Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Расширение словарного запаса обучающихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования лексических навыков при обучении английскому языку 7
1.1 Понятие лексического навыка и его структура 7
1.2 Содержание обучения лексике на уроках английского языка 12
Глава 2. Методика работы с лексикой на уроках английского языка 23
2.1 Критерии и принципы отбора лексического материала на ступени основного общего образования 23
2.2 Этапы работы с лексикой 27
2.3Лексические игрыкак средство расширения словарного запаса учащихся 37
2.4 Использование стихотворений и песендля расширения словарного запаса учащихся 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Приложение А Фрагменты конспектов уроков английского языка 58
Введение:
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью для учителя знать способы расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования. Лексика относится к важнейшим сторонам обучения иностранному языку в общеобразовательной школе, какой бы язык не изучался. При этом учащиеся должны не просто «знать» слова, но и уметь уместно использовать их в собственной речи, ведь от современного выпускника согласно ФГОС требуется активное владение иностранным языком и коммуникативная компетентность [37].
В связи с тем, что обучение лексике занимает важное место при обучении иностранному языку, этой проблеме отводится и важнейшее место в современной методике преподавания. Цель обучения в средней общеобразовательной школе состоит в приобретении учащимися коммуникативной компетентности, которая позволяет общаться с носителями иностранного языка. Способом достичь коммуникативной компетентности является формирование языковых навыков, это включает в себя и развитие лексического навыка.
Владение лексикой, хороший словарный запас позволяет учащемуся вести диалог с собеседниками, позволяет выражать себя, доносить свои мысли. Владение лексикой помогает также читать литературу на иностранном языке, понимать тексты песен и смотреть художественные фильмы без перевода. Однако на практике обучать лексике учащихся общеобразовательной школы не так легко. Особенно сложно учить лексику на ступени основного общего образования: в начальной школе новых слов еще мало, и обычно дети учат только простые слова с понятным смыслом и широкой сочетаемостью. Проблема расширения словарного запаса учащихся возникает именно на ступени основного общего образования, когда количество изучаемых слов резко возрастает.
Методика формирования лексического навыка в настоящее время разработана, но нужно учесть и такие факторы, как мотивация учащихся и склонность слов забываться. Это обусловливает актуальность выбранной темы: «Расширение словарного запаса обучающихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования».
Проблема исследования состоит в том, что расширение числа изучаемых слов на ступени основного общего образования сопровождается усложнением грамматического материала, в результате на уроках не хватает времени на работу над лексикой. Поэтому нужны эффективные способы расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования.
Объектом исследования является урок английского языка на ступени основного общего образования.
Предмет рассмотрения – способы расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования.
Цель работы – выявление наиболее эффективных способов расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования (5-9 классы).
Задачи:
1) изучить понятие лексического навыка, его структуру;
2) изучить содержание обучения лексике на уроках английского языка;
3) выявить критерии и принципы отбора лексического материала на ступени основного общего образования;
4) рассмотреть этапы работы с лексикой на уроках английского языка;
5) изучить лексические игры как средство расширения словарного запаса учащихся;
6) выявить преимущества использования стихотворений и песен для расширения словарного запаса обучающихся на уроках английского языка.
Гипотеза исследования состоит в том, что в 5-9 классах работа над расширением иноязычного запаса учащихся будет более эффективной в случае использования инновационных методик обучения лексике.
Степень изученности. Тема расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования изучалась в методике. Данная тема поднималась в работах таких методистов, как И.Л. Бим, Р.П. Мильруд, Р.К. Миньяр-Белоручев, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, П.В. Сысоев и других. Вопросам обучения лексике посвящены были исследования А.В. Гвоздевой, Г.В. Роговой и других.
Теоретической базой исследования являются: теория деятельности в общей психологии (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория речевой и иноязычной речевой деятельности (И.А. Зимняя и др.); концепция коммуникативного подхода к обучению иностранному языку (И.Е. Пассов, Л.В. Скалкин); концепция когнитивного подхода к обучению иностранному языку (Р.К. Миньяр-Белоручев и др.); теоретические основы обучения иноязычной лексике (Н.Д. Гальскова и др.); теория упражнений (И.Л. Бим, И.В. Рахманов, Е.И. Пассов).
Методами исследования стали общенаучные методы обобщения и анализа; анализ научной и методической литературы.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для преподавания английского языка в школе.
База исследования: муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия №3» г. Оренбурга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В данном исследовании была рассмотрена проблема расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования. В первой главе был сделан вывод о том, что целью работы педагога является формирование лексического навыка. Лексический навык представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие, и ассоциирование со значением в рецептивной речи.
Всю изучаемую лексику можно разделить на две группы: относящуюся к активному и пассивному словарю школьников. Оба вида словарного запаса одинаково важны. Также в первой главе мы определили, что основная проблема учителя заключается в том, чтобы ученики запоминали новую лексику. Для этого необходимо интересно ввести новое слово, ясно объяснить его значение, и практиковать его во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо и говорение).
Во второй главе был сделан вывод о том, что отбор лексических единиц для ступени основного общего образования осуществляется по ряду критериев. Среди них принцип частотности (распространенность в языке), методический принцип (соответствие определенной тематике), лингвистический принцип (сочетаемость, словообразовательная ценность, стилистическая неограниченность).
В методике выделяются три этапа формирования лексического навыка на ступени основного общего образования: этап презентации (введения) лексической единицы, этап тренировки и этап употребления слова в речи для решения коммуникативной задачи. Первый этап введения лексической единицы – этап семантизации, на котором учащимся нужно объяснить смысл слова. Второй этап – этап тренировки, на котором учащимся потренироваться в использовании слова, научиться узнавать лексическую единицу в различных контекстах и научиться комбинировать ее с уже изученными словами. Третий этап предполагает использование слова в речевой деятельности. Здесь от учащихся требуется использовать новые слова в высказываниях, в диалогической и монологической форме, понимать текст на аудировании, понимать новые слова при чтении текста. На всех этапах применяются упражнения. Новые слова должны быть усвоены так, чтобы учащиеся могли использовать их в своей речи (письменной и устной).
Изучение иностранного языка не должно превращаться для учащихся в трудный процесс. Обеспечение постоянного обогащения словарного запаса учащихся является ключевым принципом для достижения беглости и связности речи. Помочь учащимся расширить свой словарный запас и в то же время весело провести время – это задача, с которой сталкиваются все педагоги. При изучении лексики эффективно использование игровых приемов работы. Интересным способом изучения лексики могут стать стихотворения и песни на английском языке.
Таким образом, можно заключить, что лексика и лексические навыки постоянно находятся в центре внимания учителя иностранного языка. Работа учителя состоит из ряда этапов. В работе обязательно нужно использовать упражнения, но можно разнообразить работу с использованием игр и нестандартных приемов работы, например, используя стихотворения и песни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Понятие лексического навыка и его структура
Лексика – это набор лексических единиц языка. Сам термин происходит от греческого слова «lexis». Под словарным составом (или запасом) языка понимают всю совокупность имеющихся в нем слов[35, с. 4].
Современная лингвистика рассматривает язык как иерархическую структуру, состоящую из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, фразеологические и другие устойчивые сочетания, клише, этикетные и речевые формулы. В общей своей совокупности эти единицы образуют систему лексических единиц языка, или его словарный состав.
Лексические единицы – двусторонние, то есть им присущи: форма – определенная звуковая оболочка; значение – соотнесенность звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности [11, с. 12]. Будучи двусторонними языковыми сущностями, лексические единицы отличаются от других лингвистических единиц, в частности, от фонем, которые выполняют смыслоразличительную функцию, но не обладают значением. Морфемы также являются значимыми лексическими единицами, но, в отличие от слов, они не могут функционировать самостоятельно (кроме корней). Словосочетания значимы, но структурно они делятся на отдельные слова.
В словарном составе языка нет никаких случайностей, каждое слово представляет собой мельчайшую единицу в обширной, эффективной и совершенно сбалансированной системе языка. Поэтому при изучении иностранного языка необходимо учить не только слова, но и, например, фразеологизмы и этикетные формулы. Однако основная часть изучаемого в общеобразовательной школе языкового материала состоит из слов, поэтому рассмотрим, что такое «слово». Слово может рассматриваться как совокупность составляющих его звуков, передаваемых на письме последовательностью графических символов.
В любом языке почти бесконечное количество слов. Каждое слово представляет собой единицу речи и служит целям человеческого общения. Поэтому слово можно охарактеризовать как единицу коммуникации.
В соответствии с теорией обучения Н. Д. Гальсковой и Н. И. Гез за курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, то есть овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении [7, с. 287].
Лингвисты традиционно выделяют внешнюю и внутреннюю структуру слова. Под внешней структурой слова подразумевается его морфологическая структура. Например, слово breathtakingly может быть разбито на следующие морфемы: две корневые основы breath-, -take-, суффикс причастия -ing и суффикс наречия -ly. Все эти морфемы составляют внешнюю структуру слова breathtakingly.
Внутренняя структура слова, или его значение, обычно называется «семантической структурой слова». Это один из главных аспектов слова. Слова могут служить средством общения лишь благодаря их значению, каждое из слов языка несет смыслоразличительную функцию, называя различные денотаты (предметы, явления, свойства, действия). Другим структурным свойством (аспектом) слова является его единство. Слово обладает как внешним (формальным), так и внутренним (семантическим) единством.
Еще одной характерной особенностью слова является его способность принимать в речи разные грамматические формы и передавать грамматическое значение. Поэтому просто учить отдельные слова неправильно; есть, к примеру, такой аспект, как сочетаемость слов друг с другом, другие грамматические правила, и все это также является частью обучения лексике.
Как было отмечено выше, учащимся нужно знать также фразеологизмы языка, этикетные и речевые формулы. Под фразеологизмами понимают устойчивые словосочетания, которые всегда употребляются, как одно целое. Речевой этикет – это речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления, обращения и т.д. Формулы речевого этикета и фразеология изучаются в курсе иностранного языка.
В реестре лексических единиц наиболее значимая роль принадлежит слову. Хороший словарный запас дает учащимся уверенность при общении, помогает им понять сказанное или написанное, позволяет говорить и писать разнообразно и точно.
Но изучение слов и других лексических единиц – это не просто их заучивание. Целью учителя иностранного языка является формирование лексического навыка у учащихся.
Способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением его с другой лексической единицей называется лексическим навыком. Процесс обучения иностранной лексике, прежде всего, направлен на формирование лексических навыков, поэтому для его организации необходимо выяснить, в чем же заключается сущность лексического навыка и какие условия необходимы для ее усвоения.
Лексический навык представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие, и ассоциирование со значением в рецептивной речи [1, с. 133].