Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Работа над изобразительно-выразительными средствами речи в системе уроков русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы работы над изобразительно-выразительными средствами речи в
системе уроков русского языка. 7
1.1.
Понятие об изобразительно-выразительных средствах языка. 7
1.2.
Особенности изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка в
современной школе. 17
Выводы по
первой главе. 24
Глава 2.
Методический аспект работы над изобразительно-выразительными средствами в
системе уроков русского языка. 25
2.1. Методы
и приемы работы над средствами языковой выразительности в школе 25
2.2. Анализ
учебников русского языка по теме исследования. 37
2.3.
Разработка плана-конспекта урока русского языка. 45
Выводы по
второй главе. 58
Заключение. 60
Список
литературы.. 62
Введение:
Актуальность
исследования. Содержание государственных образовательных стандартов,
изменение представлений о роли русского языка как средства общения и как
учебного предмета в современном образовании требуют постановки новых задач в
методике обучения языку, обоснования новых принципов и методов обучения языку и
речи. В центре внимания современной средней школы – деятельность школьника по
усвоению языка и речевое развитие.
Главная цель обучения родному языку в современной школе
заключается в том, чтобы обеспечить речевое развитие учащихся, помочь им
овладеть основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи:
способностью осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно,
точно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли,
учитывая условия общения.
В соответствии с целью обучения в некоторых современных
программах по русскому языку усилена речевая направленность курса. Это
проявляется в том, что центральной единицей обучения становится текст как
речевое высказывание. При этом текст является объектом анализа не только на
уроках развития связной речи, но и на каждом уроке, какой бы грамматической
теме он не был посвящён.
Одно из важнейших направлений современной методики
преподавания русского языка сегодня связано с усилением внимания к
художественному тексту, к функциональной стороне языковых единиц, их образным и
изобразительно-выразительным возможностям. Актуальность данного направления
обусловлена тем, что восприятие художественного слова ребенком существенно
отличается от восприятия взрослого. Чтобы слово в художественном произведении
было правильно понято, необходима систематическая работа.
Актуальным аспектом обучения русскому языку в образовательной
сфере, преимущественно в среднем звене, является формирование речевой
образности учащихся. Ключевая роль в данном процессе отведена изучению
изобразительно-выразительных средств речи, выступающих в качестве нового
познания литературных реалий, а также форм восприятия и осмысления окружающего
мира.
Изобразительно-выразительные средства речи имеют важное
значение в курсе изучения современного русского языка. Они придают речи
яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание
читателя и слушателя к высказыванию.
Средства выразительности не только обогащают речь тем, что дополняют
основные единицы языка на разных уровнях (фонетические средства
выразительности, лексические, синтаксические, фразеологические) определенными
конструкциями и приемами, способствующими к привлечению внимание читателя или
слушателя, придаче речи яркости и наибольшей выразительности, но становятся
помощниками в осознанном понимании языка как культурной ценности.
Безусловно, осознанное восприятие
изобразительно-выразительных средств языка способствует развитию эстетического
сознания, активизирует процессы творческой деятельности, отражает такие явления
языка, которые делают речь не просто средством общения, а предметом и средством
познания культуры, средством создания произведений искусства, которые ложатся в
основу литературного наследия страны.
Изучением данной темы занимались такие отечественные ученые,
как Г.А. Богданова, В.В. Виноградов, Е.Н. Зарецкая, В.П. Ковалев, М.Р. Львов,
А.А. Потебня, Г.Н. Скляревская, Б.В. Томашевский, Л.П. Федоренко, Л.В. Чернец,
С.Г. Ясинская и др.
Однако в процессе обучения на уроках русского языка речевому
развитию уделяется явно недостаточно внимания. В частности, эстетический аспект
привлекаемых художественных текстов, на которых идет обучение, рассматривается
крайне редко, бессистемно, нецеленаправленно. Обращает на себя внимание, что в
практике работы школы изобразительно-выразительный аспект используемых на
уроках грамматики художественных текстов по сути дела игнорируется; слово
анализируется, как правило, только с точки зрения грамматики. Само по себе
использование художественного текста в качестве дидактического материала ещё не
приводит к развитию навыков оценки и употребления в речи выразительных средств
языка. Поэтому стоит отметить, что для этого необходима специально
организованная работа, направленная на развитие у школьников способности
оценить эстетическую ценность текста, объяснить языковые истоки его образности
и выразительности.
Объект
исследования – методика обучение русскому языку.
Предмет
исследования – работа над изобразительно-выразительными средствами речи в
системе уроков русского языка.
Цель
исследования – теоретически обосновать и разработать методические основы
работы над изобразительно-выразительными средствами речи в системе уроков
русского языка, а также разработать план-конспект урока русского языка.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть понятие об изобразительно-выразительных
средствах языка.
2. Выявить особенности изобразительно-выразительных
средств на уроках русского языка в современной школе.
3. Проанализировать методы и приемы работы над средствами
языковой выразительности в школе.
4. Проанализировать учебники русского языка по теме
исследования.
5. Разработать план-конспект урока русского языка.
Методы
исследования: анализ научно-методической и педагогической литературы по
теме исследования, синтез, систематизация, классификация, анализ, обобщение.
Теоретическая
значимость исследования заключается в обобщении понятия об
изобразительно-выразительных средствах языка, а также в уточнении особенностей
изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка в современной
школе.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что разработанные в исследовании
материалы, включая план-конспект урока, могут быть использованы учителями
русского языка.
Структура
исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам,
заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе
выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Рассмотрено
понятие об изобразительно-выразительных средствах языка. Можно сделать вывод,
что изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи,
в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.
Средства речевой выразительности крайне многообразны и делятся на такие
категории: фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом-лексемой),
синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением), фразеологические
(фразеологизмы), тропы (обороты речи в непрямом значении) изобразительные
средства.
2. Выявлены особенности изобразительно-выразительных средств
на уроках русского языка в современной школе. Изобразительно-выразительные
средства речи имеют важное значение в курсе изучения современного русского
языка. Они придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие,
привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Работа над
изобразительно-выразительными средствами художественной речи может проводиться
с 5 по 9 класс. Такая работа позволяет обучающимся сначала проводить наблюдения
над изобразительно-выразительными средствами языка, затем, пользуясь образцами,
включать их в свои творческие работы и, наконец, научившись пользоваться ими
свободно, вводить в собственную устную и письменную речь. Это позволяет решать
одни из основных задач современной языковой дидактики: обеспечение речевого развития
обучающихся и воспитание грамотного читателя.
3.
Проанализированы методы и приемы работы над средствами языковой выразительности
в школе. Можно отметить, что методы и приемы работы над средствами
художественной изобразительности обнаруживают свое многообразие и
разнотипность. Среди них можно отметить: приемы, направленные на формирование
учебно-языковых умений (опознавательно-аналитические, классификационные);
приемы реферативного плана; приемы описательно-обобщающего плана; приемы
сравнительного плана, проблемные вопросы и приемы исследовательского плана,
исполнение которых может предполагать организацию проектной или
проектно-исследовательской работы. Включение разнотипных заданий в содержание
урока по изучению изобразительно-выразительных средств языка в рамках
текстоориентированного и личностно-ориентированного подходов будет
способствовать появлению хорошего импульса к осуществлению самостоятельной
исследовательской работы данной направленности, а также повышению
познавательного интереса учащихся к данной проблеме, активизации их работы на
уроке в целом.
4. Проанализированы учебники русского языка по теме
исследования. Рассмотрены УМК: Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Бархударова
С.Г. и др., УМК Бабайцевой В. В., УМК Разумовской М. М., Львовой С. И., Капинос
В. И. Анализ предлагаемых заданий и упражнений в учебниках позволяет сделать
вывод, что все они способствуют формированию прочных знаний о лексике русского
языка. Изучение выразительных средств в средней школе на уроках русского языка
происходит без углубленного анализа. Даются краткие теоретические сведения с
практическими заданиями, направленными на нахождение выразительных средств в
тексте, почти в каждой теме одним из основных заданий является написание
сочинения с использованием выразительных средств, что, безусловно, положительно
влияет на развитие речи школьников.
5. Был разработан урок-повторение для учащихся 9 класса.
Данный урок направлен на обобщение и повторение пройденного материала за курс
5-9 классов. Урок включает восемь этапов и проводится с использованием разных
форм работы: индивидуальной, фронтальной, групповой. По итогам работы учитель
проводит обобщение полученных на уроке результатов, подведение итогов работы.
Также учащиеся вместе с учителем проводят рефлексию и уточняют, что понравилось
и не понравилось на уроке.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы работы над
изобразительно-выразительными средствами речи в системе уроков русского языка
1.1. Понятие об изобразительно-выразительных
средствах языка
Владеть речью – это значит уметь передать свою мысль возможно
более совершенным образом, передать, не только основное содержание, но и
тончайшие оттенки её. Одним из аспектов, находящимся в центре внимания
современной школы является деятельность школьника по усвоению языка, речевое
развитие и саморазвитие личности, формирование образности речи учащихся [53].
Стоит отметить, что выразительность и полнота речи связаны,
прежде всего, со словом, так как слово – это основная единица языка, самая
заметная и значимая, главный элемент художественного средства [55]. С помощью
слова можно не только назвать тот или иной предмет, его признаки, различные
действия, но и выразить самые разнообразные эмоции, ассоциации, позиции,
оттенки значения, показать, например, как говорящий оценивает предмет речи или
субъект речи. Чтобы у учащихся сформировалось правильное видение проблемы,
поступка того или иного человека, необходимо наиболее полно, наиболее красочно
описать с помощью выразительных возможностей языка ту или иную ситуацию.
Особое значение в этом процессе играет изучение изобразительных
средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма
осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения
языковых структур [2].
Работа с текстами обогащает словарный запас и грамматический
строй речи учащихся, способствует развитию связной речи. Особую значимость
имеют тексты художественного стиля, которые формируют у учащихся представление
об эстетических ресурсах языка (изобразительно-выразительных средствах,
стилистически маркированной лексике и т.д.), способствуют воспитанию языкового
эстетического идеала, развитию образности и выразительности речи, эстетических
и нравственных ценностей личности [5].
Художественный стиль как функциональный стиль речи
характеризуется набором специфических средств. Среди них использование языковых
средств других стилей, многообразная гамма стилевых окрасок, широкая и глубокая
метафоричность, образность единиц разных языковых уровней, динамизм,
эмоциональность, экспрессивность, ярко выраженная авторская индивидуальность.
Основной специфической чертой художественного стиля является
образность. Все остальные черты подчинены ей и служат для наиболее полного ее
выражения. Важную роль в создании образа в текстах художественного стиля играют
лексические, морфологические, синтаксические средства. Особую значимость
приобретают изобразительно-выразительные средства.
Т.А. Ладыженская подчеркивает, что
изобразительно-выразительные средства языка иногда сводят примы к так
называемым тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка
всех его уровней – начиная со звуков кончая синтаксисом и стилями. Даже
отдельный звук, не говоря уже о какой – то их комбинации, может оказаться в
речи выразительным [23].
В соответствии с анализом учебных пособий по русскому языку,
можно отметить, что изобразительно-выразительные средства языка – это
поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в
переносном значении [7].
При этом понятие изобразительно-выразительные средства основывается
не только на возможностях слова, как единицы конкретного языка, но и базируется
на ключевых универсалиях: изобразительности и выразительности [13].
По мнению Д.В. Ильиной изобразительность — это качество речи,
которое делает ее наглядной. Она основывается не только на понятийной, но и на
образной информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной).
Изобразительная речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с
оценочностью. Поэтому она лучше сохраняется в памяти [16].