Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Начальное и дошкольное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Работа педагога с семьей по развитию эмоциональной сферы детей младшегошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы личности в младшем школьном возрасте 5

1.1. Понятие и особенности эмоциональной сферы младших школьников 5

1.2. Основы взаимодействия педагога с семьей при развитии эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста 11

Выводы по главе 1 19

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста 20

2.1. Организация, методики и исследование уровня развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста 20

2.2. Работа по организации взаимодействия педагога с семьей младших школьников 29

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 54

Выводы по главе 2 65

Заключение 66

Список литературы 68

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Младший школьный возраст является важным периодом развития личности, который характеризуется освоением учебной деятельности, формированием произвольности психических функций, возникновением рефлексии и развитием самоконтроля, соотнесением совершаемых действий с внутренним планом. Такие достижения взаимосвязаны с изменениями потребностно-мотивационной сферы и развитием психических процессов, что в свою очередь оказывает влияние на изменения эмоциональной сферы младшего школьника.

Начало обучения в школе способствует существенным изменениям в эмоциональной жизни ребенка. В младшем школьном возрасте отмечаются высокие риски развития невротических расстройств, страхов, повышенной тревожности в связи с изменением образа жизни ребенка. Источниками эмоциональных переживаний в этом возрасте становятся преимущественно обучение, игра и построение межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

Изучением особенностей эмоциональной сферы младших школьников занимались психологи и педагоги, среди которых такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец и др. Проблема эмоциональных нарушений исследуется с разных позиций Л.И. Божович, В.В. Лебединским, В.С. Мухиной, О.С. Никольской и др.

Цель исследования заключается в изучении основ взаимодействия педагога с семьей по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что для эффективного развития эмоциональной сферы детей в младшем школьном возрасте необходимо организовать педагогическое взаимодействие с родителями и провести совместную работу с детьми.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают необходимость решить следующие задач исследования:

1. Изучить понятие и особенности эмоциональной сферы младших школьников.

2. Выделить основы взаимодействия педагога с семьей при развитии эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

3. Организовать исследование уровня развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

4. Провести работу по организации взаимодействия педагога с семьей младших школьников.

5. Проанализировать результаты исследования.

Объект исследования: эмоциональная сфера личности в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: взаимодействие педагога с семьей по развитию эмоциональной сферы личности младших школьников.

Методы исследования:

1. Теоретический метод (анализ литературы по теме исследования).

2. Эмпирический метод (проведение и анализ экспериментальной работы).

3. Метод количественного и качественного анализа результатов исследования.

Методологическая основа исследования: общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма и развития и личностного подхода.

Основу исследования составили теория развития личности (Божович Л.И., Выготский Л.С.), теория эмоционального развития (П.К. Анохин, Г.М. Бреслав), теории эмоции и эмоциональных состояний (К. Изард, Е.П. Ильин и др.), теория ближайшего развития (Л.С. Выготский), современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова и др.), положения о закономерностях онтогенеза и дизонтогененеза (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, И.И. Мамайчук и др.), концепция психокоррекции средствами арт-терапии (А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская).

Методики исследования:

1. Методика «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич;

2. Тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);

3. Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной;

4. Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики» О.А. Ореховой.

Практическая значимость исследования заключается в получении результатов, которые могут использоваться в психолого-педагогической работе педагога во взаимодействии с родителями при решении проблем эмоционального развития младших школьников.

Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эмоции и чувства человека – это то, что наполняет его жизнь особым смыслом, обогащает духовный мир, позволяет принимать реальность через призму своих переживаний, наслаждаться и радоваться, огорчаться и страдать, то есть жить полноценной жизнью. Воспитание эмоциональной культуры ребенка следует считать одним из ключевых пунктов воспитательного процесса современной школы.

Дети младшего школьного возраста очень эмоциональны. Основным источником эмоций для них является игровая и учебная деятельность (успехи и неудачи в обучении, взаимоотношения в коллективе, участие в играх и т.п.). Младшие школьники непосредственны, откровенны в выражении своих эмоций и переживаний – радости, печали, страха, удовлетворения и неудовольствия. Они бурно реагируют на события, которые их затрагивают и часто попадают в «эмоциональный плен», поскольку не могут сознательно управлять своими чувствами. Эмоции младшего школьника очень бурные, ребенок легко теряет равновесие, выходит из себя, подвержен аффектам.

Особенность младшего школьника состоит в том, что они плохо осознают свои и чужие чувства. Легче всего они дифференцируют те эмоции, которые возникают в знакомых жизненных ситуациях, однако не всегда могут выразить свои переживания словами.

Есть некие психокоррекционные подходы заслуги хороших эмоциональных состояний, которые встречаются в трудах современных психологов. Успешная психокоррекция предполагает взаимное сочетание усилий по поиску причин трудностей в общении и отношениях между людьми. Разработка теоретических вопросов индивидуальной и групповой психокоррекции направлена на раскрытие глубинных психологических первопричин личностных проблем, которые переживает человек во время общения с другими, а не на внесение «косметических» изменений.

Учеба в школе для детей младшего школьного возраста является важным этапом в жизни. Став первоклассниками, они начинают выполнять домашние задания, появляется чувство ответственности за свое поведение, поступки, а вместе с этим и появляются страхи, сдерживающие познавательные потребности школьника, становятся серьезным препятствием в гармоничном развитии, мешают полноценной социализации – это, в частности: ответ у доски, получение плохой оценки, ошибку, в глазах одноклассников оказаться неудачником, неуверенность в отношениях с учителем, быть недостойным своих родителей.

Разработанная программа предусматривает ряд занятий во взаимодействии педагога с семьей, способствующих улучшению эмоционального состояния детей младшего школьного возраста. В системе негативных психологических состояний младших школьников, имеющих преимущественно социально психологическое происхождение, ведущее место занимают негативные эмоциональные состояния, которые могут трансформироваться в устойчивые свойства личности и деформировать ее дальнейшее развитие.

Базовым эмоциональным состоянием, из которого развиваются все остальные негативные состояния у учащихся – это тревога. Результаты применения методик коррекции негативных эмоциональных состояний и программы показали положительное влияние на эмоции младших школьников, что говорит об эффективности данных методик и программы.

Таким образом, проведение работы педагога с семьей помогает детям преодолевать негативные эмоциональные состояния, выявлять первые признаки возникновения негативных эмоциональных состояний, понимать причины их возникновения, осознавать систему средств преодоления и предупреждения формирования комплексов негативных эмоциональных состояний.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы личности в младшем школьном возрасте

1.1. Понятие и особенности эмоциональной сферы младших школьников

Эмоции понимаются как особая группа субъективных психологических состояний, описывающих результаты и процессы практической деятельности, направленной на удовлетворение важных и значимых потребностей человека в виде непосредственной заинтересованности положительными ситуациями [11].

Ч. Дарвин считал, что эмоциональные процессы возникли в ходе эволюционного развития как средство определения значения тех или иных ситуаций, необходимых живым организмам для удовлетворения своих потребностей. Также он знал, что удовольствие, возникающее от удовлетворения органических потребностей, и неудовлетворение от невозможности их удовлетворения в связи с усилением этих потребностей являются простейшим, древнейшим и наиболее распространенным видом эмоционального напряжения в живых организмах [27].

Эмоции – это особая реакция организма на изменения во внешней и внутренней среде. На его основе Г.М. Бреслав выделяет три основных компонента эмоционального процесса [7].

Первый компонент – эмоциональное возбуждение, определяющее деятельностно-активизирующие отклонения в организме. Во всех случаях, когда произошло важное для субъекта событие, изменяется скорость и интенсивность психических, двигательных и вегетативных процессов человека, возникает (или усиливается) эмоциональное возбуждение. Однако в некоторых отдельных случаях возбуждение может снижаться из-за таких событий. Такая ситуация может зависеть от индивидуальных особенностей реакции каждого человека на такие события.

Второй компонент эмоций зависит от того, имеет ли эмоциональное событие положительное или отрицательное значение для субъекта. Он определяет содержание эмоций. Если событие воспринимается как положительное, возникает положительная эмоция, а если как отрицательное, возникает отрицательная эмоция.

Третий компонент эмоций значим и важен для субъекта и может выступать как содержание или качество эмоций в зависимости от различных качественных особенностей события. Особый вид придают эмоциональные реакции, вызванные этим характером, или особые виды поведения, обусловленные эмоциональностью. Эмоциональные состояния, возникающие в процессе действия, могут увеличивать или уменьшать различные состояния в деятельности человека. Если первый стенический, то второй называется астеническим, т. е. приятным [42].

В младшем школьном возрасте активно развивается эмоциональная сфера. Трудно представить развитие когнитивных функций ребенка без развития эмоциональной сферы, которая в свою очередь влияет на психические процессы, и благодаря этому наступает их осознание, появляется способность творчески мыслить. Все это приводит к тому, что у детей младшего школьного возраста возникают яркие эмоциональные переживания. Учащиеся 1 и 2 классов очень ярко и бурно реагируют на яркие наглядные пособия на оформление класса. Для этого очень важно, чтобы взаимодействие между учителем и учеником в младшей школе было насыщено положительными эмоциями. В младшей школе целесообразно использовать в обучении игровые моменты.

У детей младшего школьного возраста иногда возникают трудности справляться со своим эмоциональным состоянием и регулировать его. Это выражается в мимике, жестах, позах. Эта непосредственность в поведении связана с развитием тормозных процессов в коре головного мозга. Для регулирования подкорковых процессов, отвечающих за эмоциональное состояние, такой как смех, слезы не может в полной мере справляться кора головного мозга. В результате у детей могут возникать аффективные состояния: вспышки гнева и агрессии [26].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы