, чего не было на начальном этапе диагностики.
Таким образом, результаты исследования показывают, что у комплекс заданий оказался эффективным.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты расширения словаря младших школьников в процессе изучения многозначной лексики
1.1. Особенности формирования словаря младших школьников
Придя в школу, школьник младших классов сталкивается с совершенно новым миром. Появление многих различных новых правил поведения, новых серьезных требований в отношениях с окружающими – мир открывает новые закономерности. Следовательно, имеется система научных знаний и понятий, которая приводит мир в порядок и которую ученик должен освоить.
В течение школьного обучения ребенку нужно приобрести научный тип мышления, ознакомиться с общепринятыми образцами, нормами, освоить закономерности, которые существуют в мире и в обществе. Научные понятия: слово, литературный образ, число, символ – должны быть усвоены в довольно короткий период времени. Постепенно ученик получает доступ к таким сторонам и свойствам объективного мира, которые были абсолютно до этого недоступны в его собственном жизненном опыте.
В одно время с появлением нового, научного типа освоения действительности в жизнь ребенка входят новые, невиданные им ранее книги – учебники. Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности – учебной. Когда ребенок только приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться.
Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Учебная деятельность будет осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе, но только сейчас, когда она складывается и формируется, она является ведущей. Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных отчетов и оценок формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают у младшего школьника формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, восприятие, память в начале обучения характеризуются непроизвольностью [Сапогова 2005, с.216].
Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников[Выготский 1982, с. 45].
Словарный запас — совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить.
Черты, характеризующие словарь ученика младшего школьного возраста:
1) в речи преобладают имена существительные (от 31 до 33 %), что указывает на крайнюю конкретность мышления;
2) глагол в языке младших школьников занимает второе место (около 20 %);
3) прилагательные занимают всего лишь до 4 % общего количества слов;
4) имеющиеся в лексиконе учеников 8–10 лет слова отличаются удивительной «зыбкостью» — в их представлении многие из слов не получают определенного содержания.
Словарный запас младшего школьника быстро пополняется: количество используемых ребенком слов увеличивается от 4 тысяч до 75 тысяч к 10-11 годам, усваиваются новые значения уже известных слов (22). За первый год обучения словарь увеличивается примерно на 1000 – 1200 слов (хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно). Несмотря на значительное расширение лексики, ученик третьего класса еще далек от свободного пользования всеми известными ему словами.
В высказываниях 7 – 10-летних детей наблюдаются ошибки в употреблении слов, вкладывание в слово неправильного значения, неточности в употреблении союзов, предлогов. У детей 7 – 10 лет складываются представления о многозначности слова. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы.
Активный и пассивный словарь первоклассника содержит от 2,5-3 до 7-8 тысяч слов. Исследователи детского словаря отмечают, что в нем есть слова всех грамматических категорий, но преобладают конкретные существительные (41,8%) и глаголы (42,6%). Объясняется это тем, что мышление школьников младшего школьного возраста конкретно. Оно всегда связано с теми или иными явлениями и действиями.
Абстрактное мышление пока еще слабо развито, поэтому отвлеченные существительные в словаре первоклассника составляют 1- 2%. Собственные имена включают в себя имена людей, клички животных, названия городов, рек, озер, стран.
Употребление детьми различных категорий существительных бывает обусловлено обстановкой, интересами детей. Среди существительных преобладают названия конкретных предметов, животных, насекомых, птиц, степени родства, слова, обозначающие различные профессии, времена года, названия растений и др.
Как отмечают исследователи, вся жизнь детей связана с движением и игрой, поэтому в речи младших школьников часто встречаются глаголы, и они очень разнообразны в лексическом отношении: это обозначение конкретных действий, глаголы движения, глаголы, обозначающие различные положения в пространстве, состояние человека и природы и др. Самыми распространенными являются такие глаголы, как быть (в значении находиться), сказать, говорить, стать, идти, звать, увидеть, дать, хотеть и др. Особенностью употребления глаголов в речи младших школьников является частое повторение одних и тех же слов.
Это наблюдается при пересказе сказок, рассказов, при передаче чужой речи. Поэтому c первых дней обучения ребенка в школе встает проблема перед учителем: приучить детей употреблять синонимичные слова-глаголы (22).
Следующей характеристикой детей младшего школьного возраста является малое количество прилагательных. У ребенка в возрасте от 4 до 8 лет их количество составляет 4,3%. Чаще других дети употребляют качественные прилагательные, обозначающие величину (большой, маленький), цвет (черный, белый, синий), внешние и внутренние свойства предмета или лица (красивый, толстый, сладкий, плохой, страшный), качества, воспринимаемые органами чувств, притяжательные прилагательные.
Количество относительных прилагательных в речи младших школьников маленькое, они чаще заменяются существительными в родительном падеже. Например, вместо сочетания шерстяные носки дети чаще говорят носки из шерсти. Объясняется это тем, что процесс увеличения прилагательных не успевает за процессом развития детской мысли, поэтому ребенок прибегает к употреблению существительных, при помощи которых пытается выразить те или иные отношения.
Наречия в языке учащихся начальных классов встречаются еще реже, причем они однообразны. B основном это обстоятельственные наречия времени, места и образа действия (около 3-4%) (22).
Так, в словаре младших школьников (1–4-й кл.) выделяются: единичные лексемы с конкретной семантикой (пододеяльник, газонокосилка, землянка, конькобежец, сценарист, миноносец, стеклорез, стюардесса, захлопнуться, плеваться, похоронить, дирижерский, огуречный, на цыпочках и под.);
слова субъективной оценки, дериваты, образованные от слов- стимулов, приставочные глаголы, образования с модификационными аффиксами и другие (толстенький, полненький, результатик, вариантик, добренький, хулиганчик, малюська, лошадочка, расхотеть, раскопать, растерять, размыслить, перечитать, перепросить, перерешать и др.).
Словарь этого возраста характеризуют лексические единицы, отражающие наглядно-чувственную картину мира.
К 3 классу дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т. е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования.
Это значит, что начинает формироваться формально-логическое мышление [Сапогова, 2005, с. 363].
В результате обучения в школе, в условиях, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, дети учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Во многом управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
М. Р. Львов отмечает, что «речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника. Овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов» [Львов, 2015, с. 163].
Одной из функций речи, которая выступает на первый план, становится коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности и сложности, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, диалогическая речь.