Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Экономика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Пути повышения устойчивости нефтегазового баланса России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы повышения устойчивости нефтегазового баланса России 6

1.1. Понятие и структура нефтегазового комплекса 6

1.2. Формы и методы повышения устойчивости нефтегазового баланса 13

Глава 2. Анализ эффективности повышения устойчивости нефтегазового баланса России 22

2.1. Оценка состояния нефтегазового комплекса России 22

2.2. Меры, осуществляемые в сфере повышения устойчивости нефтегазового баланса России 31

Глава 3. Проблемы повышения устойчивости нефтегазового баланса России и возможные пути их решения 43

3.1. Проблемные аспекты повышения устойчивости нефтегазового баланса России 43

3.2. Направления оптимизации повышения устойчивости нефтегазового баланса России 56

Заключение 67

Список использованных источников и литературы 72

Приложения 78

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Нефтегазовый комплекс является одним из важнейших секторов экономики РФ. Одновременно, он на данный момент испытывает существенные ограничения, связанные с применением антироссийских западных экономических санкций. В этих условиях без выработки концептуальных основ и разработки действенного механизма управления в системе экономических, направленных на избежание угроз и минимизацию их влияния, достаточно трудно обеспечить эффективное функционирование и дальнейший рост нефтегазовой отрасли. При таких условиях вопросы защиты интересов отрасли в комплексе национальных интересов государства в сфере национальной экономической безопасности приобретают особый вес.

Нефтегазовая промышленность России является перспективной отраслью не только на просторах постсоветского пространства, но и в других частях мира. Нефтегазовая промышленность считается одной из составных частей российской экономики, что в определяющей мере обеспечивает как функционирование всех других отраслей, так и степень благосостояния нашего населения.

На сегодняшний день огромный вклад в развитие экономики страны вносит добыча полезных ископаемых, в частности нефти и газа. Топливные ресурсы решают и стратегически значимую задачу, которая заключается в обеспечении энергетической безопасности страны. Многие производственные отрасли прямым или косвенным образом зависят от ситуации, складывающейся на мировом газовом и нефтяном рынках.

Углеводородный потенциал РФ очень большой, о чем свидетельствует не только полное удовлетворение энергоресурсами внутренних потребителей, но и существенная доля экспорта.

В общих чертах структура состоит из таких направлений, как добыча, транспортировка до перерабатывающего предприятия и сама переработка. Добыча углеводородов-процесс, состоящий из предварительной разведки месторождения, бурения скважины и транспортировки добытых ресурсов до ближайшего места предварительной очистки. Первичная очистка заключается в удалении из нефтепродуктов воды, серных веществ и взвешенных частиц. Транспортировка сырья реализуется различными способами: трубопроводным, по воде, по железной дороге и автомобилями.

Степень научной разработанности темы. Проблематика данной работы была рассмотрена многими авторами, в том числе таким иностранным ученым, как Ергин Д. – одного из наиболее авторитетных в мире авторов книг об энергетике. Также, весомый вклад в изучение нефтяного сектора и его проблем внесли российские авторы Бодрова Е.В. и Филатова М.Н. , которые раскрыли суть государственной политики на современных этапах развития нефтяного сектора экономики, а также Линник Ю.Н., Афанасьев В.Я., Казак А.С. , которые рассматривали динамику мировых цен на энергоресурсы в зависимости от динамики валютного рынка.

Объект исследования – организационные, экономические и политико-правовые аспекты развития рынка нефти России.

Предмет исследования – направления повышения устойчивости нефтегазового баланса России.

Целью исследования является разработка предложений по повышению устойчивости нефтегазового баланса России.

Задачи исследования:

— раскрыть понятие и структуру нефтегазового комплекса;

— охарактеризовать формы и методы повышения устойчивости нефтегазового баланса;

— осуществить оценку состояния нефтегазового комплекса России;

— проанализировать меры, осуществляемые в сфере повышения устойчивости нефтегазового баланса России;

— выявить проблемные аспекты повышения устойчивости нефтегазового баланса России;

— определить направления оптимизации повышения устойчивости нефтегазового баланса России.

Методология исследования. В ходе написания данной работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, обобщения, а также исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и иные методы исследования.

Научно-практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в последующих научных разработках.

Структура работы включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В сегодняшней глобализированной экономике все аспекты так или иначе взаимосвязаны. Поэтому российский нефегазовый сектор как часть глобального рынка углеводородов является объектом влияния международных санкций. Влияние происходит не прямо, а опосредовано. Тем не менее, системный характер экономики обусловливает тесную взаимосвязь факторов в их влиянии на объект.

Отдельным аспектом комплексного влияния рисков на экономическую безопасность нефтегазового сектора являются международные санкции. О санкциях нельзя говорить только как о какой-то политической мере воздействия. В них имеется и коммерческая составляющая, которая заключается в ситуативной возможности перераспределения традиционных сегментов глобального рынка во всех отраслях. Это, в первую очередь, энергетический, и финансовый секторы, хотя спектр конкурентной борьбы, усиливаемой санкционным воздействием, более широк. Поэтому попыткам вытеснения России как конкурента на глобальных отраслевых рынках посредством санкционного давления следует противопоставить ценовую конкуренцию, используя заведомые конкурентные преимущества.

В этих условиях, на основании проведенного исследования влияния санкций на нефтегазовый сектор можно констатировать два концептуальных тренда, формирующие реакцию российского нефтегазового комплекса к санкционному влиянию: высокая адаптируемость и гибкость в диверсификации рынков сбыта; определенное противодействие, обусловленное тем, что, все же, ни российский газ, ни нефть на определенных сегментах глобального рынка заменить просто невозможно (так, практический весь европейский рынок, несмотря на увеличение доли СПГ, в ближайшей перспективе не сможет отказаться от российских поставок газа, и поэтому европейские потребители заинтересованы в успешной их реализации, несмотря на применяемую политику санкций).

Вместе с тем, данная ситуация составляет угрозу экономической безопасности российского нефтегазового комплекса по следующим причинам: необходимость противопоставлять конкурентоспособность (особенно то касается сбыта газа) российского нефтегазового экспорта определенному минимуму маржинальности продаж, что приводит к необходимости постоянной «борьбы за цены»; опасность снижения уровня рентабельности нефтегазового комплекса при выработке наиболее перспективных (легкодоступных) месторождений и превалировании нефте- и газодобычи из трудно извлекаемых месторождений (например, речь идет о сланцевых нефти и газе); существенные ограничения в поставках высокотехнологичного оборудования, которое сейчас получить практически невозможно ввиду жестких ограничений; сложность доступа к международному рынку заемного капитала ввиду санкционного «отсечения» российских нефтегазовых компаний от возможности получения более дешевых зарубежных займов, которая обусловливает необходимость привлечения капитала по более высокой процентной стоимости; практическая невозможность широкого создания консорциумов для реализации мегарпоектов, поскольку компании «западного» пула не имеют сейчас возможности участвовать в их создании.

Анализ материала, изложенного в настоящей работе, позволил сделать вывод о том, что в настоящее время система обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса РФ рассматривается специалистами как основа, которая определяет в конечном итоге эффективность деятельности НГК РФ в целом.

Поскольку трактовки понятия «система обеспечения экономической безопасности» в современной литературе различаются в широком диапазоне, в работе представлен подход к определению этого понятия как совокупность специфических отношений и регулирующих их институтов, способствующих созданию или сохранению условий, необходимых для эффективной реализации субъектом деятельности своих потребностей. В соответствии с определением, основными принципами формирования структуры являются рациональное и наиболее эффективное достижение целей и задач НГК РФ, а также адаптивность системы по состоянию внешней и внутренней среды субъекта деятельности.

Проведенный во второй главе дипломной работы анализ системы обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса РФ позволил выявить следующие ее недостатки:

• в системе государственного регулирования НГК РФ по большей части преобладают краткосрочные цели, которые вступают в противоречие с декларируемой стратегией развития национальной экономики;

• государство уделяет недостаточное внимание реализации стратегии инновационного развития нефтегазового комплекса РФ;

• правительство страны недостаточно обеспокоено проблемой совершенствования системы принятия решений о направлениях финансирования научно-исследовательских разработок (что приводит к торможению научно-технического развития российского НГК как передовой отросли экономики);

• недостаточно внимания оказано импортозамещению оборудованию для добычи и переработки нефти и газа;

• менеджментом предприятий нефтегазового комплекса РФ не создан эффективный комплекс превентивных мер по противодействию санкционным ограничениям;

• менеджмент предприятий отрасли не уделяет достаточно внимания кадровой политики;

• менеджмент предприятий не уделяет должного внимания усовершенствованию и разработке системы взаимной координации работ НГК;

• дефицит финансирования и слабая осведомленность компаний о возможностях поддержки со стороны государства.

Также были определены основные организационные и экономические факторы формирования структуры системы обеспечения экономической безопасности НГК РФ, что позволило оценить соответствие типа этой структуры условиям функционирования, целям и задачам организации.

По результатам анализа в третьей главе был сделан вывод о целесообразности внесения следующих изменений в действующую систему обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса РФ в условиях санкционных ограничений:

• создание механизма согласования краткосрочных целей и стратегии развития национальной экономики в системе государственного регулирования нефтегазового комплекса РФ;

• реализация перспективных проектов строительства, необходимых для улучшения международных отношений;

• разработка целевых функций и индикаторов, отражающих степень достижения целей и реализации государственной программы;

• создание механизма стимулирования производительности труда и внедрения инновационных продуктов в НГК;

• стимулирование развития инновационных проектов нефтегазового комплекса РФ;

• использование импортозамещения как инструмент минимизации отрицательных последствий от введения экономических санкций;

• укрепление позиционирования российских вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний на рынке ЕС.

• создание системы антикризисного управления, способной на основе предшествующего опыта (в том числе и зарубежного опыта) предупредить или минимизировать возможный ущерб от санкционных ограничений;

• разработка механизмов реализации стратегии инновационного развития НГК, основанных на активной интеграции государства и бизнеса;

• усовершенствование методов мотивации сотрудников и разработка новой системы мер и стимулов для закрепления персонала в отраслях НГК РФ;

• привлечение государственных инвестиций для развития нефтегазовых компаний.

При этом проведенное в заключительной части дипломной работы обоснование экономической эффективности предложений по совершенствованию системы обеспечения экономической безопасности НКГ РФ в условиях санкционных ограничений позволило прийти к выводу о целесообразности их практической реализации.

Как представляется, предложенные мероприятия по повышению эффективности системы обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса РФ в условиях санкционных ограничений будут способствовать ускоренному развитию реального сектора экономики и повышению темпов экономического роста страны в целом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы повышения устойчивости нефтегазового баланса России

1.1. Понятие и структура нефтегазового комплекса

Ни для кого не секрет, что Российская Федерация обладает одним из самых крупных во всем мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На сегодняшний день топливно-энергетический комплекс (ТЭК) можно смело назвать одним из важнейших для экономики нашего государства. Бесспорно, нефть самый обсуждаемый ресурс в мировой общественности, так как на основе его переработки человечество получает не только энергию в её чистом виде, но и топливо, медицинские и фармацевтические препараты, химические реактивы и так далее.

Более половины российской нефтедобычи сосредоточено в районе Урала и Западной Сибири. Стоит отметить, что отличительной чертой месторождений, сосредоточенных в этом районе, является достаточно быстрая выработка и поэтому нам необходимо развивать какие-либо альтернативные районы добычи .

История добычи нефти в промышленных масштабах началась в США в конце XIX века, когда ее свойства горения были восприняты по заслугам мировым сообществом – данное полезное ископаемое перерабатывали в керосин, который затем использовали в лампах и уличных фонарях, бензин же считался побочным продуктом нефтепереработки. Тем не менее началом истинного «нефтяного бума» можно считать XX век – время создания танков, век популяризации автомобилей, которые работали благодаря мазуту и бензину. Нефть стала стратегически важным продуктом для государств – такие страны как Англия и Германия перевели свой флот с угля на мазут, что делало корабли более быстрыми и маневренными.

Мы можем найти поставщиков нефти во многих странах, тем не менее некоторые из них более обделены «товаром», нежели другие. Страны на Ближнем Востоке, например Саудовская Аравия, Иран, Ирак и другие, реализуют внушительные объемы нефти и являются лидерами по экспорту сырой нефти в мире. США, Россия, Венесуэла также входят в этот список.

Организация стран-экспортеров нефти (далее – ОПЕК), в которую входят 14 нефтедобывающих стран Ближнего Востока и Африки, сейчас является основным поставщиком нефти и центром влияния на цены на нефтепродукты (см. Рис.1). Страны-члены ОПЕК добывают около 40 процентов мировой сырой нефти, экспорт нефти из стран ОПЕК составляет около 59,47% процентов от общего объема торговли нефтью на международном рынке. Такой большой кусок «нефтяного пирога» дает странам объединения власть над ценообразованием посредством изменения добычи сырой нефти. В частности, на цены на нефть часто влияют изменения в добыче сырой нефти из Саудовской Аравии, крупнейшего участника ОПЕК. На Рис.1 (Приложения) показана взаимосвязь цен от действий ОПЕК – чем ниже добыча, тем выше цена (отрицательная зависимость) .

Согласно данным отчетов ОПЕК, в 2018 году на долю ОПЕК приходилось 59,47% совокупного предложения нефти. Внутри группы лидером является Саудовская Аравия – 32% от добычи ОПЕК или 11,4% от мирового уровня (см. Приложение 1). На втором месте в ОПЕК находится Ирак (5,04% от мирового предложения), на третьем Иран (3,94%), далее Объединенные Арабские Эмираты (3,30%), Кувейт (3,04%), Нигерия (1,90%), Ангола (1,67%), Венесуэла (1,48), Алжир (1,15%), Ливия (1,06%), Эквадор (0,58%), Конго (0,35%), Габон (0,31%) и Гвинея (0,14%).

Среди остальных стран 27,06 % мирового предложения нефти принадлежит странам Организации Экономического Сотрудничества и Развития (Далее – ОЭСР), большую долю данного ранка занимает Северная и Южная Америки – 22,82%, из которых 16,77% — США. Россия отстает от США, отечественный экспорт сырой нефти составляет 11,46% от мирового. На Латинскую Америку приходится 5,22%, Африка – 1,53%. Европа и Китай поставляют по 3,84% нефти на рынок (см. Приложение 2).

В топ-10 стран по добыче нефти входят:

1. США

2. Саудовская Аравия

3. Россия

4. Канада

5. Китай

6. Иран

7. Ирак

8. ОАЭ

9. Бразилия

10. Кувейт

Мировое предложение нефти имеет тренд к постепенному увеличению. Так, в 2018 году предложение нефти на 17,37% превышало данный показатель 2006 года. До 2008 года предложение медленно увеличивалось, после чего в 2009 году во время мирового финансового кризиса нефтяные компании представили на рынок на 1,75% меньше нефти, чем в предыдущем году. В 2010 рынок начал восстанавливаться и рост производства составил рекордные 2,73%. В 2011 и 2012 годах предложение продолжало расти, замедлившись в 2013 году до 0,67%. В 2016 и 2017 годах рост также был не так значителен – 0,20% и 0,77%. Это можно связать с тем, что во время кризисов отрасль недополучила достаточное количество инвестиций, также на показатель повлияла политическая ситуация в мире .

Таким образом, несмотря на политические и экономические факторы, прослеживается четкая склонность нефтяных компаний наращивать объемы добычи нефти в долгосрочной перспективе.

Это объясняется как постоянным растущим спросом, рождаемым укреплением экономик и стремительным развитием развивающих стран, экономики которых требуют топливо как для промышленности, так и семейных автомобилей, дорог и пластиковых элементов быта.

Что касается запасов нефти в мире, здесь лидеры почти те же, что и в предыдущем списке: Венесуэла, Саудовская Аравия, Канада, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Россия, Ливия, США. По состоянию на 2018 год, изведанные запасы нефти составляли 1 579 149 миллионов баррелей .

Прежде всего следует отметить, что доказанные запасы нефти — это то количество нефти, можно извлечь в существующих экономических и политических условиях с использованием существующих технологий. Таким образом, это динамичный показатель, который может меняться, например, при изменении технологии нефтедобычи.

Россия обладает крупнейшими объемами запасов природного газа в мире. По данным Минприроды РФ, извлекаемые запасы природного газа составляют порядка 47,7 трлн куб. м. Этого хватит еще примерно на 100 лет при сохранении текущего уровня добычи. По объемам добычи газа Россия в 2021 г. находилась на 2 месте после США. Поступления от отрасли добычи полезных ископаемых являются важным элементом формирования бюджета РФ. По итогам 2021 г. доходы от продажи газа на экспорт составили порядка 4 трлн руб., что составляет примерно 16% в общих доходах федерального бюджета. Доля нефтегазового сектора в ВВП за последние 5 лет составляет порядка 15-21%.

Для отдельных регионов, в которых ведется основная добыча нефти и газа в России, добывающий сектор более значим – например, доля отрасли добычи полезных ископаемых в ВРП Ямало-Ненецкого автономного округа составляет 71%, а в Республике Саха (Якутия) – 44% . Экспорт составляет порядка трети добычи природного газа (включая СПГ), поставки на внутренний рынок – две трети. При этом доля экспорта в совокупном объеме выручки порядка 60%.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы