Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Ранняя комплексная профилактика нарушений речевого развития у детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
855697
Введение:
Актуальность исследования. Современные психологические
и педагогические исследования констатируют тот факт, что в настоящее время
многочисленные биогенные, социогенные и психогенные факторы приводят к росту
числа детей с различными отклонениями в поведении и развитии.
Одними
из нарушений развития детей младшего школьного возраста выступают нарушения
речевого развития. При этом проблема развития детской речи остается одной из
актуальных проблем теории и практики, так как речь возникает и развивается в
процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности,
ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого
развития ребенка.
Речь
– сложная многоуровневая, функциональная система, базирующаяся на совместной
деятельности трех основных блоков мозга: энергетического, операционного и
программирования.
По
данным таких ученых как В.В. Виноградов, Л.С. Выготский,
А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев,
А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева,
К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин,
детство – период для активного усвоения
ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической.
Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что младший
школьный возраст является периодом интенсивного формирования детской личности,
которое достигается посредством участия ребенка в самых разных видах
деятельности. Благодаря активному участию ребенка в этих видах деятельности и
творческой переработке соответствующих результатов, происходит развитие связной
монологической речи. Развитая связная речь ребенка – не только насущная
необходимость для школьного обучения, но отражение мыслительных процессов,
умения перерабатывать информацию, осмысливать сведения, полученные из
окружающего мира. Поэтому цель развития речи в младшем школьном возрасте – одна
из основных и важнейших. Соответственно обеспечение комплексной профилактики
нарушений речевого развития у детей – приоритетная задача, позволяющая своевременно
выделить тех воспитанников, которые нуждаются в помощи, и обеспечить ее.
Цель исследования: теоретически обосновать,
составить и реализовать на практике программу комплексной профилактики
нарушений речи у младших школьников.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующего перечня задач:
1. Описать онтогенетические особенности
речевого развития детей.
2. Рассмотреть классификацию и причины
нарушений речевого развития в детском возрасте.
3. Изучить содержание комплексной
профилактики нарушений речевого развития у школьников.
4. Провести диагностику уровня речевого
развития у младших школьников.
5. Составить и апробировать программу
комплексной профилактики нарушений речи у группы обучающихся.
6. Проанализировать результаты
опытно-экспериментальной работы по профилактике нарушений речи у группы
школьников.
Методы исследования: анализ научно-методической
литературы по проблеме исследования; обобщение научных теорий и логопедического
опыта; констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; анализ эмпирических
данных.
Структура работы. Данная работа состоит из
введения, двух частей, структурированных на параграфы, заключения, списка
использованных источников и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что
позволило теоретически
обосновать, составить и реализовать на практике программу комплексной
профилактики нарушений речевого развития у детей.
Достижению
цели способствовало решение следующего комплекса задач:
— были представлены онтогенетические
особенности речевого развития детей;
— была рассмотрена классификация и
причины нарушений речевого развития в детском возрасте;
— было описано содержание комплексной
профилактики нарушений речевого развития у детей;
— была проведена диагностика уровня
речевого развития у детей младшего школьного возраста;
— была составлена и апробирована
программа комплексной профилактики нарушений речевого развития у детей;
— было выполнено обсуждение результатов
опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что внедрение комплексной
профилактики нарушений речевого развития у детей позволит обеспечить
преодоление речевых дефектов у младших школьников.
Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В результате
проведенной опытно-экспериментальной работы можно сформулировать следующие
рекомендации, способствующие комплексной профилактике нарушений речевого
развития у детей в начальном звене общеобразовательного учреждения:
1.
Основными мотивами речевой деятельности младших школьников являются
познавательные и социальные мотивы, которые формируются на основе игровых.
Уровень воздействия последних на качество речи ребенка усиливается, в случае,
если они связаны с осуществлением на практике потребности в признании,
сотрудничестве и общения с ровесниками. Поэтому можно отметить, что основным
мотивом развития речи для младших школьников с нарушениями речи является
участие в совместной игровой деятельности со сверстниками. Поэтому организация
совместной игровой деятельности посредством проведения дидактических игр,
игровых упражнений и пр. будет способствовать интеграции младших
школьников с нарушениями речи в начальном звене общеобразовательного
учреждения.
2. Научные исследования (в частности, проведенные З.М.
Истоминой) убедительно доказали, что в игре дети в 1,5-2 раза успешнее
запоминают слово, чем по прямому заданию повторить его. Поэтому для профилактики
нарушений речевого развития у младших школьников необходимо грамотно
организовывать игры. Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют
следующие функции: обучающую, диагностическую, терапевтическую, коррекционную.
Использование специальных игр и игровых упражнений способствует внесению в
образовательный процесс следующих изменений:
— интеграция содержания основной
образовательной и коррекционной программы, коррекционно-образовательной
деятельности педагога-логопеда;
— повышение эффективности
коррекционного обучения;
— обеспечение качественной
индивидуализации о дифференциации процесса обучения и прогноза развития
учащихся с учетом особенностей их личностных качеств.
3. Требуемый
уровень речевого развития у младших школьников с нарушениями речи реально
достичь при соблюдении следующих педагогических условий интеграции образования:
— если будет создана
благоприятная языковая среда на этапе дошкольного образования;
— если будет вестись опора
на личный опыт ребенка, приобретенный в дошкольном возрасте;
— если будет разработана и
внедрена в учебный процесс система способов развития речи младших школьников с
учетом их личного опыта.
В заключение отметим, что выполненная
работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования
состоит в систематизации и обобщении научных представлений об онтогенетическом
течении речевого развития; в рассмотрении научных позиций, касающихся причин и
классификаций нарушений речевого развития; в уточнении содержания комплексной
профилактики нарушений речевого развития у детей.
Практическая значимость исследования
заключается в возможности использования материалов работы следующими
категориями лиц:
— логопедами, работающими в начальном
звене общеобразовательных школ, с целью оптимизации своей деятельности по комплексной профилактике
нарушений речевого развития у детей;
— студентами, обучающимися по направлению
«Логопедия», с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским
занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися
разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения
эмпирических и научно-методических сведений.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 1.1
Онтогенез речевого развития детей Речевая деятельность является фундаментальной человеческой
деятельностью. Будучи особым самостоятельным видом деятельности, она является
необходимой принадлежностью любой деятельности, совершаемой вместе с другими
людьми. Речевая компетенция проявляется в речевой деятельности как основе
человеческой деятельности. В речевой деятельности человек проявляет себя как
личность: владея (или не владея) речевыми умениями, он строит взаимоотношения с
окружающими и с самими собой.
В литературе подчеркивается неотделимость изучения речевых
процессов от общения – решающего фактора общего психического развития ребенка
(Н.И. Жинкин [12],
М.И. Лисина [24],
Л.С. Выготский [9],
А.А. Леонтьев [22] и др.).
В раннем возрасте развитие импрессивной стороны речи, т.е.
ее понимания, происходит следующим образом (по Н.Х. Швачкину [48]):
1. Дофонемный период – начинается с восьми месяцев у
ребенка. В этот период дети овладевают элементарным пониманием речи, которое
основано на умении различать только ее ритмико-интонационный состав.
2. Следующий период – фонемной речи, который начинается в
10-11 месяцев у детей и может длиться, согласно Н.Х. Швачкину [48] до двух лет. Происходит
дальнейшее развитие понимания речи окружающих, основанное на восприятии и
различении звукового состава слов. Этот процесс происходит постепенно. Н.Х.
Швачкин [48] установил следующую последовательность: в первую очередь ребенок
начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки, а далее –
сонорных, шумных и т.д.
Н.С. Жукова [13]
выделила ряд уровней в развитии понимания речи детей раннего возраста. Рассмотрим
их.
Первый уровень – начинается в 3-6 месяцев. Для него
характерно: ребенок узнает знакомые голоса, прислушивается к голосу взрослого,
адекватно реагирует на интонацию.
Второй уровень – 6-10 месяцев. Для данного уровня характерно
следующее: ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым
словесным.
Третий уровень – 15 – 18 месяцев. Для данного уровня
характерно то, что ребенок уже понимает название некоторых предметов, может
узнать их изображение, а позже также узнает эти предметы на сюжетных картинках.
Четвертый уровень – 2 года 6 месяцев. В этот период ребенок
понимает обозначения действий в различных ситуациях; двухступенчатую
инструкцию; значение предлогов в привычной конкретной ситуации. Ребенку
доступно установление причинно-следственных связей [13].
Дальнейшее развитие понимания речи у ребенка происходит уже
в дошкольном возрасте. В связи с этим Н.С. Жукова [13] выделяет еще два уровня в
овладении понимания речи у детей:
Пятый уровень – 2 года 6 месяцев – 3 года. На данном уровне ребенок
начинает понимать прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и
без нее.
Шестой уровень – к 4 годам. Ребенок понимает
сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной
ситуации [13].
Таким образом, развитие речевой компетенции у
детей начинается еще в раннем возрасте и продолжается в дошкольном.
Экспрессивная и импрессивная речь развиваются по схожему